Главная страница

Композитор взялся за эту работу


Скачать 14.31 Kb.
НазваниеКомпозитор взялся за эту работу
Дата26.05.2022
Размер14.31 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла13.10.21.doc
ТипРассказ
#550802

Пушкинская повесть «Метель» из цикла «повестей Белкина» была написана в 1830 и издана в 1831 году. И вот через сто тридцать с лишним лет появлялась ее экранизация. Повесть чуточку иронична и лукава. Это литературное произведение давно вошло в классику русской литературы и хорошо известно. Пушкин рассказал полуанекдотическую историю про провинциальную барышню, которая случайно вышла замуж не за того, поскольку ее суженый заплутал в метель и не явился к венцу; тем не менее история счастливо заканчивается новой любовью.

Композитор взялся за эту работу.

Однако он ушел от пушкинского сюжета напрочь, его музыка словно бы и не связана с литературной канвой, она стала самостоятельным действующим лицом фильма, лишь вплетаясь в какие-то фрагменты. Она оказалась лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Зато в ней проявилось совсем другое — настроение, душевность, поэтичность. А еще она стала — шедевром.

Фильм «Метель» вышел в 1964 году.

Музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто не только слышишь ее, но и видишь воочию — и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса.

Музыка в сюите разделяется на несколько частей; однако тут у музыковедов ведутся большие споры; кто-то отчетливо видит 7 частей, а кто-то, столь же отчетливо, — 9 частей, причем определяя их по-разному. Мнения варьируются, и рассматривать их все не представляется даже нужным.

Музыковед Л. Михеева определяет так:

№ 1, «Тройка» — эта мелодия явно перекликается с ямщицкими песнями, настолько угадывается в ней бег саней, скользящих по снегу русской зимы за лихой тройкой лошадей.

№ 2, «Вальс» — открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и аккорды на второй и третьей), но при этом без пышности и великолепия бального танца.

№ 3, «Весна и осень» — две крошечные миниатюры.

№ 4, «Романс»

№ 5, «Пастораль»

№ 6, «Военный марш»

№ 7, «Венчание».

№ 8, «Отзвуки вальса» — со знакомой по второму номеру мелодией, но более приглушенно, как воспоминание.

№ 9, «Зимняя дорога» — опять образ тройки, бегущей по снегу и тянущей сани.

Переработка для сюиты

Прошло еще много лет, а именно — девять, и в 1973 году композитор Г. Свиридов вернулся к этой музыке, решив переделать разбросанные по фильму музыкальные фрагменты в одно целое. Что и было им сделано.

Новое музыкальное произведение было окончено в 1974 году.


написать администратору сайта