Главная страница
Навигация по странице:

  • 17) «Мәдени мұра» - «Культурное наследие»

  • 18. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом.

  • 19) Аль - Фараби: философские, социально-этические и эстетические взгляды.

  • 20) Великие города Шелкового пути на территории Казахстана: Исфиджаб(Сайрам), Баласагун, Отрар, Суяб, Тараз, Шаш (Ташкент), Шымкент,Карашок, Карнак, Екиогуз, Ашнас, Яссы (Туркестан)

  • 21)Культура, её место и роль в жизни и деятельности человека.

  • 22) Морфология и анатомия культуры: их роль в исследовании конфигурации культуры

  • рубежка культура. РК Культурология (1). 1 История формирования понятия культуры


    Скачать 107.38 Kb.
    Название1 История формирования понятия культуры
    Анкоррубежка культура
    Дата22.10.2021
    Размер107.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРК Культурология (1).docx
    ТипДокументы
    #253521
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    16) Письменные памятники тюрков: Орхоно- Енисейские, Ленско-Прибалтийские, Алтайские, Прииртышские, Восточно-Туркестанские, Среднеазиатские и Восточно-Европейские.

    В VI–VII вв. тюркоязычные племена Центральной и Средней Азии,которые входили в состав Тюркского каганата, и еще включая западные тюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья и Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственным письмом. Древние тюрки стали нуждаться в своей собственной письменности из-за дипломатических и административных отношений, также свою роль смогла сыграть религия, так как были предусмотрены какие-то определенные, нужно было создавать документы и акт на уровне государства.

    Орхоно- Енисейские рунические письменности найдены в основном на территории Енисея, Монголии и долины Таласа. В них содержатся очень ценные сведения о тюркских народах, в том числе кыргызах. Орхоно-енисейским руническим алфавитом пользовались многие тюркские народы Центральной Азии в течение VI—XI вв.

    Ленско-Прибайкальская группа памятников насчитывает 37 кратких надписей на скалах, чтение которых крайне затруднительно, и несколько надписей на мелких бытовых предметах .Число наскальных надписей может быть увеличено, если считать за руническое письмо руноподобные знаки, которые зарегистрированны в большинстве пунктов Прибайкалья и верхнего течения р. Лены.

    Алтайских памятников не так уж и много - известна лишь одна наскальная надпись из долины р. Чарыш (север Алтая) ,включающая еще пару надписей на серебряных сосудах, которые были найдены в захоронениях.

    Памятники Восточного Туркестана включают четыре надписи на стене древней постройки в Турфане и несколько крупных текстов на бумаге из Мирана и Дуньхуана.

    В Прииртышье имеются наскальные рисунки—уникальные памятники первобытного искусства. . Н.Коншиным в урочище Жаксы-Караджан на территории области, в Ашаманских горах были обнаружены в первый раз наскальные рисунки в начале 20 века.

    Восточно-туркестанские памятники. Сюда можно отнести некоторые крупные текста на бумаге из Мирана и Дуньхуана и много мелких текстов, которые хранятся в музеях и библиотеках Западной и Восточной Европы и Азии.Помимо этого имеются еще четыре надписи, расположенной в Турфане на стене древней постройки, две надписи в пещерных храмах, надпись на бронзовом зеркале.

    Монументы древнетюркским посланием были сделаны в тех областях Восточном Туркестане, Центральной и Средней Азии и Сибири, в коих в ранешном Средневековье размещались муниципальные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, античных уйгуров, енисейских кыргызов, карлуков и др. Но они к что времени уже гласили на различных языках или же вернее всевозможных диалектах, надписи тюркским руническим посланием.

    Делая вывод, можно сказать, что древние тюркские племена долгое время использовали тюркский алфавит. Письменные памятники турок являются памятниками культуры во всем мире, а именно 6-8 веков.. Они просто удивляют нас своим духом, силой, мощью, величием, грохотом войн и кровавых сражений наших предшественников, они призывали нас стремиться к добру и миру. Письменные памятники турок описывают все величие нашего народа, всю силу духа. Я считаю, что эти памятники являются высшим достижением древнего тюркского народа.

    17) «Мәдени мұра» - «Культурное наследие»

    Государственная программа была разработана по инициативе Первого Президента Казахстана Н. Назарбаева. В 2003 году в Послании народу Казахстана. Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. Реализация программы была начата в 2004 году и рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011гг.

    Целью программы является: Изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.

    Программа реализуется по нескольким направлениям:

    - воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры;

    - археологические исследования;

    - научные работы в области культурного наследия казахского народа;

    - обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий.

    С момента принятия государственной программы по настоящее время завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культурыпроведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследовании, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Рамках государственной программы создан проект Антология казахской традиционной музыки «Мәңгілік сарын: қазақтың 1000 күй, 1000 әні»

    Я считаю эта программа является одним из наилучщих программ в нашей стране. Потому что если бы не было этой программы, мы бы даже и понятия не имели о существовании таких исторических памятников, не знали бы историю наших предков, ведь именно благодаря этой программе сохранились ценные для нашего народа история, культуру, быт наших предков.

    18. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом.

    Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах знаменитый тюркский каган Иштеми (Истеми), который не раз отправлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией.

    Жетысу было «основными воротами» для выхода на Восток. Все средневековые города Жетысу находились вдоль Шелкового пути. Главное направление пути пролегало через юго-восток Жетысу. Второе, северо-восточное ответвление, проходя через Алматы, Капшагай, мимо озера Алаколь, шло также на восток. Третье, северное, направление пролегало через город Кулан, шло на северо-восток Казахстана, а оттуда – в Монголию. Именно по этому направлению прошли караваны знаменитого фламандского посла-путешественника В. Рубрука в Монголию к Монке-хану.

    Тараз и Испиджаб являлись основными торговыми центрами в Южном Казахстане. Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда путь шел вверх по Сырдарье в Шаш, а вниз – в город Дженд. Дальше путь был проложен в Хорезм и Ургенч, а оттуда – в Поволжье, на Кавказ. Этот отрезок Великого Шелкового пути был основным направлением в Золотую Орду.

    По Шелковому пути распространялись религиозные идеи.

    В X–XII вв. наблюдается рост денежного оборота. По данным исследований ученых-археологов, в городах Испиджаб, Отрар и Фараб имелись монетные дворы. Так, шах Хорезма Мухаммед Текеш в XIII в. в Отраре чеканил монеты. Великий Шелковый путь оказал огромное влияние на развитие городов. Здесь широко развивалась и обменная торговля. По свидетельству аль-Макдиси, из Шаша (Ташкента) в другие страны вывозили высокосортные шагреневые седла, колчаны для стрел и палатки, а от тюрок поступали шкуры для обработки, из Ферганы и Испиджаба завозили белые ткани, из Тараза – козьи шкуры. Словом, в X–XII вв. торговля была главным показателем развития оседлой и городской культуры.

    Вывод: Благодаря ВШП сформировалось торговые отношению с другими станами, узнавали новые культуры и языки. Великий Шелковый путь играл огромную роль в развитии оседлой и городской жизни. ВШП способствовала распространению товаров, религии, взглядов на жизнь, искусства, технологии, способствовала развитию культуры как народов Запада так и Востока. Создавались целые цивилизации. Главным значением ВШП заключалось в сближении стран, народов и культур.

    19) Аль - Фараби: философские, социально-этические и эстетические взгляды.

    Абу Наср Аль-Фараби родился в 870 году в одном из крупных политических, культурных, торговых центров, в городе Фараб (Отрар), который также являлся узловым пунктом караванных дорог Центральной Азии, одним из посредников между Русью, Персией и другими государствами.

    На формирование социальных, этических, философских взглядов ученого-энциклопедиста оказали большое влияние, прежде всего, оригинальная и самобытная культура народов Средней Азии, стран Среднего и Ближнего Востока, древнегреческая философия, в частности, наследие Аристотеля, а также идеологии того периода. Ученый, обладавший самостоятельным и оригинальным философским мышлением, создал целую энциклопедическую систему.

    О значении трудов и важности деятельности Абу Насра аль-Фараби свидетельствует и то огромное, все усиливающееся внимание, которое уделяется изучению его богатого научного наследия. Настоящая работа посвящена анализу этических воззрений в творчестве Абу Насра аль-Фараби, которое, способствует нахождению ответов на вопросы, возникающие в процессе воспитания личности, формирования гуманистических взглядов, а также развития его нравственных качеств. Для понимания социально-этических взглядов аль-Фараби особый интерес представляет труд «Сущность «Законов» Платона», в котором философ проводит сопоставительный анализ и которое свидетельствует о своеобразном и критическом восприятии платоновского сочинения.

    Говоря о пути достижения нравственного совершенства, философ утверждает и то, что «если человек достигает искомой цели и становится абсолютно хорошим и достойным, но идет к этой цели непохвальным путем, то это порицается. Самое лучшее — это достичь цели красиво и достойно» [1, с.150]. Помимо этого, аль-Фараби подчеркивает: «В пути приобретения привычки к справедливости, целомудрию, храбрости и других, равно как в отрицании дурных поступков, необходимо, чтобы прошло время, в течение которого человек отказывается от плохих поступков. …необходимо, чтобы была сильна надменность, с тем, чтобы сдерживать любовь от сладострастных желаний. В этом случае следует извлекать пользу от гнева, чтобы не дать своей душе всего того, что губит человека, а приучить его с самого начала к проявлению недовольства собой»

    Мощным средством формирования человека философ считает также воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются нравственные и интеллектуальные качества, необходимые для молодого человека. Так мыслитель из города Фараб пишет: «Воспитание — это способ наделения народов этическими добродетелями и искусствами, основанными на знании» [2, с. 320]. Помимо этого, философ убежден в том, что воспитательный процесс порождает разумность и подчеркивает особую роль законом в этом процессе.

    Вывод:Таким образом, философ акцентирует внимание на таком понятие, как счастье, считая, что и именно оно лежит в основе человеческого существования это единственная цель, к которой должны стремиться как простые люди, так и правители, которые ими управляют.

    Также стоит отметить, что в формировании взглядов аль-Фараби большую роль сыграла античная философия, особенно наследие Платона и Аристотеля», именно поэтому философа называли «Вторым учителем», как достойного последователя философских учений Аристотеля и Платона.

    В заключение необходимо отметить, что труды Аль-Фараби настолько многогранны и всеобъемлющи, что охватывают самые различные области науки и искусства.

    20) Великие города Шелкового пути на территории Казахстана: Исфиджаб(Сайрам), Баласагун, Отрар, Суяб, Тараз, Шаш (Ташкент), Шымкент,Карашок, Карнак, Екиогуз, Ашнас, Яссы (Туркестан)

    ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД И СТЕПЬ

    Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторожде-

    ний лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана.

    В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.

    В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средизем¬номорье.

    Древние города Казахстана — бесценное культурное наследие. Их берегут на протяжении тысячелетий. Каждый камень в этих местах — это артефакт, который может многое рассказать об истории страны: о военных набегах, борьбе за власть, развитии науки.

    Древние города Казахстана: Сайрам

    У города самая древняя история среди селений, которые еще V–VI веке связывал Великий шелковый путь. В древности он назывался Испиджаб, что переводится с согдийского диалекта как ‘белая вода’. Мощную крепость построили в IX–X веке на берегу реки Сайрам-су, чтобы защищаться от врагов, которых у Белого города было предостаточно. Жителям приходилось отстаивать свою независимость, а после разрушительных войн заново восстанавливать крепость.

    Шавгар, Яссы Торговые пути проходили по югу Казахстана, где главным центром ремесла и торговли в X веке был город Шавгар. В XII веке здесь появилась крепость Ясы (Яссы). Известный поэт и философ Ходжа Ахмед Ясави проживал в этих местах, и в честь него город Яссы получил свое название. Местные жители слушали проповеди Ясави и любили его стихи. После смерти проповедника над его могилой возвели мавзолей. Древний город Яссы оставался административным и культурным центром до XVI века. Карта древнего Казахстана изменилась после казахско-джунгарских войн во второй половине XVII века. Нападения вражеских войск сильно разрушили крепость и архитектурные постройки города.

    Отрар В Средние века купцы, караваны которых двигались по Великому шелковому пути, на казахском отрезке останавливались в местах, где кипела торговля. Один из таких центров, в котором сходились торговые ветки из 150 больших и маленьких селений, — Отрар. Город был богатым и развитым. Здесь были построены бани, дома, мечети, выпускались собственные деньги. В IX веке в Отраре жил математик Абу-Наср аль-Фараби. Считается, что он собрал многотысячную Отрарскую библиотеку.

    Древний город Тараз Путешествие по Великому шелковому пути обязательно ведет в большие города Казахстана — центры торговли и ремесел. Одним из таких был город Тараз, расположенный неподалеку от серебряных рудников на реке Талас. Первое поселение в этих местах появилось еще в VI–V веках до н. э., а в 400 году н. э. город упоминают под названием Толос. Здесь проходила северная ветка Великого шелкового пути.

    Вывод: Этот транснациональный инфраструктурный проект, призванный укрепить экономические и культурные связи между Европой и Азией, также способствует превращению Казахстана в крупнейшую транзитную территорию, принося стране определенные финансовые дивиденды.

    21)Культура, её место и роль в жизни и деятельности человека.

    Культурой, как правило, считается всё то, что сам создал или произвёл человек. Философия, культура, искусство - являются бесспорными составляющими культуры. Культура, созданная человеком, зачастую является самосознанием и преобразованием человечества. Культура представляет из себя некую среду, в которой заключена человеческая жизнь. Культура зачастую выступает средством собрания хранения и передачи опыта поколениям. Именно культура делает человека человеком.

    Культура определяет поведение человека в школе, в компании, семье, на работе и предприятии. При помощи культуры определяются социальные норма и принципы общества. Она влияет на межличностные отношения, создает и регулирует действия и поведение индивидов, а также культурные и духовные ценности. Культура выполняет эстетическую функцию. Ею определены музыка, живопись, красота. Она помогает человеку восстанавливать свои духовные силы.

    С помощью культуры человек приобретает и копит знания о мире, создает возможности его познания. Общество культурно и прогрессивно настолько, насколько оно ценит свою культуру, насколько полно использует знания, полученные и сохраненные прошлыми поколениями. В некотором роде культура является своеобразной исторической памятью народа. Способом самореализации человека.

    Вывод: культура является неотъемлемой частью человеческой жизни. Она связывает и объединяет людей. В культуру заключены не только память и история каждого народа, но и воспитание в обществе человека. Культурным воспитанием определяется поведение человека в обществе, его статус и интеллектуальные способности. Сохраняя и донося культурные ценности в будущее, каждый человек укрепляет, воспитывает и сохраняет культурные ценности своего народа и семьи.

    22) Морфология и анатомия культуры: их роль в исследовании конфигурации культуры

    Морфологией культуры называют изучение культурных форм, так, как они зависят от социального, исторического и географического обстоятельства.

    Анатомией культуры принято считать структуру, в которой заключено культурное пространство, определяемое культурным комплексом, элементами конфигурацией, субкультурой и контркультурой.

    В свое время конфигурация культуры - композиция различных по содержанию и функционированию объектов и элементов. Группирующихся вокруг одного, центрального объекта.

    Морфология с точки зрения исследования конфигурации позволяет изучать её в различных ситуациях и при различных обстоятельствах. Она позволяет изучать культуру с разных взглядов на то, как образовалась культура со временем, как на неё влияли внешние факторы, а также как сами люди влияли на культуру в целом.

    Анатомия культуры структурирует и закрепляет культуру в целостный элемент позволяющий её сохраниться в общей целостной структуре для дальнейшего познания.

    Вывод: конфигурация культуру является элементом, передающим культурную ценность конкретного места, объекта. При помощи анатомии и морфологии можно раскрыть и увидеть полную картину формирования культуры в определённом месте, за определённое время с истечением истории, различных внешних факторов, которые могли повлиять на образование культуры в целом. Вместе эти элементы в целом образуют структуру культуры.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта