Коллективная
Скачать 229.28 Kb.
|
Специально-исторические категории и понятия используются и разрабатываются в рамках отдельных отраслей исторической науки и специальных исторических дисциплин. Например, для текстологии, летописеведения, палеографии, археографии, дипломатики характерно использование комплекса понятий, связанных с изучением письменных источников протограф, извод, список, кодекс, филигрань, палимпсест, легенда, формуляр, клаузула и т.д. В археологии разрабатывается понятийный аппарат, связанный с изучением археологических памятников археологическая культура, артефакт, археограмма, археологический комплекс, археологический горизонт, индустрия и т.п. Историографические категории и понятия связаны с изучением истории как науки. Например, историографический источник, историографический факт, историческая школа, историографическая ситуация, историографический дискурс, историографическая парадигма. Наиболее обширную группу категорий и понятий, используемых в историческом исследовании составляют конкретно-исторические категории и понятия. Их возникновение связано с осмыслением наукой конкретных исторических и историографических фактов. Примеры таких категорий и понятий максимально разнообразны Киевская Русь, татаро-монгольское иго, освоение целины, палеолит, Петербургская историческая школа, аракчеевщина, инородцы, рыцарство, народничество, крепостное право, Левобережная Украина, славянофильство и т.д., и т.п. С семантической точки зрения конкретно-исторические категории и понятия близки по значению к историческим фактам, поскольку имеют привязку к конкретным историческим событиями явлениям. Между тем, как и другие категории и понятия, это абсолютно необходимый инструментарий исторического исследования, поскольку его проведение возможно только в историческом контексте с учетом всей системы научных знаний, сформированной предшествующей историографией, а следовательно — с обязательной опорой на конкретно-исторические понятия. Работая с понятиями исторической науки, разумеется, нельзя забывать итого обстоятельства, что интерпретация не только многих конкретно- исторических понятий, но и ряда понятий, относящихся к другим выделенным группам, может различаться у разных ученых и эволюционировать со временем Периодизация мировой и российской истории. Европа Россия Первобытнообщинный строй Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье Азия. Дописьменный тип культуры. Первобытнообщинный строй (40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. дон. э) Нет сведений о существовании славянских племен в этот период. Древний мир Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э) От возникновения первых городов- Древний мир. II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и кв. н.э. государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г. Рабовладельческий строй. Форма правления восточная деспотия, империя, республика. Появление письменного типа культуры. начинается расселение восточных славян по Днепру. Первобытнообщинный строй. Средние века V в. н.э. – сер. XVII в. Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы. Религиозный характер культуры. Средние века V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия, складывание предпосылок образования государства у восточных славян. IX н.э. – XVII в. Феодальный строй. Формы правления монархия (все типы, боярская республика. Религиозный характер культуры. Новое время Сер. XVII – нач. XX в) Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления монархия, ограниченная монархия, республика. Светская культура. Новое время Сер. XVII – нач. XX в) Господство феодально- крепостнических отношений до сер. XIX века. Зарождение капиталистических отношений, их бурное развитие в промышленности после отмены крепостного права в 1861 г. Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков. Формы правления абсолютная монархия, Думская монархия (1906- 1917). Зарождение и утверждение светских начал в культуре, раскол культуры на дворянскую и народную впервой четверти XVIII века. Новейшее время Нач. XX в – нач. XXI в) Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества. Новейшее время Нач. XX в – нач. XXI в ) Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики. Господство социалистической культуры. Распад СССР (1991 г. Возврат крыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики. Распространение западных тенденций в культуре. Особенное и типичное в истории России Бытует мнение, что история изучает индивидуальные явления, уникальные события, неповторимые процессы. Историка в первую очередь привлекают частности, детали, конкретика прошлого. Все это верно. Однако познавательная ценность истории состоит не только в поддержании антикварного интереса к прошлому, но ив постижении общего посредством изучения особенного, частного. История как форма знания о прошлом означает изучение конкретных явлений, их обобщение и формулирование общезначимых суждений. Путь исторического познания двунаправлен. С одной стороны, он идет от частных событий к явлениями процессам более общего порядка. С другой стороны, историк нередко подходит к фактам с теоретическими установками, отбирает и оценивает их исходя из определенных концептуальных положений. Первый метод называют индукцией, второй — дедукцией. Историк, кроме того, пользуется общепринятыми способами обобщения, в их числе — классификация, группирующая явления по видами распределяющая их породам типологизация, те. выделение общих признаков, повторяющихся событий, позволяющих сопоставлять явления, объединяя их в типы абстрагирование, те. отвлечение от частных сторон явления и определение его существенных признаков, позволяющих сформулировать более общее понятие. Классификация устанавливает, так сказать, вертикальную связь явлений индивид — вид — род типологизация же предполагает горизонтальную связь явлений, разбиваемых на однопорядковые типы. Обобщение — способ упорядочивания исторического материала, иначе история осталась бы хаосом разрозненных фактов, в лучшем случае — их хронологической последовательностью. Вне обобщения невозможно историческое познание. Отечественная и зарубежная историография в прошлом и настоящем. Междисциплинарные подходы в современных исторических исследованиях Досоветская историография. В г. в России учредили Академию наук, в г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, - проблема образования и развития российской государственности, происхождение древнерусской народности. Основоположниками первой концепции в отечественной историографии в XVIII в. были Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, с которыми был категорически несогласен МВ. Ломоносов. Русский ученый высказывался против необоснованного толкования летописи о возникновении Древнерусского государства. Эти разногласия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления норманизм и антинорманизм. Определенного расцвета историческая наука достигла во второй половине XVIII в, в эпоху просвещенного абсолютизма. Теория естественного права и общественного договора объединилась с теориями западноевропейского просвещения. Доказывалось, что монархия и крепостное право – это благо России, а всякие попытки сломать существующий порядок расценивались как зло для страны. Так понимал государственное развитие ММ. Щербатов. Выдающимся исследователем русской древности был И.Н. Болтин. Он одним из первых прокомментировал Русскую Правду и многие другие древние рукописи. Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес НМ. Карамзин. В 1803-1826 гг. он трудился над созданием Истории государства Российского в 12-ти томах. Впервой половине XIX в. начинается формирование официальной государственной историко – идеологической теории, которая была сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официальной народности. В ней прослеживалось единство самодержавия, православия, народности. Она способствовала развитию уже устаревшего учения естественного права и общественного договора и идеализировала отечественную историю. Эту теорию поддержал Н.Г. Устрялов. Его работа Русская история при жизни автора переиздавалась пять раз. Последняя версия была дополнена Историческим обозрением царствования Николая I». Другим фактором, который повлиял на развитие исторической науки, стало развитие народного образования. Вначале в. было создано Министерство народного образования, открывались университеты в Петербурге, Казани лицеи – Царскосельский и Демидовский. С.С. Уваров добился для педагогов хорошего жалования. В 1840-1850 – х гг. исследования Н.В. Калачева имели юридическую направленность – развитие отечественного права рассматривалось по отраслевым признакам. Им была разработана совершенно новая методика изучения древних документов. Исследование проходило по этапами включало филологический анализ датировку определение терминов перевод на современный язык. Ведущей темой в отечественной историографии была борьба между западниками и славянофилами. Советская историография полагала, что действия западников более либеральны, прогрессивны, чем действия славянофилов, поэтому именно первым были посвящены труды большинства историков. Великий труд СМ. Соловьева История России с древнейших времен состоял из 29-ти томов и остался незаконченным. Ведущее место у Соловьева занимало государство. Он считал, что с появлением государственности народ встал на путь прогрессивного развития. На историческую жизнь народа оказывают влияние три фактора природа страны, природа племени, ход внешних событий. В XX в. в науке появилось новое направление – евразийство. Основоположниками этого направления были П.Н. Савицкий, НС. Трубецкой, В.Г. Вернадский и др. по евразийскому учению люди России обречены на взаимосуществование и тесное взаимодействие. Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до концах гг. находившейся на стадии формирования. В 1934- 1936 гг. была принята марксистско - ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досоветского периода. Современная историография. На сегодняшний момент литература по истории очень разнообразна. Издан не один десяток учебников и учебных пособий. Современное историческое знание сфера междисциплинарных исследований, где используются теоретические и практические достижения гуманитарных, социальных, точных и даже естественных наук. История ввиду специфики объекта своего исследования всегда взаимодействует со смежными дисциплинами, выступает как интегральная наука, но междисциплинарный подход становится парадигмой исторического исследования лишь с х гг. На протяжении второй половины XX начала XXI вменялась не только форма междисциплинарного взаимодействия, но и степень интеграции дисциплин. Анализ существующих форм междисциплинарной кооперации применительно к историческим исследованиям позволил выявить потенциал и ограничения взаимодействия истории с социогуманитарными и естественнонаучными дисциплинами Практическое занятие 2. Народы и государства в древности Вопрос 1. Первобытное общество Понятие первобытное общество. Антропогенез и социогенез в каменном веке. Первобытное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово доисторический применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад, нов узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно доисторический период обсуждается, например, доисторических обезьян миоцена (23—5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита (300—30 тыс. лет назад. Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию он м получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология. Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысли временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой 1]. Поскольку данные о доисторических временах крайне редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как бронзовый или железный век являются ретроспективными ив значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения. Эпоха палеолита (древнего камня) является одним из важнейших этапов в истории человечества. Переход наших далеких предков к прямохождению и освобождение рук для трудовых операций, появление первых примитивно обработанных орудий труда явились началом формирования человеческого общества. Именно труд выделил человека из мира животных. теория Дарвинизма, отряд приматов-общая зоологич сист, семейство гоминид, Номо хабилис, Социогенез-важный процесс. Гл. функц. стада-охота, родовая община, кровнород связи, первая форма общины-матриархат, сосед община, патриархат, племя. Периодизация Древний каменный век охватывает 3 длительных периода древний, средний и поздний палеолит. Древний палеолит 1. дошель (олдувэйская культура) - от 2,5 млн. до 800 тыс. лет до н.э. 2. шелль и ашель - от 800 до 140 тыс. лет до н.э. Средний палеолит (поздний ашель и мустье) - 140 - 40 тыс. лет до н.э. Поздний палеолит (ориньяк, солютре и мадлен) - 40 - 10 тыс. лет до н.э. Археологические памятники Крупный памятник шелль-ашельского времени открыт в Бетпакдале на правом берегу р. Чу. Геологические условия залегания находок на поверхности самой высокой древнечетвертичной террасы р. Чу в урочище. Казангап свидетельствую об их нижнепалеолитическом возрасте. На стоянке, погребенной под небольшим слоем плотного суглинка, выявлено около 300 экземпляров разнообразных каменных изделий. Появление искусства, мифологии и религии. Хозяйственная деятельность людей. Семья, брак, родоплеменная организация. Патриархат. Соседская община. Политогенез. Земледельческие и скотоводческие культуры бронзового века С появлением искусства в развитии человеческого общества произошел качественный скачок. Новым явлением стало первобытное искусство. Отправной точкой художественного творчества человека могли быть его эстетические потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, необходимость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д. Биологическое и культурное развитие помогло человеку использовать символы. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает этой способностью. Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она, являясь основной формой мировоззрения человека на ранней стадии развития, показывает, как он осознает себя, мир вокруг и свое место в этом мире. На основе различных форм словесного творчества сформировалась и литература. Из мифологии выделились такие формы общественного сознания, как 1) искусство 2) политическая идеология и др. В древности человек еще не выделял себя из окружающей среды. Он переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами. Важнейшей чертой мифа является то, что заменяя в мифе одни символы другими, он делает описываемые предметы более доступными для понимания. Как показали исследования, на ранних стадиях развития мифы были примитивны и кратки. Позднее мифология превратилась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, образующих разветвленные циклы. Так сложились 1) античная 2) древнеславянская 3) скандинавская мифология и др. Ученые выделяют несколько типов мифов 1) антропогонические; 2) солярные 3) лунарные; 4) астральные 5) зооантропоморфные; 6) космогонические 7) теогонические и др. Одной из наиболее распространенных форм первобытных верований стал культ предков – почитание духов умерших родственников. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизнь людей. Существовало множество способов, с помощью которых люди пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю. Разновидностями первобытных верований являются 1) анимизм 2) тотемизм 3) фетишизм. Развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи потребовало упорядочения календаря, а следовательно, и астрономических наблюдений. Ирригационные работы приводили к формированию техники геометрических вычислений, развитие обмена – к усовершенствованию счетных систем. В конечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болезни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенствовать первобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения послужили стимулом к развитию географии и картографии. Ас появлением выплавки рудных металлов зародились основы химии. юди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды. У них имелись примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приучать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, те. происходил переход к осознанному труду и формированию общества. С этого момента и начинается экономическая история, а именно с появления хозяйства, те. определенного уклада общественной жизни, позволяющего людям систематически добиваться устойчивых результатов и меньше зависеть от природной стихии. Первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных исторических периодов. Сточки зрения материальных условий производства различают палеолит (древний каменный век, мезолит (средний каменный век, неолит (новый каменный век, бронзовый веки раннюю железную культуру. У различных племени народов появление определенных форм труда и общественной жизни происходило не одновременно. Вместе стем для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Во-первых, основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ. Во-вторых, основой производственных отношений первобытного строя была коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства, характеризовавшаяся низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил, уравнительным распределением материальных благ. Так, первобытные люди эпохи палеолита (400-40 тыс. лет дон. э) использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты, занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными, непрочными, случайными — первая форма социальной, а не биологической общности и ступень (недостающее звено) на пути от стада к племени. Археологические данные эпохи мезолита (40-14 тыс. лет дон. э) свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство, обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили изменения ив общественных отношениях первобытное стадо уступало место первобытной общине, основанной на кровнородственных связях под руководством женщины и получившей название матриархат. Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выживания. Эти стада не могли быть большими |