Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции культуры

  • 1)Морфология культуры и язык культуры. Морфология культуры и язык культуры


    Скачать 37.58 Kb.
    НазваниеМорфология культуры и язык культуры
    Дата18.04.2022
    Размер37.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1)Морфология культуры и язык культуры.docx
    ТипДокументы
    #483796

    Морфология культуры и язык культуры

    1) История формирования понятия культуры: многообразие подходов к определению сущности и функций культуры.

    Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности

    В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—148 годы до н. э.)
    Древнегреческая пайдейя, например, обозначала единство воспитания, обучения, мастерства, рационального и одновременно искусного, художественно совершенного выполнения какого-либо вида материальной и духовной деятельности, а также Управление поступками посредством всеумеряющего разума.
    Римляне употребляли слово «культура» только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. Д

    В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

    Слово «культура» вошло в русский лексикон лишь с середины 1830-х годов. Выделялось два значения во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».

    В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

    • Первобытная культура[en] (до 4 тыс. до н. э.);

    • Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;

    • Культура Средних веков (V—XIV вв.);

    • Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.);

    • Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.).

    Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

    Многообразие Подходов К определению Сущности Культуры.
    1)Философский подход. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неудовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры.

    2)Эстетический подход. С позиций эстетики культура рассматривается как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.

    3)Мораль и Этика. предстает как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей перед всем сущим в мире, а перед самим человеком ставит задачу гармонизации его физической и нравственной сущности.

    В числе собственно культурологических подходов к определению сущности культуры обычно выделяются:

    • аксиологический подход,определяющий культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством;

    • психологический подход,характеризующий культуру как набор поведенческих стереотипов и мотиваций, обеспечивающих социальную коммуникацию;

    • этнографический подход,представляющий культуру как сумму знаний, обычаев и верований того или иного этноса;

    • исторический подход,рассматривающий культуру как систему конкретно—исторических типов общественного развития;

    • социологический подход,позволяющий исследовать культуру как часть социальной системы, социальных отношений, определенный социальный институт.

    2) Обзор теоретических подходов

    Учённый

    Годы Жизни

    Труды

    Концепты

    Ф.Боас

    1858-1942

    “Эволюция или диффузия?”
    “О задачах этнологии”

    отрицание происхождение культуры из одного архаического типа; мир культуры состоит из лишённых тесных связей изначально изолированных культур. Отстаивал исторический метод исследования культуры

    Л.Уайт

    1900-1975

    “Наука о культуре”
    “Эволюция культуры”
    “Понятие культурных систем как ключ к пониманию племён и нации”

    символическая система, состоящая из трех подсистем: технологической, социальной и идеологической.
    Противопоставлял эволюционный метод культуры историческому и функциональному.
    Ввел Энергетический критерий сопоставления культур(развитие пропорционально кол-ву энергии на душу населения в год)


    З.Фрейд

    1856-1939

    “Неудовлетворенность культурой”
    “Я и Оно”
    “Тотем и Табу”

    Культура по средствам принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавления первичных желаний.
    Сублимация — это направление сексуальной энергии на цели культурного творчества.
    основана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло.

    К.Леви-Стросс

    1908-2009

    “Дикое мышление”
    “Печальные тропинки”
    “Тотемизм сегодня”
    “Мифология”

    При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность структур-носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (семья, обычаи, тексты и т.п.), но без учета личностного фактора

    П.Сорокин

    1889-1968

    “Социальная и культурная динамика”

    Культура- это осмысление современных ценностей человека
    1)идеациональный — основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной ценности и реальности.
    2) идеалистический — основан на принципе признание того факта, что реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, т.е. ориентирована и на Бога, и на человека.
    3) чувственный — характеризуется непосредственным чувственным восприятием действительности.


    К.Маркс

    1818-1883

    “Немецкая идеология”
    “Капитал”
    “Нищета философии”

    Марксистская концепция культуры определялась материалистическим истолкованием истории. принцип единства человечества (единства культурно-исторического процесса); принцип исторической закономерности; принцип детерминизма (причинно-следственные связи); принцип прогресса
    трактует культуру как способ жизнедеятельности человека, процесс, результат и поле эффективной реализации человеческих потенциалов.

    Э.Тайлор

    1832-1917

    “Первобытная культура”

    Культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Как бы ни различались культуры, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур.

    О. Шпенглер

    1880-1936

    “закат Европы”

    Выступил с резкой критикой европейского рационализма и теории непрерывного прогресса человечества; Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура автономна, самодовлеющая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет, умирает.

    А. Тойнби

    1888-1975

    “Исследование истории”

    Прогресс человечества он трактует как процесс духовной эволюции и религиозного совершенствования, проходящий стадии от примитивной бесписьменной культуры с преобладанием анимистических верований и традиционных обычаев к универсальному государству, где религия играет все возрастающую роль (как, к примеру, в Древнем Египте или Шумере), и, наконец, — к обществу со вселенской церковью, озаряющей души светом высших религий.

    Л. Гумилев

    1912-1992

    “Этногенез и биосфера Земли”
    “От Руси к России”
    “Древние тюрки”
    “История народа Хунну”
    “Этносфера: история людей”

    Связывая культуру с жизнедеятельностью людей, Л.Гумилев считал ее одним из свойств этноса, различал культуру этнических объединений: консорций, конвиксий, субэтносов, этносов, суперэтносов.
    Культура представляет собой достаточно жесткую замкнутую систему, не способную к самостоятельному развитию, т.к. она лежит за пределами природного саморазвития и является делом человеческих рук. Поэтому культура может либо сохранятся, либо разрушаться.

    С. Хантингтона

    Р.1927

    “Столкновение цивилизаций”
    “Третий путь”
    “Парадигмы периода постхолодной войны”

    в эпоху процессов глобализации необходимо происходит укрупнение противоборствующих в мире сторон. И возможные столкновения между ними в ближайшем будущем будут характеризоваться: во-первых, цивилизационными противоречиями (источники которых определяются культурой, затрагивают язык, историю, религию, обычаи, социальные институты, субъективную самоидентификацию людей); во-вторых, катастрофическими последствиями в связи с укрупнением, а значит и усилением военной мощи участников конфликта.

    3)История культурологии как научной дисциплины: генезис теоретических подходов, фундаментальная и прикладная культурология, междисциплинарный характер исследований культуры, философия, теория и социология культуры, культурная и социальная антропология, история культуры.

    Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта (1900-1975)

    Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры.
    Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам останется предметом дискуссии. Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин. Сложность культурологии как научной дисциплины определяется неоднозначностью культуры как объекта анализа, она слишком многогранна, внутренне противоречива, и сложна.
    В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления различающиеся по своим целям содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука.
    Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, н-р экономикой, социальными отношениями и политикой.

    Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Н в качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную.

    Культурология изучает не только культуру в целом но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии и даже явление природы, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны прежде всего с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

    Функции культуры:

    • Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.

    • Коммуникативная функция – культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.

    • Интегративная функция – культура объединяет народы социальные группы государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.

    • Функция социализации – культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.

    • Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

    4) Культура как мир знаков и значений.

    Знак – это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками.

    В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются как естественные (разговорные, вербальные) языки – русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки – язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т. д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания.

    Таким образом, явления культуры – это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, то есть вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Понимать какое-либо явление культуры – значит, воспринимать его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно становится фактом культуры.

    Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важнейшая характеристика культуры.

    Если рассмотрение культуры как мира человеческой деятельности раскрывает главным образом ее материальные проявления, а как мира смыслов – ее духовное содержание, то культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного. Действительно, знак есть чувственно воспринимаемый материальный предмет, а его значение (смысл, информация) – это продукт духовной деятельности людей. Знаки выступают своего рода «материальной оболочкой» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.


    написать администратору сайта