Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурный код

  • Типы глобальных культурных кодов

  • Уникальность культурного кода национальной культуры

  • Культурный код казахстанской культуры.

  • Материальная и духовная культура

  • Состав духовной культуры

  • Под материальной культурой

  • Технологическая культура

  • Культурное наследие

  • Лекция ТТДНГ. Лекции по Культурологии. Тема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура


    Скачать 206.44 Kb.
    НазваниеТема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура
    АнкорЛекция ТТДНГ
    Дата11.10.2022
    Размер206.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по Культурологии.docx
    ТипДокументы
    #727197
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 2. Семиотика культуры. Анатомия культуры
    Семиотика («знак; признак» - др.-греч.) – это наука о знаках и знаковых системах. Теорию знаков начали создавать ещё в античное время древнегреческие стоики. Основы самой науки были заложены в XIX американским философом и логиком Ч.Пирсом и швейцарским филологом и антропологом Ф.де Соссюром.

    Говорить о семиотике культуры – значит рассматривать знаковые средства культуры и трактовать культурные феномены как составленные с помощью этих знаковых систем средства «тексты», которые несут в себе определённую информацию. Содержание культуры находит своё выражение в языке, но не только в его обычном понимании (разговорном языке – казахском, русском, французском, китайском и т.д.), существуют и другие знаковые системы, способные передавать ёмкую информацию (язык жестов, нотная грамота, знаки дорожного движения, картографические знаки и т.д.).

    Языком в широком смысле называют не только разговорный, вербальный язык, но и любую систему знаков, используемых людьми в информационно-коммуникативных целях. Знаковые средства и накапливаемая с их помощью информация – необходимые компоненты любой культуры. Отсюда можно рассматривать культуру как мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе накапливается социальная информация. Такой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическим. В его основе лежат культурологические идеи, выдвинутые в работах Э.Кассирера, Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского и др. исследователей. В рамках этого подхода культура есть «надбиологическая» форма информационного процесса, которая принципиально отличается от информационных процессов у животных. Если у животных информация кодируется хромосомными структурами и нейродинамическими системами мозга, то в культуре хранилищами и каналами передачи информации становятся внешние по отношению к человеку структуры. Создавая идеи и знаковые системы, люди как бы отделяют их от себя и делают достоянием общественности. Эта информация копится веками и существует самостоятельно, внеличностно, становясь социальной информацией. Культура – это коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надындивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых (Ю.М.Лотман). Знаки и знаковые системы представляют собой «детали» этого механизма.

    Эрнст Кассирер (немецкий философ и культуролог) называл разнообразные сферы культуры «символическими формами» (язык, миф, искусство, религия, наука) и рассматривал их как самостоятельные образования. Он писал о трех этапах эволюции символических форм:

    1. Первая стадия названа миметической (от гр. «мимезис» - подражание).

    2. Вторую стадию Э. Кассирер назвал «аналогической». На этом этапе знаки не повторяют прототип, словно зеркальное отражение. Но и сходства с обозначаемым предметом он полностью не утрачивает. В знаке фиксируется какая-либо наиболее значимая, наиболее выразительная деталь, способная вызвать в памяти по ассоциации или аналогии целостный образ самого обозначаемого объекта.

    3. На последней стадии, «символической», сходство с обозначаемым предметом утрачивается полностью. В самом знаке никакой связи с тем, что он означает, обнаружить не удается. Знаки-символы абстрактны, поэтому понять, прочитать их можно только при условии знания их расшифровки. То есть необходимо специально обучаться их пониманию [13].

    Огромный вклад в развитие идей семиотики внесли советский культуролог, литературовед и семиотик Юрий Михайлович Лотман и представители его школы. По утверждениям Лотмана, упорядоченной знаковой системой для передачи информации выступает язык, который не сводится к своей звуковой или графической форме. Знаки являются «материально выраженными заменами предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе». Знаки он делит на «условные» (красный свет светофора, слово) и «изобразительные или иконические» (рисунок, дорожный знак и т.д.). Однако знаки существуют не сами по себе, а в системе других таких же знаков.

    Культурный код. Понятие кода - одна из основных «единиц» семиотики, вместе со знаком и символом, которая используется для раскрытия механизма порождения смысла любого сообщения. В культурологии понятие культурного кода используется в качестве ключа к пониманию культурной картины мира. Культурный код помогает расшифровать глубинный смысл культурных явлений (смыслов, знаков, символов, норм, текстов, ритуалов и т.д.) и помогает понять, что значат те или иные культурные феномены.

    Философия склонна видеть в этом понятии несколько определений: код — это знаковая структура; код — это система, правила упорядочения или сочетания символов, т.е. определенный способ структурирования; код — это строго «случайное», непредвиденное взаимообратное соответствие одного символа одному означаемому (У.Эко). В качестве наиболее близкого примера кода по смыслу ученые чаще всего приводят понятие «языка», т.к. язык являет собой определенный способ правильной и закономерной организации высказывания (Ф.Соссюр) [14].

    Типы глобальных культурных кодов. Различаются три типа глобальных культурных кодов: дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования.

    1. Дописьменный культурный тип. Он зародился еще в глубокой древности (о чём свидетельствуют шедевры древней живописи, открытые в пещерах Испании, Франции, России, почти во всех уголках земного шара). Пиктография - «рисуночное письмо» - являлась одним из культурных кодов дописьменной культуры. Это внеязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. Кодом данного культурного типа служат предметы быта, охоты, одежда, жилища, орудия труда и т.д.

    2. Письменный тип культуры. Его культурный код – книжность, т.е. особая письменная форма текста. Данный тип более, чем предыдущий, способствует накоплению культурного опыта, а значит, и развитию знания, и формированию разумного человека. Родина письма – Древний Восток. Наиболее древней считается письменность шумеров (народа, жившего в Междуречье). Шумерское письмо возникло более 5 тыс. лет назад. Письменность прошла в своем развитии несколько этапов:

    1) с развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности мыслетворчества, которые «предметное письмо», пиктография уже не могут выполнять, и тогда возникает идеография, т.е. «письмо понятиями» через иероглифы – условные значки, представляющие более емкую, простую схематизацию рисунка, в котором изображался не конкретный предмет, а абстрактное понятие. Например, знак солнца означал понятия «яркий», «свет», «день»;

    2) постепенно эти знаки стали передаваться клинообразными черточками, т.е. появилась клинопись, которая применялась на глиняных дощечках. После того, как на табличке выдавливалась нужная надпись, табличку обжигали на солнце или на огне, глина становилась твердой, и надписи сохранялись очень долго;

    3) фонетизация и слоговая система стали последующим этапом в развитии письменности. Фонетизация – это использование знаков для обозначения звуковой оболочки слов. Она характерна для всех словесно-слоговых письменностей.

    3. Экранный тип культуры. Он сформировался в начале XX в. Его культурным кодом являются компьютеризация, кинематограф, радио, телевидение. Экранная культура складывалась на основе компьютера с видеотехникой. Компьютеры несут с собой новый тип мышления и образования, характеризуемый быстротой и реактивностью. Многие ученые сегодня считают, что экранной культуре принадлежит будущее. Сейчас прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризованное и информационное общество людей, что таит в себе немало как негативных, так и позитивных тенденций [15].

    Уникальность культурного кода национальной культуры. Любая национальная культура имеет свой культурный код, представляющий собой отшлифованную веками исторического развития систему уникальных архетипов, образов и ценностей, характеризующих её идентичность, менталитет и духовно-нравственные установки. Именно культурный код, сформированный базовыми ценностями, определяет своеобразие национальной психологии, воплощенной в поступках и деятельности людей, в их жизненных позициях и стратегиях поведения. Он позволяет различать уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков.

    Неотъемлемым компонентом национального культурного кода являются мировоззренческо-идеологические установки, воплощенные в идеологической доктрине государства. Идеология играет важную роль в жизнедеятельности общества, так как она помогает индивидам и социальным группам определить цель и смысл развития человека и общества, стратегию различных сфер деятельности, найти наиболее приемлемые способы достижения намеченных целей. Она вызревает из исторического опыта народа, базируется на его ценностях и традициях, выражает его коренные интересы, определяет цели политики и пути ее реализации [16].

    Культурный код казахстанской культуры. В «Стратегии «Казахстан-2050» – Новый политический курс состоявшегося государства», Н.А.Назарбаев, возлагая особую ответственность за реализацию нового стратегического курса на казахский народ (как государствообразующую нацию), сконцентрировал внимание на том, что адекватный ответ вызовам времени можно дать только при условии сохранения культурного кода нации (языка, духовности, традиций). Исторический опыт показывает, что незнание культуры народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи времён, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. Поскольку именно молодёжи предстоит сделать наше общество конкурентоспособным, успешным, необходимо уделять её воспитанию большое внимание, а также для сохранения культурного кода нации важно способствовать духовно-нравственному возрождению всего народа.«Если нация теряет свой культурный код, то разрушается и сама нация. Только достойная история, память о славных предках помогут нам преодолеть трудности грядущего времени» [17].

    Направления воспитания вышеперечисленных качеств заложены в национальной идее нашего государства - «Мәңгілік Ел»:

    1. Формирование высокого уровня национального самосознания и национального духа как его основы посредством глубокого погружения в национальную культуру казахского народа, важнейшими компонентами которой являются история, язык, обычаи и традиции и другие национальные ценности.

    2. Формирование у представителей государствообразующей нации осмысленного отношения к своим собственным национальным корням, к истории становления и развития своего народа в единстве и взаимосвязи с его прошлым, настоящим и будущим.

    3. Развитие и укрепление духа нации, духа единения как главного двигателя истории и развития судьбы народа Казахстана: чем сильнее дух народа, тем выше перспективы его государственности.

    4. Развитие готовности к активному освоению казахского языка как государственного, как базового элемента национального самосознания, стержня духовности и единения казахского народа, всех народов и народностей, проживающих на казахской земле, как основы развития духа нации в целом.

    5. Развитие уважительного отношения к традициям, обычаям, национальной культуре и истории народов и народностей, находящихся в совместном проживании, основанного на лучших традициях казахского народа (гостеприимстве, внимании и заботе ко всем людям, толерантности).

    6. Развитие осознанного отношения к формированию в себе: высокого уровня национального достоинства, патриотизма и гражданственности, толерантности и гуманизма, готовности к межэтническому, межконфессиональному и межкультурному диалогу [18].

    Таким образом, основа любой культуры – национальное самосознание, отражающее историю народа, его прошлое, настоящее и видение будущего. Духовное ядро казахстанской культуры нужно постоянно укреплять, потому что ее формы должны передаваться непрерывно, из поколения в поколение. Культурный код нации может развиваться и передаваться только через сохранение самого ценного, что есть у любого народа – язык, традиции, мировоззренческие основы, благоприятное отношение нации к внешнему миру, с его постоянно развивающейся культурой и историей.

    В условиях стремительной глобализации национальные культурные коды позволяют поддерживать идентичность каждого народа, и вместе с тем – создавать новую культурную реальность, которая соединит в себе многообразие и уникальность, опираясь на общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы.

    Анатомия культуры. Пространство культуры – это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом. К ним относятся и отдельные явления культуры, и их различные комплексы, и группировки, и, наконец, целые культурные миры - национальные культуры, наднациональные культурные общности, цивилизации. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда – многообразие культур и форм культурного развития. Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного. Сколь многообразно человечество, столь многообразно и культурное творчество, и развитие. В силу этого постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

    По аналогии с физическим пространством в пространстве культуры тоже можно выделить три измерения. Этими измерениями служат три основных типа смыслов, содержащихся в социальной информации: 1) знания, 2) ценности, 3) регулятивы. Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»: 1) «когнитивная» (от лат. cognitiо «познание»), 2) «ценностная», 3) «регулятивная». Расположенные в этом трехмерном пространстве культурные феномены группируются в комплексы и системы. Будем называть различные конфигурации феноменов культуры культурными формами человеческой жизнедеятельности (или формами культуры) [19].

    Культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны. Рассматривая пространство культуры в масштабах всего человечества, можно выделить в нем относительно автономные области — национальные культуры, региональные культуры, многообразные цивилизации. Это наиболее крупные типы культурных форм. Внутри них исторически образуются разнообразные культурные формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» их пространства. В составе национальной культуры, например, сохраняется «подобласть» этнической культуры. На современном этапе в каждой достаточно развитой культуре вычленяются, как ее особые формы, массовая и элитарная культура.

    Необходимо подчеркнуть, что все культурные формы и феномены взаимосвязаны между собой, однако, каждая культурная форма занимает свою «нишу» в общем пространстве культуры, т.е. место, где создаются и функционируют феномены культуры, относящиеся к этой форме, где протекает деятельность людей с этими феноменами. В каждой культурной форме воплощаются какие-то специфические смыслы - знания, ценности, регулятивы. Культурная форма деятельности возникает и существует потому, что она удовлетворяет потребности людей в этих смыслах.

    Материальная и духовная культура. Всё многообразие форм культуры, созданных человеческим обществом, условно можно разделить на духовные и материальные, что соответствует двум основным видам производства – материальному и духовному.

    Духовной культурой называют деятельность людей, направленную на духовное развитие как самого человека, так и общества в целом. Это создание идей, знаний, духовных ценностей (образов общественного сознания). Она включает в себя такие культурные формы, как наука, искусство, философия, религия, мораль, право, политика. Это также человеческий опыт, выраженный в таких областях, как: мифология, традиции и обычаи народов, воспитание, просвещение, образование и т д.

    Состав духовной культуры:

    • религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

    • нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

    • правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

    • политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

    • педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

    • интеллектуальная культура (философия, история, наука).

    • художественная культура (прикладное искусство или дизайн (насчитывает более 400 видов; «чистое» или «изящное» искусство (традиционно выделяют 7 видов искусств: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф) [20].

    К понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр. Рассмотрим более подробно некоторые из форм духовной культуры.

    Миф считают зародышем всей духовной культуры. В нём способ человеческого бытия и мироощущения целиком основан на смысловом породнении человека с миром. Человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ. Миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы. Миф вечен, так как мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они часто не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют характерную для мифов наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания. Изучением мифа как формы культуры занимались Гегель, Фрейд, Юнг, А.Ф. Лосев и др. учёные.

    Религия также является духовной формой культуры. Это цельная мировоззренческая система. Пытаясь охватить все стороны человеческой жизни, она исходит из позиций иррационального – божественного происхождения мироздания. Отсюда происходят и утверждения о божественном управлении миром. Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от сверхстихийных сил и страстей. Ранние формы религиозных верований – это: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, шаманизм. Буддизм, христианство и ислам являются монотеистическими религиозными учениями, которые исповедуют большинство жителей земли.

    Нравственность как форма культуры возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы – долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив, как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

    Философия стремится выразить мудрость в формах мысли. Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих её критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культуры и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

    Наука как форма духовной культуры имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслять место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

    Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создаёт для человека «вторую реальность» – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение в нём составляют одну из важнейших потребностей человеческой души. Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях. Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

    В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.

    Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция – музыка и литература.

    Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, театральное искусство, киноискусство.

    Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

    Под материальной культурой понимают совокупность предметов, устройств, сооружений, то есть искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «Второй природой». Каждая цивилизация творит свою материальную культуру, выраженную в конкретных материальных ценностях и артефактах.

    Выделяют:

    • продуктивно-предметную составляющую материальной культуры, или, собственно, артефакты - искусственно созданные человеком и используемые им природные объекты;

    • технологическую составляющую материальной культуры - процессы, средства и способы создания и использования предметного мира.

    • физическую культуру человека (физкультура, спорт, гигиена, красота, здоровье).

    Материальная культура рассматривается на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций. Описание материальной культуры народа должно отражать её особенности в следующих аспектах:

    1) в диахронии от древнейших времен до современности;

    2) в разных этнографических районах и у локальных групп населения;

    3) у разных отраслей материальной культуры;

    4) у различных социальных слоев населения;

    5) во взаимосвязях с культурой других народов и тому подобное [21].

    Материальная и духовная культуры тесно взаимосвязаны и одна без другой существовать не могут. Наиболее ярко эта взаимосвязь проявляет себя в технологической культуре.

    Технологическая культура включает в себя знания и регулятивы (смыслы), с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это ее смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторона - знаковый материал, в котором кодируются, объективируются ее смыслы.

    Технология человеческой деятельности, в отличие от деятельности животных, не дана человеку «от природы», а представляет собою культурное явление. Ниша, занимаемая ею в культурном пространстве, — это область технологической культуры. Понятие «технология» в традиционном, более узком смысле используется для обозначения организации какого-либо производства («конвейерная технология», «технология машиностроения»). Но это понятие исторически изменяется и приобретает все более широкое значение. Здесь оно используется в современном, наиболее общем смысле.

    Технологическая культура, проникая во все области культурного пространства, остается всюду лишь поставщицей средств и способов решения их собственных задач.

    В ходе истории технологическая культура эволюционирует от мистики к рациональности. Если в первобытные времена она строилась на когнитивных (лат. cognitio «знание», синоним слова - познание) парадигмах житейского и мистического знания, то в дальнейшем она все больше тяготеет к опоре на рациональное мышление. А с XVII-XVIII веков она полностью переходит к когнитивным парадигмам рационального типа. Иррациональные и мистические верования становятся ей чуждыми и неприемлемыми, она отбрасывает всяческие мифологические и религиозные упования на «нетехнологические» — не подлежащие рациональному объяснению — чудеса. Современная технологическая культура насквозь рациональна и вносит рациональность во все ветви культуры, пользующиеся ее услугами. Те, кто склонен к мистике и иррационализму, могут обличать «бездушие» и «бесчеловечность» современной технологической цивилизации. Однако становится все более очевидным, что развитие технологической культуры не обязательно наносит ущерб другим ее областям. Она должна быть и может быть поставлена на службу духовной и социальной культуре и что не от науки и не от техники, а от общества, от воли людей зависит, будут ли наука и техника использованы на зло или на благо человечеству.

    Следует отметить, что материальная и духовная культуры обладают своей «специализированной» смысловой и символической системой и в каждой из них, по-своему, выражается суть человеческого бытия. При этом, как отмечалось выше, духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

    Культурное наследиекультурные универсалии. Материальная и духовная культуры напрямую связаны с понятием «культурное наследие». Это те культурные формы, выраженные либо в духовном, либо в материальном воплощении, выдержавшие испытание временем и переданные следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Наследие – важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов.

    В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, свойства, присущие всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии отличаются сравнительным единообразием своих черт у самых различных народов. Большинство культурных универсалий порождено схожими биологическими и социальными потребностями людей, что вытекает из единства их физических и психических характеристик.

    Американские антропологи выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур, среди них: возрастная градация, календарь, приготовление пищи, этика, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, число, личное имя, религиозные ритуалы и др. Так, картотека «общекультурного обозрения» Йельского университета построена в соответствии с такими категориями, как «брачные церемонии», «кризисные обряды», «запреты инцеста» и т.д., 75 подобных культурных универсалий обнаружено в 600 проанализированных и изученных локальных культурах [22].

    Как уже отмечалось, культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Также принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта