Тема Средневековая культура Центральной А. Средневековая культура Центральной Азии. Культурное наследие тюрков
Скачать 22.82 Kb.
|
Тема: «Средневековая культура Центральной Азии.Культурное наследие тюрков» 1.Северная ветвь пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу. По этому пути через Суяб, Тараз и Испиджаб проходили торговые караваны. Одно из ответвлений Шелкового пути шло из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан. Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах знаменитый тюркский каган Иштеми (Истеми), который не раз отправлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией. Жетысу было «основными воротами» для выхода на Восток. Все средневековые города Жетысу находились вдоль Шелкового пути. Главное направление пути пролегало через юговосток Жетысу. Второе, северо-восточное ответвление, проходя через Алматы, Капшагай, мимо озера Алаколь, шло также на восток. Третье, северное, направление пролегало через город Кулан, шло на северо-восток Казахстана, а оттуда – в Монголию. Именно по этому направлению прошли караваны знаменитого фламандского посла-путешественника В. Рубрука в Монголию к Монке-хану. Тараз и Испиджаб являлись основными торговыми центрами в Южном Казахстане. Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда путь шел вверх по Сырдарье в Шаш, а вниз – в город Дженд. Дальше путь был проложен в Хорезм и Ургенч, а оттуда – в Поволжье, на Кавказ. Этот отрезок Великого Шелкового пути был основным направлением в Золотую Орду. Археологические исследования показали, что в торговом обороте использовались и деньги. Например, тюргеши в Таразе выпускали монеты, а в присырдарьинских городах найдены деньги тюркского племенного союза Кангу Тарбан. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей были найдены впоследствии в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах. 2.История КазахстанаОгромная территория до сих пор вспоминает неторопливые шаги верблюжьих караванов, веками передвигавшихся по этому отрезку. Эта часть пути представлена уникальным комплексом исторических памятников архитектуры, градостроительства и искусства. Города: Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры. Тараз в древности называли городом купцов. Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару. Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». На протяжении многих веков Тараз оставался одним из важнейших центров цветной металлургии. Медные изделия мастерских Тараза – кувшины, шкатулки, светильники, украшения для оружия, одежды и конской сбруи, многое другое расходилось по всему свету. Примером литейного искусства может служить ритуальный казан мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане, по размеру не имеющий себе равных. Его диаметр – 2,2 метра, вес – две тонны. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде казахские браслеты блезики – из черненого серебра вызвали настоящую сенсацию и были отмечены золотыми медалями. Как и полторы тысячи лет назад на том же самом месте шумит современные зеленый базар. И когда в наши дни идешь вдоль его торговых рядов, чувствуешь под ногами пыль тысячелетий… 3.На формирование социальных, этических, философских взглядов ученого-энциклопедиста оказали большое влияние, прежде всего, оригинальная и самобытная культура народов Средней Азии, стран Среднего и Ближнего Востока, древнегреческая философия, в частности, наследие Аристотеля, а также идеологии того периода. Ученый, обладавший самостоятельным и оригинальным философским мышлением, создал целую энциклопедическую систему. О значении трудов и важности деятельности Абу Насра аль-Фараби свидетельствует и то огромное, все усиливающееся внимание, которое уделяется изучению его богатого научного наследия. Настоящая работа посвящена анализу этических воззрений в творчестве Абу Насра аль-Фараби, которое, способствует нахождению ответов на вопросы, возникающие в процессе воспитания личности, формирования гуманистических взглядов, а также развития его нравственных качеств. Для понимания социально-этических взглядов аль-Фараби особый интерес представляет труд «Сущность «Законов» Платона», в котором философ проводит сопоставительный анализ и которое свидетельствует о своеобразном и критическом восприятии платоновского сочинения. Фараби, основываясь на положении о том, что у новорожденного разум представляет собой чистую возможность, то есть находится в потенциальном состоянии, и, следовательно, не может осуществить выбор между добрым и злым действием, считал, что добродетели приобретаются человеком в процессе его жизни. Такое изначальное состояние человека он называет естественным, и, согласно ему, оно не есть ни добродетель, ни порок, хотя человек может быть предрасположенным к ним, как к писанию, чтению. Человек лишь по мере совершенствования своего разума способен выбрать между добром и злом, вследствие чего он, повторяя добрые и злые действия, приобретает определенный нрав. И хорошие, и плохие нравы благоприобретены, считает философ. Согласно мыслителю, человек не обречен на грех и порок, а становится таковым при том условии, если не будет стремиться к добродетели: «Тому, кто желает овладеть какой-либо добродетелью, следует приложить усилие к изгнанию пороков, которые противостоят добродетелям, поскольку добродетели достигаются редко и только после освобождения от пороков» [1, с.151]. Поэтому человеку необходимо закреплять в себе добродетели, превращая их в привычки. 4.Благодаря Великому Шелковому пути, города Южного Казахстана, Семиречье и Восточного Туркестана в эпоху Караханидов стали процветающими центрами торговли, ремесла и культуры. Самым крупным городом и одним из центров Великого Шелкового пути в Чуйской долине являлся город Баласагун - одна из столиц Караханидского каганата. Вопрос о местонахождении его остаётся ещё спорным. Баласагун впервые упоминается в сочинении ал-Мукаддаси. Согласно его сообщению, в то время этот город был наиболее крупным по площади и населению. Махмуд Кашгари дает ему три названия: Баласагун, Куз-Улуш и Куз-Орду. У Махмуда ибн Вали имеется следующая информация об этом городе, он пишет: "Баласагун - из городов Туркестанзамина. До монгольского нашествия был с чисто мусульманским населением. Из него вышло много ученых. Баласагун имел сорок соборных и двести будничных мечетей. Двадцать ханака и десять медресе..." . Сведения о Баласагуне есть у ас-Самани, который помещал город за Сейхуном, поблизости от Кашгара. Около 1130 года Баласагун был завоеван каракитаями. Одним из крупных городов Восточного Караханидского каганата является - Тараз. Он впервые упоминается в VI веке. При Караханидах Тараз был центром крупного удела. Судя по археологическим данным, это единственный город во владении восточных Караханидов, который имел все составные части, свойственные городам Мавераннахра - цитадель, шахристан и рабад. Подъем экономики и культуры Тараза способствовало его место положение на торговом пути - в центре богатой земледельчесой долины, рядом с серебрянными рудниками в горах Таласского Алатау. Макдиси, географ Х века, отмечал, что "Тараз - большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот медины большая река, за ней часть города, через неё есть переход. Соборная мечеть среди рынков". Путешественники, посещавшие в Х - ХII веках Тараз, отмечали появление на территории вокруг него в это время оседло-земледельческой культуры. Крупным городом на северо-западной границе владений Караханидов являлся - Отрар. Этот город упоминается почти во всех географических и исторических сочинениях среденевековых авторов. Называют его источники и в числе городов Семиречья, и в реестре городов Испиджаба. Город стоял на стыке различных географических ландшафтов и являлся местом пересечения караванных путей. От Отрара до Арыси шли дороги к Таразу, Баласагуну и далее, в Восточный Туркестаню Отрар в период Х - ХII веков занимал двести га. Как выявили раскопки, территория города была тесно застроена домами, группировавшимися в кварталы - блоки. В городе функционировала канализация, а санитарно-гигиенические узлы являлись обязательной принадлежностью каждого дома. На территории рабада Отрара раскопками вскрыты общественные бани ХI -ХII веков. По планировке эта баня имеет аналогии с банями Средней Азии, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. Самый ранний из дошедших до нас караханидских памятников - известная башня Бурана, возведенная во второй половине Х века и расположенная близ Токмака. Бартольд В.В. сначала предполагал, что эта башня является остатками Баласагуна, но позже отождествлял башню с городищем Ак-Бешим (к юго-западу от Токмака), а саму башню Бурана считал его загородным поместьем. Первая гипотеза, высказанная Бартольдом, подтверждается сведениями автора ХV - ХVI веков Мухаммеда Хайдара Дулати, в которых указывалось: "В стране Джу в одном месте есть следы большого города, его минареты, купола и медресе в некоторых местах сохранились. Так как имени того города никто не знает, то монголы называют его Монара". Он же сообщает о сохранившемся в то время надгробии имама Мухаммеда Факиха Баласагунского, скончавшегося примерно в 1311-1312 годах. То, что Монара (Бурана) и есть Буранинское городище, описанное Мухаммедом Хайдаром, бесспорно, судя по тождеству названий. Видимо эта башня служила вышкой муэдзина, сзывавшего мусульман на молитву и сторожевым постом города. В Узгене сохранился архитектурный комплекс из трех мавзолеев и одного минарета, последний выполнял такие же функции, как и башня Бурана. Северный мавзолей построен в 1152 году, там похоронен владетель Ферганы, один из караханидских ханов Тогрул Кара-хан Хусеин ибн Хасан. Средний мавзолей возведен в начале ХI века, а Южный - в 1187 году. К числу крупных построек в западнокараханидском каганате следует отнести Намазго - загородную мечеть в Бухаре с михрабом, мимбаром и открытым пространством для праздничной молитвы, обнесенную стеной. Кроме этого, дворец Шамсабат, около Бухары; минарет Калян (1127 год), минарет и мечеть Магоки-Ат-тари (ХI - ХII века ) в Бухаре, караван-сарай Рабат-и-Малик (ХI век) около Кермине по дороге из Самарканда в Бухару, мечети Дигаран в Хазаре (ХI век) и Искеджкете (1121 год) в Бухарском оазисе. 5.Известно, что история создается не только отдельными народами и государствами, но и конкретными людьми, вносившими свою лепту в зависимости от своих возможностей, морали, жизненных принципов и ценностей в ту или иную сферу общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни разных эпох и времен. Многие из них, благодаря своей исключительности, оставили неизгладимый след в истории многих народов. Эти люди, благодаря своим выдающимся личным качествам, творчеству, научному поиску, таланту и опыту, острому уму, твердой воле, целеустремленности, незаурядной способности, сделали очень многое как для всего кыргызского народа, так и для всего региона, да и тюркского мира тоже. К их числу можно причислить и знаменитого Махмуда Кашгарского, который оставил нам величайший шедевр своего времени «Диван лугат ат-турки». Несомненно, Махмуд Кашгарский является одним из выдающихся тюркологов всех времен и первый в мире тюрколог, заложивший начало специальной отрасли в науке тюркского языкознания – научной тюркологии. Целая плеяда известных востоковедов-тюркологов (А.Н.Кононов, Н.А.Баскаков, Е.Е.Бертельс и др.), изучавших словарь Махмуда Кашгарского признают его как ученого, основоположника научной тюркологии. Это тот самый величайший труд, который не ограничивается изучением только тюркских языков, но и целого ряда отраслей науки – истории, литературы, культуры, традиций, обычаев тюркских народов, а также географии, картографии, астрономии, медицины, топонимики, этнонимы, природы и др. Махмуд Кашгари как разносторонне образованный ученый написал два крупных научных труда, один из которых, к сожалению, бесследно исчез. Учеными установлено, что он сначала написал солидный труд по тюркской грамматике «Жавахир ан-нах фи луга ат-турк» - «Синтаксический сборник тюркских языков». Именно этот его труд не дошел до нас или еще не найден учеными. Сохранился главный труд его жизни – монументальная работа «Диван лугат ат-турк» - «Словарь тюркских языков», являющееся крупным вкладом в развитие мировой культуры. Отметим, что данный труд состоит из 8 книг, написан на арабском языке и создавался как энциклопедический словарь, позволяющий любому читателю проникнуть и осознать особенность языков всех тюркских родов, племен и народов. И еще, как свидетельствуют турецкие ученые, единственная и самая ранняя копия данного труда, датированного 1 августом 1226 г., хранится в Национальной библиотеке Стамбула. 6.Поэма Юсуфа «Кутадгу Билиг» — значительное явление в мировой культуре. Она является одним из выдающихся литературных памятников в культурном наследии тюркских народов. Это энциклопедическое произведение мыслителя — не только дидактическая поэма, но и работа, изучающая широкий спектр проблем естественных и гуманитарных наук. Ю. Баласагуни был поэтом, ученым, мыслителем и общественным деятелем. В «Кутадгу билиг» разрабатываются общефилософские, социальные, юридические, политические, этические и эстетические проблемы. Красны речи словом, а мысли — речами, Красны люди ликом, а лики — очами! В мировоззрении выдающегося мыслителя отчетливо проявляется его пантеистический взгляд на мир. В поэме «Кутадгу билиг» он исходит из того, что Бог является первопричиной мироздания. Поэт полагал: «Аллах «создал велением своим все земное», вертящийся он сотворил небосвод». Как и другие перипатетики Средней Азии (Фараби, Беруни, Ибн Сина), Юсуф выдвигает концепцию о том, что, возникнув по воле Аллаха, мир существует самостоятельно и развивается по своим собственным законам. Говоря о модели мира и его гармоническом развитии, он высказал ряд интересных идей. Учение Юсуфа о строении вселенной имеет много общего с системой Аристотеля-Птоломея. Но, исходя из достижений естественных наук своего времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности земли, которая вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних мыслителей, Юсуф считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, вода, воздух и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. Он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех стихий. Поэт утверждает, что все явления природы и общества развиваются и изменяются закономерно. В области гносеологии мыслитель выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. Подобно представителям восточного перипатетизма, он выступает как рационалист. Юсуф рассматривает разум как творческую силу и инструмент познания предметов материального мира. По концепции Юсуфа, разум озаряет человека светом знаний. В то же время поэт не отрицает роли чувственного восприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильно ставит вопрос о роли разума в интеллектуальной деятельности человека. Особое внимание своих современников Юсуф обращает на то, что познание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир, необходимо систематически пополнять свое образование и знания. Баласагуни подчеркивает: человек отличается от животных такими качествами, как ум и знания, что мудрость, учение и знания являются основой уважения и ценности людей, что знания — богатство, без них бесплодны как речь человека, так и его разум. Мыслитель глубоко верил в возможность совершенствования общественной жизни и управления государством, опираясь на просвещение и науку. Эти идеи Юсуфа созвучны взглядам Фараби, Ибн Сины и Фирдоуси. Мыслитель призывает всех членов общества к дружелюбию и с уважением относиться к земледельцам, скотоводам и ремесленникам, поскольку они кормят и одевают людей. Юсуф как гуманист осуждает деспотизм ханов и беков, которые жестоко эксплуатируют массы, попирают достоинство и права, грабят их. Он призывает имущих быть великодушными по отношению к бедным, «одаривать их», поить и кормить. Юсуф видит, что в современном обществе господствуют социальное неравенство и противоречия между имущими и неимущими. И пытается их примирить и объяснить с позиций духовных знаний и мудрос |