Главная страница

Социальные институты культуры и их значение. Памятники культуры.. Основные подходы к пониманию структуры социальных институтов


Скачать 51.82 Kb.
НазваниеОсновные подходы к пониманию структуры социальных институтов
АнкорСоциальные институты культуры и их значение. Памятники культуры
Дата20.05.2022
Размер51.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциальные институты культуры и их значение. Памятники культуры..docx
ТипДокументы
#540649
страница5 из 5
1   2   3   4   5

3. Понятие и классификация культурных памятников



Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника9.

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения – это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности10.

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление», предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний»11.

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х гг. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры – это материальные объекты (дома, храмы и т.д.), которые обладают материальными характеристиками – имеют размеры, вес, цвет и т.д.

2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры – это результат деятельности людей. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры – это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий12.

Свойства памятников:

1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым – некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники13.

4. Социальные функции культурных памятников


Памятники истории и культуры являются одной из важнейших составных частей историко-культурного наследия. Памятники обладают не только чисто научной ценностью, они несут в себе и выполняют ряд социальных функций, поскольку сами по себе памятники представляют собой социальное явление.

Стоит, однако, отметить, что при этом идеологические и аксиологические (ценностные) факторы общества постоянно меняются. Вместе с ними меняются и социальные функции памятников. Таким образом, под социальной функцией понимается роль и значение памятников истории и культуры в обществе при целенаправленном их использовании и без такового.

Среди основных социальных функций культурных памятников можно выделить:

1. Функция трансляции или исторической преемственности социального опыта (информационная функция). Памятники являются сосредоточением социальной памяти человечества о разных эпохах, событиях и людях. Она выражена в данном случае в знаковых системах, например, памятниках искусства. Благодаря памятникам осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. В данном случае памятники выступают в виде механизма трансляции богатейшего опыта, накопленного человечеством.

2. Идеологическая функция. Историко-культурное наследие всегда являлось одним из важнейших средств формирования общественного сознания и совершенствования духовной жизни людей, так как в процессе своего существования подвергается социальной интерпретации и оценке, причем не единожды. Первая интерпретация происходит при создании памятника и ориентирована на современников, а иногда и потомков. Следующая интерпретация происходит по мере необходимости, учитывая конкретную социокультурную ситуацию. Например, после революционных событий 1917 г. резко изменилось отношение государства к памятникам истории и культуры. Вожди революционного радикализма отождествляли духовные ценности с тем общественным строем, который, по их мнению, подлежал упразднению. Это обстоятельство привело к тому, что в течение нескольких десятилетий в советской стране усиленно пропагандировалось значение лишь тех памятников, которые отражали революционную идеологию, оставались в забвении или вовсе уничтожались памятники, не соответствующие новым взглядам на прошлое страны. Большое количество памятников стало использоваться властью как идеологическое оружие для борьбы с «классовыми врагами» и для рассказа о том, насколько ужасным было положение трудящихся при прежнем режиме.

3. Воспитательная функция. Под воспитательной функцией понимается использование обществом возможности памятников истории и культуры воздействовать на формирование взглядов, мировоззрения человека, которые в конечном итоге определяют его социальное поведение. Воспитательная функция – наиболее значимая социальная функция памятников истории и культуры, в результате реализации, которой общество получает от памятников главный результат - мировоззрение общества. Можно сказать, что люди создают памятники в той же мере, как и памятники, в свою очередь, создают людей.

4. Познавательная (гносеологическая) функция. Она связана с использованием памятников истории и культуры в целях получения новой информации о прошедших историко-культурных событиях и явлениях. Изучение памятников не является самоцелью, а способствует более глубокому проникновению в сущность исторических и культурных явлений.

5. Коммуникативная функция. Так как памятники обладают той внешне выраженной формой, которую общество отождествляет с определенными событиями, явлениями, понятиями, идеями они выполняют еще и коммуникативную функцию. Наибольшей возможностью в этом отношении обладают символические памятники, которые создавались как знаки каких-то событий. Но они зачастую теряют свое первоначальное значение и приобретают значение памятника - подлинника. Например, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в знак победы над Казанским ханством, воспринимается современниками как шедевр архитектуры14.

6. Утилитарная функция. Она связана с использованием памятников в хозяйственных целях, если это не наносит ущерба их сохранности. Проблема использования памятников в утилитарных целях состоит из двух аспектов. Во-первых, задача сохранения объектов историко-культурного наследия предполагает их физическое сохранение, во-вторых, они должны сохраняться для того, чтобы быть использованными обществом в качестве объектов историко-культурного значения, удовлетворяя тем самым социальные потребности.

7. Компенсаторная (рекреативная) функция памятника. Данная функция позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку.

8. Образовательная функция. Она связана с использованием памятников истории и культуры в целях обучения. Непосредственное, чувственное восприятие памятников в процессе обучения истории дает большой эффект. Общение с памятником в процессе обучения легко снимает извечную проблему дефицита предметности и наглядности при изучении гуманитарных дисциплин.

9. Регулятивная функция. Регулятивная функция связана с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культурные памятники так или иначе влияют на поведение людей и регулируют их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.


Заключение



Исходя из проделанной работы, я могу сделать вывод, что мне удалось выполнить поставленную цель – кратко изложить основные теоретические аспекты социальных институтов культуры и памятников.

В работе как можно подробней и разносторонне описаны понятия «социальные институты культуры» и «памятники культуры». В процессе раскрытия смысла этих понятий я использовал мнения и доводы различных авторов, которые использовали отличную друг от друга методологию, что позволило более глубоко выявить суть социальных институтов.

В целом, можно подвести итоги, что социальные институты культуры и памятники культуры в обществе играют немаловажную роль, их изучение позволяет ученым создать картину культурной жизни, а также управлять протекающими в них процессами.

Список использованных источников





  1. Добреньков В.И. Социология: Учебник. / Добреньков В.И., Кравченко А.И. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 624 с.

  2. Фролов С.С. Общая социология: Учебник. – М.: ПРОСПЕКТ, 2017. – 384 с.

  3. Кравченко А.И. Социология. / Кравченко А.И., Анурин В.Ф. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

  4. Социология: Учебник для вузов. / [В.Н. Лавриненко и др.]; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

  5. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.

  6. Волков Ю.Г. Социология. / Волков Ю.Г., Мостовая И.В. – М.: Гардарики, 2001. – 432 с.

  7. Галкова О.В. Понятие «памятник культуры»: современные подходы к интерпретации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - №2. - С. 182-187.

  8. Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление: монография / А. М. Кулемзин. – Кемерово: Кемеровский обл. ин-т усовершенствования учителей, 2001. – 327 с.

  9. Базаржапов В.Б-М. Методическая разработка к лекции по курсу "Памятники истории и культуры и их охрана". / Базаржапов В.Б-М., Арьянов А.Д. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 24 с.

  10. Гаврилов, Б. «Надлежит вам беречь…». Как охраняли памятники в России в XVIII - начале ХХ века [Электронный ресурс] / Б. Гаврилов // Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200303804 (дата обращения 26.03.2018)

1 Добреньков В.И. Социология: Учебник. / Добреньков В.И., Кравченко А.И. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 624 с.

2 Фролов С.С. Общая социология: Учебник. – М.: ПРОСПЕКТ, 2017. – 384 с.

3 Кравченко А.И. Социология. / Кравченко А.И., Анурин В.Ф. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

4 Фролов С.С. Общая социология: Учебник. – М.: ПРОСПЕКТ, 2017. – 384 с.

5 Добреньков В.И. Социология: Учебник. / Добреньков В.И., Кравченко А.И. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 624 с.

6 Социология: Учебник для вузов. / [В.Н. Лавриненко и др.]; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

7 Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.

8 Волков Ю.Г. Социология. / Волков Ю.Г., Мостовая И.В. – М.: Гардарики, 2001. – 432 с.

9 Галкова О.В. Понятие «памятник культуры»: современные подходы к интерпретации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - №2. - С. 182-187.

10 Гаврилов, Б. «Надлежит вам беречь…». Как охраняли памятники в России в XVIII - начале ХХ века [Электронный ресурс] / Б. Гаврилов // Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200303804 (дата обращения 26.03.2018)

11 Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление: монография / А. М. Кулемзин. – Кемерово: Кемеровский обл. ин-т усовершенствования учителей, 2001. – 327 с.

12 Базаржапов В.Б-М. Методическая разработка к лекции по курсу "Памятники истории и культуры и их охрана". / Базаржапов В.Б-М., Арьянов А.Д. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 24 с.

13 Базаржапов В.Б-М. Методическая разработка к лекции по курсу "Памятники истории и культуры и их охрана". / Базаржапов В.Б-М., Арьянов А.Д. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 24 с.

14 Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. // История. 2003. № 38. С. 10.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта