Главная страница
Навигация по странице:

  • Номадическая культура и искусство кочевых племен

  • Устное народное творчество кочевников

  • Номадизм и типология номадической культуры.

  • Культурное наследие прототюрков. Гуннский период развития номадической культуры в Казахстане

  • Образ Атиллы в искусстве

  • Древнетюркская цивилизация и ее особенности.

  • Лекция ТТДНГ. Лекции по Культурологии. Тема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура


    Скачать 206.44 Kb.
    НазваниеТема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура
    АнкорЛекция ТТДНГ
    Дата11.10.2022
    Размер206.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по Культурологии.docx
    ТипДокументы
    #727197
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 3. Культура номадов Казахстана
    Архаическая культура на территории древнего Казахстана: памятники материальной культуры. Древнейший этап развития первобытной культуры - эпоха палеолита, когда, согласно данным археологов, появились основ­ные виды изобразительных искусств. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены и на территории Казахстана. Бурное развитие культуры наблюдается в период позднего палеолита (30-40 тыс. лет назад). Древний человек в эпоху нижнего палеолита обжил удобные для жизни, богатые дичью и дикими плодами урочища Каратау, где обнаружены наиболее древние стоянки эпохи камня. В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. Разум человека только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фанта­стикой, магией. Верно воспринимая отдельные предметы, первобытный че­ловек еще не мог охватить цельную картину мира.

    Постепенно в эпоху среднего и верхнего палеолита он осваивал Центральный и Восточный Казахстан, Мангышлак. Поздняя пора древнего палеолита характеризуется многообразием памятников. В пределах Казахстана в настоящий момент известны две чётко различающиеся зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-Казахстанская (Сары-Арка).

    Эпоха мезолита (12 (10) – 6 (5) тыс.лет до н.э., среднекаменный век) совпала с установлением со­временной геологической эпохи. Мезолитская эпоха ознаменовалась двумя крупными событиями: изобретением лука, стрел и микролитов - миниатюрных пластин в форме треугольников. Характер художественных образов в эпоху мезолита изменился. В изобразительном искусстве по­являются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность. Одновременно возникает бо­лее содержательный и целостный взгляд на мир - события показываются в их взаимосвязи. Хотя центральной темой искусства осталась охота, вместе с тем в росписях появились изображения человека, его деятельности.

    Неолит (6 (5) - 3 тыс. лет до н. э.), начало которого приходится на 5 тысячелетие до н.э., является временем расцвета в использовании полезных свойств камня. Этот период характеризуется переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производящей хозяйственной деятельно­сти. Появились новые формы производства - скотоводство и земледелие, техника обработки каменных орудий, развивалось гончарное производство и строительное дело, совершенствовалось ткачество и обработка кожи. Неолит обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной скульптуры. К их числу принадлежат изваянья так называемых «каменных баб». Характерная черта культуры неолита - распространение мелкой пла­стики, художественных ремесел и орнамента, которые положили начало де­коративному искусству. Усилилась роль магии, разви­лась земледельческая мифология, возникли более сложные формы осмысле­ния жизни.

    У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества, ему уже известна керамическая посуда. В зачаточном состоянии находились приёмы измерения времени, расстояния и простой счёт. Природа и человек в ранних религиозных представлениях людей мыслились синкретично, и это представление сказалось во всех формах духовной культуры – в тотемизме, фетишизме, анимизме, магии. В эпоху неолита первобытное общество получило прочную социальную структуру в виде племени. Каменный век сменился бронзовым веком.

    Номадическая культура и искусство кочевых племен. Около 2 тыс. лет до н.э. обширные территории от Балкан до Енисея и северного Китая населяли арии. В последней трети 2-го тыс. до н.э. эти народы пришли в движение из-за климатических условий. Мигрировали группами в западном, восточном, южном и северном направлениях, покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку. Некоторые племена переместились в Европу. Расцвет культуры в эпоху ранней бронзы стал возможным благодаря культурным и экономическим контактам с культурами Средиземноморья и Малой Азии, и, видимо, уже в то время начали складываться зачатки Великого шёлкового пути.

    Бурная культурная история разворачивается также на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и Прикамье. Эти события происходили во второй половине 2-го – начале 1-го тыс. до н.э.

    В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила название «андроновской» по месту находки первого памятника у села Андронова близ Ачинска (Красноярский край). Один из основных центров андроновской общности находился на территории Казахстана. Они хорошо знали технологию изготовления изделий из меди и бронзы. Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Многочисленные обряды и ритуалы наполняли реальный мир их жизни богами, предками, героями. Поэтому ценнейшим источником информации о духовной культуре человека, его мировоззрении являются наскальные рисунки – петроглифы. Среди петроглифов бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 гравировок колесниц, есть они и в Тамгалы. В Тамгалы изображён солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков. Они имитируют вращения светил на небе. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве – двугорбый верблюд. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. У племён эпохи бронзы существовал культ огня.

    Поздний период эпохи бронзы известен так называемой Бегазы-Дандыбаевской культурой на территорий древней Сары-Арки (VIII–X вв. до н.э.).В целом эпоха бронзы Центрального Казахстана делится на три этапа – Нура, Атасу и Бегазы-Дандыбай, последний из которых является финальным. В этот период раскрылся весь потенциал бронзы, границы культуры вышли за рамки Сары-Арки. Об этом свидетельствуют культовые сооружения, металлургические устройства, высокий уровень социального развития. В Евразийском масштабе культура эпохи бронзы Казахстана и бурное развитие металлургии и скотоводства привело к росту производительности и усиленной специализации общественного труда, к крупным изменениям в общественной жизни. В Северном и Центральном Казахстане археологами раскопаны несколько памятников этой эпохи – Аркаим, Кент, Бугулы, Мыржык.

    Преемниками ариев в Великой степи стали их потомки – саки и савроматы (VIII -I вв д.э., эпоха раннего железа). В VI – III веках до н.э. саки создали своё государство, центр которого находился на территории Жетысу в Юго-Восточном Казахстане. Саки имели свою письменность о чём свидетельствует найденная в Иссыкском кургане вместе с «золотым человеком» серебрянная чаша. На дне вырезана надпись из 26 знаков, которая ещё не прочитана. Налицо существование сако-семиреченской письменности в VI-III вв. до н.э. [8, с.193].

    Сложившиеся в сакскую эпоху традиционные приемы планировки, кладки кирпича, строительный материал, используемый на протяжении всей истории, свидетельствуют об уникальном и своеобразном опыте самобытного зодчества Казахстана. Среди наиболее ярких проявлений художественного творчества особое место занимает прикладное искусство. Саки имели свою мифологию и выдающееся искусство мирового значения – «искусство звериного стиля», реалистическое по форме и мифологическое по содержанию. Главной темой его были изображения зверей и мифических зооморфных чудовищ. Искусство звериного стиля носило декоративно-прикладной характер. Изображениями украшались бронзовые котлы, всевозможные жертвенники и вооружение, конская узда и одежда. «Звериный стиль» был распространён в Южной Сибири, Казахстане и всей Средней Азии. Суть его заключалась в изображении зверей и животных с гиперболизацией того или иного элемента данного тотема, от которого ведёт своё происхождение племя или род. Воспевание боевых животных-тотемов, особенно волков, что было характерным для кочевников-саков, носило ритуальный характер. Ими украшались мечи и кинжалы, конская сбруя и боевые топоры, колчаны и знамёна. Помимо волков, имелись высокохудожественные исполнения тигров и кабанов, архаров и тау-теке, орлов и лосей, также были изображены зайцы, маралы и сайгаки. Употреблялись самые различные материалы для изображений образов зверей, однако частыми были изделия из бронзы и золота, что подчёркивает происхождение из бронзового века. Также встречались изделия из железа, рога и кости, некоторые же выполнены из войлока, дерева и кожи. Они все встречались в самых различных регионах на территории Казахстана, что говорит о едином культурном пространстве от Чиликты в Восточном Казахстане до Тасмолы в центре, от Кызыл-Тогана в Семиречье до Бурабая на севере.

    Как и всякий другой стиль, «звериный стиль» имел свои закономерности и динамику развития. Зародившись в VIII – VII веках до н.э., он вылился в формы творчества, отражавшего мироощущение его создателей и характер эпохи. Сюжетной основой были тотемические мифы о происхождении людей от различных животных – человек не мыслил себя в отрыве от природы, так как был её частью. Этот стиль художественного творчества, достигнув внутренней зрелости, уже в III – II веках до н.э. постепенно утрачивает реалистическую основу, превращаясь в орнаментальную схему.

    В III веке до н.э. сакский племенной союз распался, уступив место новому политическому объединению, во главе которого встали усилившиеся к этому времени усуни. На рубеже новой эры яркое искусство звериного стиля исчезает. Новая эпоха породила другие особенности художественного творчества. В III-V веках у степных племён расцветает искусство «полихромного стиля». Оно характеризуется комплексом технических и художественных особенностей. Эта сложная и тонкая техника передавалась древними ювелирами из поколения в поколение, достигнув своего расцвета в IV-V веках н.э. Судьба её оказалась счастливее скифо-сакского искусства. Полихромный стиль дожил до нашего времени в изделиях современных казахских мастеров.

    Сменившие саков усуни до сих пор сохранили своё имя в названии одного из крупных казахских родов и живущих там же, где обитали их древние прямые предки.

    Устное народное творчество кочевников. Основным показателем древней культуры кочевников является устное народное творчество. Народные песни, героико-лирические дастаны, эпосы показывали идеал человека. У кочевников наиболее высоким выражением нравственности эстетических идеалов являются эпические произведения. Наиболее ярко дух и образ жизни сакских племен до нас доносит героический эпос. Согласно исторической памяти казахского народа, зарегистрированными уже в тюркское время, начиная с VI века н.э., первыми девятью батырами были Еркокше, ер Косай, Камбар, Алпамыс, Ерсаин, Едиге, Кобланды, Шора, Ертаргын и Орак-Мамай. Однако есть сильное основание полагать, что многие героические эпосы стали слагаться гораздо раньше, уже в VII-III вв. до н.э. Известный исследователь культуры древних кочевников профессор М.П.Грязнов писал: «Характерно, что у древних народов именно на этой стадии развития общества создаются мифы о героях, героические поэмы и эпопеи …. Естественно было бы ожидать, что и у азиатских степных народов в героический период их истории возникали и слагались первые мифы о героях, создавался героический эпос» [22, с.41].

    По отношению к поздним героическим поэмам анализ сюжетов и образов, подкрепленных археологическими памятниками изобразительного искусства, показывает, что наиболее ранее происхождение (VII-III вв. до н.э.) имеют героический эпос «Шора батыр» и лирико-эпическая поэма «Козы-Корпеш – Баян-Сулу». Героический эпос на первый план выдвигал идеал степного батыра, который защищал свой народ. Являясь концентрацией мощи и силы народа, персонификацией лучших черт и свойств этноса, батыры отличались благородными качествами от природы. Героический эпос в познавательном плане есть аналог звериного стиля в искусстве, ибо он отражает только реальный мир, в его сказаниях всегда фигурируют полнокровные люди на фоне исторической и бытовой действительности, а всякая гиперболизация имеет границы и реальную подоплеку [22, с.43].

    Можно сказать, что у кочевников основным видом художественного творчества была поэзия. Они умели излагать свои мысли ясно, образно, точно, лаконично. Чтобы придать своей речи долю изящества, выражая ее в ритмической форме, они часто прибегали к афоризмам, пословицам и поговоркам. Игривость, многозначительность, иносказательность, абстрактное мышление, образность – характерные черты мышления кочевника.

    Номадизм и типология номадической культуры. Номады (кочевники) – это люди, перемещающиеся в пространстве в связи с хозяйственной необходимостью (природно-климатические, естественно-географические условия). Номадизм есть кочевничество, т.е. способ адаптации человека к окружающей среде.

    Евразийское кочевничество в своей поступательной эволюции прошло три стадии. Номадология разделяет кочевников на «ранних», «классических» и «поздних». К «ранним» кочевникам относятся скифы, саки, масагеты, исседоны, гунны, сарматы и другие античные племена, и племенные союзы Евразийских степей, а о «классических» кочевниках принято говорить, когда речь идёт о средневековых монголах и тюрках, казахи принадлежат к группе «поздних» кочевников [8, с.187].

    Учёные выделяют три этапа эволюции кочевничества:

    1. Этап раннего таборного или круглогодичного кочевания. Эта форма кочевничества самая ранняя и древняя. Для неё характерно постоянное передвижение, т.е. круглогодичность. Конкретных маршрутов ещё не было, пастбища не распределены, частые военные столкновения из-за пастбищ (ранние кочевые племена).

    2. Этап расцвета, развитое кочевничество (тюрки, монголы). Кочевание посезонное, с ранней весны до глубокой осени и зимой с временной остановкой на зимовках (кыстау). Такая форма возникла, когда определились районы постоянного кочевания.

    3. Этап упадка кочевничества (с XVIII века). С началом присоединения Казахстана к России начался процесс массового изъятия земель у казахов. В 1920-30-е гг. (период коллективизации) идёт процесс насильственного оседания казахов-кочевников и кочевничество входит в период упадка. С этого времени кочевая цивилизация перестала существовать.

    Виды кочевания:

    1. Меридианное кочевание (с севера на юг).

    2. Широтное кочевание (с запада на восток). Этот тип характерен для Северного, Центрального и Западного Казахстана.

    3. По вертикали (в горы, в долины). Так кочевали в Восточном, Южном и Юго-Восточном Казахстане.

    4. Полупустынное, или колодезное кочевание (Западный и Южный Казахстан).

    Существовала также такая форма кочевания, когда кочуют богатые, состоятельные, а бедные остаются круглый год на зимовках, занимаясь земледелием или ремеслом. Их называли «жатак».

    Специфические черты кочевой цивилизации:

    • скотоводство как преобладающий род хозяйственной деятельности;

    • экстенсивный характер хозяйства;

    • натуральный характер хозяйства (всё необходимое производилось внутри хозяйства).

    Результаты научных изысканий в области археологии, этнографии, древней и средневековой истории позволяют составить вполне яркую картину развития самостоятельной цивилизации и оригинальной культуры. На смену скотоводам, земледельцам и полукочевникам II тыс. до н.э., в I тыс. до н.э. появляются уже настоящие кочевники. Первый этап научного изучения кочевников охватывает античность. Уже в это время они становятся фактором мирового порядка. Начиная с I тыс. до. н.э. на территорию Центральной Азии проникают индоевропейские, протоуральские, алтайские племена и со во второй половине I тыс. н.э. происходит постепенная тюркизация населения.

    Номадизм надо рассматривать не только как изолированный вариант локальной, специфической или мультилинейной эволюции, но и как существенный и неотъемлемый фактор человеческой истории. Как пишет видный казахстанский философ М.Орынбеков – «Главным в этой цивилизации оказывается наличная система духовного производства, она более устойчивая и позволяет сформулировать самобытность общества» [22, с.9].

    Типология и виды номадизма.

    1. Кочевое скотоводство, которое в своих чистых проявлениях характеризуется отсутствием земледелия даже в качестве вспомогательного занятия.

    2. Полукочевое скотоводство представлено большим количеством разнообразных вариантов. Важнейшими из них являются два: а) когда данное общество занимается и скотоводством, и земледелием; б) когда в рамках данного общества имеются группы, уделяющие преимущественное или даже исключительное внимание скотоводству.

    3. Полуоседлое скотоводство отличается от полукочевого тем, что при нем земледелие становится преобладающим. Полуоседлое скотоводство также подразумевает наличие сезонных откочевок или отдельных, преимущественно скотоводческих групп и семей в данном обществе. Но эти откочевки обычно являются более короткими и менее продолжительными по сравнению с перекочевками полукочевников.

    4. Пастушеское или отгонно-пастбищное скотоводство. Характеризуется тем, что большая часть населения живет оседло и обычно занимается земледелием, а скот весь год или значительно чаще какую-то его часть содержится на вольном выпасе и выпасается пастухами. Экономика такого общества приближена к смешанной.

    Таким образом, номадизм был ведущим способом производства и доминантным образом жизни населения Казахстана на протяжении 3-х тысячелетий. Кочевничество лежало в основе системы жизнеобеспечения и природопользования, материальной и духовной культуры, менталитета и психологии местного населения. На протяжении этих тысячелетий вся история и культура Казахстана были напрямую связаны с кочевничеством. Кочевые народы оказали огромное влияние на развитие цивилизационных процессов на всем пространстве Евразии. Предки-кочевники заложили основы менталитета, образа жизни, способа существования в мироздании, которые с течением исторического времени приобрели черты национального характера казахов.
    Культурное наследие прототюрков.
    Гуннский период развития номадической культуры в Казахстане. Культура гуннов (хуннов), усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племён, так как она включила и развила в себе основные её элементы. Гунны - кочевой народ, сложившийся в древности в Центральной Азии. Время их существования приходится на III в. до н.э. - III в. н.э. В I веке до н.э. держава гуннов раскололась – часть их подчинилась Китаю, другая отступила на запад, где смешалась с уграми и сарматами. Вторая волна переселения началась в 93 г. н. э. Они двигались на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан [23]. Имя народа гунны (в тюркских источниках - хунну, в китайских – сюнну, в европейских - гунну) ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством, так как гунны во главе с Атиллой совершали опустошительные набеги на европейские страны [24]. Массовое переселение гуннов на запад с 70 г. н.э. дало толчок так называемому Великому переселению народов. Наибольшего могущества гунны достигли при Атилле, под предводительством которого совершались походы в Восточную Римскую империю, Галию и Северную Италию. После смерти Атиллы союз племён распался [23, с.29]. Есть научная гипотеза о происхождении гуннов от центрально-азиатского народа хунну, упоминаемого в предшествующее время в китайских источниках [25]. Её придерживается большинство учёных, в том числе казахстанских, поэтому в нашей исторической литературе гуннов именуют хуннами. Хунны были прототюрками и с их проникновением на территорию Казахстана связано начало тюркизации племён кангюев. В первой половине 1-го тыс. н.э. меняется антропологический тип жителей территории Казахстана. У племён Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты.

    Общество хуннов. Хунны делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Имелся совет старейшин и народное собрание. Во главе страны стоял шаньюй (так его называют китайские авторы), обладавший почти неограниченной властью, затем шли князья (темники), их было 24. Должности и высшие чины передавались по наследству. Жизнь в обществе регулировалась с помощью Обычного права. Можно сказать, что военное дело у хуннов достигло достаточно высокого развития. Основу войска составляла конница, а воины были вооружены мечом, луком и стрелами. Главную роль в жизни хуннов играло кочевое скотоводство, особенно коневодство. Почти всё поголовье скота держалось на подножном корме, поэтому засуха всегда имела катастрофические последствия. Кочевые семьи жили в войлочных юртах, которые обустраивали нехитрой мебелью, домашней утварью, застилали кошмами, украшали коврами и другими предметами декоративно-прикладного искусства.

    Материалы из захоронений хунну ясно характеризуют момент существования в обществе имущественного неравенства. У хунну имелись рабы из военнопленных и населения подвластных областей. Они использовались как домашняя прислуга, в качестве пастухов, ремесленников и землепашцев.

    Религиозные верования. Главным божеством был Тенгри-хан. В качестве охранительных амулетов хунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). У них были капища и идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли. Этнолог Л.П.Потапов, основываясь на сообщениях Приска, жившего некоторое время при дворе Аттилы, полагает, что у гуннов были шаманы (кам). Это слово даже входило в некоторые титулы гуннской правящей верхушки: ata kam (тюрк. «шаман-отец») - носил верховный шаман, который среди прочего определял, «какие месяцы и годы будут благоприятными для народа». Подробное описание верований кавказских гуннов VII века сохранилось в сочинении Мовсеса Каланкатваци. Для них было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему [26].

    Ремёсла и торговля. О развитии ремёсел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости, рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о развитом гончарном искусстве. При раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения, часть из которых попадала к ним в результате торговли. Это шёлковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.

    В III – V вв. н.э. у всех степных племён, в том числе у хунну, начинает развиваться искусство полихромного стиля, для которого характерно разнообразие технических приёмов украшения предметов. Наиболее часто встречается инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание золотой проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнёзд специальным составом). Полихромный стиль сменил скифо-сакский «звериный» стиль. Теснейшие контакты, возникающие в эпоху переселения народов между самыми отдалёнными племенами запада и востока, севера и юга, стали одной из причин повсеместного и почти одновременного расцвета полихромного стиля [23, с.31].

    Письменность гуннов. Как отмечает немецкий историк Франц Альтхейм, гунны, вопреки ожиданиям многих, вовсе не были безграмотными невеждами. В действительности, гунны могли иметь свою собственную письменность, так как гуннские секретари зачитывали имена дезертиров, сбежавших к римлянам с гуннской территории, с исписанного листа. Он предполагает, что огурская тюркская руническая письменность поздних гуннских булгар, известная по надписям в Болгарии, была ранее занесена в Европу из Центральной Азии гуннами. Дальнейшее возможное доказательство можно найти в сирийской хронике Захарии Митиленского, пишущего, что в 507-м или 508-м году епископ Кардуст из Аррана отправился в землю кавказских гуннов, где провел семь лет. Он вернулся, принеся с собой книги на гуннском языке [27].

    Образ Атиллы в искусстве.Аттила (лат. Attila, тюрк. Атил; умер в 453) — правитель гуннов в 434—453 годах, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги [28]. Гунны считали Аттилу сверхъестественной личностью, обладателем меча бога войны, дарующего непобедимость. Он стал персонажем германского и скандинавского героического эпоса: в Песни о Нибелунгахон фигурирует под именем Этцеля, в Старшей Эдде – Атли. Его образ привлекал внимание многих писателей, композиторов и художников: Рафаэль - ватиканская фреска «Встреча Св. Льва и Аттилы», П.Корнель - трагедия «Аттила», А.Борнье - драма «Свадьба Аттилы» [29]. Образ Аттилы также отражён в романтической драме Ц.Вернера «Аттила, царь гуннов», опере Фольфганга Франка «Аттила, король гуннов», опере Джузеппы Верди «Аттила», пьесе М.Султанбекова «Аттила» и т.д. Ему посвящены многочисленные исследования учёных, среди которых работа французского ученого А.Тьерри «История Аттилы», работа А.Соловьева «Сокровище Аттилы», научное исследование С.Отенияза «Аттила» и мн. др.

    Древнетюркская цивилизация и ее особенности. С созданием первого тюркского государства связано несколько важных моментов. Во-первых, завершение исторического объединения протоказахов в VI веке и массовая тюркизация населения, начало чему положили гунны. Во-вторых, на всём пространстве великой степи на долгие века утвердился единый тюркский язык и монолитная кочевая цивилизация, которая в тюркскую эпоху достигла своего апогея. В середине VI в. в степях Алтая, Монголии до Средней Азии возникает крупное раннефеодальное государство – Тюркский каганат, просуществовавший до VII в. Далее, VII по XII вв. на территории Казахстана возникают, сменяя друг друга, государства тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, караханидов, какракитаев, кипчаков (всего 10 государств). Это был период этнокультурного синтеза тюркоязычных скотоводческих племён, дифференциация форм хозяйственной деятельности, дальнейшего развития кочевой культуры.

    Тюрки, обитавшие на просторах великой степи, связывают своё происхождение с тюрками Ашина, с легендой о матери-волчице. Вот как повествует о начале эпохи господства тюркских племён самый большой письменный памятник тюрков – руническая надпись в честь Кюль-тегина, прославленного воина из каганского рода: «Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены и сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа» [30].

    Религиозные верования тюрков. На Алтае – родине тюрков, в VII веке существовали две религиозные системы: анимизм, связанный с сибирскими народами и культ предков с тотемической окраской, принесённый тюркоязычными и монголоязычными кочевниками с южной окраины великой пустыни [31]. Главным же культурным завоеванием средневековых номадов явились тенгрианство. Как духовное явление оно возникло на Алтае в VI-V вв. до н.э. и получило широкое распространение на всём пространстве евразийских степей. Роль Тенгри в религиозно-мифологической системе тюрков была настолько велика, что крупнейший специалист в области древнетюркской религии, французский учёный Ж.П. Ру, называл её тенгризмом. Культ неба – Тенгри зафиксирован как в китайских источниках, так и в орхонских рунических надписях. Для тюрков небо – это отец-прародитель. Многие правители великой степи считали себя сынами Неба, подчёркивая тем самым своё божественное происхождение. «В образе Тенгри объединились различные ипостаси Мироздания тюрков: Мир как Абсолют и как видимая, осязаемая реальность, включающая Небо, Солнце, Луну и Землю; Мир как божественно-космическое образование с его иерархическими уровнями; наконец, Мир как совершенная Гармония – идеал» [32]. Наряду с культом Тенгри обязательным было поклонение женскому божеству – Умай и священной Земле-Воде («Ыдук йер-суб»), а также существовало почитание множества духов: гор, земли, воды, пещер, подземного царства. У древних тюрков был особый культ «пещеры предков», где по легенде волчица воспроизвела на свет родоначальников тюркских племён. На Востоке славились тюркские шаманы, способные вызвать дождь, холод, ветер, существовал также культ священного коня.

    Тюркские каганаты, через которые проходил Великий шёлковый путь, в течении ряда веков испытывали влияние религий и культур соседних цивилизаций. В аристократической среде имел распространение буддизм, занимавший в VII–VIII вв. прочные позиции на Юге Казахстана и Средней Азии, исповедовался иудаизм, существовали манихейские и христианские (несторианские) общины в городах, часть согдийского населения сохраняла зороастрийскую религию, а в конце IX – нач. X вв. началась исламизация тюркоязычного этноса.

    Письменные памятники и дописьменная литература.В VI-VII вв. тюркские племена уже пользовались собственным письмом. Их история запечатлена не толь­ко в хрониках соседних стран - Китая, Византии, Ирана и др. источниках, но и в со6ственно тюркских письменах - древне­тюркских рунических надписях, сохранившихся частично до наших дней на каменных стелах тюрков. Впервые это письмо было открыто в долине Енисея в 20-х гг. XVII века немецким учёным Д.Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра 1-го, и сопровождающим его пленным офицером И.Страленбергом. Они назвали письмо «руническим» по его сходству со скандинавскими руническими текстами. В 1889 г. русский учёный Н.М.Ядринцев открыл в Северной Монголии, в долине реки Орхон, огромные каменные стелы с руническими надписями. Дешифровали и прочли эти тексты датский учёный В.Томсен, который первым нашёл ключ к алфавиту, и русский тюрколог В.В.Радлов, впервые давший их связное чтение. По месту находки основных памятников это письмо стали называть «орхоно-енисейским» или древнетюркским руническим письмом. Письмо представляет собой богатейший материал по истории древних тюрок, их языка, литературы, идеологии и культуры [8, с.198]. Существует две основные группы памятников: орхонские тексты (в Северной Монголии в бассейнах рек Селенги, Орхона и Толы) и енисейские тексты (обнаруженные в долине Енисея). Орхонскую группу текстов составляют Малая и Большая надписи в честь Кюльтегина, надписи в честь Бильге-кагана, Тоньюкука. К енисейской группе текстов относится ряд более мелких надписей на надгробных камнях.

    Среди тюркоязычных племён существовала устно-поэтическая традиция. Широко известны исторические предания, упомянутые в орхонских памятниках, трудах Аль-Бируни, Махмуда Кашгари и др. О развитии народного творчества дают представление многочисленные пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость и житейский опыт. Среди огузских племён бытовали предания об Огуз-кагане, которые впоследствии вошли в эпос «Огузнаме». Основное действующее лицо эпоса «Огузнаме» - Огуз-каган, в мифологии огузов - герой-прародитель, наделённый сверхъестественной силой. Наиболее древние представления об Огуз-хане зафиксированы в уйгурской рукописи XV в. «Огузнаме», которая содержит карлукско-уйгурскую рукопись (XIII-XIV вв.) [33, с. 409].

    Легенды о Коркуте. В мифах ряда тюркоязычных народов первым шаманом, покровителем шаманов и певцов, изобретателем струнного инструмента кобыз, был Коркут (Хорхут). До принятия ислама Коркут - божество. Наиболее древние мифологические предания о нём содержатся у огузов, записанных Рашиддином и Абулгази в огузском эпосе XV века «Книга моего деда Коркута». По преданиям, он, как патриарх племени, прожил 300 лет. Коркут - советник и помошник ханов и богатырей, низлагающий и избирающий ханов. Отголоски легенд о Коркуте отмечены у туркмен, каракалпаков, башкир и др. тюркоязычных народов. В средние века легенды о Коркуте также были известны в Малой Азии и на Кавказе [33, с.295-296].

    Каменные изваяния тюрков. Наглядной демонстрацией сплоченности родовой организации древних тюрков являлся поминальный обряд, непосредственно связанный с куль­том предков. Местами для его коллективного свершения являлись за­хоронения предков, рядом с которыми сооружались каменные изваяния, служившие объектом особого поклонения и почитания. Другими словами, поминальная скульптура представ­ляла собой не просто конкретно умершего главу семьи или рода, а геро­изированный идеал предка. Данную скульптуру нельзя рассматривать как психологизи­рованный образ, эмоциональный тип. Он не индивидуализи­рован до конца в силу того, что эпическое мышление не предполагает индивидуализации образа, и идея тотемического предка сообщает ему черты вечности, надмирности и иконографичности [34]. Поминальная скульптура осуществляла связь между реальным и потусторонним миром. К духам неба, как и к духам тьмы, человек не мог обращаться непо­средственно, а только через предка, живущего в раю. Именно через него он возносил молитвы о помощи. Вера в тесную связь живущего чело­века с давно умершим предком являлась причиной их постоянного почита­ния. При этом предки отнюдь не рассматривались как духи­-помошники, но как заступники и представители перед божеством Тен­гри. Каменные изваяния служили также и практическим целям кочевников, нуждаю­щимся в прочных и неизменных ориентирах в своих передвижениях по бесконечной, плоской степи. С проникновением на территорию тюрков исламской религии, из области изобразительного искусства постепенно исключаются изображения живых су­ществ. Так, каменные человеческие изваяния с течением времени перерождаются в кулуптасы (стеллы) [35].

    Городская культура. Помимо традиционного для насельников Казахстана скотоводства и натурального земледелия, чем они занимались издревле, в середине 1-го тысячелетия вдруг происходит мощный рывок в большинстве сфер материального производства. Связано это было с возникновением Великого шёлкового пути, давшего колоссальный толчок дремавшим производительным силам. Главными посредниками в торговле шелком были согдийцы (на центральноазиатском и среднеазиатском участках пути) и персы, контролировавшие путь от местности близ Бухары до Сирии. Основным покупателем шелковых тканей была Византия. Торговля шелком приносила согдийским купцам и тюркским ханам огромные доходы. Тюрки получали возможность сбывать через согдийцев военную добычу и дань, выплачиваемую им китайскими царствами. Согдийцы сосредоточили в своих руках небывалое количество драгоценных шелковых тканей. Вместе с тем, как отмечают Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., уже с конца IV века в Согде существовало свое шелкоткацкое производство на местном сырье [30, с.92]. По шёлковому пути также распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка, двигались религии.

    В VII-ХII вв. происходит возникновение и рост городов, связанных с процессом формирования феодальных отношений в государствах древних тюрков - тюргешей, карлуков и караханидов. Наиболее крупными феодальными городами к Х-ХI векам становятся Тараз, Отрар, Исфиджаб (Сайрам), Сыгнак, Сюткент, Сауран, Баласагун, Кулан и др. О многих из них остались яркие воспоминания, запечатленные в книгах средневековых путе­шественников. Среди первых городов Тараз и Суяб были известны не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Оба они занимали очень вы­годное положение на Великом шелковом пути, который соединял Иран и Византию с Восточным Туркестаном. Города формировались в первую очередь там, где развивалось сельское хозяйство и ремесла. Х-ХII вв. были периодом расцвета оседлоземледельческой куль­туры Средней Азии и Казахстана. Особенно характерным и важным событием в жизни мно­гих городов ХII в. было появление торгово-ремесленных предместий (рабадов), где сосредоточивалась основная городская жизнь. Здесь располагались базары, мастерские ремесленников, лавочки купцов. Племена скотоводов соседствовали с племенами земледельцев, степь и город дополняли друг друга. Исследования показали, что в начале второго тысячелетия Тараз представлял собой классический феодальный город среднеазиатского типа с цитаделью, шахристаном, обширными торгово-ремесленными районами. Тут были обнаружены городской во­допровод из гончарных труб, канализационная система, большое количество худо­жественной керамики и металлических изделий, богатый нумизматический ма­териал. В городских кварталах возводились здания культового и светско­го назначения. Тараз стал олицетворением синтеза скотоводческой и земледельческой культур.

    Особое внимание привлекает г. Отрар и Отрарский оазис (Расцвет приходится на период с I до XIII вв.). Город был важнейшим культурно-экономическим центром средневекового Ка­захстана, где на протяжении многих веков происходил исторический процесс взаимо­действия двух культур - оседло-земледельческой и кочевнической. Отрар был наи­более крупным торговым городом на Востоке, связывавшим караванными трассами государства ирригационного земледелия Средней Азии и Ближнего Востока, с огром­ным рынком скотоводческой продукции кочевых объединений. Своей ролью и значимостью город во многом был обязан выгодному ге­ографическому положению.

    В результате монгольского нашествия в начале XIII века многие города Южного Казахстана превратились в развалины. Значительному разрушению осенью 1219 года подверглись города Тараз, Отрар, Сыгнак, Сауран, Янгикент, Узгенд, Дженд и другие.

    История тюркских народов свидетельствует о том, что главной особенностью тюркской цивилизации является её высочайшая способность к созданию интеграционных образований, затрагивающих не только государственные образования, но и этногенетические, политические, правовые, философские, культурные, религиозные и др. Не случайно, известный исследователь тюркского мира Н.А. Амрекулов дает такие эпитеты тюркам, как «гармонизаторы и универсал-объединители Евразии» и «потрясатели» прогнивших устоев [36]. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что тюркский мир создал свою неповторимую цивилизациюБесспорно, она коренным образом отличается от других цивилизаций. Ее самобытность определяется синтезом номадических цивилизационных оснований и основ оседлого мира, тенгрианской религией и космоцентрической картиной мира.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта