Бизнес планирование 2. Разработка_и_презентация_дизайна_обложек_книг_к_произведению_Эри. Книжный дизайн
Скачать 4 Mb.
|
I Глава. Теоретические основы разработки дизайна обложек книг1.1 История развития печатных изданий Компьютерные технологии повсюду проникают во все сферы человеческой деятельности. Рожденные ими электронные носители все явственней притесняют позиции печатного слова. И тем не менее, даже в XXI веке трудно представить нашу жизнь без всего того, что сухо называется «печатной продукцией». Без преувеличения можно сказать, что изобретение книгопечатания по праву занимает свое место в ряду настоящих прорывов человеческой мысли среди таких значительных открытий, как изобретение компаса, пороха и бумаги. Являясь по своей сути изобретением сугубо техническим, или скорее даже технологическим, книгопечатание стало катализатором человеческого прогресса, определившим развитие цивилизаций второй половины ушедшего тысячелетия. «Человечество шло к изобретению печатного станка длинным путём, и история создания печатной книги не была безоблачной и по разным причинам оказалась разорванной пятью столетиями забвения» [12, с. 47]. Попытки сохранить информацию предпринимались очень давно: наскальные рисунки, клинопись, береста, пергамент. Во II веке в Китае изобретена бумага, впоследствии заменившая дорогой пергамент. Но все это были рукописные издания, отнимавшие много времени и сил и выпускавшиеся в очень ограниченном количестве. Попытки ускорить процесс изготовления издания не прекращались. В VII веке в Корее, Китае и Японии тексты печатали с деревянных гравированных досок. Позже, в XI веке китайские мастера изготовляли уже отдельные иероглифы из керамики, а монолитная форма была заменена составной наборной, что позволяло печатать большими тиражами; в XIII веке в Корее буквенные знаки изготавливались из металла. Человеком, который изобрел и осуществил полный цикл современного печатного производства, был Иоганн Гутенберг - он объединил в одно целое систему металлических литер; создал сплав из свинца, цинка и сурьмы (гарт), а также оборудование для отливки литер из этого сплава; придумал и изготовил наборную кассу и приспособление для набора строк из литер и столбцов из строк; изобрел типографскую краску (ламповая сажа и лак), а также тампон для нанесения ее на готовый набор; изготовил печатный станок, которая позволяла получать прекрасные оттиски книжных страниц; создал систему финансирования и сбыта книжной продукции. Влияние начала книгопечатания на европейскую цивилизацию велико. Печатная книга изменила представление европейцев о науке и образовании, привела к усилению роли светского государства. «Начало книгопечатания на Руси датируется 1550 - началом 1560-х годов. Есть исторические факты, свидетельствующие о существовании некой типографии, выпускавшей церковные книги, но без указания выходных данных 19 апреля 1563 года церковный дьякон Иван Федоров открыл в Москве первую "печатню". А 1 марта 1564 года в Москве из-под пресса станка Ивана Федорова вышла книга, положившая начало издательскому делу в России. «Деяния и Послания Апостолов», хотя чаще говорят просто «Апостол». Его отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати» [7, с. 122]. Дело Ивана Федорова, с чьим именем связано появление печатной книги в России, принесло великие плоды, и несмотря на то, что печатная книга в XVI веке и следующем столетии носила преимущественно духовный характер, – она заложила основу новой книжной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени. Введение книгопечатания в России стало началом «новой письменности», «новой азбуки» и новой эпохи в истории книги. Первые сведения о глубокой печати относятся к 15 веку. В качестве материала для изготовления печатных форм использовали медные пластины. Изображение на формный материал наносили вручную, а углубляли печатные элементы режущим инструментом. Способ изготовления форм назывался резцовая гравюра. Мастера того времени этот способ не только для гравирования портретов и текста, но и для целых книг. Известна гравюра Василия Андреева «Лист сошного письма» (1685), содержащая очень мелкий шрифт, который можно читать только с помощью лупы. Заметим, что обычно для офорта применяли цинковую пластину, которую сначала покрывали кислотоупорным лаком, а затем копотью. После этого острой стальной иглой процарапывали слой лака по линиям рисунка до металла. Травление осуществляли в слое азотной кислоты. Затем печатные элементы заполняли краской и прикладывали запечатываемую поверхность. Таким образом, в 1694 г. появился «Букварь», сочиненный монахом Карпоном Истоминым. Все 42 страницы букваря гравированы на меди мастером Леонтием Буниным. А в 1701 г. гравер Михаил Карновский оформил «Арифметику» Леонтия Магницкого – учебника, по которому учился Ломоносов (приложение I, рисунок 1). В случае акватинты медная пластина сначала припудривается порошком смолы, а потом нагревается, в результате чего порошок плавится и прочно закрепляется на пластине, образуя кислотоупорные зерна. Пластину травят в растворе хлорного железа в несколько приемов с последовательным выкрыванием от светлых тонов к темным. Кислота проникает в промежутки между слипшимися зернами и на поверхности образуется множество мелких печатающих элементов, различных по глубине. Итак, отличие от офорта оттиск акватинта представляет собой не штриховое, а полутоновое изображение, сходное с рисунком кистью. Формы, изготовленные ручным способом, при печатании закатывали краской и вручную очищали пробельные элементы. В настоящее время указанные способы не являются промышленными. «На смену ручным способам получения печатных форм пришел фотохимический. В 1879 г. чешский художник и фототехник Карел Клич объединил два способа изготовления печатной формы – акватинта и перенос изображения на формный материал с помощью пигментной бумаги» [1, с.58]. В зависимости от материала, применяемого для изготовления печатной формы, и способа передачи изображения с формы на бумагу существует несколько разновидностей плоской печати: литография, фототипия и офсет. «Литография (греч. «lithos» - камень, «grapho» - пишу) была изобретена в конце 18 века в Германии Алоизием Зенефельдером. Сущность способа заключалась в следующем. Но поверхность известкового камня после ее подготовки (шлифование, очистка, сушка) изображение наносилось вручную жирной тушью или жирным карандашом. Эти участки на форме являлись печатающими элементами. Участки поверхности камня не занятые изображением, - пробельные элементы – подвергались химической обработке» [7, с. 107]. В результате чего пробельные элементы в процессе печатания воспринимали воду и отталкивали краску. При печатании сначала поверхность камня увлажняли, а за тем накатывали валиком краску, которая удерживалась только на печатающих элементах. Таким образом, принцип разделения печатающих и пробельных элементов на форме не пространственный, а физико-химический. Основное достоинство литографии заключается в том, что по сравнению с гравюрой на дереве или металле является менее трудоемкой, более дешевой и многотиражной. Совершенствование литографии заключалось в изобретении способа фотографического переноса изображения на камень, а за тем были открыты копировальные слои. Затем каменные формы были заменены металлическими пластинами. Печатание с форм осуществлялось на плоскопечатной машине с электроприводом. Первая такая машина появилась в 50-х годах 19 века. Производительность не превышала 800 оттисков в час. В начале 20 века была изобретена литографская ротационная машина, но качество оттисков значительно уступало плоскопечатным машинам (приложение I, рисунок 2). Фототипия – способ факсимильного (точного) воспроизведения самых сложных по характеру штриховых и полутоновых изображений. Во второй половине 19 века чешский фототехник Якуб Гусник использовал в качестве основы для изготовления печатной формы толстую стеклянную пластину и нанес на ее поверхность слой хромированного желатина. «Проэкспонировав пластину под полутоновым негативом и проявив изображение, Гусник получил печатную форму. На форме площадь печатающих элементов (задубленных зерен) и уровень их расположения определялись плотностью участков негатива. Отсюда тона изображения оригинала на оттиске передавались не только площадью печатающих элементов, но и толщиной слоя краски. Это способствовало получению оттисков, не уступающих по точности воспроизведения фотографическим отпечаткам» [8, с. 67]. Фототипия применяется в настоящее время для воспроизведения высокохудожественных оригиналов небольшими тиражами. Дальнейшее развитие плоской печати связано с разработкой Иваном Орловым в 1890 году машинного способа печатания денежных купюр. Суть способа заключалась в том, что на бумагу переносилась не одна краска, а все краски одновременно, что создает на оттиске радужное многокрасочное изображение. Этого можно было добиться на специальной орловской машине, печатный аппарат которой состоял из нескольких форм, по числу красок, и сборной формы, печатающие элементы которой составляли рисунок. Характерной особенностью машины была промежуточная поверхность – специальный валик, передающий краску с одной формы на другую. Новый способ получил название печати с переносом. В настоящее время методом орловской печати выполняют некоторые элементы ценных бумаг и денежных знаков РФ. «В начале 20 века американские изобретатели Айра Рубель и Каспар Германн воспользовались данными методом и назвали его офсетной печатью (англ. «offset» - печать с промежуточной поверхности). В офсетных печатных машинах красочное изображение с печатной формы передается на бумагу через промежуточную обрезиненную поверхность [1, с. 41]. Изобретателем офсетной машины считают Айру Рубеля. Им в 1904 году была сконструирована однокрасочная офсетная машина (приложение I, рисунок 3), а в 1921 появилась двухкрасочная машина, а в 1930 году четырех красочная машина. В начале 20 века взамен плоскопечатных машин появились ротационные машины глубокой печати (приложение I, рисунок 4). Так же появился новый способ изготовления печатных форм глубокой печати – электромеханический с применением электронно-гравировальных автоматов. |