Главная страница
Навигация по странице:

  • Статья 2. Ценности Союза.

  • Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения

  • иалог культур. Толерантность. В мире мы наблюдаем культурное многообразие - это многовариантность, неоднородность национальной. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формиро. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование массовой культуры


    Скачать 41.68 Kb.
    НазваниеПроблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование массовой культуры
    Анкориалог культур. Толерантность. В мире мы наблюдаем культурное многообразие - это многовариантность, неоднородность национальной
    Дата01.03.2023
    Размер41.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формиро.docx
    ТипСтатья
    #963519

    1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»

    Европейские ценности — совокупность и/или система аксиологических максим, основных принципов обустройства семьи, общества и государства, политико-экономических, правовых, культурных, этических и др. норм, объединяющая значимое большинство жителей Европы (и, шире, «западного мира»), служащая основой их идентичности].

    Статья 2. Ценности Союза.
    Ценностями, на которых основан Союз, являются уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для совокупности государств-членов, которая характеризуется плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством между женщинами и мужчинами.

    ЭКСПАНСИЯ КУЛЬТУРЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА

    МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

    Межкультурная коммуникация занимает одно из центральных мест при изучении и

    оценке современного состояния человеческого общества и культуры, когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением социокультурного плюрализма, между террором и толерантностью. Глубоко противоречивое влияние современного западного мира на другие страны в области культуры, нередко приводящее к подрыву их духовного потенциала, к разрушению прежних форм культуры, моральных норм и ценностей без полноценной замены их новыми, убеждает в том, что межкультурная коммуникация есть не только обогащение одной культуры элементами другой культуры. Она может сопровождаться культурной экспансией, подавлением одной культуры другой, причем не всегда более высокой культурой.

    Культурная экспансия как специфическая форма межкультурной коммуникации

    представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. По своей сути это процесс

    преимущественно однонаправленной межкультурной коммуникации.

    Культурная экспансия извне обычно осуществляются вместе и одновременно с

    экспансией политической и экономической. Культурная экспансия отчетливо проявилась в период колониального раздела Азии и Африки. Политико-экономический колониализм имел следствием культурный колониализм – доминирование одних наций и их культур над другими. Политика колониального управления накладывала ограничения на автохтонные культуры (запрещая применение местных языков в высших сферах колониальной власти), вела к сужению диапазона их функционирования и замедляла их развитие. В результате после освобождения многие культуры не смогли обеспечить совместное общение из-за недостаточной развитости. В тех странах, где местные культуры оказывали сопротивление культурной экспансии, язык метрополии был вытеснен из всех сфер общения и заменен автохтонным языком либо быстро и сравнительно легко (Вьетнам, Корея), либо в течение продолжительного времени (Кампучия). Разная сопротивляемость культур объясняется не только разной длительностью колониального господства (Корея — 36 лет, Вьетнам — 60,

    Кампучия — 67 лет), но и тем, что колониальные захваты совпали с различными стадиями

    национальной консолидации, становления национальных культур.

    Вместе с тем эволюция колониальных режимов допускала возможность образованным

    представителям других наций и конфессий примкнуть к достижениям европейской

    цивилизации, поскольку именно она считалась носителем прогресса. Культуртрегерская

    политика состояла в утверждении универсализма европейской культуры, европейских норм и ценностей, необходимости их распространения в качестве законов на весь мир, на все «неразвитые» расы и народы (европоцентризм). «Нецивилизованные» должны были

    постепенно приобщаться к новому образу жизни и его принципам. Такая политика имела

    вполне «гуманное» обоснование: критерием цивилизованности является не цвет кожи или

    разрез глаз, поэтому любые народы могут стать цивилизованными, если в процессе своего

    культурного развития откажутся от своих национальных традиций. В результате данной

    политики формировалась прозападная элита – проводник экономических, политических и

    культурных интересов Запада. Вплоть до крушения колониальных режимов европейски

    понимаемая цивилизованность служила целям экспансии западных держав в

    «нецивилизованные» страны для обоснования получаемых преимуществ в торговой,

    политической и культурной сферах.

    Если раньше колонизация чаще всего имела результатом геттоизацию местного

    населения, то в настоящее время – в ХХ и XXI вв. – колонизация осуществляется в виде

    помощи слаборазвитым странам в денежной форме, в виде строительства промышленных

    предприятий, обучения студентов, внедрения современных технологических достижений.

    Следует отметить, что колонизация присутствует не только в виде помощи слаборазвитым

    странам, но и путём распространения образа жизни, принятого в более сильных в

    экономическом и политическом статусе стран, например, распространение американского

    стиля жизни в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии после Второй мировой войны.

    Распространение культурной экспансии с Запада на Восток (вестернизация)

    представляет собой интенсивное проникновение западноевропейского и американского образа жизни, как и сопутствующих ему ценностей, обычаев, символов и культурных

    артефактов (языка, фильмов, компьютерных программ, видеоигр, книг и пр.) в

    восточноевропейские, латиноамериканские, исламские, африканские и азиатские страны.

    Бесспорно, что сегодня английский язык, в особенности его американский вариант, занимает

    ведущее место в мире, претендуя на роль глобального языка. Также невозможно отрицать,

    что культурная экспансия сегодня осуществляется, прежде всего, через современные

    аудиовизуальные средства – телевидение, радио, кино. Продукция США вытесняет местную культурную продукцию в сфере потребления и массовых художественных предпочтений.

    Национальное киноискусство и телевидение стран, подвергшихся вестернизации, не

    выдерживает конкуренции с заграничными фильмами, прежде всего американскими.

    Особенно явно следы вестернизации заметны в сфере рекламы.

    В 1990-е гг. культурная экспансия Запада коснулась России. Ее результатом становится

    не только изменение традиционно русской экономической модели потребления, но и

    перестройка системы ценностных ориентаций, создание массовой культуры, ведущей к

    идеализации чужого образа жизни, идеологии, мировоззрения, искусства, порождающей

    чувство неполноценности в отношении к собственной культуре. При этом особенно сильные импульсы исходят от США, что в известной степени позволяет исследователям говорить о "макдольнизации" российской культуры.

    Для российской стороны экспансия американской культуры создает угрозу русской

    национальной идентичности, приводит к формированию потребительских ориентаций,

    изменению ценностей и менталитета. Поэтому сегодня мы вновь вынуждены задавать себе вопрос: можем ли мы рассматривать ценности западной цивилизации как некое

    совершенство, или сами эти ценности должны быть пересмотрены. Следует ли России

    всецело ориентироваться на образцы современного западного опыта? Наконец, в условиях

    агрессивной вестернизации особую актуальность приобретает вопрос о специфике

    перенесения западного опыта на российскую почву в предшествующей истории, вопрос о

    том, как принимала и усваивала Россия западноевропейские идеи прежде.

    На основе вышесказанного отметим, что в условиях глобализации эффективность

    деятельности культурной экспансии возросла. Характерными чертами современной

    культурной экспансии являются: перенесение образа жизни и ценностей; внедрение и

    распространение западной культуры как универсальной, исключающей другие виды культур; стремление достичь культурного внедрения политических и иных целей; односторонний поток информации от «центра» к «периферии»; формирование в зависимых странах прозападной культурой элиты, которая должна служить опорой соответствующего влияния. Осуществление межкультурной коммуникации несет надежду на обогащение национальных культур. Однако культурная экспансия ― это однонаправленное движение вместо движения культур навстречу друг другу. Так, с американской стороны самодостаточность, изоляционизм и американоцентризм приводят к отсутствию интереса к другим странам, включая Россию, а также к незнанию иностранных языков. С российской стороны, напротив, наблюдается идеализация американского образа жизни и повышенный интерес к американской культуре, а знание английского языка считается в высшей степени престижным.

    Таким образом, межкультурная коммуникация способна приводить не только к

    позитивным, но и к негативным последствиям, представлять опасность забвения и

    вытеснения собственных культурных истоков. Сегодня экспансия Запада встречает

    отрицательное отношение общественности, а политика многих государств направлена

    на отпор культурной экспансии Запада или, по крайней мере, на ее ограничение. Так, во

    многих странах предпринимаются протекционистские меры, направленные на защиту

    национальной культуры от культурной экспансии, в частности вводятся ограничения на

    показ зарубежной, в первую очередь американской, кинопродукции в кинопрокате и

    телеэфире и т.д. Все чаще культурная экспансия определяется в международных документах как культурный империализм.

    Литература:

    1. Вестернизация российской культуры – http://www.textreferat.com/referat-2264-1.html.

    2. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997. С. 433-434.

    3. Культурная экспансия. Проблемы современной глобализации культуры. – Интернет-

    ресурс.

    4. О.Леонтович. Опасность асимметрии в российско-американской межкультурной

    коммуникации. – http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf43.htm.

    5. Сидоров Е. Ю. Культура мира и культура России // Полис. 1998. N 5. С. 106-113.


    1. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения

    Экстремизм - угроза обществу

    Что такое экстремизм?

    Термин «экстремизм» происходит от латинского слова ехtremus -крайний. В справочной литературе под экстремизмом традиционно принято понимать «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)». Слово «экстремист» трактуется как человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер.

    Согласно ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ под экстремисткой деятельностью (экстремизмом) понимаются:

    1) насильственное изменение основ конституционного строя и нару­шение целостности Российской Федерации;

    2) публичное оправдание терроризма и иная террористическая дея­тельность;

    3) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

    4) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноцен­ности человека по признаку егосоциальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к рели­гии;

    5) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражда­нина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, рели­гиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

    6) воспрепятствование осуществлению гражданами их избиратель­ных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны го­лосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

    7) воспрепятствование законной деятельности государственных ор­ганов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

    8) совершение преступлений по мотивам, указанным в п. "е" ч.1 ст. 63 УК РФ (совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы)

    9) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибути­ки или символики либо атрибутики или символики, сходных с наци­стской атрибутикой или символикой до степени смешения;

    10) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распростране­ния;

    11) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего госу­дарственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в пери­од исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением».

    Современное состояние молодежного экстремизма

    в Российской Федерации

    Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности целостности государства. Если терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм - ключевой элемент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния.

    Анализ имеющихся материалов свидетельствует, что экстремизм становится самодостаточным социальным фактором, по целям и разрушительному потенциалу равным, а в определенных условиях и превосходящим террористическую угрозу национальной безопасности государства.

    В настоящее время проявления экстремизма ощущаются практически по всех сферах общественной жизни: политике, межнациональных и межконфессиональных отношениях, культуре и т.д. Экстремизм носит многогранный характер, а потом выступает дестабилизирующим фактором в жизни государства и общества.

    Общественно-политические и социально-экономические преобразования, происходившие в России с конца 80-х годов XX века, предопределили появление в стране неформальных субкультурных молодежных сообществ, деятельность которых в большинстве своем впоследствии приобрела экстремистский характер.

    Начиная с 90-х годов прошлого века на россиян обрушился мощнейшим поток насилия и национализма, распутства и разврата, которым грешат многие СМИ, особенно телевидение и т.н. «желтая пресса». Под этим прессингом вырастает уже втрое поколение россиян Лишенные моральных и духовных ориентиров, воспринимая искаженное представление о духовных, общечеловеческих ценностях, молодые люди зачастую становятся доступной добычей манипуляторов от экстремизма

    Особенно тревожит то, что деструктивные идеи национализма и религиозного экстремизма в первую очередь затронули именно молодых россиян в преодолении этих негативных процессов чрезвычайно важна роль семьи, педагогов, старшего поколения, религиозных общин, общественных oорганизаций, прежде всею молодежных. Необходимо воссоздавать систему патриотического воспитания молодежи, привития ей иммунитета к экстремизму, национализму, религиозной нетерпимости.

    Особая роль в формировании личности молодого поколения принадлежит семье. На фоне широкого распространения пьянства и наркомании возрастает количество неполных, неблагополучных семей, число беспризорных детей. Нередко подростки, обделенные родительским теплом и вниманием, озлобленные равнодушием общества, пополняют ряды преступников, в том числе террористов и экстремистов.

    На учетах в органах внутренних дел состоит свыше 450 147 группировок причисляют себя к движению «скинхеды», 72По имеющемся официальной информации наибольшее количество экстремистски настроенных молодежных группировок отмечается на территории Республики Татарстан - 108, Краснодарского и Хабаровского краев - 23 и 36 соответственно, в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 31, в г. Москве - 30 и Московской области - 32.

    Особую роль для увеличения численности своих сторонников лидеры и активисты радикальных политизированных структур отводят вербовочной работе в высших учебных заведениях. Особенно очевидно это проявляется в столичном регионе. Установлено, что в ряде престижных государственных ВУЗов г. Москвы действуют ячейки радикальных структур. Так, ячейки запрещенной «НБП» выявлены в Московском государственном университете, Российском университете дружбы народов, Московской медицинской академии им. Сеченова, Московском государственном педагогическом университете и Московском государственном университете геодезии и картографии.

    Наиболее подвержены экстремистским настроениям студенты различных неславянских национальностей, обучающиеся в Московском государственном университете, Московском государственном открытом университете, Московском государственном гуманитарном университете, Московском химико-технологическом университете, Московском государственном университете лингвистики.

    В каждом из этих учебных заведений существуют свои группы, объединенные по национальному признаку и имеющие своего лидера.

    В ряде учебных заведений зафиксированы факты, когда студенты, исповедующие ислам, инициировали перед администрацией требования о создании на базе ВУЗов культовых учреждений, а при обоснованном отказе организовывали несанкционированные пикеты.

    Молодежный экстремизм на территории Российской Федерации

    представляет собой трехуровневую систему:

    первый уровень, организационный, предполагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка (например, в НБП, движении скинхедов, футбольных фанатов);

    второй уровень, ментальный, представлен экстремистской политической культурой, а также деструктивными действиями средств массовой коммуникации (экстремистские идеи, ценностные ориентации);

    третий уровень, поведенческий, на котором проявляются конкретные действия и поступки экстремистского толка.

    В зависимости от направленности деятельности молодежный экстремизм на всех указанных уровнях можно классифицировать по следующим основным течениям:

    Молодежные экстремистские движения

    националистическо-расисткой направленности

    Как движение «бритоголовые» появились в России в первой половине 1990-х годов. Наибольшее распространение скинхеды, как молодежное движение, получили в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Томске, Иркутске, Владивостоке, Воронеже и Ярославле.

    При этом, как показало исследование, большая часть российских «бритоголовых» не обладает полной информации о движении, к которому себя причисляет, и восприняла лишь внешний облик западных скинхедов, предпочитая стиль «милитари» в одежде: камуфляж, военные ботинки, специфические шарфы и короткие куртки.

    В то же время, согласно экспертным оценкам, движение скинхедов в России, в основном, имеет аморфные очертания. У них отсутствует единый координирующий центр, а подавляющее большинство стоящих на учете групп не имеют четкой структуры.

    Еще одной характерной особенностью движения скинхедов в России является сращивание большинства группировок с уголовно-преступной средой. Это происходит потому, что часть лидеров этих группировок имеет уголовное прошлое и придерживается «воровских» традиций.

    Особое место в данном движении занимают музыкальные скин-группы, называемые среди скинхедов «бандами». Члены музыкальных групп не участвуют в акциях нацистов и неонацистов, однако полностью подчинены лидерам молодежных экстремистских организаций. В задачи группы входит написание, оформление и распространение музыкальных альбомов, прославляющих идеи скинхедов. С этой целью проводятся мероприятия, направленные на получение денежных средств для создания музыкальных студий как официальных, так и неофициальных.

    Всплеск молодежного экстремизма праворадикального и фашистского толка во многом связан с событиями на Северном Кавказе. Молодежь, подогреваемая пропагандой отдельных СМИ, зачастую воспринимает представителей кавказских этносов как жестоких исламских фундаменталистов-фанатиков, ненавидящих православное население. В этой связи противоправная деятельность молодых экстремистов в отношении представителей нерусских этносов и неправославных конфессий многими россиянами начинает восприниматься отнюдь не негативно. Таким образом, молодежный экстремизм антимигрантского и ультраправославного толка получает широкую базу подпитки.

    Вызывают серьезную озабоченность имеющие место случаи кооперации насильственных акций скинхедов с футбольными фанатами. Активные фанаты, особенно футбольных клубов «Спартак» и ЦСКА, не просто отличаются агрессивностью, но и тесно связаны с целым рядом скинхедских группировок.

    При этом ими пропагандируется идеология фашизма, национализма и геноцида. Скинхеды, фанаты футбольных команд придерживаются идей расового превосходства и очищения России от лиц неевропейских национальностей.

    Движение футбольных фанатов представляет собой разветвленную, хорошо структурированную, достаточно дисциплинированную организацию, имеющую сегодня серьезную идеологическую, информационную и материальную поддержку и служащую питательной средой для многочисленных право- и леворадикальных группировок, таких как НБП, АКМ, РНЕ и др.

    В настоящее время ими используется практически полный арсенал средств - от силовых до оперативных (наведение справок, скрытое наблюдение, разведпоиск и т.п.).

    Пользуясь современными средствами коммуникации (в том числе сетью «Интернет», мобильной связью) лидеры могут не только в кратчайшие сроки (несколько часов) собрать сотни бойцов, объединенных единой системой управления, но и влиять на поведение своих членов как через общение на фанатских сайтах, так и путем распространения видео -аудио и печатной продукции, пропагандирующей идеи так называемою «фан - движения».

    В современных группировках, несмотря на их большое разнообразие, существует строгое распределение ролей. Лидеры, как правило, определяют общее стратегическое направление действии, являются держателями финансовых ресурсов, которые могут использоваться в различных целях - для «решения вопросов» с правоохранительными органами, изготовления атрибутики, организации выездов и аренды транспорта в случае передвижения по городу и за его пределами при организации «акций», материальной поддержки пострадавших членов группы. Так называемые «идеологи» занимаются планированием действий, проводят рекогносцировку па местах будущих групповых нарушений общественного порядка.

    Основная опасность фан-клубов в том, что молодежь, входящая в их состав, особенно в состав «диких» хулиганствующих группировок, приучается к жесткой дисциплине, конспирации, бездумному подчинению воле лидеров. Таким образом, готовится и отбраковывается человеческий материал для разного рода экстремистских и возможно даже для террористических организаций, основанных на тех же поведенческих принципах.

    Вместе с тем, выделять футбольных фанатов как самостоятельное экстремистское движение не вполне правильно, поскольку националистические и расистские установки разделяются далеко не всеми фанатами и экстремистские проявления в этой среде, как правило, имеют место только под воздействием деструктивных сил, как внутренних так и внешних.

    Молодежные экстремистские движения

    религиозной направленности

    Деятельность религиозных деструктивных организаций и культов как потенциальный источник экстремистских проявлений представляет собой значительную опасность для общества и государства.

    Анализ обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории России, свидетельствует о pocте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм который основывается на извращенных духовно-этнических канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации.

    Как показали события последних лет на Северном Кавказе, значительную угрозу для внутренней безопасности страны сегодня представляют проповедники нетрадиционною для российских мусульман течения ислама - «ваххабизм».

    Лидеры и идеологи ваххабитскою течения работу среди молодежи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. Основными целями этой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвленной инфраструктуры для последующего веления подрывной деятельности на территории России.

    В ряде субъектов Российской Федерации функционируют гак называемые «центры исламской молодежи» и «лагеря исламской молодежи», где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизб ут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и др.) проводится воспитание молодых мусульман в духе радикального ислама, вербовка и вовлечение их в экстремистские формирования. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении иконам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства, как противоречащего самой системе ислам. Наиболее активная деятельность таких молодежных организаций зафиксирована и Республике Бурятия, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях. Жесткая дисциплина в исламских учебных центрах и высокая стипендия учащимся делают обучение в них привлекательным для родителей молодых людей из экономически депрессивных регионов.

    Представляют опасность попытки экстремистов расширить свое влияние, прежде всею за счет молодежи, направляемой на обучение в зарубежные исламские центры, подконтрольные международным террористическим и экстремистским организациям. Вследствие этого к настоящему времени сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными подготовленными в зарубежных учебных центрах молодыми имамами.

    Еще одним религиозным культом, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются «сатанисты».

    Последователи сатанинских культов могут быть условно подразделены на несколько типов:

    первый тип - «самостоятельно изучающие любители». Как правило, это те, кого сатанизм привлек через популярные книги и фильмы по данному предмету, рок-группы, популяризирующие обряды и атрибутику сатанизма и через другие пропагандируемые средствами массовой коммуникации источники. «Любитель» обычно не связан с организованной группой или культом, хотя могут существовать и небольшие местные группы «любителей»;

    второй тип «психопатические сатанисты». Это нравственно искалеченные индивиды, имеющие тягу к насилию, садизму, некрофилии и зоофилии, которых сатанизм привлекает потому, что он четко выражает и внешне «облагораживает» их патологические отклонения, придает им идейную, ритуальную окраску. Первые два типа иногда частично пересекаются;

    третий тип «религиозные сатанисты», состоит из уже сложившихся структурированных трупп, таких как «Российская церковь сатаны», «Южный крест», «Черный ангел» и им подобных;

    четвертый тип «черные сатанисты», представляет собой тайные малочисленные группы, состоящие преимущественно из потомственных адептов сатаны, убежденно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения сатане.

    Их деятельность отмечена в Москве, Брянске, Санкт-Петербурге, Новгороде и некоторых других городах. Интересно, что «черные сатанисты» весьма скептически относятся к адептам сатанинских сект третьего типа, считая их деятельность «детскими играми» и «баловством».

    Представители всех вышеперечисленных типов сатанинских организаций несут ответственность за ритуальное насилие, жертвоприношения и являются социально опасными, особенно для молодежи, поскольку своим воздействием калечат психику молодых людей.

    Из наиболее и известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люцефиристов «кельтско-восточного обряда», «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды и другие.

    Молодежные экстремистские движения

    националистическо-политической направленности

    К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия «Русское национальное единство» (РНЕ), которая в настоящее время является крупной праворадикальной политической организацией.

    За последние три года в ряде городов и регионов отмечается активизация последователей РНЕ. Имеющаяся в ряде МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации информация свидетельствует о том, что ее деятельность в настоящее время заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи PHЕ и содержащих призывы к вступлению в организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни.

    Следует отметить также и леворадикальные объединения, вИх деятельность характеризуется участием в массовых мероприятиях политической направленности, в ходе которых выкрикиваются лозунги и демонстрируются транспаранты, критикующие существующую власть и призывающие к ее насильственной смене. Кроме того, деятельность прокоммунистических молодежных экстремистских формирований сопровождается административными правонарушениями, а в отдельных случаях и уголовными.

    Отличительными чертами современного молодежного экстремизма являются:

    противоречивость правосознания молодежи, которая выражается в том, что с одной стороны молодежь, является важнейшим источником преобразования и развития общества, а с другой социальной группой, склонной к деструктивным, криминогенным действиям. При этом она критично относится к правоохранительным органам, в чьи функции входит обеспечение и поддержание соблюдения принятых в обществе ценностей и норм поведения (правопорядка). Кроме того, эффект «скользящей морали» молодого поколения усиливается вследствие ослабления социальных норм и гарантий, защищавших традиционные ценности (трудолюбие, образованность, честность, порядочность, воспитанность);

    стихийный характер деятельности молодежных экстремистских организаций, причем молодые экстремисты менее склонны к компромиссам, в то время как подавляющая часть взрослых радикалов при наступлении критических условий может отчасти изменять свою позицию и занять конструктивную позицию;

    недостаточность опыта для «полноценного» проведения своих акций, которые вследствие этого оказываются не всегда эффективными, но и в то же время достаточно жестокими. Отчасти это можно объяснить и тем, что в силу своего возраста молодежь менее, чем взрослые, склонна бояться тюремного заключения, физических травм, смерти, а потому готова на самые рискованные действия;

    нацеленность на «чистку рядов» и применения жестких, зачастую жестоких, мер к «предателям»;

    уверенность членов данных организаций в том, что, выполняя за правоохранительные органы часть их «тяжелой» работы, т.е. вытесняя с «исконно русской земли» инородцев, способствуют «оздоровлению обстановки», «экономии денег налогоплательщиков» и «уменьшению загруженности милиции».

    Правовые основы противодействия экстремизму. Ответственность за правонарушения экстремистского характера

    Становление правовых основ противодействия различным проявлениям экстремистской деятельности, в том числе и в молодежной среде, приобрело наибольшую значимость в России с утверждением основ демократического правления и провозглашения Российской Федерации правовым государством.

    Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур.

    В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма.

    Правовую основу борьбы с экстремизмом составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный чакон «О противодействии экстремистской деятельности, определяющий правовые и организационные основы борьбы с экстремизмом в Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «О милиции», Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральный закон «О политических партиях» и др.

    Так, положение ст. 13 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной и религиозной розни. В настоящее время в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Российская Федерация, основная внутренняя угроза конституционному строю может исходить от террористических, экстремистских, сепаратистских организаций.

    Базовым нормативном актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление.

    Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может бытьзапрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

    По указанным основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа государственной регистрации или его соответствующего территориального органа.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как:

    - нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);

    1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до восьмисот рублей.

    2. Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

    - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);

    1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

    2. Изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

    Запрет на использование в любой форме нацистской символики, включая демонстрирование такой символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, установлен ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (п. 2 ст. 1).

    - производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).

    Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

    Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

    Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган государственной регистрации.



    написать администратору сайта