Главная страница

курсовая юрисп. Курсовая. Концепция тоталитарного государства


Скачать 58.45 Kb.
НазваниеКонцепция тоталитарного государства
Анкоркурсовая юрисп
Дата09.06.2022
Размер58.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая.docx
ТипКурсовая
#581276
страница2 из 4
1   2   3   4

1. Теоретический анализ концепции тоталитарного государства

1.1. Понятие тоталитарного государства в историографии



В политологии не существует общепринятого понятия тоталитаризма, как и не существует бесспорной теории тоталитаризма, хотя многие авторы описывают 20–й век как «век тоталитаризма» или «тоталитарный век». Термин тоталитаризм очень спорен в политологии и используется в широком смысле как термин для обозначения формы диктаторского правления, которая стремится подчинить общество и индивидов тотальному контролю.

В такой форме правления нет ни основных прав, ни разделения властей, а также нет демократических выборов, которые узаконивали бы правление. Тоталитарные системы 20–го века явно отличаются от классических автократий / деспотий прошлого и демократических государств настоящего, что делает их формой правления sui generis [11].

Большинство теоретиков тоталитаризма в любом случае характеризуют нацистскую Германию и Советский Союз во главе с Иосифом Сталиным как тоталитарные. Существуют разногласия по поводу классификации итальянского фашизма, советских государств–спутников и других коммунистических систем – например, Фридрих также рассматривает итальянский нишевый фашизм как тоталитарную систему правления, в то время как Арендт отвергает это. В целом Арендт представляет очень узкое определение тоталитаризма (в отличие от Фридриха, который представляет очень широкое определение), что еще больше проясняется в основной части анализа. Классическим для тоталитарной системы господства является «тотальная идеология», которая влияет на все сферы жизни – тотальные идеологии могут быть очень неодинаковыми по содержанию и намерениям. Правящие намерены радикально изменить общественные условия и в соответствии с целями идеологии, чтобы таким образом создать пропагандируемое конечное состояние. Коммунисты стремились к свободному и равноправному обществу, национал–социалисты намеревались создать «расово гомогенное„ народное сообщество и «Тысячелетнюю империю». Оба режима – по–разному – подняли тотальный призыв к обществу, население должно быть гомогенизировано в соответствии с идеологией и мобилизовано для достижения соответствующих идеологических конечных целей. Все препятствия, стоящие на пути к достижению конечных целей, должны быть устранены – по этой причине для тоталитарных диктатур также характерны угнетение, репрессии и террор. Следовательно, идеология и террор являются двумя составляющими сущностями тоталитарных систем, как они проявляются и развиваются в отдельных тоталитарных системах, и какие другие сущности характерны для тоталитарных государств, раскрывается в этой работе на основе двух концепций [6].

Широко распространенное, а также описанное в научной литературе мнение состоит в том, что происхождение (боевого) термина тоталитаризм лежит в Италии. Однако самое старое использование термина «тоталитаризм» для обозначения диктатуры, о которой известно в наши дни, восходит к корреспонденту «Франкфуртской газеты» Альфонсу Паке в 1919 году.

Таким образом, этот термин был впервые применен корреспондентом к большевистскому российскому государству, но в более позднее время не нашел приема и сначала снова исчез.

В начале 1920–х годов итальянские антифашисты обвинили Бенито Муссолини (1883–1945) в том, что он стремится к «полному государству». Это обвинение не было опровергнуто Муссолини – напротив, он хвастался тем, что создал «stato totalitario» еще в 1925 году. Первое использование термина «тоталитаризм" в Италии связано с публицистом Джованни Амендолой в 1923 году. Он назвал фашистское государство sistema totalitario в разграничении с sistema minoritario (классическая диктатура) и systema maggioritario (свободная демократия).

Затем политическими противниками, особенно из консервативного, либерального и католического лагеря, впервые были сделаны сравнения между фашистским и большевистским государством. Лидер Католической народной партии Луиджи Стурзо утверждал (1926), что фашизм был «правым большевизмом», а большевизм – «левым фашизмом». Он обосновывает свои заявления тем фактом, что оба режима выступают против парламентской демократии [13].

Начиная с 1936 года термин «тоталитарный» приобретает значение в духе более поздней теории тоталитаризма, выявляя и суммируя черты итальянского фашизма, немецкого национал–социализма и советского коммунизма.

В ноябре 1939 года в США после пакта Гитлера и Сталина состоялся симпозиум по «тоталитарному государству». Несмотря на все различия между коммунизмом и нацизмом, обсуждалось предположение, что оба политических направления могут объединиться против либерально–демократического Запада. Однако в 1941 году обсуждение тоталитаризма в науке и политике было внезапно прекращено, поскольку «западный мир» теперь – после нападения вермахта на Россию – объединился со сталинским Советским Союзом против гитлеровской Германии. Новая политическая ситуация в западном мире больше не позволяла сравнивать и приравнивать Советский Союз, атакованный нацистской Германией. И западный мир, и коммунизм теперь имели экзистенциальный интерес к борьбе и победе над империалистической нацистской Германией.

Исследования тоталитаризма отныне касались в основном нацизма, причем выделяются работы немецких эмигрантов, таких как Франц Нойманн, Эрнст Френкель и Зигмунд Нойманн [14].

После 1945 года, когда гитлеровская Германия капитулировала, а сталинский Советский Союз выступил с агрессивными претензиями на господство, в западном мире шла интенсивная борьба с феноменом тоталитаризма. После начала холодной войны произошло оживление дискуссий о тоталитаризме, национал–социализм, фашизм и коммунизм снова сравнивались и часто приравнивались друг к другу. После Второй мировой войны термин тоталитаризм стал (опять же) идеологическим оружием демократически–капиталистических государств против коммунистических государств.

Разные авторы предлагают различную типизацию подходов к тоталитаризму. Обычно предлагается разделение на три, а у некоторых авторов – только на два, разных подхода. Следуя классификации Виппермана, были предприняты попытки в истории льда объяснить основное появление тоталитаризма из более старых проявлений, например, Карлом Поппером (1951) в его работе «Заклинания Платона». Эрик Воегелин (1959) видел предшественника тоталитаризма в средневековом «Гнозисе», а Эрвин Фаул (1961) назвал тоталитаризм «макиавеллизмом» в современной форме. Во время французской революции Джейкоб Л. Талмон (1961) увидел «истоки тоталитарной демократии» [5].

Фридрих и Збигнев К. Бжезинский представляют идеальную (статическую) теорию тоталитаризма со своей моделью тоталитаризма (1956/57), согласно Випперману. Эта модель играет особую роль в исследованиях тоталитаризма. По словам Янике, это исследование является „единственной всеобъемлющей и сравнительно систематической теорией тоталитарного вала джентльменов„, которая, наряду с «более эссеистическим исследованием тоталитаризма Ханны Арендтс», является «наиболее цитируемым стандартным произведением специальной литературы». Основное внимание уделяется исследованию тоталитаризма, и др. на основе каталога из шести пунктов для определения сущностных черт, характерных для тотолитарных систем [7].

В 1970–х годах интерес к теории тоталитаризма в Федеративной Республике значительно снизился, а с середины 1970–х годов, с появлением терроризма, она нашла новое применение всем вещам. Карл Дитрих Брахер (197634 и 198735) единодушно высказался за термин тоталитаризма, поскольку Германии угрожает правый и левый террор. Рассуждения Брачера повлияли на Уве Бэкеса и Экхарда Джесси (1989)36 в намерении, с учетом теории тоталитаризма, основать так называемое «исследование экстремизма». Но установление исследований экстремизма не смогло широко распространиться в политологии из–за различий между правым и левым экстремизмом.

В начале 1980–х годов теория тоталитаризма в Германии была принята только среди американских ученых. Эрнст Нолте, по мнению некоторых его критиков, пытался восстановить и одновременно радикализировать тоталитаризм в так называемой «борьбе историков» 1986–87 годов, утверждая, что фашизм возник только из–за реакции страха на большевизм, а «архипелаг ГУЛАГ» был оригинальным как Освенцим. Эти утверждения Нолте были отвергнуты большинством участвующих ученых или отвергнуты большинством ученых, соответственно, в споре историков. интерпретируется как слишком широко или слишком односторонне [12].

Крах коммунизма частично привел к возрождению теории тоталитаризма в 1990–х годах, что также выражалось в том, что некоторые исследователи сравнивали Германскую Демократическую Республику (ГДР) с Третьим рейхом. Критики обвиняли этих людей в демонизации ГДР и очернении национал–социализма. Например, в 1990–х годах также произошло переосмысление подхода Фридриха.

В настоящее время в политологии обсуждается вопрос о том, как знания исследования тоталитаризма, возможно, с учетом религиоведения, могут быть использованы для исследования радикальных и политизированных религиозных представлений, таких как радикальный исламизм. Опасность тоталитарного мышления присутствует и в 21–м году, принимая во внимание, что фундаменталистские религиозные интерпретации имеют структурное сходство с тоталитарными идеологиями. При этом следует иметь в виду, что до сих пор ни одно фундаментально–религиозное движение не смогло захватить государственную власть.

Таким образом, теория тоталитаризма находит применение и в 21 веке и может быть очень полезной или даже ключом к пониманию ее сути для анализа фундаментально–религиозных движений, преследующих тотальное утверждение господства.

1.2. Основные признаки тоталитарного государства



Тоталитарное государство – это диктатура, которая стремится развиваться в соответствии с программной идеологией, подчиняя этой цели все социальные вопросы. Централизация, как и постоянная мобилизация населения в массовые организации, являются общими чертами тоталитаризма.

В разграничении с авторитарными режимами важным элементом тоталитарных диктатур является не сохранение статус–кво, а постоянный прогресс. С другой стороны, встречной моделью в сравнительном системном учении является демократия свободы.

Центральные различия между такими политическими системами часто обнаруживаются в:

– Права человека;

– Гражданские права;

– Разделение властей;

– Правовое государство;

– Меньшинства;

– Архитектура безопасности.

Тоталитаризм пережил высокую фазу в первой половине 20–го века как государственная форма. Как коммунистические, так и крайне правые диктаторы смогли захватить власть во многих странах. Видными представителями из группы тоталитарных диктаторов во временном порядке являются:

– Владимир Ленин (Советский Союз);

– Бенито Муссолини (Италия);

– Иосиф Сталин (Советский Союз);

– Мао Цзэдун (Китай);

– Адольф Гитлер (Германия);

– Франсиско Франко (Испания);

– Ким Ир Сен (Северная Корея);

– Пол Пот (Камбоджа).

Теории тоталитаризма

Во многих тоталитарных диктатурах активно применялся этот термин. Йозеф Геббельс, министр пропаганды Третьего рейха, призвал к тотальной войне после разгрома немцев в Сталинграде в знаменитой речи во Дворце спорта в Берлине.

Используя шесть характеристик, Арендт и Бжезинский отделили тоталитаризм от самодержавия:

– Идеология, которая в то же время претендует на истину, но также несет в себе сильно утопические представления, пронизывает все соответствующие сферы общества;

– Единая массовая партия обладает всей формальной властью в государстве.

– Система государственного террора контролирует и контролирует население с помощью физического и/или психологического насилия;

– Государство обладает практически полной монополией на средства массовой информации;

– Государство обладает практически полной монополией на насилие;

– Центральная бюрократия управляет экономикой;

Модель тоталитаризма Фридриха/Бжезинского в то же время дает объяснение историческому нагромождению таких диктатур в 20 веке. А именно, требуется определенная технологическая зрелость, чтобы соответствовать характеристикам.

В 1970–х годах немецкий исследователь тоталитаризма Питер Граф фон Кильмансегг критически отозвался о предыдущей модели. Таким образом, высокая динамика социальных изменений не может быть объяснена [13].

Скорее, тоталитарные диктатуры характеризуются тремя чертами:

– Охват политической системы в принципе неограничен;

– Центр управления имеет монополистическое право принимать любые решения;

– Центр управления может полностью санкционировать граждан.

Одним из подтверждающих аргументов Килмансегга является то, что пункт 1 создает структуры, чтобы следующие два момента могли реализоваться. Обеспечение монополии на господство стоит выше всех других целей.

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан после победы коммунистов под руководством Ленина и Троцкого в Гражданской войне в России. Они немедленно установили новый аппарат безопасности.

Среди самых ранних мер после прихода к власти было создание тайной политической полиции, ЧК. Уже через шесть недель они убили более 50 000 человек. Однако с началом сталинизма в 1927 году террор все еще должен был принять совершенно новые размеры.

ЧК выступала против любой оппозиции и часто просто работала по заданным квотам. При этом Иосиф Сталин не останавливался даже перед собственной партией. Бесчисленных функционеров он казнил.

Не обращая внимания на население, диктатор в конце концов проводил столь радикальную экономическую политику, что миллионы людей умерли от голода. Тем не менее, он и по сей день почитается многими русскими как герой.

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году наступило относительное расслабление. Однако Советский Союз оставался тоталитарной диктатурой коммунистов до своего распада в 1991 году.

После окончания 1–й мировой войны Италия была считающейся демократией. Социалистическая партия получила большой приток. На выборах они набирали все больше и больше голосов, поэтому политические права оказались под угрозой.

Сначала, особенно в Северной Италии, а затем и по всей стране, сформировались правые гражданские силы, которые назвали себя фаши. С Бенито Муссолини эти фашисты наконец нашли своего Дуче.

В 1922 году они смогли произвести впечатление на короля как на действующего главу государства этой парламентской монархии символическим маршем на Рим. Затем он назначил Дуче премьер–министром.

Сразу же на первом заседании парламента он пригрозил дому оккупацией информированных фашистов. Затем Бенито Муссолини выдвинул закон, который предоставил ему множество специальных полномочий и разрешил правительство указом.

В результате Бенито Муссолини удалось объединить за собой все правое крыло. Параллельно шел массовый террор против социалистических политиков со стороны сторонников фашистской партии.

Дуче ориентировал на свою персону весь партийный и государственный аппарат. Также были отменены внутренние выборы. Затем, начиная с 1925 года, он сам принял понятие тоталитаризма [18].

После 1–й мировой войны социальная напряженность между левыми и правыми также обострилась в Германии. В 1933 году Адольф Гитлер добился такого успеха со своей партией, нацистской партией, что был назначен рейхсканцлером.

Всего через несколько недель он смог заложить основу для своих тоталитарных видений с помощью Закона о наделении полномочиями. Он стремился к равенству всех общественных и государственных структур для создания государства–лидера.

В соответствии с централизованной структурой НСДАП было преобразовано и государство. Вся система при этом была ориентирована на лидера. Плюрализм, с другой стороны, был отменен.

Этот переход к тоталитаризму сопровождался массовым террором со стороны СА на улицах. Кроме того, оппозиционным политикам и критическим интеллектуалам приходилось ожидать преследований.

Уже в январе 1933 года были созданы первые концлагеря. Но в тени посягательств национал–социалисты привлекали и частные активы своих противников. Эти доходы, в свою очередь, нацисты инвестировали в свою систему, чтобы продвигать игру все дальше и дальше.

Чем дальше продолжалось ограбление собственного населения, тем более агрессивной становилась внешняя политика. Уже присоединение Австрии сопровождалось конфискацией частного имущества с первых часов.

Динамика хищнического тоталитаризма нацистов привела к многочисленным атакующим войнам. Они, в свою очередь, переросли во 2–ю мировую войну. Однако это в конечном итоге привело к полному поражению Третьего рейха.

Тоталитарная система имеет программную идеологию, которая разрабатывается пункт за пунктом. Напротив, политический курс авторитарного государства просто грубо ориентирован на диффузный менталитет.

Программа тоталитаризма включает в себя все общественные и государственные структуры. С другой стороны, рассеянный менталитет авторитарной системы не полагается на то, чтобы проникать в жизнь людей до последнего угла.

Поэтому понятие тоталитаризма можно очень ограниченно применять к политическим системам. Спорным является, например, также вопрос о том, насколько выраженными должны быть черты, чтобы можно было соответствующим образом обозначить состояние.

1   2   3   4


написать администратору сайта