Главная страница
Навигация по странице:

  • Казахская культура в контексте глобализации Глобализация и проблема самоидентификации этнорегиональных культур.

  • Основные тенденции и направления современного искусства Казахстана.

  • Культурный код казахского народа. Проблема сохранения культурного кода казахской нации.

  • Казахская культура в контексте глобализации.

  • Молодежная субкультура и проблемы духовных, моральных, эстетических и религиозных ценностей.

  • Лекция ТТДНГ. Лекции по Культурологии. Тема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура


    Скачать 206.44 Kb.
    НазваниеТема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура
    АнкорЛекция ТТДНГ
    Дата11.10.2022
    Размер206.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по Культурологии.docx
    ТипДокументы
    #727197
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 7. Казахская культура в контексте современных мировых процессов. Казахская культура в контексте глобализации
    Глобализация и проблема самоидентификации этнорегиональных культур. Сегодня многие ученые с тревогой пишут и говорят о том, что во второй половине ХХ столетия глобальные проблемы современности встали совершенно по-иному. Как известно, вся история человечества представляет собой историю возникновения и исчезновения культур разных народов. При этом исчезновение культур происходило и происходит в результате процессов аккультурации и ассимиляции, когда технологически более развитые культуры вытесняют или поглощают менее развитые в технологическом плане культуры. Поэтому в настоящее время сохранение культурного своеобразия, идентичности оценивается как высшее достижение цивилизации. Культура суть форма исторической памяти; она - коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного опыта данного общества. Идентификация, идентичность – понятия, отражающие важные аспекты жизнедеятельности человека как социального субъекта. Генезис идентификационных процессов носит общественный характер. Индивид может выступать субъектом для себя лишь в том случае, если в то же время он предстает объектом для другого. Отношение к самому себе формируется у него через отношение к нему других и наоборот. Особенно острыми и неоднозначными идентификационные процессы становятся в условиях исторических разломов, переломных эпох в жизни народов. Именно такой период переживает сегодня Казахстан.

    Особенность кризиса современных идентификационных процессов состоит в том, что утерян контроль не только над процессами, происходящими в масштабах всего общества, но и над воспроизводством и конструированием значительной части индивидуальных и групповых идентичностей. Во-первых, существенным следствием преобразовательной политики в Казахстане стала маргинализация большей части населения страны. Во-вторых, сокращение господдержки культуры, искусства, науки, высшего и среднего образования, медицины вызвало процесс пауперизации основной массы работников умственного труда, весьма ощутимое падение их престижа и социального статуса. В-третьих, происходит изменение характера социальной мобильности в результате того, что общество становится более открытым. В-четвертых, изменение структуры общественного сознания с неизбежностью влечет за собой перемену духовно-культурных ориентиров общественного развития, появление новых ценностных критериев. В-пятых, намечаются контуры становления новой системы социальной и этнической стратификации, которая в своем завершенном виде сформирует и целостную ресурсную систему идентификации [66].

    Основные тенденции и направления современного искусства Казахстана. Искусство и мысль второй половины и конца ХХ века прилагали огромные усилия, чтобы сконструировать себя в качестве радикально новой картины мира. Эти многообразные направления и тенденции в науке и искусстве получили название постмодерна, постструктурализма. В них очевидно желание реализовать себя в качестве «культуры» и «природы». Во многом кризис современной культуры можно назвать кризисом методологическим. Его наиболее характерное следствие – всеобщая неудовлетворенность состоянием культуры, высказываемая как самими творцами искусства, так и его потребителями. Последнее выражается в низком зрительском интересе к произведениям отечественной культуры. В чем истоки такого положения? Отвечая на этот вопрос? Редактор газеты «Искусство Алматы» З.Ержан пишет: «В частности, в осознании двойственности, маргинальности нашей культурной ситуации, трактуемой сейчас многими как безнадежно провинциальной» [67]. Становление современной казахской культуры было противоречиво. В годы тоталитаризма она формировалась по принципу заимствования – переноса на местную почву видовой и жанровой типологии европейского искусства. О том, что пик кризиса казахской духовности уже миновал, говорят многие факты сегодняшнего искусства, хотя этого нельзя сказать о культуре в целом. Идут острые дискуссии о современных процессах на телевидении, на страницах газет. Это необходимый обмен мнений; его содержание и уровень свидетельствуют о том, что наше культурное бытие – не химера; оно обретает реальные очертания цвета, звуки – свою пластику [68, с.115-116].

    В 1989 году в Алматы произошло событие, ознаменовавшее кардинальный поворот в искусстве Казахстана: впервые в истории Государственного центрального музея им. А.Кастеева коллективная выставка молодых и малоизвестных художников, подготовленная по инициативе молодого заместителя директора музея – Тогжан Дюсекеновой. Выставка – «художественное дитя нового времени», получила символическое казахское имя «Алуан - алуан» (многоцветие). Она возвестила о стремительном выходе нового поколения художников. Знакомство с американскими художниками положило начало диалогу двух культур, продолжилось участие в выставках в Санкт – Петербурге, Бишкеке, работы по глобальному проекту «Художники – номады ХХI века. «Алуанцы» представляют сегодня творческую общественную организацию «Мост». Возглавляет «Мост» Кадыржан Хайрулин. «Мостовцы» — это Г.Маданов, Т.Асылбеков, Ш.Гулиев, А.Осипов, А.Хайрулина, А.Беккулова, А.Есенбаев, Н.Дамбаев. В творческом арсенале Галыма Маданова – участие во многих международных выставках, в том числе, в выставке «40 лучших художников мира» (ЮНЕСКО, штаб-квартира в Париже, 1995).

    Как бы спонтанно и неожиданно появилась в конце 1980-х годов в кинематографе «казахская новая волна». По времени ее начало совпало с приходом выпускников режиссерской мастерской Сергея Соловьева – Ардака Амиркулова, Дарежана Омирбаева, Рашида Нугманова, Серика Апрымова, Абая Карпыкова, но «новая волна» — это не только они [69]. Это в целом генерация молодых казахстанских кинематографистов: Ермек Шинарбаев, Талгат Теменов, Аманжол Айтуаров, Тимур Сулейменов, Калыбек Салыков и др. Наши кинематографисты завоёвывают награды на престижных европейских, азиатских и американских кинофестивалях, лучшие ленты получают прокаты за рубежом. На Канском фестивале 1998 года фильм Дарежана Омирбаева «Килер» демонстрировался вне конкурса, он получил приз «за особый взгляд» [68, с.117- 118.].

    Культурный код казахского народа. Проблема сохранения культурного кода казахской нации. Культурный код – ключ к пониманию данного типа культуры: это – уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков, закодированная в некоей форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Культурный код нации формируется одновременно с национальной идентичностью, истоки его находятся в недрах антропологического единства человечества, пракультуры и праязыка, имеющих универсальный характер. В процессе развития универсального культурного кода из него вычленяется культурный код нации, который приобретает черты сложного механизма, направленного на сохранение идентичности в условиях социально-культурной динамики, межкультурной коммуникации. Поэтому можно сказать, что культурный код нации формируется из множества самых разнообразных сочетаний и конфигураций – государственных, социально-экономических, художественных, ментальных и других. Воплощенный в национальном сознании и ценностях, культурный код нации становится тем связующим звеном, который объединяет мир и человека, прошлое-настоящее-будущее в координатах этничес­кого пространства и времени.

    Использование же современных информационных, сетевых ресурсов и технологий приводит к глубокой трансформации общественного сознания. Поэтому на гармонизацию двух векторов развития, сохранение идентичности и интеграционности – направлены цели и задачи программы «Рухани жаңғыру». Для этого важно сох­ранить весь корпус культурного наследия и создать механизмы для его развития на основе современных информационных технологий с учетом модернизации общественного сознания. Этому должно способствовать безусловное внедрение казахского языка во все внутрикультурные и межкультурные коммуникационные процессы. Сохранение и дальнейшее развитие национального культурного кода возможно на основе широкого распространения казахской традиционной музыки как одного из самых значимых видов искусства, кодифицирующих на сознательном, подсознательном и бессознательном уровне общественное и индивидуальное сознание, и, одновременно с этим, путем расширения межкультурной коммуникации как внешней среды бытования национального кода казахов. Говоря о сохранении национальной идентичности, Н.А.Назарбаев подчёркивал: «Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды - одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами» [70]. Культурный код нации выступает ключом к пониманию данного типа культуры, так как вбирает в себя уникальные культурные особенности, передающиеся от предков. Культурный код определяет народную психологию, сознание. В мировой истории в соответствии с эпохой, политикой государства и уровнем культуры роль социокультурных кодов трансформируется, но сохраняются их самобытность и национальные черты. Культурный код народа Казахстана оригинален и своеобразен, как самобытны культура и литература населяющих нашу республику этносов.

    Культурный код народа Казахстана отражается в современной литературе и искусстве. Казахстан - общая Родина для всех, кто живет на этой земле. И самое важное в этом процессе – сохранение независимой государственности как институционального ресурса национального культурного кода [71]. Депутат Мажилиса Парламента РК Маулен Ашимбаев сказал: - «В основе национального кода любой страны лежат язык этого народа, его культура, традиции и религия. Уникальная комбинация этих элементов создает неповторимый национальный код любого народа. Эти факторы также влияли на формирование национального кода нашей страны. Даже при поверхностном анализе, мы можем говорить о том, что наш национальный код не включает радикализм, религиозный экстремизм. Напротив, наш национальный код включает такие элементы, как религиозная толерантность, гибкость, уважение других этносов и других религий, а также открытое сознание» [72]. В мировой практике немало государств, которые в центр работы по формированию национального кода всегда возводили Отечественную историю. Например, японцы еще в XVI веке назвали свою страну «Страной восходящего солнца», вокруг этой идеи была широко развернута образовательная, идеологическая, воспитательная и духовная работа, в центре которой стоит знание истории Японии. С целью формирования генетического кода нации, народа, общества китайцы в XVII веке дали своему государству неофициальное, народное название «Страна поднебесья». Вся работа во имя этой цели по сегодняшний день концентрирована вокруг истории Китая. «Вечный Рим», «Страна утренней свежести», «Азиатские тигры», «Туманный Альбион» – все это идеалы идеологии консерватизма, конфуцианства, протестантизма, христианской демократии по достижению национальной идентичности были реализованы на основе истории Отечества. Что выиграли эти народы, которые веками оберегали святость своей Отечественной истории, строили и строят вокруг нее всю воспитательную и образовательную работу? Они достигли высокого уровня патриотизма своего народа, укрепили общественно-государственную идентичность, сформировали генетический национальный код [73].

    В настоящее время в культурной политике многих стран происходит смена приоритетов, а именно: имеет место переориентирование с модели ассимиляции на мультикультурную модель, характеризующуюся тем, что индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам. Эти же процессы мы наблюдаем в современном Казахстане. Однако сохранение культурного кода нации является важной и приоритетной задачей в культурной политике нашей страны.

    Генетический код нации – понятие многосложное, включающее в себя и государственные символы Казахстана. Государственный флаг. Главным его элементом является его светло-голубой цвет. Это – цвет неба и воды, чистоты. Государственный герб также обладает богатством образа. Его основу занимают ведущие элементы юрты – дома кочевника, его местопребывания, с которым связана вся жизнь кочующего населения. Государственный гимн тоже несет в себе маркеры генетического кода нации.

    Казахская культура в контексте глобализации. Глобализация — это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации. Глобализация, сущностной основой которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни – экономику, политику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и межконфессиональные отношения. Глобализацию можно назвать процессом тотальной интеграции.

    Процесс глобализации характеризуется следующими основными аспектами:

    1. интернационализацией, что, в первую очередь, выражается во взаимозависимости;

    2. либерализацией, то есть устранением торговых барьеров, мобильностью инвестиций и развитием интеграционных процессов;

    3. вестернизацией — экстраполяцией западных ценностей и технологий во все точки мира;

    4. детерриторизацией, что выражается в активности, имеющей транснациональные масштабы, и уменьшении значимости государственных границ.

    Все эти явления имеют место в процессах мирового культурного развития. Каждая культура отражает опыт «вживания» (бытия), отношение отдельных этносов к окружающему миру. Кроме того, для многих малых народов утрата своей культуры, жизнь вне своей культуры означают вырождение, гибель. Однако в последнее время страны западной демократии все чаще накрывают мощные волны национальной нетерпимости. Лидеры ультраправых националистических движений и партий с каждым годом набирают все больше число голосов избирателей. Во Франции националистические призывы Ле Пена находят все больше число сторонников или «тихо» сочувствующих среди «коренных» французов. В Голландии кипят страсти национализма и расизма. Представители разных этносов противятся сознательно или подсознательно процессам унификации всех сторон жизни, которые несет глобализация [74]. Однако, как бы то ни было, многие считают, что процессы глобализации имеют много положительных сторон: дескать, более «отсталые» в технологическом плане культуры «подтягиваются до уровня более «развитых» и формируется одна общечеловеческая цивилизация».

    На большей части мира формируется универсальная культура потребления. Дух неограниченного потребления охватил практически все человеческое сообщество, и, как писал А.Швейцер, «абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью» [75]. В результате резко снижается ценность человеческого существования. Генерируемая на Западе жизненная философия, опирающаяся на силу, конкуренцию и самоутверждение, прославляющая линейный прогресс и неограниченный рост, привела к социальному, экологическому и моральному кризису. Стало очевидным, что препятствия прогрессу находятся не в сфере технологий, а в сфере, которую можно отнести к человеческой природе. Если сначала цель культуры виделась в «улучшении природы» для «улучшения жизни», то постепенно она, под влиянием глобальных проблем современности, начинает осознаваться как необходимость улучшения природы человека для сохранения жизни.

    Сегодня возникают новые мировоззренческие и ценностные ориентации, в основе которых лежат критика рационализма, техницизма, а также антисциентизм, тенденции тяготения к ценностям восточных культур. В настоящее время процессы глобализации повсеместно вызывают: с одной стороны, волны национализма; с другой стороны, повышаются роль совместных усилий людей. Осознанию общности судьбы должна способствовать объединительная идея, на роль которой выдвигались и выдвигаются такие идеи, как: 1) идея гражданского общества; 2) казахская национальная идея; 3) идея евразийства; 4) идея «экологического возрождения» - и т.д. Думается, на данном этапе наибольшим потенциалом обладает идея общечеловеческих ценностей, что связано с современными социокультурными реалиями Казахстана [74, с.129-138]. Так, в сентябре 2000 г. главы государств и правительств приняли Декларацию тысячелетия ООН, где своей главной задачей они объявили «обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира» [76].

    Источник устойчивого развития человечества заключен в разнообразии и многообразии культур. «Наше культурное разнообразие, - говорится в Хартии Земли, провозглашенной ООН, - является ценным наследием, и различные культуры найдут свои собственные пути к реализации своего видения устойчивого образа жизни» [77]. Человечество должно расширить глобальный диалог, инициированный Хартией Земли, так как нам надо многому научиться друг у друга в поисках истины и мудрости. Мы должны найти гармонию между разнообразием и единством, индивидуальной свободой и общественным благом, краткосрочными планами и долговременными целями. Как видно из всего вышеописанного, глобализация – процесс многомерный: она вовлекает в свою орбиту самыми разными способами и средствами. Глобализация превратилась в форму обезличивания практически всех культур. Она не считается со специфическим мировоззренческим содержанием национальных культур. Сегодня, культура должна быть осмыслена в качестве решающего аспекта глобализации, а не простой реакции на экономическую глобализацию. При этом не следует считать, что глобализация культуры – это установление культурной однородности во всемирном масштабе. Этот процесс включает в себя культурные столкновения и противоречия. Конфликты и столкновения различных культур и цивилизаций – главный фактор современного многополярного мира [78].

    Молодежная субкультура и проблемы духовных, моральных, эстетических и религиозных ценностей. Под молодёжной субкультурой в целом понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Безусловно, молодёжная субкультура отличается от культуры людей других возрастов, но и сама она отнюдь не едина. Следует говорить, скорее, о совокупности молодёжных субкультур - со своими ценностями и оригинальной системой мировоззрения, которая находит отражение в образцах поведения и в оригинальных имиджах [79].

    Молодёжная субкультура рассматривается неоднозначно: как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых. Феномены молодежных субкультур долгое время рассматривались в науке как девиации, т. е. отклонения от нормы, а сами субкультурные сообщества - как угроза позитивной социализации подростка. Однако современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят весьма терпимый характер. Акцентируется внимание в первую очередь на социализирующую функцию молодёжной субкультуры. Субкультура интерпретируется как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира [80].

    Результаты изучения ценностных ориентаций молодых людей современного Казахстана, полученные в рамках проекта Научно-исследовательского центра «Молодежь» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, в октябре - ноябре 2012 г., показывают следующие особенности. Объем выборочной совокупности составил 1200 человек. Доля респондентов-казахов составила 82,1%, русских - 15%, представителей других этносов - 2,9%; среди них девушек - 59,9%, юношей - 40,1%; в выборке превалирует молодежь с высшим и средним специальным образованием. Респондентам был предложен список из 21 наименования ценностей с просьбой выбрать из них только пять наиболее важных. Иерархию ценностей молодежи возглавили счастливая семейная жизнь (64,2%,) и здоровье (60,3%); затем идут саморазвитие (37,4%), любовь (33,3%) и дети (32,3%); замыкает рейтинг ценностей познание (8,7%), общественное признание (6,2%), развлечения (5,7%), красота природы и искусства (2,7%). Как видим, семейные ценности оказались лидирующими в первой пятерке - вероятно, здесь сказывается влияние традиционных ценностей казахского народа. Широкая распространенность расширенной семьи и многодетности в стране, видимо, определяют высокую степень воспроизводства системы национальных ценностей как основы мировоззрения молодых казахстанцев [81]. Несомненно, материальные ценности являются значимыми и актуальными для каждого человека, так как все желают обеспечить достойную и материально обеспеченную жизнь своей семье. Вместе с тем, без духовных ценностей мы рискуем получить эгоистичную молодежь, которая ничем не объединена. Идеология во все времена служила обществу, развивая групповую идентификацию у людей, предлагая систему ценностей. Именно посредством идеологии гражданин страны усваивает адекватную своей стране систему духовно нравственных ценностей, а не направленную против нее. Принятие идеалов, норм поведения, является прививкой духовно нравственных ценностей, что в свою очередь, представляется важным механизмом жизни общества [82]. Возможно, доминирование демократических ценностей в период отсутствия идеологии в Казахстане после перестройки сформировало в сознании молодого поколения отрицательное отношение к религии. Нельзя забывать, что именно на религиозных началах воспитываются основные духовно-нравственные ценности: нравственность, добро, любовь к родине и привязанность к семье почитание старших и т.д. В идеологии и молодежной политике государства, главенствующая роль также должна быть отведена формированию духовно- нравственных ценностей. Мы не можем скрыть тот факт, что сегодня сознание молодежи атакуют вредные компьютерные игры, на телевидении широко распространены ток-шоу без смысла и содержания, есть проблема наркомании и многие другие, которые ориентированы особенно на молодых людей, и под воздействием которых, именно молодые люди меняют свое отношение к своей стране, семье, религии и традициям своего народа. При этом наибольшую озабоченность вызывает усиление деятельности деструктивных сект и культов нового поколения. Как отмечают в своей статье Асанбаев М. и Умирзакова Л. по состоянию на 2009 г. «в Казахстане действуют 3693 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. При этом 16% казахстанцев являются верующими, постоянно практикующими религиозные обряды. 75% граждан причисляют себя к разным вероисповеданиям, но не совершают регулярно религиозные обряды. Почти 10% считают себя атеистами и агностиками» [83].

    Таким образом, культура предстает как коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного опыта данного общества. Идентификация, идентичность – являются понятиями, отражающие важные аспекты жизнедеятельности человека как социального субъекта. Культурный код нации, воплощенный в национальном сознании и ценностях, становится тем связующим звеном, который объединяет мир и человека, прошлое-настоящее-будущее в координатах этнического пространства и времени.

    Глобализация, сущностной основой которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни. Это процесс тотальной интеграции, включающий в себя культурные столкновения и противоречия. Что касается молодёжной политики, то здесь государство должно уделять пристальное внимание формированию её духовно-нравственных ценностей.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта