Анализ хорового произведения Сватушка. Дир-е хор Сватушка. Комитет по культуре Курской области
Скачать 37.06 Kb.
|
Комитет по культуре Курской области Областное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Курский колледж культуры» Анализ хорового произведения «Сватушка» (Хор девушек из оперы «Русалка») А. Даргомыжский Выполнила: студентка III курса Специальности СХНП по виду СНП Францова Анна Преподаватель: Круглова Г. Д. 2019-2020 уч. год Анализ литературного текста Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 - 1869) вошел в историю музыки как представитель реализма в искусстве. Огромное влияние на композитора оказал русский фольклор: песни, сказки, обряды. С наибольшей полнотой талант Даргомыжского раскрылся в его вокальном и оперном творчестве. Опера «Русалка» А. Даргомыжского в четырёх действиях, шести картинах – бытовая лирико-драматическая опера, пронизанная русского песенностью. Премьера состоялась 4 мая 1856 года. Либретто А. Даргомыжского по драме А. Пушкина. В состав 2-го действия оперы входит и женский хор «Сватушка». В нём композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка; По невесту ехали, в огород заехали, Пива бочку пролили, всю капусту полили. Тыну поклонилися, верее молилися; Верея ль вереюшка, укажи дороженьку, Укажи дороженьку по невесту ехати! Сватушка, догадайся, за мошоночку принимайся В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится, В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится, В мошне денежка шевелится, красным девушкам норовится, Норовится, красным девушкам норовится, норовится, красным девушкам, норовится. Хор «Сватушка» носит шутливый характер. Эта свадебная песня звучит во 2-м действии. Шутливая сцена – бытовая зарисовка. «Сватушка» включена во 2-е действие, чтобы снять напряжение, накал драмы. Девушки шутят и в то же время, пользуясь моментом, стараются выманить у пьяного свата деньги. Вся эта сцена происходит быстро и, тем не менее она хорошо запоминается слушателю. Партитурная запись Произведение написано для трехголосного женского хора, исполняется с сопровождением. Мелодия в этом произведении разнообразная. Каждая партия имеет свою самостоятельную мелодическую партию и тем не менее в совокупности партии представляют очень красивую гармоническую окраску. Это одна из ярких особенностей этого произведения. Тема произведения проходит в сопрановой партии. Музыкально-теоретический анализ Форма произведения: Форма произведения 2-х частная куплетная, 2-я часть – это 2 куплета, между которыми есть проигрыш. Куплеты совершенно одинаковы в мелодическом плане. В первой части дважды повторяется основная тема. После первого и второго проведения темы звучит оркестровый отыгрыш, усиливающий танцевальный, игривый характер музыки. Фактура произведения: Фактура изложения произведения гомофонно-гармоническая. Гармония в произведении несложная. Аккомпанемент в «Сватушке» играет вспомогательную роль, он подчеркивает так же оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть пьяного свата. Очень разнообразна динамика аккомпанемента от p к f . Иногда в аккомпанемент включен изобразительный момент. Так, например, в проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние. Ладотональный план: Основная тональность B-dur. Но во 2 части встречается отклонение в g-moll, затем Es-dur, а потом снова возврат в B-dur. Метроритм, размер, темп произведения: Метр 2-х дольный: Размер – простой 2/4, который не изменяется на протяжении всего произведения. «Сватушка» исполняется в умеренном темпе Moderato, что подчеркивает неторопливую танцевальность, юмор. Мелодия разнообразна и ритмически. В партитуре встречаются четвертные, восьмые, половинные, шестнадцатые. Вокально-хоровой анализ Тип и вид хора: Однородный, женский, трехголосный, - С1, С2, А Голосоведение Произведение начинается с запева всех партий. Исполняется на marcato, non legato. Характеристика хоровых партий в отношении диапазона С1 «ре»1 – «соль»2 С2 «си» мал. – «ре»2 А «соль» мал. – «си»1 место для нотного стана место для нотного стана место для нотного стана Общий диапазон: «соль» мал. – «соль»2 место для нотного стана Тесситура Тесситура средняя и высокая. Дыхание В данном произведении дыхание в произведении берется по фразам, а в середине фраз – цепное, оно предназначено для того, чтобы получить непрерывное звучание фразы и добиться развития во фразах, а. следовательно, добиться точно передачи замысла произведения, настроения. Дикция Должна быть четкой. В произведении «Сватушка» встречаются такие слова, как «поклонилися», «молилися», «принимайся», «шевелится», «норовится».Вместо слога «ся» необходимо петь слог «са»,а вместо сочетания «тся» – «ца».Так же необходимо утрировать некоторые согласные в словах «принимайся», «красным». Произведение исполняется умеренно, но текст должен произноситься четко, хотя и в характере – мягко. Динамика Сложность будет представлять динамическое развитие в произведении, т.к. динамика в произведении «Сватушка» очень гибкая и разнообразная от p до ff .Наиболее яркая динамика во 2 части. ff – p- f –p- f, такое чередование делает произведение ярче. Кульминация произведения звучит во 2 части на ff после вступления на 2-ю долю. Гармонический склад, интервалика В каждой партии есть своя мелодическая линия и при работе с отдельными партиями хора нужно обратить внимание на чистоту интонирования мелодии каждой партии в отдельности, т.е.на горизонтальный строй. Мелодическая линия партий своеобразна. Преобладание скачков вносят свои трудности в исполнении. Встречаются скачки на ч.4,ч.5,м 6,б6,ч 8. Причем не только у ведущего голоса, но и у сопрано 2 и альтов. Гармония в произведении по характеру светлая. Произведение основывается на устойчивых диатонических аккордах – Т, S, D. Хоровая фактура Соответствует положению голосов, типу голосоведения, характеру произведения, тембру и музыкальным функциям в целом. |