игровая деятельность к.р.. Компьютерные игры как средство развития интеллектуальной активности детей старшего дошкольного возраста в доу
Скачать 35.43 Kb.
|
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий педагогический колледж» Отделение заочного обучения Контрольная работа по теоретическим и методическим основам организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Тема: «Компьютерные игры как средство развития интеллектуальной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ» Специальность СПО 050144 дошкольное образование Выполнила: Студентка группы Лоскутова Алена 2014г. План
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и служит мощным техническим средством обучения, и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хочу заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. Педагогами подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. «Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности. Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен уметь работать с различными видами информации, учиться решать задачи в области информационных технологий, проявлять свои интеллектуальные и творческие способности с помощью компьютера. Существуют определенные задачи:
Программа прошла экспертизу и рекомендована к использованию в 1998 году. Для этого курса разработаны и используются развивающие игры-задачи “Подумаем и поиграем!”, которые учат принятию оптимальных решений, исследовательской и творческой работе. Важнейшим компонентом информационной культуры человека является понимание сущности понятия информации. Поэтому раздел “Азбука информации” программы курса предназначен для формирования у воспитанников первоначального представления об информации, многообразии ее форм и об информационных процессах в окружающем нас мире. Учитывая то, что формирование элементов информационной культуры происходит в процессе работы с прикладными программами (обучающими, развивающими, игровыми, клавиатурными тренажерами, графическим и текстовым редактором), в пропедевтическом курсе воспитанники изучают разделы “Азбука компьютера” и “Компьютер – инструмент человеческой деятельности” (“компьютер-писатель”, “компьютер-художник”, уроки компьютерной поддержки). Именно здесь дети учатся быть с компьютером на “ты”, педагоги помогают им овладеть готовым инструментарием и стать в дальнейшем пользователем в широком смысле, т.е. самостоятельно находить новые области знаний. Раздел “Азбука алгоритмизации” формирует еще одну составляющую информационной культуры – владение основами алгоритмизации. На занятиях пропедевтического курса используется объектно-ориентированная среда Лого Миры, в которой дети делают первые шаги по освоению основных алгоритмических структур и компьютерных технологий. Мультимедийность среды позволяет не только реализовать интересные проекты, но и говорить с детьми о существовании разных видов информации и возможности использования их в компьютере. Средствами Лого Миров дети учатся естественному общению с компьютером. Новые информационные технологии становятся средством воспитания информационной культуры ребенка, формирования его личности, дополняют общепринятые средства и обогащяют педагогический процесс новыми возможностями. Именно в дошкольном учреждении надо начинать воспитание информационной культуры и формирование мировоззрения, определяющего отношение к информационным технологиям.
Требования к оборудованию помещений Оборудование и эксплуатация компьютерного класса (кабинета) должны соответствовать действующим санитарным правилам. Искусственное освещение в помещениях для занятий с компьютерами обеспечивают системой общеравномерного освещения. В качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛП036 с зеркализованными решетками. Требования к организации режима дня и учебных занятий Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 заня-тий, в средней группе (дети пятого года жизни) — 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) — 15, в подготови-тельной (дети седьмого года жизни) — 17 занятий Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: —для детей 4-го года жизни — не чаще 1 раза в неделю, продолжительностью не более 15 минут; —для детей 5-го года жизни — не чаще 2 раз в неделю, продолжительностью не более 25 минут; —для детей 6-го года жизни — не чаще 2 раз в неделю, продолжительностью не более 25 минут; —для детей 7-го года жизни — не чаще 3 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. Занятия с использованием компьютеров для детей 5—7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю: в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях - для детей 5 лет не должна превышать 10 минут - для детей 6—7 лет — 15 минут для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена: - для детей 5 лет до 7 минут, - для детей 6 лет — до 10 минут. Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточныйуровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. В повседневной работе с дошкольниками используются следующие педагогические технологии, которые можно распределить на следующие группы: 1. развивающие игры; Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, способности мыслен-но соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка. Это различного рода графические редакторы, в т. ч. «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения, коррекции рисунка другими способами; * простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста; *конструкторы сред с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в т. ч. те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр; «музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи; *конструкторы сказок, которые совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования. 2. обучающие игры; Это игровые программы дидактического типа в которых в игровой форме предлагается решить одну ил несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному языку; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. 3. игры-экспериментирования; В таких играх цель игры и правила игры не заданы явно — скрыты в сюжете игры или способе управления игрой. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи. 4. игры-забавы; В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». К этой группе, в частности, можно отнести популярную серию программ типа «Живые книжки». 5. компьютерные диагностические игры. Игры, развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке. Однако, более строго, компьютерными диагностическими методиками считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики. При этом такая программа фиксирует заданные параметры, запоминает их в памяти компьютера, затем обрабатывает и результаты обработки также сохраняет на диске, дальнейшем эти результаты выводятся на экран дисплея, ли на печатающее устройство для интерпретации психологом) либо такая интерпретация может быть заранее запрограммирована и выведена автоматически компьютером. Результат диагностики могут выводиться в виде рекомендаций для персонала детского сада и родителей. К этому классу программ относятся также компьютерные методики экспресс-диагностики различных функциональных систем детского организма, позволяющие в считанные минуты выявлять патологию, отклонения от нормы и затем направлять детей с отклонениями на дальнейшее обследование или лечение в специализированные медицинские учреждения. Компьютерные диагностические программы могут использоваться в дошкольном учреждении для: *выявления уровня общих умственных способностей детей; *оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфо-функциональной системы (моторики, быстроты движения и т. д.) ; *выявления творческих способностей детей; *определения уровня готовности детей к поступлению в школу; *определения уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости, физической подготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма, факторов риска) ; *экспресс-диагностика утомления ребенка в процессе компьютерных занятий; *ранней диагностики отклонения детей от нормального развития. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Компьютерные игры используются на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях и в семье. По мнению педагогов и психологов, это новое педагогическое средство позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка. Компьютерные игры рассматриваются в единстве с предметными игровыми условиями развития детской деятельности, дополняют традиционные виды деятельности дошкольников. Игры, которые используются на занятиях в дошкольных учреждениях, разработаны специалистами в области дошкольного образования, в них учитываются возрастные особенности детей, закономерности их развития. Они помогают детям всесторонне развиваться. При правильном подходе компьютер – действенное средство детской деятельности в развивающей индивидуально и личностно ориентированной дидактической системе, формирующей компетентную творческую личность, сохраняя при этом здоровье ребенка. Компьютерные игры перспективны в плане повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы в детском саду. Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения. Психологическая готовность дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей системой жизни ребенка в детском саду. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Список литературы
|