Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЛЯ МУЗЫКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ВРЕМЕНИ, НИ РАССТОЯНИЙ…. I . ВВЕДЕНИЕ

  • Цель

  • Объектом

  • 1.1. Тема урока: Опера «Князь Игорь» - народно-эпическая опера. (7 класс).

  • Музыкальное произведение: Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина

  • 1.2. Тема урока: Звать через прошлое к настоящему. (6 класс). С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

  • 1.3. Тема урока

  • 1.4. Тема урока: Эпоха Петра 1 (6 класс). Преображенский марш эпохи Петра I .

  • 1.5. Тема урока: Творчество И.П. Чайковского. Отечественная война 1812 года в музыке (7 класс). П.И. Чайковский. «Торжественная увертюра 1812год».

  • 1.6. Тема урока: Музыка и Великая Отечественная Война (6, 7, 8 классы). Песня "Священная война"

  • "Песня защитников Москвы"

  • Песня "Дорогая моя столица"

  • 1.7. Тема урока: Поклонимся великим тем годам. 900 дней и ночей блокады Ленинграда (7, 8, 9 классы). Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича

  • Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича

  • 1.8. Тема урока: Первый полет человека в космос – 12 апреля 1961 г. День космонавтики (5, 6, 7 классы).

  • 1.9. Тема урока: О спорт – ты мир. Московская Олимпиада 1980г. (5, 6, 7 классы).

  • «До свиданья, наш ласковый Миша!».

  • 1.10. Тема урока: Песни, рожденные в Афганистане (8, 9, 10, 11 классы).

  • Автомат и гитара на афганской войне: Кто - то скажет: «Не пара, там романтики нет!». Я не думаю спорить, петь о том иль не петь

  • ДЛЯ МУЗЫКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ВРЕМЕНИ, НИ РАССТОЯНИЙ…. БИБЛИОГРАФИЯ

  • 000МХК-проект-работы-1. Конкурсная работа по мхк История Отечества в музыкальных памятниках


    Скачать 81.85 Kb.
    НазваниеКонкурсная работа по мхк История Отечества в музыкальных памятниках
    Дата23.04.2023
    Размер81.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла000МХК-проект-работы-1.docx
    ТипКонкурс
    #1084142

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЁМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (143050, Московская область, Одинцовский городской округ, рабочий посёлок Большие Вяземы, ул. Городок-17, строение 20 а)

    ОКРУЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

    КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПО МХК

    «История Отечества в музыкальных памятниках» (проект)

    Выполнила:

    Королик Анастасия Павловна, 11 класс Московская область, Одинцовский район, г. Голицыно, ул. Наро-Фоминский пр-т, д. 50

    Руководитель:

    Валгина Ирина Викторовна, учитель искусства и музыки МБОУ Мало – Вязёмской СОШ

    Р.П. Большие Вязёмы

    2020

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение………………………………………………………………....…..3-4

    2. Основная часть………………………………………………………………5-6

    1. Музыкальные произведения для интегрированного урока

      1. А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». …………..…………………..….6-7

      2. С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» …………...……...…...7

      3. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»………...………………...………..8

      4. «Преображенский марш» эпохи Петра 1……………………...…….....8-9

      5. П.И. Чайковский. «Торжественная увертюра 1812год»……..…........9-10

      6. Музыка и Великая Отечественная война……………………………10-14

      7. Д.Д. Шостакович Седьмая («Ленинградская») симфония ………..14-15 

      8. Первый полет человека в космос ..………………………………….15-17

      9. О спорт – ты мир! Московская Олимпиада 1980г. ………………...17-19

    1.10. Песни, рожденные в Афганистане………...……………………….19-21

    2. Интегрированные уроки………………………………………………...........21

    1. Заключение……………………………………………………………..…22-23

    2. Библиография………………………………………………………………...24

    Приложение

    ДЛЯ МУЗЫКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ВРЕМЕНИ, НИ РАССТОЯНИЙ….

    I. ВВЕДЕНИЕ

    В наше сложное время проблемы патриотического воспитания встают особенно остро потому, что происходит отчуждение молодежи от отечественной культуры, нарушается идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего.

    Падает общая культура учащейся молодежи. Дефицитом становятся такие понятия как гражданственность и патриотизм.

    Искусство играет наиболее важную роль в формировании личности ребенка, подростка, обучающегося молодого человека.

    Для воспитания патриотов, достойных граждан своей страны, необходимо развивать и укреплять в детях чувство гордости за свою страну, воспитывать уважение к своему народу, своей культуре, к национальным традициям.

    История русского народа и нашей страны богата значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии Общества.

    Если страницы этой истории отображены в искусстве – в музыке, то воздействие их на умы и души молодого поколения сильнее, а связь с настоящим крепче.

    В этом году исполняется 75 лет как закончилась одна из самых тяжёлых, кровопролитных войн нашей страны и мировой истории. Эта знаменательная дата напоминает о страшных событиях Великой Отечественной войны, о героизме наших солдат и о любви к своей стране. Смелость, упорная борьба и патриотизм советского народа дали возможность всем нам жить сегодня в мире и спокойствии.

    Никогда не ослабевал интерес деятелей искусств к истории своей Родины.

    Война и музыка: что может быть общего между ними? Ответ на этот вопрос может дать моя проектная работа «История Отечества в музыкальных памятниках».

    Мой Проект - это подведение итогов и обобщение, полученных знаний при изучении таких предметов как история, литература, МХК и музыка. При этом я решила расположить музыкальные произведения в определенной хронологической последовательности: по датам и важнейшим событиям в истории нашей страны.

    Подобранный музыкальный материал – это музыкальные памятники героям, их мужеству и патриотизму.

    Я считаю, что подобрав материал для проведения тематических уроков по МХК, музыке, искусству и литературе, можно привлечь внимание и интерес детей к истории своей Родины и воспитанию патриотизма у молодежи.

    Цель моей работы – провести тематические уроки на тему «История Отечества в музыкальных памятниках».

    Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

    1. Подобрать музыкальные произведения по теме.

    2. Изучить историю создания произведения, музыкальный жанр, идею и стиль композитора.

    3. Подготовить уроки, составить их план.

    4. Провести интегрированные уроки.

    5. Подвести итоги выполненной работы.

    Также я определила для себя Гипотезу, которая заключается в том, что музыкальные произведения, подобранные мною для уроков, пробуждают в учениках чувство патриотизма и помогают лучше понять историю своей страны.

    Объектом моего проекта являются музыкальные произведения, связанные с важнейшими событиями из истории нашей Родины.

    Субъектами выступают ученики нашей школы, участвующие в тематических уроках музыки, искусства, МХК и литературы.

    Работа над моим проектом проходила в несколько этапов:

    1. Первый этап – подготовительный.

    2. Второй – теоретический - подбор теоретического материала и музыки по теме Проекта, составление планов проведения уроков.

    3. Третий этап – практический – проведение уроков.

    4. Четвертый этап - аналитический - обсуждение предварительных результатов, подведение промежуточных итогов.

    5. Пятый этап – заключительный - основные выводы и подведение итогов по проделанной работе.

    6. Шестой этап - Реализация Проекта «История Отечества в музыкальных памятниках» - выступление с Проектом.

    Актуальность темы нашего проекта основана, с одной стороны,

    на возрастающем интересе современной молодёжи к истории своей страны,

    своей малой Родины, а с другой стороны, на недостаточном освещении

    историко-патриотической роли отечественной музыки, которая, несомненно,

    велика. Поэтому наша работа призвана восполнить этот пробел в знаниях.

    II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Первым этапом проведения работы стал выбор тем и музыкальных произведений.

    Для этого был проведен опрос среди обучающихся 6, 8, 9 классов.

    Опрос проводился посредством анкетирования.

    Мною были сформулированы 5 вопросов по знаменательным датам и событиям из истории нашей страны.

    Вопросы анкеты:

    1. Назовите несколько ключевых дат из истории нашей страны (которые помните): 

     2. Что в Истории России произвело на вас неизгладимое впечатление? 

     3. Назовите события, на примере которых можно воспитать чувства патриотизма у современной молодежи: 

     4. Назовите музыкальные произведения, известные вам по урокам Истории, МХК и Литературы, которые произвели на вас наибольшее впечатление: 

     5. Назовите несколько исторических личностей, которые наиболее вам знакомы в период со времен Древней Руси – по эпоху СССР: 

    В опросе участвовали 70 обучающихся.

    Результаты опроса представлены на Диаграмме 1.



    В результате анкетирования выявлено, что 51% опрошенных интересуются темой Великой Отечественной Войны, 14% - Отечественной Войной 1812 года, 11% - Война в Афганистане, 9% - Олимпиада 1980 года, 9% - первым полетам человека в космос, 6% - Эпоха Петра I.

    На основании опроса, учитывая предпочтения уч-ся, а также учитывая значимость не названных уч-ся событий и произведений, был составлен перечень событий и музыки для проектной работы.

    1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

    1.1. Тема урока: Опера «Князь Игорь» - народно-эпическая опера.

    (7 класс).
    Опера «Князь Игорь» - народно-эпическая опера, замечательный памятник музыкального искусства.

    Литературное произведение – памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185-1187).
    Музыкальное произведение: Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина – одно из лучших произведений русской музыки, воспевших героизм русского народа, его славное прошлое. В основе либретто – события далеких и трагических времен борьбы Руси со «степью», описанные неизвестным автором в «Слове о полку Игореве». В нелегких условиях, в течение многих лет создавалась опера «Князь Игорь». Приступая к работе над оперой, Бородин обратился к огромному количеству исторических материалов, касающихся изображаемой им эпохи. Помимо материалов по «Слову о полку Игореве», Бородин тщательно изучил различные летописи, «Историю государства Российского» И.Н. Карамзина, «Историю России с древнейших времен» С. Соловьева и работы других историков из «Русского исторического сборника», издаваемого Обществом истории и древности российских. Не прошли мимо его внимания и научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни угорских народов.

    Работая над первоисточниками, композитор многое изменил в соответствии со своим замыслом, многое исключил совсем, а кое-что дополнил, усилив не только психологизм образов, но и патриотическое звучание всего произведения. В опере параллельно развиваются два основных драматургических конфликта: первый – между русскими и половцами; второй – внутри русского лагеря. Все это выявлено средствами музыки, ярко, убедительно.

    Образ главного героя оперы – князя Игоря подлинно историчен, конкретен, композитор обобщает его, наделяет лучшими чертами русских доблестных витязей, сохраняя конкретность, неповторимость этой личности.

    Лирика оперы не контраст, а дополнение к героическим образам. Всю оперу обрамляют Пролог и Эпилог. Их музыка исполнена благородной величавости, высокой поэтичности, красоты, поражающей суровой простотой, национальным своеобразием. Образ благородного князя Игоря предстает в звучании величаво-скорбных аккордов, передающих глубокие раздумья о судьбах Родины.
    1.2. Тема урока: Звать через прошлое к настоящему. (6 класс).

    С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

    Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.  

    Семь частей кантаты «Александр Невский» – семь ярких, красочных музыкальных картин, словно выхваченных из отдаленной эпохи; и вместе с тем каждая из них – определенный этап в развитии общей идеи произведения.  С великолепной правдивостью выразил композитор психологическую суть двух противостоящих сил. Это не просто красочные обобщенные портреты. А два непримиримо враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро - монголы, затем тевтонские псы-рыцари. Музыкальные характеристики и тех и других необычны ярки, психологически точны, конкретны.

    Образ Руси – народные хоры, лирическое соло женского голоса, чисто инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями, близкими к народной русской песенности. Чувства, выраженные музыкой, очень разнообразны. Крестоносцы же обрисованы музыкой менее разнообразной – в основном зловещей, агрессивной, все это создает образ тревожно – жуткий, лишенный человеческого тепла.

