мифология 04. Мифы Древнего Китая Особенности мифологической системы Китая
Скачать 84.17 Kb.
|
Мифы Древнего Китая. 1. Особенности мифологической системы Китая: • эвгемеризация (историзация) мифологических персо нажей, которые под влиянием рационального конфуцианства истолковывались как жившие в глубокой древности политичес кие деятели. • установка на конкретное действие и дидактизм (добродетельная жизнь, в которой соблюдают ся существующие нормы и доминирует стремление безупречно выполнять свою работу, и есть единственно возможный челове ческий путь.) • наравне с традиционными воинскими подвигами китайские боги и герои были великими изобретателями благ — гончарами, соз дателями письменности и музыкальных инструментов, инженерами-рационализаторами (боролись с потопом при помощи стро ительства каналов) и, конечно, мудрыми правителями. • Китайская мифология по сути является сплавом архаических взглядов с даосизмом, буддизмом и конфуцианством Китайские мифы не рассказывались, а пелись, сопровождались ударами, гудениями, рокотом музыкальных инструментов. «Книга гор и морей» (Шань хай цзин) — древнекитайский трактат, описывающий реальную и мифическую географию Китая и соседних земель и обитающие там создания. Это произведение, создание которого традиционно приписывается легендарному Великому ЮЮ. Представляет собой свод, по существу, самостоятельных «сочинений», основанных на длительной традиции, включавшей разновременные пласты положительных знаний, мифологии, верований. Было написано в течение последних веков до нашей эры и первых веков нашей эры. («Книга гор и морей» рассказывает, что в западной части гор Тянь-Шань жила священная птица, напоминавшая своим видом жёлтый мешок; она могла краснеть и тогда становилась похожей на огненно-красный шар, у неё было шесть ног и чётыре крыла, но не было у неё ни ушей, ни глаз, ни рта, ни клюва; она понимала песни и пляски; звали ее Ди Цзян.) (По мифологической версии, вошедшей в модифицированном виде в историческую традицию, Великий Юй, борясь с потопом, прошел землю из края в край, передвигая горы, рассекая их, чтобы дать сток вод в море. «Некогда Юй, — повествуют древние памятники, — усмиряя воды потопа, прорыл русла рек и давал им проход через землю четырех варваров и девяти областей. Он дал названия тремстам горам, провел русла трех тысяч больших рек, а скольких малых — и не счесть». Устраивая землю, Юй якобы познал не только ее горы и реки, но и их духов, животных, их населяющих, все растения, а также узнал о ближних и дальних народах.) (Светло от солнца почему? Без солнца почему темно? При поздних звездах, до зари, Где скромно прячется оно?) «Вопросы к небу» — произведение, созданное на основе мифов и легенд, в нем делается акцент на изложении научных воззрений поэта, его взглядов на природу и на историю. Цикл «Девять элегий» Цюй Юань создал на основе ритуальных песен царства Чу, которые он художественно переработал. (басня, напоминающая миф из древней книги Чжуан-цзы, более ранней, чем приведенное выше стихотворение. История такова: «Владыку Южного моря звали Шу - Быстрый, владыку Северного моря звали Ху - Внезапный, а владыку Центра - Хунь-тунь - Хаос. Шу и Ху часто ради развлечения навещали Хунь-туня. Хунь-тунь встречал их необычайно приветливо и предупредительно. Однажды Шу и Ху задумались о том, как отплатить ему за его доброту. Каждый человек, сказали они, имеет глаза, уши, рот, нос - семь отверстий на голове для того, чтобы видеть, слышать, есть и т.д. У Хунь-туня не было ни одного, и жизнь его не была по-настоящему прекрасной. Самое лучшее, решили они, пойти к нему и просверлить несколько отверстий. Взяли Шу и Ху орудия, подобные нашим топору и сверлу, и отправились к Хунь-туню. Один день - одно отверстие, семь дней - семь отверстий. Но бедный Хунь-тунь, которого лучшие его друзья так издырявили, печально вскрикнул и приказал долго жить». Эта басня с некоторым комическим оттенком включает в себя мифологическую концепцию сотворения мира. Хотя Хунь-тунь, на теле которого Шу и Ху, олицетворявшие быстротечность времени, просверлили семь отверстий, умер, но в результате возникли вселенная и земля.) 2. Историзация мифологических персонажей. Переосмысление мифов в соответствии с историко-культурным контекстом. Персонажи под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения начали истолковываться как реальные деятели древности. Главные персонажи мифов превращались в императоров, а второстепенные персонажи — в сановников, чиновников. Историзация мифов способствовала антропоморфизации героев, который продолжался в поздней народной мифологии. Большую роль играли тотемистические представления. Племена инь считали своим тотемом ласточку, племена ся — змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами. Дракон стал символом императора, а мифическая птица фэнхуан — символом императрицы. 3. Космогонические мифы. Мифы о богах - изобретателях благ. Основные сюжеты. Основные герои. Космогонические мифы. • В изначаль ном, бесформенном хаосе обитали два великих духа — Инь и Янь. Трансформируясь, Янь стал небом, мужским началом, югом, све том, солнцем, нечетными числами, а Инь — его противополож ностью: землей, женским началом, севером, луной, смертью, чет ными цифрами. С этого вечного разделения и взаимодействия не только начинается история мира, но именно этим объясняется и вся его многоликостъ, представляющая собой вечные и бесконечные воплощения этих великих духов. • Изначально был Хаос по имени Хунь-дунь, он не одинок во Вселенной, а прекрасно проводит время с друзьями: Шу (Быстрый) — владыка Южного моря, другой Ху (Внезапный) — владыка Северного моря. Именно они, же лая добра другу,просверлили в нем семь отверстий, символизи рующие уши, нос, рот и глаза, вероятно, для того, чтобы сделать его полноценным существом, после чего несчастный Хунь-дунь скончался, а вместо него возникли Вселенная и Земля. • Первоначальном Небо и Земля были едины. Их постепенное отделение связано с возникновением зародыша,напоминающего куриное яйцо, которое делилось на темную и светлую часть. На формирование первенца мира ушло 18 тысяч лет. Первосущество — великан Пань-гу появляется на свет, вместе с ним рождается и весь мир: с его вздохом появляется ветер и дождь, с выдохом - гром и молнии; его открывшиеся глаза обозначают день, закрывшиеся — ночь. Смерть великана Пань-гу становится единственно возможным условием рождения мира. Его локти, коле ни и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы — в деревья и траву; левый и правый глаз в солнце и луну; а паразиты на теле — в людей. В поздних вариантах этого мифа Пань-гу представляется антропоморфным творцом, который высекает Вселенную при помощи молотка. • Творение Нюй-ва (богиня брака) людей, которых она начала лепить из желтой глины. Долгая работа утомила прародительницу, и, чтобы ускорить процесс, она протянула через ил шнур собрала его, чтобы можно было продолжать работу, — считается, что богатые и знатные были созданы из желтой глины, а ничтожные — с помощью шнура. Выполнив свою миссию, прародительница покинула мир. По одной версии, она, подобно Пань-гу, превратилась в различ ные предметы и существа, например, ее кишки превратились в десять святых, поселившихся на равнине Лигуан. Согласно дру гой, Нюй-ва покинула землю: села в колесницу грома, запряжен ную драконами, и отправилась на небо. Великому Небесному Владыке она рассказала о своих деяниях и заняла почетное мес то в его чертогах. Существование различных космогонических мифов объясняется наличием на огромной территории Китая не скольких мифологических систем, которые впоследствии, во время объединения страны, контаминировались (смешивались) или продолжа ли свободно функционировать. Эсхатология. • Бучжоуша́нь (кит. неполная, ущербная гора), в китайской мифологии гора, поддерживающая небо. Во время ее разрушения начался великий потоп. Гора сломалась, когда дух вод Гун-гун ударился о нее головой — юго-восточная сторона земной тверди обрушилась, а небосвод наклонился на северо-запад, и в нем также начались разрушения. Горы и леса охватил огонь, а воды, хлынувшие из-под земли, затопили сушу, покрыв ее сплошным океаном, волны на котором достигали неба. В борьбу с потопом вступает Гунь, который пытается остановить воды с помощью похищенной им у верховного правителя чудесной саморастущей земли. Но побеждает потоп его сын Юй. Он занимается рытьём каналов, землеустройством, избавляет землю от всякой нечисти. Основные сюжеты. • Образ солнечного дерева — фусан, в основе которого лежит идея древа мирового. На дереве фусан живут солнца — десять золотых воронов. Все они — дети матушки Си-хэ, живущей за Юго-Восточным морем. Солнце сперва купается в заводи, а затем поднимается на фусан и отправляется в путь по небу. Постепенно оно приходит на крайний запад, где садится на другое солнечное дерево жо, цветы которого освещают землю (предположительно образ вечерней зари). С представлением о множественности солнц связан миф о нарушении космического равновесия в результате одновременного появления десяти солнц: наступает страшная засуха. Посланный с небес стрелок И поражает из лука лишние девять солнц. • Лунарный миф. Среди Великой пустыни есть гора Жиюэшань (Солнца и Луны), являющаяся небесным стержнем, в тех краях заходят солнце и луна. Так же как и Си-хэ, Чан-си купает своих детей, т. е. луны. Только возницей луны Цюй Юань называет не мать лун (в солярном цикле мать сама возит сыновей солнца), а особый персонаж — Ван-шу. Считалось, что на луне живёт белый заяц, толкущий в ступе снадобье бессмертия (средневековые авторы рассматривали жабу как воплощение светлого начала ян, а зайца — тёмного начала инь). Лунарные мифы связаны с женой стрелка И, Чан-э (или Хэн-э), которая похищает у И снадобье бессмертия и, приняв его, возносится на луну, где и живёт одиноко. По другой версии, на луне живёт некто У Ган, посланный туда срубить огромное коричное дерево, следы ударов топора на котором тут же зарастают вновь. • Пять звёздных дворцов (гун): срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: Тай-и («великая единица»), Цин-лун («зелёный дракон»), Чжу-цяо («красная птица»), Бай-ху («белый тигр») и Сюань-у («тёмная воинственность»). Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющим графическое изображение. Некоторые звёзды считались воплощением богов, духов или местом их обитания. Большая Медведица (Бэйдоу) и населяющие её духи ведали жизнью и смертью, судьбой и т. п. Однако в сюжетных мифологических преданиях фигурируют не эти созвездия, а отдельные звёзды, например Шан в восточной части небосклона и Шэнь — в западной. • Широко были распространены предания о восьми бессмертных, покровителях искусств и профессий, творивших чудеса и бывших участниками пиров у Сиванму. Персональный состав восьмерых бессмертных неоднократно изменялся. Чаще всего в него входят Люй Дунбинь (сверхъестественная сила), Ли Тегуай (покровитель нищих), Чжунли Цюань (способность производить превращения), Чжан Голао, Цао Гоцзю (покровитель театрального искусства), Хань Сянцзы, Лань Цайхэ (покровитель цветоводов), Хэ Сяньгу (единственная женщина, помощница в домашнем хозяйстве), Чанг Куолао (сверхъестественные возможности), Хан Хсянгцу (власть над ростом цветов). Основные персонажи древнекитайской мифологии • Культурные герои — первопредки, представленные в древних историзованных памятниках как реальные правители и сановники глубокой древности. Они выступают как создатели культурных благ и предметов: Фу-си изобрёл рыболовные сети, Суй-жэнь — огонь, Шэнь-нун заступ-лэй, он положил начало земледелию, рытью первых колодцев, определил целебные свойства трав, организовал меновую торговлю; Хуан-ди изобрёл средства передвижения — лодки и колесницы, а также предметы одежды из материи, начал устройство общественных дорог. С его именем связывают и начало счёта годам (календарь), а иногда и письменности (по другой версии, её создал четырёхглазый Цан-цзе). • Владычица запада Си-ван-му. (Стрелок И добывает у неё снадобье бессмертия) • Разрушитель космического и социального равновесия дух вод Гун-гун и мятежник Чи-ю. Дух вод Гун-гун воевал с духом огня Чжу-жуном. • Образы идеальных правителей древности, особенно Яо и его преемника Шуня. Яо первоначально был одним из солнечных божеств и мыслился в облике птицы, впоследствии он превратился в земного правителя. • Фуси и Нюйва — брат и сестра, спасшиеся от потопа и затем вступившие в брак, чтобы возродить погибшее человечество. Появились четыре главных брата-дракона Лун-Ван: Ао-Куан, Ао-Цзюнь, Ао-Шунь и Ао-Цинь. Основные породы дракона следующие: • Тяньлун — небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах; • Фуцанлун — дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами; • Дилун — земляной дракон, который заведует морями и реками; • Инлун — божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом. Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Пять божеств (У Ди) или Пять великих (У Тай) – божества, символизирующие пять направлений (четыре стороны света и центр). К ним относятся: владыка востока Цан-ди («зелёный государь»), владыка юга Чи-ди («красный государь»), владыка центра Хуан-ди, владыка запада Бай-ди и владыка севера Хэй-ди. Каждый из «владык пяти направлений» имеет волшебное животное, которое воплощает его дух. Это (соответственно порядку, в котором они перечислены выше) – Цинлун (зелёный дракон), Чжуняо («красная птица», вроде феникса), единорог Цилинь, белый тигр Байху и Сюньу (черепаха, обвитая змеёй). Пять У Ди соответствуют также «пяти стихиям» (дерево, огонь, земля, металл, вода). 4. Влияние особенностей географического положения Китая на мифологию. 5. Актуальность мифологии в современной культуре. Мифологические сюжеты кинофильмов, мультипликация. |