Главная страница
Навигация по странице:

  • CODEX 190: THE HISTORIES OF PTOLEMY HEPHAESTION IN "MYRIOBIBLION PHOTIA"

  • Птолемей Гефестион Кодекс_190. Кодекс 190 Истории Птолемея Гефестиона в Мириобиблион Фотия


    Скачать 27.26 Kb.
    НазваниеКодекс 190 Истории Птолемея Гефестиона в Мириобиблион Фотия
    Дата12.02.2022
    Размер27.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПтолемей Гефестион Кодекс_190.docx
    ТипКодекс
    #359658

    История

    УДК 930.85

    Кодекс 190: Истории Птолемея Гефестиона

    в «Мириобиблион Фотия»

    ©2022 г. А.А Логвинова

    Белгородский государственный национальный исследовательский университет
    aleksandra.kostyukovich@mail.ru
    Поступила в редакцию 10.02.2022 Принята к печати 15.02.2022
    В статье детально изучается биография Птолемея Гефестиона. Проводится анализ его сочинений. Предпринимается попытка дать современную оценку произведениям Гефестиона.
    Ключевые слова: Птолемей Гефестион, Кодекс 190, Александр Македонский, Мириобиблион Фотия.
    Сочинения греческого писателя Птолемея Гефестиона представляют интерес не только исследователям истории прошлых лет, но и нам, современникам. Его сочинение вошло в «Мириобиблион Фотия» и отражено в главе 190 или иначе «кодекс» [1]. Кодекс 190 вошел в тематический состав «Мифология». Несмотря на то, что сам Фотий в предисловии к «Новой истории» откровенно критикует Гефестона, тем не менее он помещает его труд в свой сборник.

    Следует также отметить, что Птолемей Гефестион был ближайшим другом и соратником Александра Македонского. Вся жизнь его напрямую была связана с жизнью и военными достижениями Александра. Это, надо полагать, также наложило отпечаток на сочинения Гефестиона.

    Все вышесказанное и детерминирует актуальность настоящей проблемы, которая заключается в попытке внести ясность в понятие ценности произведений Гефестиона, несмотря на изобилие вымышленных фактов.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно: детально изучить биографию Птолемея Гефестиона, определить целевую аудиторию его таланта, цель сочинений, а также провести мониторинг публикаций, упоминающих сочинения Гефестиона.

    Греческий писатель Птолемей Гефестион родился в 356 году до н.э. в Македонской столице Пелле. Будучи выходцем из аристократической семьи, он стал учеником Аристотеля в Миезе, расположенной недалеко от Пеллы. Его интеллект произвел впечатление на афинского ученого, они переписывались друг с другом во время долгой персидской кампании [2].

    В 334 году до н.э., восстановив лояльность многих греческих городов-государств, особенно после разрушения Фив, Александр и его армия пересекли Геллеспонт на первом этапе своего завоевания Персии. Однако, прежде чем столкнуться с персидской армией у реки Граникус, Александр решил посетить могилу своего героя (и предполагаемого предка) Ахилла в Трое (небольшая деревня во времена Александра). Таково было его увлечение героем, что король всегда спал с экземпляром "Илиады" Гомера под подушкой. С ним в Трое, конечно, был, среди прочих, Гефестион, который возложил венок к могиле друга Ахилла Патрокла. Действительно, многие считали отношения Александра и Гефестиона сродни отношениям Ахилла и Патрокла. Позже двое мужчин стояли бок о бок, когда Александр разрубал Гордиев узел. Из-за этой дружбы многие офицеры испытывали вражду по отношению к Гефестиону.

    Дружба Гефестиона с Александром в конечном итоге позволила бы ему быть назначенным хилиархом или заместителем командующего. Хотя среди современных источников существуют значительные разногласия, многие в армии не верили, что Гефестион обладает необходимыми лидерскими или военными навыками; на самом деле, некоторые не упоминают о каком-либо активном участии в нескольких крупных сражениях (хотя он был серьезно ранен при Гаугамеле); однако, к счастью для Александра, он продемонстрировал организаторский талант. Александр оставил бы большую часть логистики кампании Гефестиону – поставку и транспортировку оборудования, строительство мостов и даже создание и планирование новых поселений.

    Один офицер, Кратер, возненавидел Гефестиона (это чувство было взаимным), и Александру не раз приходилось разводить их. В какой-то момент в Индии они действительно обнажили мечи. Александр был вынужден сделать выговор им обоим, отругав Гефестиона и сказав ему, что он был бы никем без Александра. (Историки расходятся во мнениях относительно значения этого утверждения.) Часто говорили, что Кратер был другом царя, но Гефестион был другом Александра. В своих греческих жизнеописаниях историк Плутарх писал: «...он (Александр) больше всего любил Гефестиона, но больше всего уважал Кратера, он постоянно говорил, что, по его мнению, в то время как Гефестион был верен Александру, Кратер был верен царю. Это помогает объяснить, почему между ними двумя возникло неприятное чувство, так что они часто конфликтовали» [3].

    Позже Плутарх сказал, что король свел этих двоих вместе и снова сделал их друзьями, но предупредил каждого – он убьет их обоих, если когда-нибудь снова увидит, что они ссорятся [3]. В конце концов Кратер вернулся в Македонию и умер в 321 году до н.э. во время войн преемников после смерти Александра.

    Эти действительно дружеские отношения между Гефестионом и Александром также можно увидеть в инциденте после битвы при Иссе и поражения Дария III. Персидский царь бежал с поля битвы и избежал плена, оставив свою армию терпеть сокрушительный разгром. К несчастью для его матери, жены и дочерей, они остались позади вместе с обильными богатствами; в конце концов Дариус безуспешно просил их благополучно вернуться. Понимая судьбу большинства военнопленных, особенно женщин, и ожидая худшего, мать Дария, Сисигамбис, опасалась за их безопасность, и когда Александр и Гефестион вошли в палатку, она бросилась перед более высоким и красивым Гефестионом, умоляя сохранить ей жизнь.

    В своей книге "Походы Александра" историк Арриан рассказал эту историю. «...Мать Дария, сомневавшаяся из-за сходства их одежды, кто из них двоих был царем, пала ниц перед Гефестионом, потому что он был выше своего спутника. Гефестион отступил назад, и один из слуг царицы исправил ее ошибку, указав на Александра; царица удалилась в глубоком смущении, но Александр просто заметил, что ее ошибка не имеет значения, потому что Гефестион тоже был Александром» [4].

    Арриан добавляет, что независимо от того, был ли этот инцидент правдой или нет, молодым королем следует восхищаться за его уважение и доверие к другу, но это также говорит о характере Александра [6].

    Позже Гефестион был назначен командующим военно –морскими подкреплениями Александра, которому было приказано следить за продвижением армии вдоль побережья Средиземного моря от Газы до города Пелузий в египетской дельте, губернатор последнего сдал как город, так и всю его казну без боя. В качестве еще одной проверки доверия Александра к Гефестиону царь поручил ему заменить старого, свергнутого персидского правителя недавно захваченного портового города Сидон другим губернатором. Член старой королевской семьи Абдалоримус был быстро найден и назначен губернатором. Затем Гефестион повел флот вверх по реке Нил в египетскую столицу Мемфис, где он, Птолемей, Кратер и Александр изучали египетские законы и обычаи. Перед последней битвой с Дарием при Гаугамеле Александр поставил Гефестиона во главе эскадрильи для разведки рек Тигр и Евфрат и строительства моста. Мудро поступив, он не достроил мост до прибытия Александра, опасаясь, что персы разрушат его. Помимо упоминания о полученной им ране, источники больше не упоминают Гефестиона до суда над Филотой по делу о заговоре.

    Перед походом в Индию и перед их экспедицией в Бактрию в армии произошли серьезные беспорядки. Ветераны устали и хотели вернуться домой, в Македонию, к своим семьям. Кроме того, многие штабные офицеры не согласились с королем по многим его нетипичным решениям – его принятию персидских обычаев и одежды, а также его желанию, чтобы они пали ниц перед ним и поцеловали его кольцо. Особенно их возмущало как пополнение армии персами, так и то, что их просили взять персидских жен. Однако, в отличие от многих других, Гефестион всегда поддерживал решения Александра, даже с идеей взять персидскую жену, и ему дали одну из дочерей Дария, Дрипатис, в то время как Александр выбрал другую дочь, Барсину, в качестве своей любовницы.

    Однако верность Гефестиона Александру лучше всего проявилась во время предполагаемого мятежа против Александра. В 330 году до н.э. Гефестион вместе с Кратером выступил против Филоты, подозреваемого главаря заговора, убедив царя, что его и других заговорщиков следует пытать и казнить – в этой казни также участвовал Парменион, отец Филоты и давний командир при дворе Филиппа. Впоследствии Александр вознаградил Гефестиона, разделив командование Спутниками между ним и Клитусом.

    Во время кампании в Индии Гефестион повел большие силы через Хайберский перевал, усмиряя все мятежные индийские племена. Затем Пердиккос и он взяли половину спутников, кавалерию наемников, обоз с обозом и нескольких индийских инженеров, чтобы построить мост через Инд (этот же мост будет использоваться для брода через Гидасп). Когда линии связи были обеспечены, они присоединились к Александру и приготовились пересечь Инд и встретиться лицом к лицу с царем Пором – в Гидаспе Гефестион должен был командовать одной эскадрой. После победы над Пором Гефестион расстался с Александром, который позже воссоединился и сражался против маллийцев – именно здесь Александр был ранен и близок к смерти. Наконец, он не мог идти дальше; Александр уступил желаниям своих войск и решил вернуться на север, в Вавилон.

    Они провели лето и осень в Экбатане, где после ночи обильных алкогольных возлияний у Гефестиона поднялась высокая температура. Александр оставался рядом со своим другом, пока тот не проявил признаков выздоровления. К сожалению, у Гефестиона вскоре случился рецидив, и в октябре 324 года до н.э. он умер (любая возможность отравления была отвергнута) [5]. Александр сам умрет восемь месяцев спустя. Следующие два дня король провел в слезах, оплакивая смерть своего друга. Помимо того, что он отрезал себе волосы, он приказал также отрезать гривы и хвосты всем лошадям. Был объявлен большой траур, в связи с чем были совершены жертвоприношения и зажжены священные огни. К сожалению, это был печальный день для врача Гефестиона, Главция, который был казнен за неспособность сохранить жизнь своему пациенту. Тело Гефестиона в конце концов будет отправлено в Вавилон, где будет сооружен гигантский погребальный костер. Александр послал посланника в Сиву с просьбой объявить Гефестиона богом, но в просьбе было отказано; его будут чтить только как божественного героя.

    Плутарх писал: «...он (Александр) посадил несчастного доктора на кол и запретил играть на свирели и всю музыку в лагере в течение значительного периода времени, пока не получил оракул от Аммона, в котором говорилось, что ему следует поклоняться Гефестиону как герою и проводить жертвенные ритуалы в его честь» [3].

    Хотя некоторые источники утверждают, что Гефестион и Александр были больше, чем просто хорошими друзьями, большинство сходится во мнении, что их отношения были уникальными и укрепляли обоих мужчин. На протяжении всей своей жизни Гефестион оставался близким к царю, являясь одновременно ценным советником и другом. Был ли он способным командиром или нет, не имеет значения, его способности в области логистики помогли разгромить персов и их царя Дария III.

    Детальное изучение биографии Гефестиона позволяет нам перейти к следующему основному вопросу нашей проблемы, а именно к изучению сочинений его.

    Само сочинение носит название «Новая история для многознающих». Труд содержит семь книг. Раскроем краткое их содержание.

    Первая книга посвящена смерти Софокла, Гераклу, павшему жертвой огня и другим персонажам древнегреческой мифологии. Наряду с этим в книге повествуется и некоторые жизнеописания царя Александра, который предстает перед читателем полным любви к своим товарищам. Помимо этого, первая книга изобилует различными мифологическими сочинениями, касающимися и Одиссея, и Прометея, Ахилла и других персонажей.

    Вторая книга посвящена Гераклу. В ней сообщается, что Геракл страдал безумием, но Антикирей смог найти лекарство для его излечения. А также повествуется и о других подвигах Геракла.

    Третья посвящена Гиллу, сыну Геракла, у него был небольшой рог на правой стороне лица, и Эпопей из Сикиона забрал его, убив в поединке, и, наполнив водой из Стикса, стал царем страны. Что касается вод Стикса в Аркадии, он говорит следующее: в то время как Деметра оплакивала свою дочь, Посейдон вторгся в ее горе, и гневе она превратилась в кобылу и пришла в этом облике к источнику, злясь на который, она сделала его воды черными.

    В четвертой повествуется о том, что Елена была первой, кто придумала жеребьевку на пальцах, и в этом она победила в споре с Александром; она была дочерью Афродиты. Еленой и Ахиллесом на счастливых островах был рожден крылатый ребенок по имени Евфорион, получивший имя от плодородия этой земли, и Зевс поймал его и сбросил на землю на остров Мелос, где бог продолжил погоню и превратил здешних нимф в лягушек, ибо они похоронили его. Некоторые говорят, что Елена была похищена Александром, когда она охотилась на горе Парфений; пораженная его красотой, она следовала за ним как за богом.

    Пятая книга посвящена картине борьбы между Ясоном и Амиком. Гефестион в саркастической манере проясняет смысл эпиграммы Кринагора. Строка "кобылы Прокла будут есть зеленый псалаканф" неизвестна Каллимаху, а является комедией комика Евбула на Дионисия. Также в пятой книге повествуется о кораблекрушении Одиссея и некоторых подвигах Геракла, о Троянской войне и других мифологических сказаниях.

    Шестая книга об Ахилле, убитом Пенфесилеей и воскрешенном по просьбе Фетиды. Также в шестой книге повествуется жизнеописание Ахиллеса.

    Седьмая книга содержит упоминания о Зевсе, скале Левкада, об Афродите и других.

    Рамки статьи не позволяют полностью раскрыть сочинения Гефестиона, в связи с чем проведем краткий анализ его произведений.

    Тема его сохранившегося сочинения, посвященного некоей даме Тертулле, — различные уникальные мифографические и частью исторические сведения, которые претендуют на сообщение ценной информации, но на деле являются мистификацией автора, снабженной «лженаучным аппаратом».

    Таким образом, само изложение не носит полностью связного характера, это цепочка псевдоистолкований, однако тенденцию можно выявить: в I книге решаются в основном «гомеровские вопросы», во II книге преобладают мифы о Геракле, в книге III — продолжение рассказов о Геракле и факты «удивительных совпадений» в истории, в книге IV большая часть текстов посвящена Елене и «Еленам», в книге V много места занимает чтение книг, книга VI в значительной части посвящена Ахиллу, а в книге VII центральная тема — прыжки с Левкадской скалы.

    К сожалению, до нас не дошли сведения кому конкретно посвящал свои сочинения Гефестион. Скорее всего, Тертулла – образ собирательный, под которым он понимал человека мыслящего, способного понять суть его произведений.

    Многие исследователи не считают произведения Гефестиона значимыми, однако ссылки на его сочинения встречаются в научной литературе. Так, например, довольно любопытными считал А.Ф. Лосев рассказы об Аполлоне [7]. Г. Надь использует рассказ о прыжке Афродиты для реконструкции архаических мотивов в легенде о Сапфо и Фаоне [8].

    Тщательное изучение биографии Гефестиона и не менее тщательное изучение его труда дает нам попытку дать оценку его произведению. Оставаясь в тени Александра, вполне возможно, что Гефестион хотел обратить внимание и на свою персону, и выбрал для этого весьма эксцентричный путь. Тем не менее, благодаря этой «мистификации» и «лженаучности» он действительно вошел в историю не только как друг и соратник Александра, но и как писатель, чьи труды, их латентный смысл нами еще до конца не достигнут.
    Списоклитературы

    1. Bibliotheque de Photius. 190. Ptolémée Chennus, Nouvelle Histoire. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://remacle.org/bloodwolf/erudits/photius/ptolemee.htm.

    2. Hephaestion: Alexander the Great’s Personal Bodyguard and Closest Friend [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brewminate.com/hephaestion-alexander-the-greats-personal-bodyguard-and-closest-friend/.

    3. Plutarch. Greek Lives. (Oxford University Press, 2009).

    4 Arrian. The Campaigns of Alexander. (Penguin Classics, 1976).

    5. Tsouras, P.G. Alexander: Invincible King of Macedon. (Brassey’s Inc, 2004).

    6. Арриан. Поход Александра. Книга первая / Перевод с латинского М. Е. Сергеенко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://facetia.ru/node/2752.

    7. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М., 1996. — С. 618.

    8. Надь Г. Греческая мифология и поэтика. — СПб., 2002. — С. 300—301.
    CODEX 190: THE HISTORIES OF PTOLEMY HEPHAESTION

    IN "MYRIOBIBLION PHOTIA"

    The article examines in detail the biography of Ptolemy Hephaestion. An analysis of his writings is carried out. An attempt is made to give a modern assessment of the works of Hephaestion.
    Keywords: Ptolemy Hephaestion, Codex 190, Alexander the Great, myriobiblion Photius.

    References

    1. Hephaestion: Alexander the Great's Personal Bodyguard and Closest Friend [Electronic resource]. - Access mode: https://brewminate.com/hephaestion-alexander-the-greats-personal-bodyguard-and-closest-friend/

    2. Plutarch. Greek Lives. (Oxford University Press, 2009).

    3. Arrian. The Campaign of Alexander. (Penguin Classics, 1976).

    4. Tsouras, P.G. Alexander: Invincible King of Macedon. (Brassey’s Inc, 2004)

    5. Arrian. Alexander's campaign. The first book / Translated from Latin by M. E. Sergeenko. - M.: MYTH, 1993.

    6. Losev A. F. Mythology of the Greeks and Romans. - M., 1996. - p. 618.

    7. Nagy G. Greek mythology and poetics. - St. Petersburg, 2002. - pp. 300-301.


    написать администратору сайта