Реферат. Реферат Человек и культура в творчестве Бердяева. Человек и культура в творчестве Бердяева Н
Скачать 90 Kb.
|
КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ Реферат на тему: Человек и культура в творчестве Бердяева Н. Выполнил студент Проверил: Воронеж – 2019 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1 Биографическая справка ….…………………………………………….4 Глава 2 Человек в творчестве Н.А. Бердяева …………………………………..8 Глава 3 Культура в творчестве Н.А. Бердяева.…………………………….......11 Глава 4 Идеи Н.А. Бердяева в других философских течениях……………….16 Заключение………………………………………………………………………17 Список литературы………………………….…………………………………...18 Введение Николая Александровича Бердяева (1874—1948 ) часто называют одним из властителей дум XX века, человеком, который с чуткостью сейсмографа ощущал подспудные сдвиги, неявно выраженные изменения в общественном организме, чреватые глобальными последствиями, пророком, с удивительной точностью предсказавшим на заре новой технотронной эры, что ожидает человечество на ее закате, величайшим гуманистом, возвысившим свой голос в защиту свободы и достоинства личности, испытывающей на себе давление тоталитарных систем, потерявшей смысл своего бытия в обществе всеобщего потребления, тоскующей и страждущей из-за нарастающего отчуждения, дегуманизации всей системы социальных связей и отношений. На Западе, да и у нас в стране Бердяев известен прежде всего благодаря таким работам, как «Истоки и смысл русского коммунизма», «Духи русской революции», «Русская идея», «Душа России», его статьям в трех программных сборниках российского либерализма начала XX в. («Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины»), книге «Самопознание». Однако его перу принадлежит значительное число трудов, где Бердяев выступает в роли оригинально мыслящего теоретика культуры, хорошо понимающего драматизм нынешней эпохи, видящего всю противоречивость развития социальной системы. Это, например, «Философия неравенства», «Смысл творчества», «Новое Средневековье», где в основном изложена бердяевская концепция культуры, которая с полным основанием может быть названа теологической, ибо, раскрывая свое понятие культуры, выясняя связь культуры и цивилизации, Бердяев предстает перед нами как религиозный мыслитель, глубоко верующий человек, исповедующий догматы неортодоксального православия. Хотелось бы выделить отношение философа к таким понятиям и явлениям как культура и человек. Глава 1. Биографическая справка о жизни и творческой деятельности Бердяева Н.А. Бердяев родился в Киеве в аристократической семье. Его предки в нескольких поколениях были военными и занимали важные посты в русской армии тех времен. Как впоследствии напишет сам Бердяев, «в детстве и юности я знал мир феодально-аристократический высшего стиля». Склонность к гуманитарным наукам и способность к языкам проявились у Бердяева в раннем возрасте, однако семья берегла традиции, и после завершения курса домашнего воспитания его отдают в кадетский корпус. Но казенная атмосфера военного заведения оказалась для него совершенно чуждой. Бердяев оставляет кадетский, корпус и поступает на естественный факультет Киевского университета. Через год он переводится на юридический факультет. Но стать прокурором или присяжным поверенным ему было не суждено: в 1898 г. его арестовывают за участие в пропаганде социалистических идей, которую он вел вместе с другими членами студенческого кружка Петра Струве — лидера так называемых «легальных марксистов». После месячного тюремного заключения и суда Бердяев был сослан в Вологодскую губернию, где провел около трех лет. За годы ссылки в мировоззрении Бердяева происходят существенные перемены. Он отходит от социал-демократического движения и начинает сотрудничать в газете «Освобождение», вокруг которой группировалась либерально мыслящая часть национальной буржуазии и интеллигенции. В 1904 г. он становится членом редакции журнала символического направления «Новый путь», а вскоре вместе с С.Н. Булгаковым начинает издавать журнал «Вопросы жизни», ставший выразителем идей конституционных демократов и религиозно настроенной части образованного общества, объединившейся в движение «нового религиозного сознания». Четыре года спустя Бердяев переезжает в Москву и становится членом «Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева», сыгравшего большую роль в развитии идеалистической философской мысли в России. Тогда же он начинает сотрудничать с издательством «Путь», выпускавшем религиозную и теософскую литературу, где выходит ряд его работ, в том числе «Философия свободы», «Смысл творчества» и другие. Февральскую буржуазную революцию Бердяев встретил восторженно. Ее лозунги и дух были близки его мировосприятию рафинированного интеллигента, стоящего на позициях религиозного экзистенциализма и стремящегося к свободе и духовному совершенству. К Великой Октябрьской социалистической революции Бердяев отнесся настороженно. Он не принял ее идей и вскоре оказался в лагере непримиримых противников советской власти. Непосредственного участия в так называемом «белом движении» Бердяев не принимал, хотя идейно был явно на стороне контрреволюции. Свою деятельность публициста, общественного деятеля либерально-демократического направления Бердяев в первые послереволюционные годы сочетал с большой преподавательской и исследовательской работой. В 1918 г. он создает Вольную академию духовной культуры, читает обзорные курсы по русской философии и философии истории в Московском университете, выступает с публичными лекциями. Однако вскоре его деятельность педагога и просветителя прерывается. Вместе с другими представителями оппозиционно настроенной элитарной интеллигенции Бердяева в 1922 г. высылают из Советской России на так называемом «философском пароходе». В годы вынужденной эмиграции он не прерывает своей интенсивной творческой работы. Сначала в Берлине, затем в Париже, куда он переезжает в 1924 г., Бердяев преподает, занимается изданием журналов, пишет ряд научных трудов, в том числе такие, как «О назначении человека», «Дух и реальность», «Русская идея», которые переводятся на основные европейские языки. Много сил и времени тратит на налаживание работы основанной им Религиозно-философской академии, президентом которой он был до конца своих дней. В середине 30-х годов к Бердяеву приходит мировая известность. Его книги издаются массовыми тиражами, к его мнению, высказанному на страницах периодической печати, внимательно прислушиваются не только западные интеллектуалы, но и политические деятели различных направлений, представители делового мира. Это был «звездный час» Бердяева, который к началу Второй мировой войны занимал если не лидирующее, то весьма почетное место среди европейских мыслителей. Имя Бердяева встречается среди участников практически всех философских и интерконфессиональных конгрессов предвоенной поры, он неоднократно выступает перед элитной публикой в самых престижных аудиториях Европы. На него ссылаются представители различных философских направлений, и прежде всего французской ветви персонализма, которые много позаимствовали из его сочинений при разработке основ собственного учения. Нападение фашистской Германии на Польшу в сентябре 1939 г. Бердяев воспринял как исходную точку всемирной трагедии, как акт торжества иррационального начала над человеческим разумом. «Фашизм, — подчеркивал он в своей книге «Новое Средневековье», — есть непосредственное обнаружение воли к жизни, воли к власти, обнаружение биологической силы, а не права». Его антифашистские настроения усиливаются после оккупации Франции и начала агрессии против Советского Союза. Он пишет в своей философской биографии: «Вторжение немцев в русскую землю потрясло глубины моего существа. Моя Россия подверглась смертельной опасности, она могла быть порабощена и расчленена... Я все время верил в непобедимость России. Но опасность для России переживалась очень мучительно. Естественно присущий мне патриотизм достиг предельного напряжения». Бердяев не участвовал в Сопротивлении, однако он никогда не скрывал своего крайне негативного отношения к фашистскому режиму, и только его известность как ученого с мировым именем помешала гитлеровцам расправиться с ним. После завершения войны Бердяев возвращается к преподавательской и научной деятельности, от которой он был насильственно отстранен в период оккупации. В 1947 г. его избирают почетным доктором Кембриджского университета за большой вклад в развитие европейской философской мысли. Умер Н.А. Бердяев в 1948 г. за своим письменным столом в Париже, работая над рукописью своей последней книги «Царство духа и царство кесаря», которая так и осталась незаконченной. Бердяев прошел сложный, тернистый путь идейно-философской и мировоззренческой эволюции. В начале своей научной деятельности он был марксистом и убежденным атеистом, разоблачавшим теорию и практику православия в едких памфлетах и язвительных статьях. Завершил же он свой жизненный путь глубоко верующим человеком, разделяющим основные доктрины экзистенциализма, стремящимся понять, в чем смысл жизни как отдельного индивида, так и всего человечества, видящим выход из кризисной ситуации в обретении веры. Глава 2. Человек в творчестве Н.А. Бердяева Принадлежность к различным философским течениям и школам в разные периоды его творческой биографии не могла не сказаться на системе взглядов Бердяева, в которой можно найти отдельные заимствования из Вл. Соловьева и Г.П. Федотова, К. Маркса и И. Канта, Вяч. Иванова и Гуссерля. Бердяев создал свое собственное учение, в котором в центр мира поставлен человеккак мыслящее, чувствующее, страдающее существо, осознающее конечность своего бытия и стремящееся обрести смысл существования через приобщение к вечным истинам, через религиозное откровение. Только тогда, когда у личности есть подобная установка, когда акт познания дополняется актом веры, по мысли Бердяева, возникает принципиальная возможность проникнуть в тайну человека, понять суть процессов, протекающих в различных сферах жизни общества. Бердяев — религиозный мыслитель, наследующий традиции русской религиозно-мистической философии, и этим обстоятельством, прежде всего, определяется его подход к постановке и решению животрепещущих проблем, в том числе и к проблеме культуры. Бердяевское учение о личности получило в философии название «эсхатологический персонализм». Он был убежден, что спасение человека и человечества возможно лишь на путях искренней веры в Бога. Много и по разному поводу рассуждая о человеке, философ последовательно проводит различие между тем, что дано человеку от природы и тем, что в самой его сути и поведении имеет внеприродный, божественный характер. Для фиксации первого Н. Бердяев использует термин «индивид», для обозначения второго термин «личность». Индивид и личность – разные проявления одного и того же – человека. Индивид живет и созидает (осуществляет творчество) по законам природного мира. Личность – существо, причастное к Богу, его подобие. Здесь творчество наполняется иным смыслом – божественным. Философ считал, что каждый человек призван и может стать личностью. Следуя Вл. Соловьеву в его поисках оснований построения метафизики, Н. Бердяев много пишет о роли внутреннего опыта личности при объяснении ею общей картины мироздания и о необходимости преодоления разрыва между субъектом и объектом. Последнее, по его мнению, вполне возможно лишь в рамках иррационально-мистической интуиции. Человек открывает для себя Бога лишь тогда, когда верит в него, а вера непосредственно связана с интуицией. Человек в произведениях Н. Бердяева – существо не только мыслящее, но и чувствующее, переживающее, эмоционально откликающееся на вызовы внешнего мира. Согласно Николаю Александровичу, не сознание, мышление, интеллект выполняют ведущую роль в постижении человеком мира и его творца – Бога, а сердце. Чувственность у Н. Бердяева граничит с иррациональностью, во многих случаях с мистицизмом. Феномены страха, боли, страдания, тоски, смерти и др. занимают в его работах далеко не последнее место. Экзистенциальная тональность позиции русского мыслителя во многом созвучна философско-религиозным устремлениям французского персонализма. Всячески уходя от противопоставления субъекта и объекта, Н. Бердяев акцентирует внимание на созидательном характере личностного бытия. Живя, человек не только созидает мир, но и рационально и чувственно осваивает его, делает себя частичкой мира, а мир – частичкой собственного бытия. Это еще одна точка пересечения бердяевских идей и философии персонализма. Правда, философ слишком преувеличивает роль личностного начала в бытийности мира. Персонализм же, как философское течение, последовательно отстаивая тезис об уникальности, неповторимости каждого человека, акцент делает на совместную жизнь людей, на их способность общими усилиями решать задачи, которые не под силу индивидам, даже талантливым, умным и сильным. Из-за абсолютизации Н. Бердяевым статуса личности (личностного бытия) его позицию в философской литературе нередко называют радикальным персонализмом. Любой разговор о бытии Н. Бердяев пытается вести лишь в контексте и с позиций бытия личности. Объективное бытие мира как бы растворяется в личностном бытии, обретает смысл лишь в плоскости его связи с потребностями и интересами человека. Провозглашая самоценность личности, философ наделяет ее, по сути, статусом некоего метафизического первоначала. Логика бердяевских рассуждений о месте и роли личности в бытии мира дает достаточно оснований рассматривать его философию не только как радикальный персонализм, но и как радикальный антропоцентризм. Бердяева мало интересует реальный, практический мир человеческого бытия, как, впрочем, и мир материального бытия вообще. Его внимание занимает сфера духа. Лишь она – территория истинного бытия. Только здесь возможны подлинная свобода и подлинное творчество. Общество, по Н. Бердяеву, обезличивает человека, продуцирует у него рабскую психологию. Мир материального бытия Бердяев презирает, называет «низинным» миром и всячески демонстрирует свое уважение «высшему» миру – миру духа, сознания. Он убежден, что «низинный» мир всегда ограничивает свободу человека, унижает его, делает рабом обстоятельств и принятых условностей. В своей философской концепции русский теоретик сознательно отчуждает личность от материального мира (он называет его еще миром «объективации духа») и наоборот. Для него «объективация» неотделима от деперсонализации. Делая личность одним из смысловых центров своего учения, Н. Бердяев остается персоналистом лишь в сфере так обожаемого им духа. За его пределами интерес к личности у него пропадает. Место личности, в бердяевском представлении, здесь занимает индивид как продукт и носитель материального. Глава 2. Культура в творчестве Н.А. Бердяева Культура, согласно воззрениям Бердяева, несет на себе отпечаток сакрального, ибо вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Корни и исток культуры, считает Бердяев, надо искать в культе. Подтверждение этой мысли Бердяев видит в том, что культура символична по своей природе, а символизм культура получает от культа, в котором символ играет основополагающую роль. Культура, пишет Бердяев, относится к числу благородных феноменов не только потому, что изначально связана с религией, но и потому, что ее основу составляют культ предков, почитание могил и памятников, священные предания и легенды, которые передаются от поколения к поколению. Культура обеспечивает связь времен, и чем она древнее, тем она прекраснее, ибо аккумулирует в себе все самое лучшее, что было выработано тем или иным народом, нацией на протяжении многих столетий. Культура, будучи аристократичной по своей природе, основана, как пишет Бердяев, «на принципе качественного отбора». Творцы культуры всегда стремятся к совершенству, к достижению высшего качества и в научном познании, и в искусстве. Она всегда связана с процессом формирования душевного благородства и высших человеческих качеств. Для культуры, считает Бердяев, высшими абсолютами являются истина, красота, правда, любовь, добро, и только тот, кто принимает их как ценности собственного бытия, является истинно культурным человеком. То, что создается культурой, подчеркивает Бердяев, создается не для одного, а для многих поколений. Творения культуры вечны, в отличие от тех подделок, которые создаются для того, чтобы сделать жизнь человека более удобной и комфортной. Исследуя природу культуры, Бердяев постулирует следующий тезис: в культуре изначально борются два начала — консервативное, обращенное к прошлому, и творческое, обращенное к будущему. Однако в культуре отсутствует революционное начало. Революция и культура, с точки зрения Бердяева, «две вещи несовместные». Когда общество вступает в пору революционных катаклизмов, тогда для культуры наступает черная пора. Базисные основания культуры расшатываются и она гибнет. Революционному духу, утверждает Бердяев, культура не нужна, ибо он стремится овладеть благами цивилизации, а не достичь вершин духа. В результате революционных преобразований возникновения нового типа культуры не происходит, ибо нарушается принцип преемственности, наследия культурных ценностей. Поэтому все попытки создания пролетарской культуры, коренным образом отличающейся от культуры буржуазного общества, по его мнению, обречены на провал. Точно так же неудача ожидает всех тех, кто стремится приобщить к культуре широкие народные массы. Повышение их культурного уровня в принципе невозможно, ибо для того, чтобы это свершилось, надо изменить установку необразованной части населения, сформировать у масс отношение к овладению культурными ценностями как главному делу их жизни. Подобно другим теоретикам культуры начала и середины XX в., Бердяев считает, что процессы демократизации общественной жизни самым негативным образом сказались на состоянии культуры, уровень которой стремительно падает по мере того как все большее число людей получают избирательные права, образование, необходимое для выполнения их профессиональных функций, и, соответственно, возможность влиять на процесс создания, распространения и потребления культурных ценностей. «Закрытие аристократических источников культуры есть иссякновение всяких источников», — пишет Бердяев. Сохранение слоя тех, кто способен создавать подлинные, а не мнимые культурные ценности является, с точки зрения Бердяева, главным, если не единственным, условием прогресса Раскрытие сущности культуры Бердяев производит через сопоставление ее с цивилизацией. Однако логика его мысли не тождественна логике Шпенглера и других исследователей, близких к нему по теоретическим позициям. Если для немецкого культуролога цивилизация представляет собой итог культурного развития общества, завершающую стадию генезиса культуры, после чего следует ее распад и гибель, то для Бердяева культура и цивилизация существуют одновременно. В придании данным понятиям «чисто хронологического смысла» Бердяев видел главную ошибку Шпенглера и его последователей, не понявших простой истины, что цивилизация и культура не есть две исторические эпохи, а два качественно различных состояния общества, существующих в один и тот же момент времени. Цивилизацию Бердяев воспринимает исключительно негативно. В цивилизации, по его словам, «есть яд, есть неправда». Она «зачата во грехе» и посему изначально не может нести в себе ничего положительного. Свое резко отрицательное отношение к цивилизации Бердяев объясняет тем, что последняя возникает в результате установления социального неравенства и угнетения, эксплуатации человека человеком, в результате подчинения индивида технике, которая заставляет его строить жизнь на основе принципа технической рациональности. «Цивилизация, — пишет Бердяев, — обещает освободить человека, и, бесспорно, она дает орудия освобождения. Но она также есть объективация человеческого существования и потому несет в себе порабощение». Поэтому видеть в цивилизации результат прогрессивного развития общества и вкладывать в это понятие позитивное содержание не представляется возможным. Цивилизации, считает Бердяев, противостоит не «здоровое и блаженное варварство» какого-то природного человека или доброго по природе дикаря, а культура. По мысли Бердяева, цивилизация суть промежуточное состояние общества. Она находится между «царством природы и царством свободы». Следовательно, человечество должно идти не вспять к природе, как считали Руссо и другие представители европейской просвещенческой мысли, а вперед — к свободе. Тяга же к природе, которую демонстрируют многие философы, есть не что иное как стремление избавиться от «раздробленности» окружающего мира через слияние с первоосновами бытия. Только свободный человек способен обрести свою целостность. Бердяев резко выступает против апологетов цивилизации вообще и апологетов буржуазной цивилизации в частности. «Нет ничего более банального и плоского, чем защита благ цивилизации идеологами буржуазных классов. Эти классы любят сознавать себя носителями цивилизации и противопоставлять себя внутренним варварам, под которыми обыкновенно понимают рабочий класс.» Бердяев настойчиво подчеркивает мысль — «цивилизованно есть процесс, не идущий особенно глубоко», в силу чего в экстремальных ситуациях пленка цивилизованности разрушается достаточно быстро. Истинное преображение души человека, по его мысли, совершается только тогда, когда субъект истории входит в мир культуры, приобщается высшим духовным ценностям. По Бердяеву, цивилизация представляет собой развивающийся социальный организм. Но она может двигаться не только по пути прогресса, но и регресса. Если развитие идет по второму варианту, то неизбежно наступает кризис цивилизации, за которым следует ее гибель. Кризис цивилизации возникает тогда, когда происходит «вторжение массы» .Масса, с точки зрения Бердяева, не народ. Народ всегда имеет свою культуру. Масса — нет. Она темна, ею движут инстинкты, и, в первую очередь, инстинкт агрессии. Представители массы рекрутируются прежде всего из слоев мелкой буржуазии, чиновничества и люмпен-пролетариата. Масса, согласно воззрениям Бердяева, чрезвычайно опасна и не только потому, что навязывает свои ценности всему обществу, но и потому, что из нее вербуются фашистские банды. Бердяев считает, что расширение пласта ценностей массовой культуры есть путь к установлению тоталитарного политического режима. Цивилизацией следует называть более социально-коллективный процесс; культурой же процесс более индивидуальный и идущий вглубь... Культура означает обработку материала актом духа, победу формы над материей... Эпохой цивилизации по преимуществу можно назвать такую эпоху, в которой преобладающее значение получают массы. Проблему генезиса культуры Бердяев определяет как прохождение в своем развитии ряд стадий, среди которых можно выделить стадии зарождения, цветения, или высшего подъема, и упадка. Самым плодотворным периодом развития культуры является стадия увядания. В искусстве, в философской мысли, в мистической настроенности открываются две полярные бездны. Приобретается острое знание и добра, и зла. Смена культурных эпох сопровождается апокалипсическим настроением, затерянностью в мире. Культура Европы переживает варварство – революция, первая мировая война, когда человек уподобляются звериной сущности и жаждет крови, мир культуры все отдаляется от реальности бытия, и лишь некоторые (Достоевский, Толстой, Ницше) способны ощущать толчки, которые разрушают здание европейской культуры. Кризис культуры – не в политике и экономике, а в уровне культуры , который измеряется ценностью и качеством общественности. Глава 3. Идеи Бердяева Н.А. в других философских течениях. Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции «новых левых» течений во Франции 1960-1970-х годов. Его создателем является философ и журналист Э. Мунье (1905 – 1950). Русский теоретик был лично знаком с Э. Мунье и другими представителями французского персонализма, присутствовал на собрании, где принималось решение о создании журнала, публиковался в нем. Свои философские взгляды Бердяев относил к экзистенциальной философии. Философы - экзистенциалисты: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж. Сартр ставят в центр своей философии, как и Н. Бердяев - существование человека. И это существование противостоит миру вещей, или, по Н. Бердяеву, миру объективаций. Существование в мире - заброшенное. Оно противостоит человеку, запутывает его в противоречиях и ограничивает его свободу. Человек поглощён этим Бытием. Бердяев видел близость к воззрениям экзистенциалистов, но отмечал при этом свою приверженность персонализму. Его философия в значительной мере опиралась на русскую мысль, подчеркивавшую уникальность человеческой личности. Бердяев полагал даже, что русская философия в наиболее своеобразных своих течениях всегда склонялась к экзистенциальному типу философствования. Заключение В творчестве Бердяева Н.А. человек предстает как личность и индивид. Личность он уподобляет Богу. Бог – это творческое начало, а человек – участник творческого процесса. Индивид – это материальное, низменное, и это не интересует философа. Познание Бога – есть акт творчества личности. Личность познает через чувственность, эмоциональность Бога, приобретает истинную веру в него. Все, что связано с индивидом, это низменно, это превращает человека в раба, хотя индивид и участвует в творческом процессе. Культура имеет своей основой культ предков, почитание могил и памятников, священные предания и легенды, которые передаются от поколения к поколению. Культура у Бердяева аристократична, она всегда связана с процессом формирования душевного благородства и высших человеческих качеств. Раскрытие сущности культуры Бердяев производит через сопоставление ее с цивилизацией. Цивилизация и культура существую у него одновременно. Цивилизованно, не значит культурно, истинное преображение души человека совершается только тогда, когда субъект истории входит в мир культуры, приобщается к высшим духовным ценностям. Культура проходит в своем развитии несколько стадий: зарождения, цветения, или высшего подъема, и упадка. Стадия упадка самая плодотворная, когда раскрываются сущность добра и зла. Культурой обладает народ, а не масса. Список литературы: 1. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе Человека / Н.А. Бердяев. - М.: АСТ, 2003. - 317 с. (https://www.litmir.me/br/?b=114528&p=1) . 2. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. - СПб. : Изд. дом «Азбука - классика», 2007. - 416 с. (https://www.litmir.me/br/?b=114527&p=1). 3. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания) / Н.А. Бердяев . -(https://www.litmir.me/br/?b=114521&p=1) 3. Завгородная А.Л. Личность как субъект в философии Н.Бердяева Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009(https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-kak-subekt-v-filosofii-nikolaya-berdyaeva) 4. Хегай И.В. Концепция элитарной культуры в философии творчества Н.А. Бердяева / Logos et Praxis, 2009. – (https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-elitarnoy-kultury-v-filosofii-tvorchestva-n-a-berdyaeva). |