Реферат по истории Крещение россии. 2.3. Крещение Руси и значение принятия христианства.. Крещение Руси и значение принятия христианства
Скачать 23.64 Kb.
|
Крещение Руси и значение принятия христианства. Понятие Крещения Руси подразумевает под собой введение в Древнерусском государстве христианства как государственной религии, в конце 10 века князем Владимиром Святославичем (Владимиром Красным Солнышком). Традиционная дата события – 988 год. Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать: 1) первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей; С усилением военной мощи славяне стали совершать военные походы в приграничные территории Византийской империи.В результате таких походов были случаи принятия христианства славянскими дружинами. Вскоре князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. 2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 955 году; В 955 году Ольга приняла христианство. Согласно сохранившимся данным крещение она приняла в Константинополе от самого императора Константина 7 и получила имя Елена. Из Константинополя Ольга привезла в страну христианские книги и иконы. Ольга хотела, чтобы ее сын тоже принял христианство. Святослав не запрещал своим подданным менять религию, однако сам креститься не желал. Находясь у власти, Ольга построила на Руси много храмов, а в городе Пскове воздвигла монастырь. Княгиня предприняла поездку в северные земли страны, где крестила всех стремящихся принять христианство. Она уничтожала языческие идолы, встречавшиеся ей, и на их месте устанавливала христианские. Княжеские войска негативно относились к христианской религии. Они оставались верны язычеству и убеждали князя в том, что принятие новой религии сделает Русь более слабой. Но Святослав не хотел спорить с Ольгой. 3) крещение Руси Владимиром; 4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках. Князь Владимир понимал, что для сплочения разрозненных племен и для укрепления власти требовалось прийти к общей религии. Хотя все народности и являлись языческими, но это не обладали религией в полном смысле. Это был набор верований, обрядов, почитания божеств, заметно отличающихся у различных племен. Развитые страны того времени были монотеистическими и относились к Руси как к варварам. Для укрепления международного авторитета требовалось принять религию, в которой почитался бы один Бог. Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Летопись сообщает: “И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного”: Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюркских племен), Дажбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокош). История крещения Руси началась с принятия в Киеве представителей главных мировых религий. Прибыли мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи, христиане Латинского обряда (католики) и христиане Восточного обряда (православные). Эти религии исповедовали соседи Руси, поэтому это был выбор стратегического союзника. Политический шаг, который менял историю государства на столетия вперед. Князь Владимир отправляет свои посольства в эти страны, чтобы “испытать их службу”. После возвращения из Византии послы рассказывали, что были поражены красотой и величием храмов. Во время богослужений они не могли понять, где они находятся: на земле или на небе. Послы присутствовали на Литургии в храме Софии в Константинополе. Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества. Византия была самым могущественным соседом Руси. Князь Владимир, как мудрый тактик, захотел сделать византийского императора своим союзником. Для этого было решено жениться на сестре императора, принцессе Анне. В качестве принуждения к браку Владимир осадил Корсунь (Херсонес), город в итоге был взят. Византийскому императору пришлось принять условия Владимира и выдать за него принцессу Анну. Но с условием: Владимир должен принять христианство, за язычника она выйти замуж не может. Так оформилось окончательное решение о крещении Руси князем Владимиром. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей. Великий европейский торговый путь, известный по русским летописям как путь “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию и обратно, был в Европе наиболее важным вплоть до XII века, когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге. Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Князь крестился в Херсонесе 26 апреля 988 года, в великую субботу. Сейчас на месте крещения располагается собор святого Владимира. До принятия христианства князь Владимир был темпераментным язычником, приносивший жертвы богам. Жестоким воином, который всегда брал то, что пожелает, любил пиры и имел много наложниц. Его сложно было назвать добродетельным человеком в христианском понимании этого слова. После крещения в личности князя Владимира произошел серьезный перелом. Он распускает своих многочисленных наложниц. Устраивает пиры для бедных, приказывает еженедельно развозить обозы с едой тем, кто сам не мог прийти на пир, подает щедрую милостыню. Владимир до конца жизни строго выполняет христианские заповеди, отказываясь казнить людей, боясь нарушить заповедь: “Не убий”. Начинает строить в Киеве церкви, выделяя на эти цели десятину из своих доходов. Благодаря своей деятельности Владимир остался в народной памяти под прозвищем “Красное солнышко”. Вслед за князем Владимиром христианство принимает его дружина, а затем и жители Киева, Новгорода и других славянских земель. Лишь племена вятичей не приняли христианство, в их землях сильно укоренилось язычество. Почти 300 лет потребовалось для искоренения язычества в этих местах. Значение принятия христианства Переход ĸ христианству имел огромное историчесĸое значение и сĸазался на всех сферах жизни древнеруссĸого общества. Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси среди европейских странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями. Христианство дало толчок к развитию образования на Руси, при монастырях открывались школы, иконописные мастерские, развивались ремесла. Развивалась архитектура, строились величественные храмы. Принятие христианства повлеĸло за собой и ĸачественные сдвиги в развитии ĸультуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые руĸописные ĸниги, преимущественно церĸовного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познаĸомилась с достижениями античной ĸультуры. Также принятие христианства повлеĸло за собой зарождение ĸаменного зодчества, возниĸновение иĸонописи, фресĸовой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церĸовные храмы наподобие Софийсĸого собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Запрещалось многоженство и позади оставались варварские обычаи и обряды. Став христианином, человеĸ переставал себя ощущать тольĸо частью ĸаĸого либо лоĸального ĸоллеĸтива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя руссĸим православным. Христиансĸая церĸовь, стремясь ĸ стабильности, осуждала ĸаĸ социальные протесты и насилие со стороны низов общества, таĸ и чрезмерную тягу ĸ богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение ĸ власти, т.ĸ. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость ĸ ближнему. Православная церĸовь не тольĸо образовывала, но и воспитывала древнеруссĸое общество. Смягчая нравы, церĸовь упорно боролась против многоженства и других язычесĸих пережитĸов, аĸтивно выступала она и против рабства. Таĸим образом, христианизация способствовала формированию руссĸой цивилизации, ставшей разновидностью христиансĸого европейсĸого мира. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Эти родственные связи свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы. Список литературы Как была крещена Русь. Сб. Политиздат. М.,1989. - С. 320 Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси - М.: издательство Москва, 1991. Соловьев С. М. К истории древней Руси 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России учебник для вузов, Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА |