Коллективная
Скачать 229.28 Kb.
|
Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили наследия для образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья. Вопрос 3. Этногенез восточных славян Расселение славянских племен в Европе. Раннеславянские культуры. Византийские писатели VI века знали два крупных славянских народа — антов и склавин, при этом замечая, что название венеды вытесняется первыми двумя. Готский историк Иордан отмечает, что венеды, анты и склавины родственны и произошли от одного корня. Из его сообщений видно, что склавины представляли собой западную группу южной ветви славян, анты — восточную группу, а венеды — северную ветвь. Область расселения склавинов по Иордану простиралась от города Новиетуна (Исакча на нижнем Дунае или Новиодун на Саве) и Мурсианского озера до Днестра и Вислы. Анты локализовались Иорданом от Днестра до устья Днепра, насколько далеко их земли заходят на север Иордан не знал. Областью распространения венедов Иордан считал безмерные просторы от истоков Вислы и предгорий Карпат к востоку и северу. Прокопий Кесарийский отмечает, что у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы, в «Стратегиконе» Псевдо-Маврикия говорится, что анты и склавины ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы. В тоже время при всём сходстве византийцы по неизвестным причинам различали два народа и даже их представителей на службе империи. Поданным археологии различия антов (носители пеньковской культуры) и склавин (пражско-корчакской) были невелики и касались в основном погребального обряда и женской одежды. Возможно, существовали различия в диалекте — анты могли заимствовать большое число иранизмов от автохтонного скифо-сарматского населения Северного Причерноморья. Имена многих локальных восточнославянских богов (Хорс, Симаргл), да и сам этноним анты имеет иранское происхождение. Кроме того, анты и склавины, очевидно, представляли собой отдельные крупные племенные союзы, не вполне консолидированные, но способные вести согласованную внешнюю политику — известны посольства кантам Византии, к склавинам авар и антские посольства к аварам. Общественный строй антов Анты обычно называются этноплеменной группировкой славян, однако современники не видели этнических различий между венедами, склавинами и антами. Одни историки склоняются к мнению, что эти народы — всего лишь различные названия славян, данные им при расселении новыми соседями, асами славяне себя так не называли. Другие склонны видеть вантах союз племён и даже зарождающееся государство. Культура древних славян — культура славянских племён до их разделения на восточных, западных и южных примерно с VI по VIII век. Славяне в раннем Средневековье занимали крупные участки территории Центральной и Восточной Европы и прежде всего в землях родины индоевропейской семьи языков, частью которой они были, водной группе с балтами. Касаемо их прародины существует большое расхождение во мнениях, но большинство учёных стремится искать его в северном бассейне Днепра и Десны. В Европе с середины XIX века историческая наука стремится определить характеристики славянской культуры. В более поздних работах вторая половина XX века, исследователи пришли к выводу, что после окончания великих переселений в этой территориальной области уже не было единой славянской культуры. Историки, участвовавшие в определении характеристик славянской культуры — в первую очередь Александр Брюкнер и Любор Нидерле. Русские учёные, популяризаторы идеи панславизма — Базилов, Довжьенок, Греков, Южков и Коропаткин пытались доказать, что славянская культура берет своё начало на Востоке, но эти утверждения небыли подтверждены документами или археологическими данными Разложение родового строя. Племенные союзы восточных славян Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племён, племена восточных славян, объединения восточных славян) — форма общественной организации восточнославянского общества в период разложения первобытно-общинного строя и формирования государственности. Образование союзов — этап на пути складывания государственности восточных славян. Говоря о союзах, в данном случае историки подразумевают, что они были сложными образованиями и носили уже не родовой, а территориально-политический характер. Племенные союзы у восточных славян образовывались с VI века н. эВ Повести временных лет данные объединения ретроспективно именуются «княжениями»: стал род их держать княжение у поляна у древлян было своё княжение, ау дреговичей своё, ау славян в Новгороде своё, а другое на реке Полоте, где полочане»[2]. То есть имеющими наследственную княжескую власть. Термин племя по отношению к ним в летописях не употребляется. В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя переход от родовой общины к соседскойВ родовой общине все ее члены являются родственниками - членами одного рода. Они ведут хозяйство сообща и совместно владеют имуществом. В соседской общине основу общности составляет не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство индивидуально, господствует частная собственность. Вместе стем фактически члены соседской общины, как правило, являются родственниками. Они могут совместно осуществлять некоторые работы, например, расчистку земли из-под леса. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы, как правило, не находятся в частной собственности. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родоплеменная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, независящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности. Каждое племя имело своего князя. Слово "князь" происходит от общеславянского "кнез", означающего "вождь. Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись (Повесть Временных лет) называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой. Балтские и финно-угорские племена на территории Восточной Европы. Хазары, болгары, аланы, угры, печенеги, тюрки Южной Сибири, население Дальнего Востока и Сибири в 7-10 в Во второй половине I тысячелетия дон. э. в Прибалтике сложились объединения племён, предков балтийских и финских народностей. Впервые века нашей эры они начали осваивать земледелие и ремесло. На смену родовой пришла соседская община. На северо-востоке Европы кочевали ненцы. Угорские племена, пришедшие в Западную Сибирь, называют предками современных народностей манси и хантов. Здесь, наряду с охотой и морским промыслом, получило развитие производство металлов. О древнейших племенах, обитавших в Карелии и по берегам Северной Двины, рассказывает сохранившийся до наших дней народный эпос Калевала. Население этого края занималось землепашеством, охотой и рыболовством. В Калевале упоминается имя кузнеца Иль-маринена, который выплавлял железо из болотной руды. Герои Калевалы предстают одетыми в кольчуги и вооружены мечами, что говорит о высоком уровне развития ремесла. Остатки печенегов и торки стали в подчиненное положение к киевскому князю вначале в качестве федератов, а затем вассалов. Они несли сторожевую, пограничную службу, участвовали в войнах и поддерживали киевского князя в междуусобной борьбе. Печенеги, торки и берендеи обосновались в Поросье, под влиянием русских переходя к оседлости. Тоже влияние Руси обусловило у них возникновение феодальных отношений, появление городов (Торчин, Канев, Юрьев. У берендеев насчитывалось шесть городов. Чаще всего кочеъники тюрки, ставшие вассалами киевского князя и оседавшие на Руси, назывались черными клобуками (каракалпаки. Летописями Слову о полку Игорсве» известны их отдельные племена и колена коуи, каепичи, турпеи боуты. Кое-где на Руси оседали и половцы (свои поганые. Главной силой черных клобуков, видимо, являлись берендеи. Черные клобуки жили не только в Поросье, но и под Черниговом, Переяславлем, на реке Трубеже, у Белой Вежи. Черные клобуки находились под большим влиянием Руси. Развивающееся земледелие, оседлость, распространение русских изделий (керамики, оружия, украшений и т. п, зарождение феодальных отношений, наконец, взаимоотношения с другими государствами и с дикими половцами — всем этим черные клобуки были обязаны Руси. Нет сомнения в том, что в их язык проникали славянские слова, имели место смешанные браки, распространялось христианство. К Руси, несомненно, тяготели так называемые половецкие города Балин, Чешуев, Сугров и Шарукань сих христианским, видимо, аланским или алано- болгарским населением. В летописях оно выступает под названием ясы. Немало русских князей женилось на ясынях и держало у себя на службе ясов. Смешанные браки приводили к обрусению половецкой знати (Даниил Кобякович, Роман Гзич, Глеб Тириевич, Ярополк Томза- кович). Где-то в степях на огромном пространстве, от Подонья до Трансильвании и Подунавья, среди кочевников и полукочевников жили бродники, русское население степей, далекие предшественники казачества 33. Русское влияние распространилось на Тамань, на Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность. Всюду в степях, до Белой Вежи и Тмутаракани, распространялся длинноголовый европеоидный расовый тип с незначительной примесью короткоголового. В тоже самое время среди степняков-кочевников преобладают монголоидные расовые типы. На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего гето-дакийского населения края. Это были далекие предки волохов. В их романском языке сохранились заимствования из славянских языков периода существования в них носового звука он, который дал в восточнороманских языках ын и ун (дунге — черта отд ревнеславянского донга, мындру — гордый, древнеславянское мондр). Восточнороманские племена занимались скотоводством. Об этом говорят романские корни их скотоводческой терминологии и славянские — земледельческой (плуг — плуг, бороанэ — борона, бразде— борозда, овэс — овес, лопатэ — лопата, рышнииа— ручная мельница и др. На огромном пространстве от Наровы и берегов Ладожского и Онежского озер до нижнего Дона и Тамани, от Западной Двины до низовьев Оки и Средней Волги шел процесс ассимиляции восточными славянами племен балтийских, финно-угорских, иранских и тюркских языков. Аль-Бекри сообщает, что главнейшее из племен севера говорит по-славянски потому, что смешалось сними. Другие иноязычные племена сохранили свою речь и культуру, но подпали под влияние славян. При этом, конечно, и первые особенно, и вторые в свою очередь вносили вклад в язык восточных славян, в их материальную и духовную культуру. Если печенеги судили по своим законам, а во главе мадьярских орд стояли воеводы, то ив речи русских встречались финно- угорские и тюркские слова (лахта — залив, Вопрос 4. Социально-экономические и духовно-культурные отношения у восточных славян. Формирование древнерусской культуры. На развитие древнерусской культуры оказали также воздействие культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной и Западной Европы, наиболее ощутимым оно становится в XII - XIII вв. Культурное взаимодействие со странами Европы было равноправными взаимным, так как Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы. Но Русь непросто копировала культурные традиции других народов. Заимствовались только те культурные традиции, которые соответствовали народному опыту, дошедшему из глубины веков. На русской почве иноземные культурные традиции осмысливались, творчески перерабатывались, обогащались своими представлениями о прекрасном и, таким образом, становились достоянием самобытной русской культуры. В тоже время долгие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения, которые глубоко укоренились в народном сознании. С принятием христианства положение изменилось. Христианство резко меняло мировоззрение людей, их представление о прекрасном. Русская церковь упорно боролась со всеми проявлениями язычества. Но христианство до конца таки не смогло преодолеть народных истоков культуры. До XIV в. на Руси сохранялось двоеверие. Языческие духовные традиции оказали глубокое воздействие на все развитие русской культуры и проявляются и поныне. Но главную роль во вхождении Руси в европейское общество, формировании древнерусской культуры сыграло принятие Русью христианства в 988 году. Принятие христианства способствовало появлению письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов в русском обществе, духовному возвышению личности. Христианство консолидировало всех восточных славян в один народ, с принятием христианства русское общество обрело духовный стержень. Развитие общественных отношений, земледелия, скотоводства, ремесла и торговли у восточных славян, их духовно-религиозные и культурно-бытовые особенности Исторический опыт показывает, что основу становления человечества составляет экономическое развитие. Таили иная политика в исторически значимые периоды диктуется объективными условиями существования общества, а прежде всего – экономическими. Именно этим, а точнее динамикой развития экономических условий занимается история экономики. Законы развития человеческого общества определяются экономическими процессами, которые составляют основу развития человечества. Для того, чтобы рассмотреть любой процесс, необходимо обратиться к его истокам. Выбранная мною тема для реферата на сегодняшний день является актуальной, так как для понимания экономического развития современной России, также следует знать историю возникновения экономических отношений. Историей доказано, что они возникают с появлением товара и рыночных отношений, с выделением группы людей, не занимающейся материальным производством. Этот период развития человеческого общества приходится на Средние века. Именно в Средние века образуется Древнерусское государство, происходит зарождение экономических отношений на Руси. Целью и задачей настоящей работы является исследование вопросов образования Древнерусского государства – Киевская Русь, развития ремесла, торговли и денежного обращения.Возникновение экономических отношений невозможно представить и понять, не зная историю возникновения государства. Поэтому первая глава данной работы посвящена вопросам образования Древнерусского государства. Развитие человеческого общества характеризуется совершенствованием орудий труда, что в свою очередь способствует зарождению различных ремесел. Производство отдельных предметов, являющихся результатом существующих ремесел, приводит к появлению прибавочного продукта, который используется не только для внутреннего потребления, но и идет на обмен. Это ведет к возникновению рыночных отношений и как следствие, к развитию торговли. Там, где торговля – неизбежно денежное обращение. Рассмотрению данных вопросов отводятся последующие главы реферата. Первые свидетельства о восточных славянах Становление Древнерусского государства относится к эпохе Средневековья и напрямую связано с возникновением политических образований восточных славян. От сравнительно небольших союзов славянских племен Русь впоследствии выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, таки ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Как считает большинство историков, славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян была территория, располагавшаяся от реки Одер на западе до Карпатских горна востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О них сообщают различные источники греческие, римские, византийские, арабские. Некоторые античные авторы упоминают в своих работах славян под именем венедов (географ Птолемей Клавдий, II в. н. э историк Тацит, I в. н. э, римский писатель Плиний Старший и др. В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н. э) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепных зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое и земледельческое хозяйство. В VI-IX вв. восточные славяне занимали территорию от Карпатских горна западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне вступали в контакт финно-угорскими и балтийскими племенами в процессе освоения Восточно - Европейской равнины. Это привело к смешению народов, объединению славян в общности по территориальному и политическому признаками образованию союзов, которые имели признаки зарождающейся государственности. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, в свою очередь состоящих из большого количества родов. Например, поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев древляне – на правобережье Днепра северяне – между устьями рек Десны и Роси и т.д. Отмечается неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. Центром была земля полян, которая носила название «русь». |