Социальные институты культуры и их значение. Памятники культуры.. Основные подходы к пониманию структуры социальных институтов
Скачать 51.82 Kb.
|
ОглавлениеВведение 3 1. Основные подходы к пониманию структуры социальных институтов 4 1.1 Определение понятия социального института 4 1.2. Процесс институционализации 6 1.3. Роль социальных институтов в культуре 7 2. Виды и функции социальных институтов 12 2.1 Характеристика видов социальных институтов 12 2.2 Функции социальных институтов 16 3. Понятие и классификация культурных памятников 20 4. Социальные функции культурных памятников 24 Заключение 27 Список использованных источников 28 ВведениеПреемственность в культуре, сохранение созданных, создание и распространение новых ценностей, их функционирование – все это поддерживается и регулируется с помощью социальных институтов культуры. Обратившись к исследованию культуры и культурной жизни общества, невозможно обойти стороной такое явление, как социальные институты культуры (или культурные институты). Термин «культурный институт» широко используется в различных контекстах представителями социальных и гуманитарных наук. Как правило, им пользуются для обозначения разнообразных и многочисленных культурных феноменов. Однако у отечественных и зарубежных исследователей культуры пока нет его единой трактовки, как и не существует в настоящий момент разработанной целостной концепции, охватывающей сущность, структуру и функции социального института культуры, или культурного института Цель работы: дать системное описание понятий «социальные институты культуры» и «памятники культуры». При написании работы, были поставлены следующие задачи: Дать теоретическое представление о социальном институте. Раскрыть признаки социальных институтов. Рассмотреть виды социальных институтов. Описать функции социальных институтов. Охарактеризовать роль социальных институтов в культуре. Дать определение понятию «памятник истории и культуры». Рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки. Охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе. 1. Основные подходы к пониманию структуры социальных институтов1.1 Определение понятия социального институтаТермин «институт» (от лат. «institutum» – установление, устройство) со временем приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования).1 Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, не существует единства взглядов. В социологии имеется не одно, а множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые по своей природе не отличаются от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями. Существуют различные концепции социальных институтов, совокупность всех имеющихся трактовок понятия «социальный институт» можно свести к следующим четырем основаниям: 1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальные функции. 2. Конкретные организованные формы комплексов функций, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы. 3. Система материальных учреждения и формы действий, позволяющие индивидам выполнять общественные безличные функции, направленные на удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности. 4. Социальные роли, особо важные для группы или общности. Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С. С. Фролову, «социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества»2. Под системой социальных связей в данном определении понимается сплетение ролей и статусов, при помощи которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах, под общественными ценностями — разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах. Институт семьи, например, включает в себя: 1) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь; 2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила). Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой: • ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; • совокупность обычаев, традиций и правил поведения; • формальную и неформальную организацию; • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; • обособленный комплекс социальных действий. Культуру часто понимают, как форму и результат приспособления к окружающей среде. Кеес Дж. Хамелинк определяет культуру как сумму всех человеческих усилий, направленных на освоение окружающей среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств. Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ столь отличаются друг от друга, как и их культуры. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения3. Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают, как культурный институт. Коммуникационные институты – часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Как бы ни определять социальный институт, в любом случае понятно, что он может характеризоваться как одна из наиболее фундаментальных категорий социологии. Не случайно возникла и оформилась специальная институциональная социология как целое направление, включающее в себя ряд отраслей социологического знания (экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология образования, социология религии и т.д.). |