Лекция ТТДНГ. Лекции по Культурологии. Тема Морфология культуры. Язык культуры История формирования понятия культура
Скачать 206.44 Kb.
|
Тема 6. Казахская культура ХХ века Ликвидация неграмотности населения. Главными культурными преобразованиями после Октябрьской революции 1917 года на территории Казахстана становятся преодоление массовой неграмотности населения. В обширной казахской степи не было ни одного высшего учебного заведения, насчитывалось всего 157 русско-казахских школ, повсеместно имелись лишь мектебы (начальные духовные заведения). Работа по ликвидации неграмотности осуществлялась на государственном уровне, о чем свидетельствует ряд принятых документов: Положение ВЦИК о 16 октября 1918 «Об единой трудовой школе», Постановление Наркомпроса РСФСР от 31 октября 1918г. «О школе национальных меньшинств» и др. В начале 1918 г. школы и курсы азбучной грамотности открывались в городах Верном, Семипалатинске, Акмолинске и др. Цель и задачи ликбезработы, её содержание определялись Положением Наркомпроса Туркреспублики об организации курсов по ликвидации неграмотности среди взрослого населения городов и сёл (26 июля 1918 г.). Их целью объявлялись, кроме азбучной грамотности: «б) дать общее развитие, общее образование; в) научить какому-нибудь ремеслу, именно тому, которое в данной местности могло иметь существенное значение в деле развития производительных сил родины; г) развить эстетическое и общественное чувство путём организации клубов, хоров, театра и т.п.» [58]. Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недоставало средств, не хватало учителей, учебников, пособий, письменных принадлежностей. Дело осложнялось также непродуманными алфавитными реформами. В конце 20-х гг. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую, через десять лет - с латинской на современную кириллицу. Таким образом, один и тот же человек трижды обучался начальной грамоте. Во второй половине 30-х гг. появились районы, колхозы и совхозы сплошной грамотности. В 1939 г. уровень грамотности населения Казахстана достиг 83,6%2, полностью искоренить азбучную неграмотность помешала Великая Отечественная война. После войны эта работа возобновилась и приняла широкий размах в 50-е годы в связи с прибытием из КНР десятков тысяч репатриантов-казахов. В 1959 г. 12 тыс. учителей республики, используя опыт 20-30-х гг., участвовали в мероприятиях по ликбезу. Окончательно ликвидация неграмотности завершилась к концу 60-х гг. В 1970 г. в составе населения Казахстана доля неграмотных составила всего 0,3% против 3,1% в 1959 [59]. Становление и развитие казахстанской науки, институтов образования и культуры. Первые преобразования после революции выявили острый недостаток кадров специалистов. Для решения этой проблемы Постановлением Семиреченского областного Совета в марте 1918 г. в г. Верном было создано Семиреченское сельскохозяйственное училище и открыта мусульманская учительская семинария. К 1920-30-м гг. относится время создания высших учебных заведений Казахстана. Сначала это был Семипалатинский институт народного образования, в годы первой пятилетки открылись КазПИ им. Абая (1928), Алма-Атинский Ветеринарный институт (1929, в 1933 переименован в зооветеринарный), в 1930 - сельскохозяйственный институт. Решение об открытии медицинского института в Алма-Ате было принято Постановлением СНК РСФСР от 10 июля 1930 года (ныне Казахский Национальный Медицинский Университет (КазНМУ), а также созданы пединститут в Уральске, геологоразведочный институт в Семипалатинске, учительский институт в Караганде (1938). Таким образом, уже к середине 30-х годов функционировала разветвленная сеть вузов республики, так как перед войной в Казахстане работало уже 19 вузов и 120 техникумов. Война изменила привычную жизнь высшей школы республики в связи с эвакуацией в Казахстан ряда вузов России и Украины. «Значительную работу по подготовке квалифицированных кадров вели эвакуированные высшие и средние учебные заведения. Среди них – Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золота, объединённый Украинский государственный университет (Киевский и Харьковский)» [58, с.522] и др. В высших учебных заведениях Казахстана открываются новые отделения, факультеты, кафедры и лаборатории. В годы войны сеть высшей школы расширилась: открылись Казахский государственный учительский институт иностранных языков (1940), Чимкентский технологический институт (1943), Казахский государственный женский пединститут (1944), Казахская государственная консерватория им. Курмангазы (1944), институт физической культуры (1944, ныне Казахская академия спорта и туризма). В 50-е годы, после войны, открылись 13 институтов, в том числе в Караганде: 1950 - медицинский (ныне КГМУ), 1953 - политехнический (ныне КарГТУ), 1952 - педагогический (учительский институт переименован в педагогический, ныне КарГУ). В 60-е-80-е гг. по республике открылись ещё 27 высших и свыше 100 средних специальных учебных заведений. Наука. Уровень науки в послеоктябрьском Казахстане определялся малочисленностью научной интеллигенции и отсутствием научно-исследовательских центров. Неоценимую помощь и поддержку молодой казахстанской науке оказывали учёные России. В 1920-е годы в Казахстане работали многочисленные стационарные и экспедиционные отряды, Комиссии по изучению естественных производительных сил, Особый комитет по исследованию союзных и автономных республик АН СССР и др. Их деятельность проходила под руководством крупных учёных: академиков И.М.Губкина, А.Н. Самойловича, А.Е. Ферсмана, профессоров А.А.Григорьева, С.И.Руденко и др., внёсших большой вклад в изучение недр, фауны и флоры Казахстана, истории и этнографии казахского народа. В одной из экспедиций (в 1926-1927 гг.) участвовал будущий академик АН КазССР А.Х. Маргулан. В 1922 г. появились первые научно-исследовательские учреждения. В 1932 году, благодаря расширению сети научно-исследовательских учреждений в КазССР была открыта казахстанская база АН СССР (в 1938 преобразована в Казахский филиал АН СССР). С большим успехом развивались такие отрасли наук, как исторические, лингвистические, геологические, химические и т.д. Большой вклад в науку в 30-х годов внесли профессор С. Д. Асфендияров (врач, историк), профессор К.К. Жубанов (лингвист, филолог, востоковед, тюрколог), академик К. И. Сатпаев (геолог, один из основателей советской металлогенической науки, основоположник казахстанской школы металлогении), У. М. Ахметсафин, Н. О. Базанова, А. Б. Бектуров и др. В 1940 г. в Казахстане уже насчитывалось 57 научных учреждений (включая вузы), в том числе 17 научно-исследовательских институтов, их филиалов и отделений, где работали 1727 научных работников, из них 10 докторов и 50 кандидатов наук [58, с.415]. Научный потенциал Казахстана вырос в годы Великой Отечественной войны. Из западных районов страны в республику было эвакуировано около 40 высших и средних специальных учебных заведений, 20 крупных научно-исследовательских институтов. Здесь работали всемирно известные учёные В.И. Вернадский, С.Г. Струмилин, И.П. Бардин, И.И. Мещанинов, Л.И. Мендельштам и др. Это способствовало расширению сети научно-исследовательских учреждений, росту научной интеллигенции КазССР. Под руководством ведущих учёных из Москвы, Киева, Ленинграда защищались кандидатские и докторские диссертации. В условиях военного времени в структуре Казахского филиала АН СССР были открыты институты астрономии и физики, почвоведения и ботаники, зоологии, химико-металлургический институт и др. [60]. В 1945 г. в казахстанском филиале АН СССР уже работали 16 институтов, 7 секторов, 6 академиков, и членов-корреспондентов АН СССР, 60 докторов наук и профессоров, свыше 140 кандидатов наук [61]. Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана, которое состоялось 1 июня 1946 г. Первым президентом был избран К.И.Сатпаев, внёсший большой вклад в становление и развитие геологической науки в Казахстане. Рядом с ним работали его соратники Р.А.Борукаев, И.И.Бок, Ш.Е.Есенов, А.К.Каюпов, Е.Д.Шлыгин, Г.И.Щерба и мн. др. В состав действительных членов (академиков) вошли выдающиеся учёные М.О.Ауэзов, А.Б.Бектуров, М.И.Горяев, А.К.Жубанов, Н.Г.Кассин, Н.Т.Сауранбаев, члены-корреспонденты Н.У.Базанова, Р.А.Борукаев, А.Х.Моргулан и др. Ряд научных разработок Академии получили мировое признание. За разработку методики и составление комплексных металлогенических и прогнозных карт Центрального Казахстана учёные И.И.Бок, Р.А.Борукаев, Г.Ц.Медоев, Д.Н.Казанли, К.И.Сатпаев и др. в 1958 г. были удостоены Ленинской премии. Исследования учёных способствовали освоению крупных месторождений нефти и газа на Южном Мангышлаке и Урало-Эмбенском бассейне, строительству канала Иртыш – Караганда. Работники сельскохозяйственных наук вывели новые сорта озимой и яровой пшеницы и др. сельскохозяйственных культур. В 1970-80-е гг. вышла в свет пятитомная «История Казахской ССР», десятитомный «Толковый словарь казахского языка», 11-томная монографическая работа «Металлогения Казахстана, «Млекопитающие Казахстана» (в 9-ти т.), труды по «Флоре Казахстана» (в 9-ти т.) и т.д. В области общественных наук огромным событием стало издание наследия Аль-Фараби, Ч.Ч. Валиханова, И. Алтынсарина. К 1990-м годам 32 научных учреждения АН Казахстана были объединены шестью отделениями: физико-математических наук, наук о Земле, химико-технологических, биологических, общественных наук и Центрально-казахстанским отделением наук, в которых работали 10994 человека из которых 224 доктора наук и 1798 кандидатов наук [58, с. 393]. Казахская советская литература ХХ века. За годы советской власти сложилась качественно новая казахская литература, существенно отличающаяся от прежней по содержанию и типу, идейно-художественным принципам социалистического реализма. Сложился современный литературный казахский язык, появились новые стилистические формы, казахские писатели освоили новые жанры. Значительный вклад в развитие новой советской литературы внёс Сакен Сейфуллин. В 1920 - е гг. вышли его книги и поэмы «Асау тулпар», «Домбыра», «Советстан», «Экспресс», воспевающие свободу, новую жизнь и человека труда. Однако поэма «Кызыл ат» (1934), которая написана под впечатлением от коллективизации и голода, ставит под сомнение безупречность советского общества. В 1920-30-е годы в развитие советской казахской литературы внесли свой весомый вклад писатели И. Жансугуров, Б. Майлин, М. Ауэзов, С. Муканов, Г. Мусрепов, Г. Мустафин и др. Особое место в литературе этого периода занимает творчество Магжана Жумабая (1893-1937). гг.). С его именем связано внедрение новых поэтических форм в казахское стихосложение. С полным основанием можно утверждать, что стилистическая система Магжана фактически господствует в стилистическом строе современного казахского языка [62]. В годы Великой Отечественной войны казахстанская литература обогатилась произведениями таких писателей как, Ж. Жабаев (стихотворение «Ленинградцы – дети мои»), М. Ауэзов (вышел первый том романа-эпопеи «Путь Абая»). Творчество Мухтара Ауэзова убедительное подтверждение связи казахской литературы с классическим наследием, живыми и плодотворными традициями прошлого. Он одним из первых приступил к изучению истории казахской литературы, исследовал такие жанры, как сказки, айтыс, героический эпос. Роман-эпопея «Путь Абая» получил международное признание и переведён на многие языки мира. По решению ЮНЕСКО, 1997 год был объявлен годом Мухтара Ауэзова. В 1960-80-е годы казахская литература обогатилась творчеством новых талантливых писателей - И. Есенберлина («Кочевники», «Золотая Орда»), М. Макатаева (Поэтические сборники «Река жизни», «Биение сердца», «Шолпан»), Т. Айбергенова (Избранные произведения под названием «Мир созвездия»), О. Сулейменова (поэт, писатель, общественный деятель, литературовед, дипломат), М. Шаханова ( поэт и писатель, политический деятель) и др. Развитие искусства. Художественная культура Казахстана за годы советской власти переживала разные по эффективности периоды своего развития. Если такие виды искусств, как литература и музыка, развивались достаточно успешно до советского периода, то театральное, изобразительное, киноискусство и др. находились либо в зачаточном состоянии, либо их предстояло создать заново. Театральное искусство. Профессиональное театральное искусство начинает зарождаться в Казахстане во второй половине 1920-х гг. Казахский государственный академический театр драмы был организован в конце 1925 года в Кызыл-Орде, которая была на тот момент столицей Казахской АССР. Театр открылся 31 января 1926 года пьесой «Алтын сакина» («Золотое кольцо») Кошке Кеменгерова. В 1928 году с переносом столицы в Алма-Ату туда же был переведен и театр. В 1937 году театру присвоено звание академического, а с 1961 года – имя Мухтара Ауэзова. Предтечей создания Казахского государственного театра оперы и балета стала музыкальная студия, которая состояла из пятидесяти актёров, двадцати музыкантов симфонического и двенадцати человек национальных оркестров. Студия была организована в Алма-Ате в 1933 году. На следующий год её преобразовали в музыкальный театр. У истоков нового театра стояли работники Казахского театра драмы имени Мухтара Ауэзова [63]. В 1933 году в городе Алма-Ате был открыт Русский театр драмы. Участие в создании и становлении театра таких высокопрофессиональных мастеров, как Юрий Рутковский, Зинаида Морская (Максимова), Владимир Зельдин, Евгений Диордиев принесло известность алма-атинскому театру (в 1964 г. театру присвоено имя М.Ю. Лермонтова). Театральное искусство успешно развивалось и в областных центрах Казахстана. В Караганде по сей день действуют 3 театра, история, двух из которых начиналась ещё в 30-х годах прошлого века. Истоки русского драматического театра имени К.С. Станиславского уходят в 1930 год, когда на основе самодеятельной агитбригады в Семипалатинске был организован передвижной театр по агитационной и культурно-массовой работе «Живая газета» (в 1932 году преобразованный в передвижной театр в составе политпоезда Турксиб). В 1936 г. коллектив переименовали в Карагандинский областной русский драматический театр. За плодотворную театральную деятельность постановлением Совета Министров КазССР в 1963 году театру было присвоено имя К.С. Станиславского. Карагандинский областной казахский драматический театр имени С. Сейфуллина один из старейших казахских театров драмы. Основан в 1932 г. на базе самодеятельного кружка, как театр рабочей молодежи (ТРАМ, 1932-1934), а с 1936 года стал областным театром драмы. В 1939 г. его переименовали в музыкально-драматический театр. 1951-1964 годы – время совместного существования русского и казахского драматических театров. В 1964 году казахскому театру, существовавшему уже самостоятельно, было присвоено имя выдающегося деятеля казахской литературы С. Сейфуллина. Карагандинский академический театр музыкальной комедии - самый молодой из театров Караганды и единственный в Казахстане русский театр музыкальной комедии. Основан он был в 1973 году в городе Темиртау. Первый театральный сезон открылся 16 ноября 1973 года опереттой И.О. Дунаевского «Вольный ветер». В 1980 году театр переехал в Караганду в специально построенное здание, соединённое галереей с Дворцом культуры горняков. В 2000 году получил статус академического театра музыкальной комедии. Музыкальное искусство. У истоков научного изучения казахской музыки в советское время стояли выдающиеся деятели музыкальной культуры республики, например, известный фольклорист А.В. Затаевич, издавший сборник «1000 песен казахского народа, «500 песен и кюев казахского народа» (1931), А.К. Жубанов (учёный, композитор, профессор, академик АН КазССР), написавший монографии «Струны столетий», «Соловьи столетий», посвящённые углубленному изучению казахской музыки. Становлению профессиональной музыкальной культуры способствовала организация в 1939 г. оргкомитета Союза композиторов Казахстана. Его членами были композиторы Казахстана: А. Жубанов, Е. Брусиловский, Б. Ерзакович, Л. Хамиди и др. В создании первых опер большую роль сыграли крупные писатели Казахстана: Г. Мусрепов, Б. Майлин, М. Ауэзов, С. Муканов и др. (первые оперные либреттисты). Это опера «Абай» А. Жубанова и Л.Хамиди (либретто М. Ауэзова), «Амангельды» Е. Брусиловского и М. Тулебаева (либретто Г. Мусрепова), «Биржан и Сара» М. Тулебаева (либретто К. Джумалиева), Е. Брусиловского «Дударай» (либретто А. Хангельдина). Композиторы Е. Брусиловский, М. Тулебаев, Л. Хамиди являются авторами Государственного гимна Казахской ССР. В 1960-80-е гг., кроме опер, в золотой фонд музыкальной культуры Казахстана вошли песни композиторов Ш. Калдаякова, Л. Хамиди, Н.Тлендиева, А. Еспаева, И. Жаханова и др. Добрые традиции, заложенные знаменитым певцом Амре Кашаубаевым (драматический тенор, актёр, музыкант, один из основоположников казахского национального театрального искусства) приумножили певцы Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкебаев, Роза Багланова, Алибек Днишев, Роза Рымбаева и др. Определённые условия развития музыкальной культуры республики – организация стабильных исполнительских коллективов, таких как симфонический оркестр, хоровая капелла, ансамбль песни и танца – обусловили развитие крупных её форм: симфонической и вокально-хоровой музыки. Изобразительное искусство Казахстана зарождается в 20-30-е годы XX века. В 1933 году под руководством Оргкомитета советских художников при Совнаркоме КазССР был сформирован Союз художников. Первыми его членами стали известные художники: Абылхан Кастеев, Николай Крутильников, Алексей Бортников, Аубакир Исмаилов и др. Весомый вклад в изобразительное искусство советского Казахстана внесли Абылхан Кастеев, создавший множество ярких картин из жизни казахского народа, Аубакир Исмаилов, Гульфайрус Исмаилова, Гаев Николай, Наурзбаев Хакимжан, Романов Александр и др. В послевоенные годы в изобразительное искусство пришли молодые художники, получившие высшее и среднее специальное образование в учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева и в других культурных центрах страны, ибо в республике в те годы, кроме Алма-Атинского художественного училища, не было других учебных заведений изобразительного искусства. В 1964 году в Караганде, как и в других областных центрах республики, был организован филиал Союза художников КазССР, первым председателем которого стал Крылов В.И. С момента создания до настоящего времени — это второй по значению и вкладу в изобразительное искусство Казахстана коллектив страны. У истоков карагандинского искусства стояли чрезвычайно одаренные Раймкул Есиркеев, Павел Андреюк, Петр Антоненко, Павел Реченский, Анатолий Билык, Юрий Гуммель, Виктор Крылов, Саркис Саносян, Вениамин Шамшин. Вместе с ними трудились известные художники, сосланные в Караганду, - В.Эйферт, А.Фонвизин, Л.Кропивницкий, В.Ермолаева, С.Ивашев-Мусатов, Е Овощнякова. Традиционно в Караганде более всего развита живопись, где создаются произведения, рассматривающие проблемы духовного становления человечества, морально-этическую проблематику, затрагивающую вопросы взаимоотношений человека и общества, картины из истории казахского народа, истории и современной жизни города, портреты выдающихся исторических деятелей, современников. Однако значительный вклад внесли карагандинцы в развитие монументального искусства Казахстана. Ими выполнено большое количество рельефов, мозаик, витражей, росписей, обогативших эстетическую среду Караганды и других городов региона. Особое место в творчестве карагандинских художников занимает монументальная скульптура, чьи произведения украсили многие города Казахстана и стран СНГ [64]. Киноискусство стало создаваться в Казахстане гораздо позже, чем другие виды искусства. Так, cтудия «Казахфильм» была образована в 1960 г. из Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. Ежегодно «Казахфильм» выпускал 7 художественных, более 50 документальных фильмов, киножурнал «Советский Казахстан» и дублировал до 70 фильмов на казахский язык [65]. За годы своей деятельности «Казахфильм» выпустил множество полюбившихся зрителям фильмов: «Ангел в тюбетейке», «Сказ о матери» (в главной роли Амина Умурзакова), «Земля отцов», «Меня зовут Кожа» (призёр Каннского фестиваля, реж. А. Карсакбаев), «Алпамыс идёт в школу», «Песни Абая», «Кыз Жибек» (режиссёр С. Ходжиков) и др. Также были созданы документальные кинопортреты Махамбета, Абая, Жамбыла, Мухтара Ауэзова, Дины Нурпеисовой, Курмангазы, К. Байсеитовой, К. Сатпаева. Музыку к фильмам писали Е. Брусиловский, А.К. Жубанов, Е. Рахмадиев, Н. Тлендиев, Л. Хамиди и др. В 1970-80-е годы на широкий экран выходят известные киноленты «Конец атамана» (режиссёр Шакен Айманов), «Кровь и пот» ( режиссёры Азербайжан Мамбетов и Юрий Мастюгин, авторы сценария Андрей Михалков-Кончаловский и Родион Тюрин), «Погоня в степи» (режиссёр Абдулла Карсакбаев), «Транссибирский экспресс» (режиссёр Эльдор Уразбаев, авторы сценария А.Адабашьян и Н.Михалков), «Вкус хлеба» (режиссёр и автор сценария Алексей Сахаров), «Султан Бейбарс» (режиссёр Булат Мансуров, авторы сценария Булат Мансуров и Морис Симашко). Таким образом, выдающихся представителей казахстанской интеллигенции советского периода объединял общий дух патриотизма, любовь к родной земле, уважение к традициям, родному языку, общечеловеческому наследию. Пережив тяжелые времена, несправедливость, неравенство, творческая и научная интеллигенция стремилась реализовать свои идеи ради расцвета и благополучия народа. В начале 1980-х годов Казахстан уже имел культурные связи с 97 странами мира и своими достижениями занимал достойное место в культуре народов СССР и всего мира. |