рубежка культура. РК Культурология (1). 1 История формирования понятия культуры
Скачать 107.38 Kb.
|
23) . Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие. К важнейшим проблемам современного культурологического знания относятся вопросы о сущности и взаимосвязи таких понятий, как культура и цивилизация. Для начала рассмотрим определения этих двух понятий. Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человеком за все время существования. Термин «цивилизация» появился только в конце 18 века и описывал гражданское общество, наполненное свободой и справедливостью. Цивилизация – это высокоразвитое культурное общество, которое возникло при переходе человечества от периода дикости к хозяйствованию. Цивилизация характеризуется упорядоченным общественным строем, возникновением государства, появлением классового деления и частной собственности. В науке существуют два пути по его решению: отождествление этих понятий и их различение. Общее культуры и цивилизации: нельзя понять культуру, не изучив время, эпоху, цивилизацию, которой она принадлежала; цивилизация и культура – это аксиологические (то есть ценностные) понятия; цивилизация включает в себя все многообразие культуры; культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом; культура возникла под воздействием общественных запросов и потребностей; культура входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими как политика, право и т.п. Отличия: цивилизация может погибнуть, а культура может существовать во фрагментной форме; цивилизация – понятие временное, а культура – понятие общечеловеческое; на определенной стадии культура гибнет, а цивилизация остается; история человечества – более широкая реальность, чем культура; общество может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора в развитии культуры; общество может отторгать культуру Приводя к выводу, понятия «цивилизация» и «культура» воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяемые друг друга. И это правомерно, так как культура в широком понимании и представляет собой цивилизацию. Если говорить во временном измерении, культура объемна, захватывающая культурные достояния человека. В пространственном же измерении правильнее сказать, что цивилизация представляет сочетание множества культур. Тем самым, цивилизации есть культура, но лишенная души 24) Номадические типы культуры: формы и приёмы кодирования культурной информации. Номадизм – это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган. Этнокультурные особенности издревле находили выражение в одежде, отвечавшей требованиям удобства при частых перекочевках, верховой езде (покрой одежды, хуннское изобретение – штаны), легкости, прочности, сохранения тепла. Ознакомившись с образцами казахской одежды, можно увидеть, что кочевниками-скотоводами в течение веков разработаны разные ее модификации в соответствии с подручным материалом, технологией, функцией, возрастным и социальным статусами. Многие образцы костюма стали изделиями прикладного искусства, имели выраженные этно-дифференцирующие признаки. Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь — бог солнца и огня; кабан — бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена —священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг. Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом. Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца. Среди канглов были распространены: культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли также солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. 25) Эпическая культура казахов. Мифы и легенды казахского народа. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату. В XVI и XVI веках начался новый этап развития героического эпоса. Она создавалась как историческая поэма о защитниках отечества от иноземных захватчиков. поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются "Козы Корпеш и Баян Сулу", " Кыз Жибек ", " Кулше кыз ", " Назымбек ", "Сулу шаш ", " Макпал кыз ". Одним из важнейших элементов мифологии древних народов мира является представление о вселенском дереве, которое растет из центра планеты и пронизывает три мира от основания до неба. Это огромное и удивительное дерево объединяет все живое: верхнее, среднее и нижнее, превращая их в единое целое. Архетип древа жизни в казахской мифологии - священное дерево Байтерек. Казахская мифология включает тюркскую, скифскую и саксонскую мифологии, а также, легенды и мифы древней Греции. Существует множество легенд о ранних исламских пророках и людях в Средней Азии и Казахстане. Свои имена в истории оставили ближайшие сподвижники Пророка Мухаммеда – Абу-Бакр, Омар, Осман, Али. Стоит отметить, традиции и обычаи казахского народа отличаются многообразием. Немало из них сейчас забыты. Но есть и такие, которые сохранили популярность в наше время. Также можно добавить, что мифологическое представление казахов о существовании бессмертных образов святых, паломничество в святые места, прежде всего указывает на их надежду к продлению жизни и стремление к вечности бытия и бессмертию. 26) Музыкальное творчество акынов и жырау. Музыкальные инструменты Сокровища казахской устной литературы создавались талантливыми людьми – акынами, жырау - и передавались из поколения в поколение. Самым древним носителем поэтического дарования у казахов считается жырау - певец-импровизатор. Жырау упоминается в казахском эпосе. Академик В. Радлов указывал, что жырау - это акын-песенник, певец старины. Чокан Валиханов считал, что жырау - это акын, сочиняющий "жоктау" (поминальную песню). "Айтыс" - состязание поэтов и острословов в устной стихотворной импровизации, - считается литературным жанром, однако издревле он формировался как народный обычай. Игры, проводы, тои не обходились без байги, без борьбы и без айтыса акынов. "Айтыс" способствовал проявлению и развитию талантов. В прошлом веке славились такие удивительные акыны, как Данак, Сабырбай, Шоже. Музыкальные инструменты казахского народа – домбыра, кобыз, жетыген, шертер, сыбызгы, дабыл, асатаяк, уран и другие. Распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра - щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз - смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя - затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос. Распространению музыкального искусства способствовали постоянно разъезжавшие по аулам профессиональные певцы (оленши, энши) и музыканты (куйши). Наибольшую известность в народе получали такие исполнители, у которых искусство пения и игры на инструменте сочеталось с даром импровизации на злободневную тему. Айтыс отличается от тех, что проводились ранее. Тема сегодняшнего айтыса — это независимость. Сейчас, в наше время традицию "айтыса" продолжают современные известные акыны - Асия, Асельхан, Альфия, Конысбай, Баянгали, Абаш, Мухамеджан и другие. В настоящее время, музыканты, играющие на домбре привносят в современность всю красоту казахской культуры. Мы не должны забывать о культуре нашего народа и обязаны пронести все знания потомкам. 27) Великие казахские бии. Риторы казахской степи Великие казахские бии — это судебные и политические деятели, внесшие значимый вклад в развитие и единение казахских племен. Они призывали людей к единству и сплоченности, защищали интересы рода, обладали ораторскими способностями и мудростью. С древнетюркского слово «бий» переводится как ‘знать, править’. Существовали бии рода, племени, региона, аула. Для того, чтобы стать бием, необходимо было продемонстрировать свои знания в праве и ораторстве перед народом. Как известно, мудрецы с давних времен утверждали, что человек — «мера всех вещей», подлинный и единственный творец истории. Человек — это сфокусированная история, а история — это развернутая во времени человеческая активность. Такими активными были мудрецы Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Казахская пословица гласит: «Без почитания мертвых не будет счастья живым». Поэтому почитание великих людей является святым делом ныне живущих казахстанцев. Одна из важнейших задач общества – возрождение духовности культуры. Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов в истории казахского народа. Из-за внешних политических набегов, внутри государства началась борьба за пастбища среди самих казахов. Возникшие междоусобицы должны были создавать предпосылки и условия для нарушения традиционных обычаев, нравов, вести к подрыву норм общественной и государственной жизни. Для предотвращения междоусобных войн Тауке хан решается создать свод законов «Жеті жарѓы», который был основан на предыдущих законах хана Касыма и Есима. Хан, собрав для совета трех биев – Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего жуза и Айтеке би из Младшего жуза, утвердил законоположение, в котором были юридически закреплены социальные и правовые нормы казахского общества того времени. Под руководством хана Тауке совместно с биями Толе, Казыбек и Айтеке они участвовали в воссоединении разрозненных казахских родов и племен, . Толе би. Бий Старшего Жуза был выдающимся оратором, политиком и поэтом. Никто из его потомков никогда не был бием. Еще в детском возрасте он отличался грамотностью, ораторским мастерством и тонкостью мышления. Для правителей Толе был опорой в решении важных государственных дел. Народ полюбил его за мудрость, справедливость и находчивость. О честности Толе рассказывают легенды, до наших дней сохранились его крылатые высказывания. Великий бий призывал казахов оставить кочевой способ жизни, заниматься земледелием и перенимать полезный опыт у соседних народов. Казыбек би. Был мудрым судьей и дипломатом в Среднем Жузе. С детства обладал искусством красноречия и проницательным умом, поэтому уже в юности разрешал родовые споры, чем заслужил авторитет. Казыбек би участвовал в переделке законов «Жеты Жаргы». Внес поправки в разделы о семейных отношениях, земельных проблемах, наказаниях и преступлениях, международных отношениях. О достоинствах Казыбек бия говорили даже враги. Джунгарский правитель был поражен его ораторским мастерством, когда тот прибыл освободить из плена Аблая. Айтеке би. Талантливый оратор и мудрый бий Младшего Жуза. Известно, что с детства выделялся грамотностью, сообразительностью и философским складом ума. В 20-летнем возрасте Айтеке стал знаменитым судьей. Люди полюбили его за простоту, мудрость и честность решений. Главным бием Младшего жуза Айтеке стал в 30 лет. Выступал за воссоединение казахов и создание сильного государства. Таким образом, бии казахского государства участвовали в восстановлении казахской государственности, возрождения культуры, в выработке ее законов и положений, политики. Великие Казахские бии внесли огромный вклад в развитие казахского общества и государственности, заменив обычай кровной мести на законное наказание, прекратив жестокие расправы между казахскими племенами. Казахские бии обладали не только блестящим умом, ораторским даром, но и высокими нравственными качествами. Они предотвращали споры и вражду. Но самая важная их заслуга – в единении казахского народа. 28. Европеизм и типология культур: плюсы и минусы. Запад и Восток. Север и Юг. Культура и цивилизация Европеизм – культуро-философская и мировоззренческая ценность в Европе, основанных на принципах обустройства семьи, общества и государства, политико-экономических, правовых, культурных, этических и других норм, объединяющая значимое большинство жителей Европы, служащая основой их идентичности. Типология культуры – это метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью описания и сопоставления. Типология культуры стала необходимой в связи с неоднозначностью и множественностью социокультурного мира. Задача типологии культуры – это упорядоченное описание и объяснение разнородного по составу множества объектов культуры. Для типологии культуры могут использовать различные основания. Типологические основания – совокупность показателей, включающая в себя значимые показатели исследуемых культур. Таких оснований несколько, поэтому для культурологов важен выбор каждого из них. Основными принципами типологии культур являются: 1) географический (локализация культур в территориальном пространстве); 2) хронологический (локализация во времени, выделение этапов в историческом развитии); 3) национальный (относительные особенности этнических и национальных признаков культуры). О. Шпенглер предложил теорию локальных цивилизаций. Она заключается в том, что существуют различные, но равноценные типы культур; существующие рядом друг с другом, но не влияющие друг на друга. Таких культур восемь (египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная, арабская, культура майя, западноевропейская). Теория «эволюционного монизма» Гегеля заключается в следующем: все страны входят в единую схему исторического развития от низших к высшим формам культуры, не перешедшие от мифологического сознания к рациональному относятся к «доосе-вому времени». Ось мировой истории – это время между 800 и 200 гг. до н. э. Теория «осевого времени» создана К. Ясперсом. Типология культуры также использует подход «Восток – Запад», который рассматривается многими теоретиками. Восточная и западная культуры всегда представлялись полярными друг другу. Это деление учитывает не только территориальное и географическое положение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. Европейская и американская культуры вкладываются в понятие «Запад». Страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки представляют культуру Востока. К восточной цивилизации относятся такие культуры, как культура еврейского народа, Китая, Индии и арабо-мусульман-ского мира. В философско-историческом осмыслении Восток представляется в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества. В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций линейная историческая схема была отброшена и казавшийся однородным восточный мир предстал россыпью самобытных культурных образований. В современных типологических системах китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознаны в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры и общества. Это привело к переосмыслению самой парадигмы «Восток – Запад». Место представления об их взаимной диалектической связи заняло представление о традиционности цивилизаций Востока. Согласно этой точке зрения именно Восток в широком смысле этого слова стал колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры. Для всех его локальных социокультурных образований было характерно стремление к сохранению жесткой нормы, устойчивого социального порядка и религиозных и моральных стандартов поведения. Сущность этих социальных систем определяется азиатским способом производства и сводится к консервативной стабильности. Это концепция Л.С. Васильева. Другая точка зрения на эту проблему – концепция Р. Гено-на, по которой восточные цивилизации сущностно не противоречат друг другу в силу следования изначально общему высшему принципу. При обоих объяснениях мы видим, что в современном мире, с одной стороны, цивилизации, оставшиеся стоять на традиционных позициях (таковы цивилизации Востока), с другой стороны, откровенно антитрадиционные цивилизации или цивилизация Запада. Л.С. Васильев выделяет три гигантские структуры: китайскую, индо-буддийскую и арабо-мусульманскую. Р. Генон представлял восточный мир следующей классификацией: Дальний Восток – китайская цивилизация, Средний Восток – индуистская, Ближний Восток – исламская. В работах Л.И. Седова, принявшего социологическую концепцию Т. Парсонса, на базе тезиса о возможности гипертрофированного развития одной из четырех социальных подсистем с превращением ее в фундамент общества – цивилизации – данная классификация получила новое основание. Запад представляет в ней экономический тип общества, тогда как три восточные цивилизации соответствуют в основном «ценностному», «социетальному» и «политическому» типам. Для западного типа культуры характерна ориентация на: 1) ценности технического развития; 2) динамичный, деятельный образ жизни; 3) совершенствование культуры и общества. Конституционно закреплены идея значимости личности, приоритет творчества и инициативы. Характерные черты социодинамики западной культуры: неравномерность, волнообразность. Переход к новому обозначает ломку существовавших ранее или устаревших систем ценностей, общественно-политических и экономических систем. Восток, напротив, не отвергает старого, традиционного, органично вписываясь в него. Характерные черты восточной культуры: 1) погруженность во внутренний мир человека; 2) убеждение в том, что усовершенствование мира основано на обретении человеком целостности и гармонии в самом себе; 3) гармония с природой; 4) развитие не с помощью техники и технологии, а естественным путем. Сегодня восточные культуры утрачивают свою замкнутость и закрытость, воспринимая влияние западной культуры, но оставаясь при этом индивидуальными и самобытными. Если Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или тремя основными, то Запад представляется рядом сменяющихся эпох: 1) классической эллинской культурой; 2) эллинистически-римской ступенью; 3) романо-германской культурой христианского Средневековья; 4) новоевропейской культурой. Три последние ступени можно рассматривать и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной культуры римлян и германцев, а затем и всей романо-германской Европы. У истоков и в самих основаниях всех обществ и культур европейской цивилизационной традиции находится нечто невообразимое: хозяйство, общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одного единственного человека: человека – общества, человека – государства, человека – мировоззрения, действительно целостной личности, свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках. Важнейшими изобретениями европейской культуры являются философия и наука, как способ познания мира. Очень часто выделяют лишь два периода в развитии европейской культуры: 1) от середины I тысячелетия до н. э. до XVII в.; 2) период XVII–XX вв. Для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации. С учетом других критериев эта периодизация усложняется. Говорят об эпохах античной, греческой, о римской культуре, о культуре Средневековья и о культуре Возрождения. В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца XVIII – начала XX вв. Вторая половина XIX–XX вв. характеризуется по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации стабилизируется, в т. ч. и в отношении широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В ХХ в. для экономически бедных латиноамериканских стран была актуальной иная система пространственных координат: Север–Юг. Координата «Север» ассоциировалась с европейским и североамериканским империализмом (в том числе и культурным), а «Юг» – с борьбой за национальное самоопределение и право на самостоятельное культурное развитие. Культурная самоидентификация «бедного Юга» представляла собой серьезную проблему. В латиноамериканских странах почвой для формирования национального самосознания могла служить лишь борьба за независимость. В процессе колонизации Центральной и Южной Америки коренное индейское население массово истреблялось, и его место заняли расово неоднородные группы – потомки вывезенных из Африки чернокожих рабов, белых переселенцев из Испании и Португалии, метисы и мулаты. В силу этого говорить об этническом своеобразии латиноамериканских стран как основе национального самосознания было бы некорректным. В конце 40–х – начале 50–х гг. ХХ в. в Латинской Америке появились идеи наднационального культурного единства, начались дискуссии о «латиноамериканской сущности». Именно в это время, в 1952 г., студент медицинского факультета Буэнос–Айресского университета Эрнесто Гевара команданте совершил свое первое трансконтинентальное путешествие на мотоцикле, побывав в Чили, Колумбии, Перу, Венесуэле. Годом позже, получив диплом врача, он объездил Боливию, Перу, Эквадор, Панаму, Коста–Рику и Гватемалу. В своей книге «Записки мотоциклиста» Гевара подвел культурологический итог этих странствий: «Мы – единая нация, которой необходимы свобода и культурное развитие». В дальнейшем эта идея пропагандировалась в странах Африки, боровшихся за независимость и причислявших себя в парадигме Север–Юг к бедному Югу, а европейских колонизаторов – к богатому Северу. Следует указать на тот факт, что культурологическая парадигматика Север—Юг совершенно иным образом вновь актуализировалась в 80–е гг. прошлого столетия. К Северу стало принято относить национальные культуры тех экономически развитых стран, которые признают систему либерально–демократических ценностей, развивают наукоемкие ресурсосберегающие технологии, сдерживают стихийный рост народонаселения, акцентируясь на вопросах планирования семьи, заботятся об экологическом благополучии. Соответственно Япония в такой парадигматике ассоциируется с Севером, как и Южная Корея, а Северная Корея в силу бедности и тоталитарно–социалистической ориентации – с Югом. Парадигма «Юг» сконцентрировала в себе представления об экономической, социальной и культурной отсталости, о политическом деспотизме и неконтролируемом возрастании демографической массы. Появилось даже определенное ранжирование Юга: культуры, наименее восприимчивые к либерально–демократической системе ценностей или деградировавшие в результате межэтнических и межрелигиозных вооруженных конфликтов, относятся ныне к «Глубокому Югу». Культурные типы выделялись по самым разным основаниям — общего подхода к классификации культур еще не выработано. В каждом случае, в соответствии с методологической базой основой культуры выступают самые различные факторы. Существующие типологии культур действительно отражают объективные различия, но их существенным недостатком является то, что они опираются на противоречащие друг другу, часто противоположные, концепции культуры. Поэтому необходимо использовать принцип типологического анализа культуры, основывающийся на фиксируемые не только гуманитарными науками, но и естественнонаучными методами исследования характеристики сознания. Подводя итог обзору существующих типологий культуры, можно сказать, что единых принципов для выделения культурных типов нет. Многие концепции обладают неоспоримыми достоинствами, но основной их недостаток заключается в том, что они не универсальны — могут быть использованы только для локальных целей. Формационный подход — для анализа изменений культуральных характеристик в связи с изменением типа производственных отношений. |