Главная страница
Навигация по странице:

  • ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ

  • ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

  • ГЛАВА 3. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

  • ГЛАВА 4. ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА И ВЫБОР ВЕРЫ НА РУСИ

  • ГЛАВА 5. КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА И РУСИ

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • князь киевский. Князь Владимир. Князь киевский владимир


    Скачать 23.16 Kb.
    НазваниеКнязь киевский владимир
    Анкоркнязь киевский
    Дата30.01.2023
    Размер23.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКнязь Владимир.docx
    ТипБиография
    #911907


    Тема: КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ ВЛАДИМИР




    ОГЛАВЛЕНИЕ




    ВВЕДЕНИЕ

    Князь Владимир Святославович в отечественной истории занимает особое место. Его историческая биография и жизненный путь полны сведениями легендарного характера и до сих пор неразгаданных тайн. Слава о великом русском правителе, Киевском князе Владимире, еще при его жизни разлетелась в разные уголки мира. О нем можно найти упоминания в немецких, византийских, арабских, скандинавских и иных средневековых источниках.

    Выдающийся государственный деятель, отважный воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель, кардинальным образом изменивший ход отечественной истории, предопределив последующее цивилизационное развитие Руси – России.

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Изучить биографию киевского князя Владимира I (978—1015). Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:

    1) Изучить приход Владимира к власти

    2) Познакомиться с внешней политикой киевского князя

    3) Понять почему Владимир выбрал принятие христианства на Руси

    4) Узнать как осуществлялось управление Киевской Руси в период правления Владимира I.

    После смерти Святослава великим киевским князем 980 г. стал его младший сын Владимир, который вошёл в русскую историю как правитель, крестивший Русь. В начале своего правления он представляется нам властным, мстительным, кровожадным воином. А в памяти народа он остался Владимиром Красное Солнышко, также он был причислен к лику святых.

    ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

    Согласно летописям Владимир родился в 960 году. Его отец могучий князь Святослав Игоревич, мать его простая рабыня Малуша, бывшая в услужении княгини Ольги, родом из не большого городка Любеч. Князь Владимир Красное Солнышко родился не в Киеве.   Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда сослала рабыню разгневанная княгиня Ольга. О судьбе Малуши ничего не известно. Далее летописцы повествуют о том, что князя забрала к себе княгиня Ольга. Он жил под ее присмотром и воспитывался старшим братом матери – дядей Добрыней, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследника старшим дружинникам. Ровно, как и обычай у язычников, который давал право сыну, рожденному от рабыни, наследовать отцу. Большинство событий в жизни маленького князя Владимира предположительны, поскольку летописи рассказывают мало или были утеряны. Князь Владимир одно из великих имен в Киевской Руси. Народ любил князя, писал о нем легенды и былины, и называл его ласково Владимир Красное Солнышко.







    ГЛАВА 2. КНЯЖЕНИЕ В НОВГОРОДЕ И КИЕВЕ

    Согласно Повести временных лет Владимир был третьим по старшинству сыном Святослава после Ярополка и Олега. Но по уходу на войну Святослава с Византией Владимир получил стратегический по тем временам город Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. А обычай язычников наследовать лучшие земли давал право на Новгород Ярополку. Это говорит о том, что в летописях может быть недочет о годе рождения Владимира, либо он был достойным такого престола. Наставником и воеводой князя Владимира стал дядя Добрыня.

    После гибели в 972 году Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году, желая заполучить столь могучие и прекрасные земли, разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями.  Древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Владимир при этом известии бежал под покровительство Норвегии к ярлу Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

    С этих пор и начинаются первые шаги к легендам о крещении Руси. Удрав в Скандинавию, князь Владимир Красное Солнышко, заручается поддержкой доброго друга и соратника – дяди Добрыни, собирает варяжское войско великой численности и уже в 980 году выступает походом на Ярополка. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогаедь, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: "Не хочу разуть (разуть жениха - обряд свадебный; разуть вместо - выйти замуж) сына рабы". Попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогводода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеди, обещанной в жены Ярославу. Вслед затем он овладел Киевом, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи»,  его беременную жену берет к себе в наложницы. По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Это случилось 11 июня 978 года.
    ГЛАВА 3. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

    Правление Владимира было сугубо языческим. Он воздвиг в Киеве капище языческих богов, реформировал языческий культ, уничтожал зачатки христианства на Руси, подобно скандинавам, ввел даже практику человеческих жертвоприношений. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

    Такая пёстрая и многослойная религия не могла отвечать потребностям быстро развивающегося классового общества и государства.

    Всё это  и заставило Владимира приняться за религиозную реформу. Она проходила в два этапа. Первый являлся ни чем иным как модернизацией самой языческой религии.

    Языческая реформа не ставила Русь в какую-либо зависимость от другой страны. Для системы религиозных преобразований, отражающих изменения во внутренней жизни страны, было бы достаточно трансформировать языческую религию. Но для укрепления международного положения Руси было необходимо более решительное преобразование и включение Руси в  религиозную систему одного из центров тогдашнего цивилизованного мира. При сохранении языческой религии вообще, а с ней вместе языческого многобожия, трудно было добиться распространения культа того пантеона, который создал Владимир. Нужны были решительные меры по искоренению язычества, так как только таким путём можно было добиться религиозного единообразия.

    В то время русские считали себя  вполне принадлежащими к семейству европейских народов. Но все европейские народы, за исключением венгров и русских, были уже христианами и начали жить новой государственной жизнью, которая решительно отдалила их от языческих народов, как особый нравственный мир.

    Русь, выйдя на просторы мировой истории, не могла уже оставаться языческой державой; она должна была примкнуть к одному из трёх центров цивилизованного мира того времени. Нужны были новые представления о мире, мироздании, о морали, этике, праве ит.д., соответствующие изменениям, господствующим в  стране.

     Повесть временных  лет передаёт образ жизни Владимира  до крещения:

    «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

    Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

    ГЛАВА 4. ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА И ВЫБОР ВЕРЫ НА РУСИ

    Принятие христианства на Руси было вызвано целым комплексом факторов. Среди них можно выделить стремление Владимира укрепить государство  и его территориальное единство. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти.

    В те времена язычество не приветствовалось многими странами, которые приняли христианство. Язычество было причиной отчуждения и враждебности, проявлявшейся по отношению к русскому государству.  Необходимо было сближение Руси с другими странами, в частности с Европой. Это были международные причины принятия Русью христианства.

    Сказались и личные соображения Владимира, и некоторые эпизоды его жизни. Наверное, он принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей о себе духовную память. Он не хотел жить в грехе, и пытался освободиться от своего языческого образа жизни. За все время правления он совершил достаточно поступков, которые олицетворяли его не с лучшей стороны. Ему было необходимо очищение, которое могло бы оставит о нем добрую память, и достичь его можно было путем принятия христианства. Были у князя Владимира и еще личные причины  принятия христианства на Руси. Это его предстоящая свадьба с сестрой князя Византии. Такое родство было необходимым для укрепления авторитета князя Владимира и более твердого становления княжеской власти.

    Когда возникла мысль отказаться от язычества, то необходимо было определиться с верой. Согласно легенде в Киев прибыли послы, исповедующие три главные религии: иудаизма, ислама и христианства. Именно князь Владимир выбирал религию для русского государства. Ислам не пришелся ему по душе по причине отказа от употребления вина. По словам князя, для Руси это было не приемлемо. Иудаизм он отверг из-за отсутствия у этой религии своего собственного государства. Евреи в те времена скитались по всей земле. Предложение представителя Ватикана, тоже не понравилось князю. Он ссылался на мнение своей бабки, княгини Ольги, которая категорически отвергала католичество. И только речь представителя православной христианской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с крещением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей. Но затем он провозгласил, что вера христиан самая лучшая и что у них очень красивые храмы.  Эта история выбора религии для Руси дошла до наших дней в виде легенды. Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

    Причины принятия христианства следовали из тесных культурных и экономических связей Руси с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Православная церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. Православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследнице великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
    ГЛАВА 5. КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА И РУСИ

    Политические обстоятельства сложились благоприятно для задумавшего религиозную реформу князя. В конце 987 года в Киев прибыли послы от Византийского двора, которые просили о помощи против бунтовщика Варды Фоки, восставшего против императорской власти. Помощь со стороны Руси была оговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жёны князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай и поистине большая дипломатическая победа Владимира, которая обуславливалась лишь тяжелейшим положением, в котором оказались византийские императоры.

    После заключения договора с Византией о союзничестве Владимир сразу же посылает войска на помощь императорам. Но когда восстание Фоки было подавлено, императоры стали тянуть с браком Анны. Тогда в 988 году Владимир с войском отправился в Крым, осадил византийскую крепость Херсон (Корсунь) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось выполнять обязательства. Царевна прибыла в Херсон,  где херсонские богослужители крестили Владимира и его дружину, а затем обвенчали князя и Анну. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

    По приходу Владимира в Киев идолы языческих богов были низвергнуты, а народ крещен в водах рек. Владимир не прибегал к насильственным мерам, но говорил, что кто откажется креститься станет ему «врагом». Религиозный  авторитет был высок. Киевляне крестились без всякого сопротивления, хотя и оплакивали языческих богов.

    Кое-где язычники отказывались креститься. Поэтому некоторые города, особенно на финских северо-восточных окраинах, остались не крещеными до конца Хl начала Хll века. Здесь сохраняется культ языческих богов, и князья не хотели мешать этому силой. В Новгороде, где крещением руководил Добрыня, крещение сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой.

    Надо отметить, что далеко не во всех странах принятие христианства проходило так гладко, как на Руси. В Норвегии оно вызвало гражданскую войну, в которой погиб Олаф Святой. В Польше вспыхивали мятежи, которые Киев помогал тушить.

    Шел процесс срастания традиционных языческих  и православных вер «двоеверие». Постепенно языческие элементы вытеснялись, но многие сохранялись длительное время.

    От Крещения Руси в 988 году до смерти князя Владимира в 1015 году прошло 27 лет! То были годы полного благополучия на Руси. Многие славянские племена, подчиненные единому князю и объединенные проповедью христианства, призывавшего к сотрудничеству и любви друг к другу, жили в мире. Сыновья князя Владимира подрастали, и отец давал каждому из них в княжение какой-нибудь город и земли вокруг в удел; сам же он принял титул Великого Князя и ему были подчинены все "удельные князья".

    Сыновей у него всего было 12. Старший, рожденный до брака с Рогнедой, Вышеслав, княжил в Новгороде, а посадником там был Константин - двоюродный брат Владимира и его близкий сотрудник в деле принятия христианства. И в дальнейшие времена старший сын великого Князя посылался на княжение в Новгород, который в то время был самым важным городом после Киева. Второй сын, Изяслав, первенец Рогнеды, княжил в Полоцке, в бывших землях его деда Рогвольда. В Турове сидел Святополк. Он был сын той красавицы гречанки, которая сначала была женой князя Ярополка, а после его гибели, стала женой князя Владимира, и вероятно был сыном Ярополка.

    Хромой от рождения Ярослав, будущий "мудрый", сын Рогнеды, сидел в Ростове. Святослав княжил в земле древлянской. Мстислав, тоже Рогнедин, управлял далеким краем Тмутараканским и там сыскал себе славу. Всеволод сидел на Волыне, Судислав в Пскове, Станислав в Смоленске, а Позвизд, Борис и Глеб, по молодости поздно получили уделы. Известно, что Глеб сел в Муроме. Бориса, которого великий Князь очень любил - он держал при себе.

    В эти годы Русь крепла. Строились храмы, при которых возникали школы, в них по повелению князя забирали детей из знатных семей для обучения. Возможно, что учиться тогда еще считалось бесполезным занятием.

    Великий князь не терял времени. Он мудро и настойчиво проводил политику объединения всех в единое Русское государство. История знает, что помимо забот о бедных,  князь довольно часто собирал своего рода "съезды," на которые созывал людей со всей страны. Они назывались "Пиры". На пир в великокняжеском дворе стекались люди из всех городов. Съезжались посмотреть на красивый и богатый Киев, послушать разговоры о великом князе, поглазеть на заморские товары на киевских базарах, получить распоряжения и советы от самого князя. Эти "пиры" объединяли и собирали воедино большую страну. В созыве "пиров" заключается еще одна заслуга мудрого великого князя Владимира.

    В киевских княжеских дружинах состояли не только славяне. Вокруг Киева жили и другие инородцы, среди которых были торки, каракалпаки, на юге - печенеги. Многие из них хотели служить в дружинах князя, и их принимали туда охотно. Приходили из Венгрии, приплывали из далеких северных земель. Принимая в дружину, никого не принуждали менять веру! Уже при князе Владимире выявилась основная черта характера руссичей - веротерпимость и уважение к другим национальностям! Эти черты и в дальнейшем проходили через всю историю России, и в этом тоже заслуга князя Владимира.

    Обратим внимание на то, что к христианству князя Владимира вели не мистика и не философия, а реальное и логичное понимание преимуществ христианского учения перед другими религиями и явная польза от него для общественного сознания и роста государства. Эта точная, неоспоримая и обоснованная логика вела его к единственному правильному пути и говорила, что только христианство дает верное направление в жизни и правильную оценку всем человеческим поступкам, желаниям и мыслям.

    Это ясное понимание основ и преимуществ христианства является необходимым дополнением к вере в Иисуса Христа, но в последнее время оно у многих утеряно.

    В истории личность великого князя Владимира-Василия Святославовича выделяется на фоне других правителей, благодаря свойственным ему мудрости, доброте, справедливости, заботе об огромном государстве, благоустройстве дел, связанных с недавно возникшей церковью, умелым и дипломатическим подходом к греческому влиянию на русскую церковь, разумным и твердым отношением к соседям, а, главное, - милостивому, сердечному и доброму отношению к окружающим людям, в том числе и к бедным и обездоленным.

    За эти ярко выделявшиеся черты его характера и за то, что он привел русский народ к свету Христианства, Русская церковь причислила его к лику святых со званием Равноапостольного. Народ же за его доброту и ласку прозвал его "Владимир - Красное Солнышко" и складывал про него былины.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Имя князя Владимира Святого - Владимира Красное Солнышко - навсегда связано с крещением Руси. Принятие христианства имеет  важное историческое значение. Русь вошла в сообщество христианских народов Европы, стала цивилизующим центром для соседских с ней языческих племен.Утверждение нравственных основ христианства сыграло ключевую роль в становлении русской цивилизации. Оно дало толчок развитию культуры, прежде всего письменной.

    Фактически каждый год своей жизни Владимир находился в походах, расширялись границы государства. Возросло население, окрепли первые города, в них начали бурно развиваться ремесло и торговля. К концу правления Владимира Киев сравнивали по размерам и великолепию с величайшими столицами Европы, а Русь вошла в число самых влиятельных держав.

    Таким образом, мы рассмотрели деятельность Владимира Красное Солнышко, его вклад в развитие Руси. Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. При Владимире значительно раздвинулись границы Древнерусского государства – преимущественно за счет объединения восточнославянских, финно-угорских и балтийских земель. Возросло население, окрепли первые города, в них начали бурно развиваться ремесло и торговля. К концу правления Владимира Киев сравнивали по размерам и великолепию с величайшими столицами Европы, а Русь вошла в число самых влиятельных в европейской политике держав. Но главным достижением князя являлось все-таки то, что народ его вошел в семью христианских народов. Через крещение Руси Владимир ввел Русь в круг цивилизованных  христианских народов и предопределил все последующее развитие Руси – России, характер ее государственности, склад души народа, ее материальную и духовную культуру, руководствуясь государственными интересами, он осуществил выбор исторического пути России на тысячелетие. Христианская религия ввела Киевскую Русь в «Византийское содружество», расширила ее международные связи, способствовала объединению русских земель, укрепила государственную власть, санкционировав ее божественное происхождение, дала мощный импульс развитию культуры: письменности, живописи, каменной архитектуры, христианство способствовало утверждению духовной и высокой нравственности среди населения. Христианство стало господствующей, официально признанной, государственной религией, уравняло Киевскую Русь с другими государствами цивилизованного мира и способствовала широкому проникновению византийской культуры и искусства в жизнь и быт русских людей.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1.  Будник – родина князя Владимира. http://pskoviana.ru/istoriya/istoriya-pskovskoj-oblasti/pamyatnye-mesta/2574-budnik-rodina-knyazya-vladimira.

    2. Парменов А. Равноапостольный князь Владимир. Часть 1: начало княжения, усиление язычества. https://ruskline.ru/monitoring_smi.

    3. Татищев В.Н. История Российская. Собрание сочинений: в 8 томах. М.: Ладомир, 1994 – 1996. Т. 1. Гл. 4. С. 111-112.

    4. Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачева и О.В. Творогова. СПб.: Нова Вита, 2012..

    5. Соболевский А.И. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе // Христианские чтения. 1890. С. 791-795.

    6. Владимир Васильевич Владимиров - Как князь Владимир Русь крестил и как православная вера пришла в Россию

    7. Карамзин Н.М. «Предания веков» 1988г.

    8. Руднев В.А. «Слово о князе Владимире» 1989г.

    9. Погодин М.П. «Древняя русская история, до монгольского ига» 1871 г

    10. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» 2006 г

    11. Рапов О.М. «Русская церковь в IX-XII вв. Принятие христианства» 1988 г

    12. Пашуто В.Т. «Внешняя политика Древней Руси» 1968 г

    13. Тимченко С.Н. «Жития и творения русских святых» 1996 г

    14. Г.Н. Клейменов «История русской равнины» 2011 г

    15. Юрий Федосеев. «Русь и Золотая Орда» 2006 г

    16. Соловьев С.М «История России с древнейших времен» Том 1 2006 г

    17. Шахматов А. А. «Повесть временных лет» 2006


    написать администратору сайта