Род литературы
| Что лежит в основе?
| Примеры жанров
| 1.Эпос
| образы и идеи, которые делают его привлекательным и интригующим для читателей любой эпохи, и даже для нас, живущих спустя столетие после смерти автора
| Роман
|
| Предусмотрены следующие особенности жанра повести: узкий сюжет, сдержанность в описании, относительно небольшие объемы, малое число действующих лиц и незначительный промежуток времени. В основе сюжета преобладает реальность, где многие люди раскрывают свое нутро, как с лучшей, так и с худшей стороны в зависимости от происходящих событий. Названия повестей зачастую связаны с образами главных героев либо с кульминацией сюжета.
| Повесть
|
| В основе рассказа лежит случай.
| Рассказ
|
| В основе басни лежит обычная аллегория.
| басня
|
| в основе которой лежит фантастическое осмысление событий, связанных с явлениями природы, животным миром, сверхъестественными существами (ангелами, нечистыми духами и др.) и людьми (племенами, народами и отдельными личностями).
| легенда
|
| Свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех.
| литературный анекдот
| 2. Лирика
| Главным в ней было лирическое начало, выражение поэтом чувств, вызванных известным событием. Повествование о самом событии или его описание в оде допускалось, но лишь как вспомогательный элемент. Вызывая определенное эмоциональное отношение автора, событие служило отправной точкой для его размышлений и раздумий о политических и исторических судьбах нации, для выражения им патриотических, гражданственных чувств.
| ода
|
| Построено в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц. Нередко оно помогало поэту выразить мысли или передать свое отношение как к адресату, так и к историческим явлениям.
| Послание
|
| в основе которой лежит гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование.
| элегия
| 3. Драма
| В основе лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.
| комедия
|
| В основе которой лежит непримиримый жизненный конфликт, острое столкновение характеров и страстей, оканчивающееся чаще всего гибелью героя.
| Трагедия
|
| В основе драмы лежит конфликт, событие, разыгрываемое действием.
| Драма
|
| действие, построенное на занимательной интриге, на анекдотическом сюжете, сочетается с музыкой, песенкой, куплетом, танцем.
| Водевиль
| 2. Сонет «Дон-Жуан» – размышления лирического героя о собственной жизни. В стихотворении неутомимый любовник начинает задумываться о старости, хотя он еще жаждет приключений и желает соблазнять женщин. В конце жизни дон Жуан хочет «взять на грудь спасающее бремя тяжелого железного креста», покаяться, искупить грехи, хотя во многих произведениях мировой литературы этот персонаж представлен как безбожник. У Гумилева лирический герой осознает свою ненужность, тотальное одиночество. Он упоминает вечные ценности, жалея, что никогда не будет иметь от женщины детей и не назовет мужчину братом. В стихотворении Николай Степанович затронул важнейшие мотивы: молодости и старости, жизни и смерти. |