Главная страница

Бизнес планирование 2. Разработка_и_презентация_дизайна_обложек_книг_к_произведению_Эри. Книжный дизайн


Скачать 4 Mb.
НазваниеКнижный дизайн
АнкорБизнес планирование 2
Дата03.08.2022
Размер4 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРазработка_и_презентация_дизайна_обложек_книг_к_произведению_Эри.docx
ТипДокументы
#639989
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Структурные элементы книги и их особенности



Начиная с древних рукописных книг и заканчивая современными подарочными изданиями, структура и основные ее элементы остались неизменными. Несмотря на то, что книга как явление человеческой жизни существует уже давно, до сих пор нет точного определения этого понятия. Это связано с тем, что понятие многозначно, на протяжении истории менялось, а границы, отделяющие его от других средств передачи информации, подвижны и не окончательно установлены.

Заметим, что книгой можно назвать непериодическое издание, состоящее из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной обложки, в которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной крышкой.

«Функциональность книги – это применимость её для передачи информации, определяется её структурой, которая обычно понимается как целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Объединить отдельные элементы и компоненты книги в единое целое призвана её конструкция (лат. constructio - составление, построение) – это строение, устройство, взаимное расположение её частей, элементов, определяющее назначение, особенности книги как вида издания (разновидности документа)» [5, c.39].

Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, - передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости, соответственно, - верхним и нижним обрезами блока (книги).

Обложка книги – это сложное художественное целое; типографское оформление книги – тоже сложное целое, которое образуют специально подобранный шрифт, титульный лист, строки заглавия, гармонирующие содержанием, и хорошо подобранные иллюстрации; художественным целым является и текст книги. Т. е. книга как целое есть единство составляющих ее конструктивных элементов: внешних и внутренних2 [5, с. 41].




Рис. 1, строение книги
Облегчает поиск информации в книге, и помоет составить первоначальное представление о ей; выпускные данные, выходные сведения аннотация, предисловие, оглавление, комментарии, указатели, сноски и т.п.

«Текст главный элемент книги, передающий смысл, содержание книги, семиотическую информацию, зафиксированную при помощи определенной последовательности знаков (чаще всего словесных), воспринимаемых визуально (исключение - книги для слепых)» [5, с. 43].

Различают основной и дополнительный тексты. Основной – это текст издания, в котором изложено содержание публикуемого произведения (одного или нескольких). Это авторский текст, для распространения и хранения которого и создается книга. Он занимает большую часть книги. Дополнительный текст облегчает восприятие основного. К нему относятся аннотации, посвящения, эпиграф, предисловия, послесловия, примечания, приложения и т.д. Справочно-вспомогательные тексты создают условия для ориентации читателей в книге. Это разнообразные указатели, содержание (оглавление), список иллюстраций, колонтитулы, колонцифры, норма, сигнатура, выходные сведения.

«В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис; заставка; полосная иллюстрация (во всю страницу); полуполосная; разворотная (на двух страницах); оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом)» [5, с.46].

Фронтиспис определяется как иллюстрация в книге, помещенная на левой стороне разворота титульного листа. В качестве фронтисписа помещают портрет автора книги или того человека, о ком рассказывается в ней; это может быть и рисунок, отражающий основное содержание произведения, и иллюстрация к узловому эпизоду повествования. Обычно фронтиспис печатается отдельно, на более плотной или мелованной бумаге, и приклеивается к первой тетради книжного блока.

«Иллюстрации-заставки – это изображение в начале части или главы расположенное на спусковой полосе вместе с текстом, означающая начало повествования, располагаются в верхней части страницы и отделяется от текста белыми полям. Главная функция – это сосредоточение внимания читателя на новом материале.

Заставки изображают: сцену, описывающуюся в начале главы; главную тему главы; место действия, её задача изменить настроение читателя на соответствующее и погрузить его в необходимую атмосферу. Заставки бывают предметно-декоративными или символическими» [5, с. 51].

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. На выбор формата иллюстрации влияет важность иллюстрируемого события, образа и т.д. Содержание этих иллюстраций имеет прямое отношение к тексту предшествующему или последующему за ними. На разворотных или полосных иллюстрациях изображаются важные события из произведения, а на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях менее важные. Иллюстрации влияют на архитектонику книги, поэтому важно следить за их ритмичным чередованием и равномерной насыщенностью ими текста на протяжении всей книги. Иллюстрации-концовки – это изображение помещенное в конце частей, глав или всей книги, бывают сюжетно- тематическими, символическими или орнаментально-декоративными.

«Иллюстрации-заставки и иллюстрации-концовки выполняются в одном стиле, потому что они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте» [5, с. 52].

Декоративные элементы (украшения) это узоры, орнаменты, виньетки, эмблемы. Декоративные элементы украшают книгу, служат средством деления текста на смысловые части. Декоративные украшения появились именно как средство деления текста на узлы. К элементам внешнего оформления книги относятся: книжный блок, обложка, переплет, форзац, суперобложка, футляр, манжетка.

Формат книги также служит знаком, информирующим о читательском назначении книги. При виде книги большого формата понимают, что имеют дело с солидной, фундаментальной работой, например научной монографией, в карманных изданиях распознают книги для массового читателя, особый формат имеют книги для детей и т.п.

«Формат это размер книжного блока по основанию и высоте. Он равен площади бумажного листа, деленной на количество страниц, которые отпечатаны на одной его стороне. Если лист бумаги согнуть пополам, то в нем будет две страницы на одной стороне. В этом случае доля листа равна 1/2, размеры страницы составляют 1/2 размера листа и т.п. Формат выражается дробью, в числителе которой указывается площадь листа, а в знаменателе - число страниц, отпечатанных на его одной стороне. Например: 84x108 1/32. Данное обозначение расшифровывается так: 84x108 -это размер по ширине и длине листа бумаги, а 1/32 - это определение размера издания (страницы)» [5, с. 63].

Первое, на что мы обращаем внимание, когда видим книгу – это еѐ внешний вид (приложение А, рисунок А.5). Правильно созданный дизайн книги — обложка и внутреннее художественное оформление — создают визуальный образ книги, благодаря которому её либо хочется взять в руки и для начала просто полистать, или нет.

Обложка, как и весь дизайн книги должны иметь положительное восприятие и являться носителями той идей, которая заключена автором в книге. Например, у научных книг дизайн должен быть предельно точным и лаконичным, в них чаще всего используют деловой стиль. А вот в детских книгах используют яркие цвета, более крупный шрифт, большое количество иллюстраций. Дизайн книги является побудителем желания приобрести книгу.

«Обложка книги – первое, что видит потенциальный читатель. Это первое впечатление, которое, как известно, нельзя произвести дважды. Для коммерческой книги обложка чрезвычайно важна – она отражает суть содержания книги, представляя художественную квинтэссенцию смысла» [7, с. 122].

В мире обложек всё несколько противоречиво: даже самая простая и незамысловатая обложка книги может выглядеть стильно и привлечь внимание потенциального покупателя. И наоборот: яркая, броская обложка может отпугнуть и сформировать негативное впечатление о произведении.

Следует отметить, что иллюстрация, необычный рисунок или орнамент создают уникальный дизайн обложек. Яркие цвета, 3D-объекты, минималистичные изображения — эти элементы привлекают внимание читателей и формируют современные тенденции.

Многоцветность делает дизайн обложек более жизнерадостным и создает простор для творчества в оформлении. Яркие цвета целесообразно использовать в любом виде графического дизайна: рекламе, упаковке, плакатах и т.д.

Главным критерием для дизайнера является подобрать гармоничное сочетание цветов, чтобы изображение не было резким и воспринималось зрителем легко.

Еще одна из тенденций графического дизайна и иллюстраций этого года — градиенты. Уже в 2019-м стали популярными градиенты из ярких цветов, а также эффекты размытия и искажения. Сейчас они используются не только на больших плоскостях фона, как в блокноте «Unicorn Note» и на обложке книги «Мультипотенциалы», но и в заголовках и отдельных 3D- элементах, как, например, на обложке «Эмоционального интеллекта на практике». В оформлении «Unicorn Note» и «Мультипотенциалов» используется линейный градиент, а на обложке «Эмоционального интеллекта на практике» —3D градиент и градиентная сетка (Gradient Mesh) из программы Illustrator. (приложение I, рисунок 5, 6).

Следующая тенденция зин - это рисование поверх фотографий. Впервые этот стиль проявил себя на обложках журналов, сейчас он также используется в оформлении блокнотов, тетрадей и книг. Зин отличается отсутствием продуманного дизайна, он создает ощущение незаконченности, эскизности, а обложки, выполненные в нем, сильно выбиваются из общего ряда.

Отметим, что рисование по фотографии можно увидеть на обложках

«Crazy book». Аппликации из фотографий, вырезки из бумаги с неровными краями дополняются рисунками от руки, специально подобранными штрихами и фактурами. А в оформлении «Психотерапии» используется компьютерное рисование. Использование стиля зин создает дизайн, привлекательный для молодежной аудитории. (приложение I, рисунок 7).

Еще один необычный способ создать дизайн обложки — объемная аппликация. В такой композиции красиво смотрится сочетание крупных и мелких элементов. Самые популярные сюжеты цветочные, растительные и абстрактные. Обложка с использованием фотографии объемной композиции из бумаги или пластилина придает плоской поверхности эффект дополнительной глубины. Иллюстрация, выполненная из бумаги или пластилина, добавляет изюминку в оформлении, и привлекает взгляд покупателя. Именно такое решение было выбрано для серии «Бомбора Life» и книги «Никто не узнает». (приложение I, рисунок 8)

Нео Гео возник под влиянием ранних художественных движений, таких как поп-арт, минимализм и оп-арт, он берет свое начало в 1986 году. Данный стиль позволяет совмещать игривость и строгость элементов, а в иллюстрациях часто используются яркие цвета, абстрактные и геометрические формы, а также трехмерные элементы. (приложение I, рисунок 9)

Авангард зародился во времена Первой мировой войны. Художники, рисующие в этом стиле, отвергали логику, создавали новую эстетику. Это была борьба с капиталистическим обществом, визуальный прорыв, ломающий устои старого мира.

Графический дизайн блокнотов «Прокачай себя» - пример того, как выглядит русский авангард в современном дизайне: подчеркивает бессмыслицу, иррациональность оформления, отвергает стандарты. (приложение I, рисунок 10).

Интересным приемом в дизайне обложек является применение антигравитации - летающие и плавающие элементы. Летающие и плавающие элементы на картинах — это альтернативное искусство, которое передает уникальное видение мира. Нарушение законов гравитации дает художнику неограниченное пространство для воображения.

Для зрителя отсутствие гравитации создает ощущение легкости, непринужденности. Этот прием, использованный в дизайне обложек, помогает сделать знакомые объекты необычными (приложение I, рисунок 11). Сочетание противоположностей, реализм и двухмерный рисунок.

Сегодня в моду входит сочетание противоположных вещей. Для создания неожиданных решений дизайнеры экспериментируют с соединением различных методов рисования и стилей.

На обложках серии «Психология в комиксах» черно-белые фотографии объединяются с яркими иллюстрациями, позволяя по-новому взглянуть на классику (приложение I, рисунок 12).

Изометрический дизайн: 3D в двух измерениях. Использование 3D- объектов уже никого не удивляет, но до сих пор является мощным инструментом и современной направленностью в графическом дизайне. Изометрическая иллюстрация — в тренде, так как такие конструкции позволяют создавать полноценный сюжет в ограниченном пространстве книжной обложки. В оформлении «Мегатеха» используется изометрический дизайн, который передает ощущение трехмерной глубины в плоском пространстве.

Ликвид. Понятие «ликвид» переводится с английского как «жидкость» (liquid). Использование элементов с эффектом жидкости на графических изображениях делает их сочными, насыщенными. В качестве ликвида может использоваться вода, масло, краска и т.д.

Примером могут служить обложки блокнотов серии «Colour». В их оформлении используется текстура воды, которая на обложке изданий из бумаги смотрится свежо и современно (приложение I, рисунок 13).
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта