зарубежка. Кодекс под общим названием Тайхо Ёро рицурё или Тайхо рицурё
Скачать 15.12 Kb.
|
Одним из важнейших актов раннесредневековой Японии стал крупный межотраслевой кодекс под общим названием «Тайхо Ёро рицурё» (или « Тайхо рицурё», т. е. «Уголовный и административный кодекс годов Тайхо»). Впервые он был издан в эпоху правления императора Мому (697—706 гг.) под официальным девизом «Тайхо» (букв, «великое сокровище»)[1]. «Свод законов Тайхо» — единственное дошедшее до наших дней собрание основных законов, изданных в Японии до 702 г. Русский перевод «Свод законов», что данное сочинение включает в себя несколько разного рода кодексов: гражданский, семейный, земельный и др. Такое объединение кодексов в одном издании, объясняется нерасчлененностью правовых норм того периода. Кодекс составлен из 30 разделов. Задачей его являлось оформление и уточнение надельной и налоговой системы, прав и обязанностей чиновников, структуры государственного аппарата, взаимоотношения привилегированной аристократии и крестьянства, а также положение различных категорий рабов. Важнейшей группой законов был раздел 9-й, посвящённый надельной системе. Согласно Тайхорё, вся земля являлась собственностью государства, которая предоставлялась земледельцам в пользование на определённый срок. Простые подушные наделы (кубундэн) выделялись на двор по числу душ. Размер подушного надела зависел от количества и качества земли в данной местности, сословия и пола держателя. Так, свободный мужчина и государственный раб получали по 2 тана (1 тан=0,12 га), свободная женщина — 2/3, а частный раб — 1/3 этой нормы. Объединенный кодекс «Тайхо Ёро рицурё» с некоторыми изменениями и дополнениями был основным правовым сводом Японии почти 1000 лет, вплоть до периода Мэйдзи (1867—1912 гг.). Так, принятый в 1742 г. «Кодекс из 100 статей» воспринял многие положения прежних двух редакций кодекса эпох Тайхо и Ёро. Его историческое значение было таковым, что во время его активного правоприменения в VIII—X вв. в Японии сформировалось «правовое государство», соблюдался режим законности, в отличие от последующей эпохи, когда произошло резкое падение самой идеи права и значения закона в культурной жизни японцев. В кодексе не проводилось четкого разграничения между администрацией и юстицией, частным и публичным правом, уголовным и гражданским судопроизводством[5]. Здесь приобрели по сути публично-правовой характер нормы вешного, брачно-семейного и наследственного права, так как они были растворены в монолитном блоке предписаний административного и даже уголовного права. Например, среди норм рё в кодексе встречаются положения об ответственности за преступления, хотя речь идет о той категории деяний, которые в силу сословной принадлежности преступника или потерпевшего не влекут за собой одного из пяти тяжких наказаний (от смертной казни до битья палками). Но к сожалению Тайхо Ёро рицу» не сохранился в оригинале и в большей своей части утерян, хотя и был пересказан в ряде средневековых книг[7]. |