    В эпилоге кантаты – «Въезд Александра Невского во Псков» – звучит торжественно и величаво хор, прославляющий победителей. Здесь, знакомые образы предстают как бы укрупненными, еще более значительными и звучат солнечно, ликующе. Горделивую радость за свою историю, за ее героев рождает эта музыка. Огромна сила ее художественного и эмоционального воздействия.

    1.3. Тема урока: Героическая тема в русской музыке. (7 класс).

    М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»

    Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинкибыла впервые поставлена 9 декабря 1836 года. Главное чувство, рождаемое этой музыкой, – чувство Родины.Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни, русский национальный характер. Глинка явился первопроходцем, создававшим совершенно новый образный мир, раскрывая его новым музыкальным языком – русским.

    Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

    Подвиг костромского крестьянина вдохновлял поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.
    1.4. Тема урока: Эпоха Петра 1 (6 класс).

    Преображенский марш эпохи Петра I.

     Эта музыка наравне со знаменитым маршем «Прощание славянки» является символом России. Музыка, олицетворяющая победы Русской дореволюционной армии, становится фоном к символу нашей великой Победы. Именно поэтому этот марш ежегодно исполняют на параде 9-го мая при выносе Знамени Победы.

    Автор и точный год написания этого марша Неизвестен. Некоторые западные историки считают, что марш шведского происхождения, но никаких доказательств этого нет. В Германии долго бытовало мнение, что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Хаазе. Однако в 1816 и 1817 годах Хаазе (Гаазе), после русского плена, находился при дворе великого князя Константина Павловича в Варшаве, и возможность того, что он мог сочинить марш, моментально ставший маршем элитного Преображенского полка,

    представляется крайне маловероятной.

    К тому же само строение марша в кантовой форме с большой долей вероятности говорит о том, что марш сочинен в первой четверти XVIII века. Косвенно подтверждает появление марша при Петре I его распространенное дореволюционное название – «Марш Петра Великого» или «Петровский марш».

    В 1816 году марш был включен в русский Императорский каталог маршей. Об этом каталоге в России сейчас ничего неизвестно, однако немецкие историки постоянно на него ссылаются, упоминая, что наш каталог стал основой для знаменитого прусского каталога маршей, учрежденного декретом короля Фридриха-Вильгельма III в 1817 году.

    В России он был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного полка, 147-го Самарского пехотного полка и Выборгского гарнизонного пехотного батальона.

    Марш пришел также в южную Европу и другие западноевропейские страны.
    Все же «Преображенский марш» еще не стал полковым встречным маршем Королевской морской пехоты, но Маунтбеттен не сдавался, и при 300-летнем юбилее Royal Marines в 1964 г. он, уже являясь главнокомандующим Британскими Вооруженными Силами, приписал марш к морской пехоте, где марш был срочно утвержден как полковой встречный марш.
    Можно упомянуть и другое применение этого марша в качестве музыкального приветствия в исполнении духового оркестра вместо сигналов, подаваемых рожком, при встрече и проводах августейших особ и офицеров высшего ранга в королевском ВМФ Великобритании. В 1909 было утверждено, что генерала нужно приветствовать первыми 8 тактами «Преображенского марша», но сыгранными в быстром темпе.

    Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс, который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его "с глубочайшим уважением к Ее Величеству Императрице Марии Александровне". Императрица, дочь великого герцога Людвига II Гессенского, вышла замуж в 1841 году за великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Вальс был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа 1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса. Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в павильоне «Воксхолл» в Павловске. Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пауль Эстергази.
    1.5. Тема урока: Творчество И.П. Чайковского. Отечественная война 1812 года в музыке (7 класс).

    П.И. Чайковский. «Торжественная увертюра 1812год».

    Торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского создавалась к 80-летию победы над французами-захватчиками во время подготовки к открытию Храма Христа Спасителя. Эта монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра.

    Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но её образы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. Во вступлении проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди Твоя», темы тревоги и героических военных сигналов. В экспозиции введены контрастные друг другу темы, символизирующие враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных», с которой композитор связывал молодецкую отвагу русских воинов, и «Марсельеза», которая рисует образ врага, характеризует нашествие.

    Ликующее завершение увертюры в максимальном фортиссимо воспроизводит фанфарную тему вступления в сопровождении колоколов. На фоне праздничных фанфар возникает затем мелодия государственного гимна России «Боже, царя храни». Таким образом, была воплощена главная мысль увертюры: оплот России – это триединство Православие, Самодержавие, Народность. Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта. В заключительном грандиозном финале создается впечатление всхода величавой процессии на вершину холма, откуда взор, ликуя, озирает широко раскинувшийся горизонт и впереди и внизу привольно русский город, дорогой сердцу народа.

    Первое исполнение увертюры «1812 год» состоялось 8 августа 1882 г. в Москве, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки. Вопреки мнению Чайковского, считавшего, что увертюра «не заключает в себе, кажется, никаких серьезных достоинств», успех ее возрастал с каждым годом. Еще при жизни Чайковского, она исполнялась неоднократно в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, в том числе и под управлением самого композитора. Имела она большой успех и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе. Под влиянием успеха, Чайковский изменил к ней отношение, включая ее в свои авторские концерты и иногда, по требованию публики, исполняя «на бис» (Одесса, зима 1893 года).

    1.6. Тема урока: Музыка и Великая Отечественная Война (6, 7, 8 классы).

    Песня "Священная война".

    Первой песней войны была "Священная война" Василия Лебедева-Кумача и А. Александрова. История ее создания очень интересна. 24 июня 1941 года газеты “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: “Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…” Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:- Будем разучивать новую песню – “Священная война”. Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще один день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня “Священная война”, тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…

    Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”. Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня “Священная война” была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя Кремлевских курантов она звучала по радио:
    Вставай, страна огромная,

    Вставай на смертный бой

    С фашистской силой темною,

    С проклятою ордой.
    "Песня защитников Москвы"
    Осень 41-ого. Враг у стен столицы. Весь город встает на его защиту. Создаются оборонительные сооружения - рвы, надолбы, "ежи". 16 дивизий народного ополчения было сформировано в столице в те грозные дни. Наскоро обученные, ополченцы-добровольцы шли на фронт. Под стать суровым боям под Москвой были и песни того времени. Вот одна из них - "Песня защитников Москвы" А. Суркова и В. Мокроусова:
    В атаку стальными рядами

    Мы поступью твердой идем.

    Родная столица за нами,

    Рубеж нам назначен вождем.
    Песня "Дорогая моя столица"
    Два месяца спустя, в декабре 1941 года, появилась одна из самых популярных и доныне песен о Москве "Дорогая моя столица". Появилась почти случайно. Автор ее отнюдь не москвич. Родился у Черного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда ушел на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант ярославской дивизии Марк Лисянский остановился на площади Пушкина возле редакции журнала "Новый мир", Лисянский успел передать секретарю, редакции свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, И. Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи:
    Я по свету немало хаживал.

    Жил в землянке, в окопах, в тайге,

    Похоронен был дважды заживо,

    Знал разлуку, любил в тоске,

    Но Москвою привык гордиться

    И везде повторяю слова:

    Дорогая моя столица,

    Золотая моя Москва!
    Я люблю подмосковные рощи

    И мосты над твоею рекой,

    Я люблю твою Красную площадь

    И Кремлевских курантов бой.

    В городах и далеких станицах

    О тебе не умолкнет молва,

    Дорогая моя столица,

    Золотая моя Москва!
    Мы запомним суровую осень,

    Скрежет танков и отблеск штыков,

    И в сердцах будут жить двадцать восемь

    Самых храбрых твоих сынов.

    И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова,

    Дорогая моя столица,

    Золотая моя Москва.
    Песня «В землянке»
    А самая знаменитая песня родилась неожиданно. Собственно, Сурков не писал песню. Он написал письмо в стихах жене. В ноябре 41-го, в землянке, в районе наблюдательного пункта Западного фронта, на 2-м километре Минского шоссе. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Переписывались от руки, переходили из рук в руки, из уст в уста. В начале 1942-го в Москве проездом на флот находился композитор Константин Листов, он и написал на эти стихи мелодию.
    Бьется в тесной печурке огонь,

    На поленьях смола, как слеза,

    И поет мне в землянке гармонь

    Про улыбку твою и глаза.
    Про тебя мне шептали кусты

    В белоснежных полях под Москвой.

    Я хочу, чтобы слышала ты,

    Как тоскует мой голос живой.
    Песня «Темная ночь»
    В 1943 году родилась знаменитая «Темная ночь» В. Агатова и

    Н. Богословского:
    Темная ночь, только пули свистят по степи,

    Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

    В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

    И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

    Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

    Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!

    Темная ночь разделяет, любимая, нас,

    И тревожная темная степь пролегла между нами.

    Верю в тебя, в дорогую подругу мою,

    Эта вера от пули меня темной ночью хранила…

    Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

    Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
    Трудно поверить, но эта песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совсем неожиданно в 1942 г. в далеком Ташкенте. Шли съемки фильма «Два бойца». По замыслу режиссера, в фильме должна была звучать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», – признался режиссер композитору Никите Богословскому.
    «Луков так зримо обрисовал ситуацию, – вспоминал композитор, – так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу без остановки сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике небывалый...».
    Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агапова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы.

    Фильм «Два бойца» стал историей советской кинематографии. А песня живет и поныне, ее поют бывшие фронтовики, их дети и внуки.
    1.7. Тема урока: Поклонимся великим тем годам. 900 дней и ночей блокады Ленинграда (7, 8, 9 классы).

    Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича 
    Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича – одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. История мирового искусства еще не знает подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось бы под непосредственным впечатлением только что происходящих событий. Обычно крупные сочинения вынашиваются долго, сосредоточенно. Здесь же оказалось достаточно одного месяца, чтобы чувства и мысли миллионов его современников, воплотились в совершенные формы и высокохудожественные образы.

    Конкретное историческое событие – борьба с фашизмом – приобретает в этой музыке обобщенную трактовку. Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его, – широкие, напевные – напоминают русские народные песни. Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов-антиподов, которые носят определенный характер.

    В симфонии 4 части, каждая из них, как бы дополняет предыдущую.

    Скрипки рассказывают о безоблачном счастье. В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны – короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок. Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. Но человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и голоса фаготов, могущественнее грохота кожи, натянутой на барабаны. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее рев. Слышен только раздумчивый и суровый – после стольких потерь и бедствий – человеческий голос фагота. Перед умудренным в страданиях взором человека – пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

    Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и бороться. Вся гигантская четырехчастная симфония стала великим памятником подвигу Ленинграда.

    После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Новосибирске под управлением Мравинского, но самая замечательная, поистине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу – подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии – 9 августа 1942 года – все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере. И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

    Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.

    1.8. Тема урока: Первый полет человека в космос – 12 апреля 1961 г. День космонавтики (5, 6, 7 классы).

    12 апреля 1961 года в космос полетел первый советский человек – это был Юрий Алексеевич Гагарин. Это был подвиг всего Советского народа, победа Советской науки и техники.

    12 апреля - это знаменательная дата в исследовании и освоении космоса.

    О Ю.А. Гагарине написаны сотни статей, сняты фильмы, написаны песни.

    Самые известные и популярные по сей день — это песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравого.

    Самый известный цикл песен «Созвездие Гагарина» был написан к 10-ю полета Первого космонавта с Большой земли:

    «Запевала звездных дорог»

    «Смоленская дорога»

    «Знаете каким он парнем был»

    «Как нас Юра в полет провожал»

    «Созвездие Гагарина»

    Песни были записаны на грампластинки Ю. Гуляевым и И. Кобзоном.

    «Созвездие Гагарина» - это не просто музыка и стихи, это памятник. Это первый и до сих пор единственный музыкальный памятник прославленному герою космонавту.

    Конечно, не каждый смог бы справится с этой задачей, а вот А. Пахмутовой такой замысел оказался по плечу.

    ЗАПЕВАЛА ЗВЕЗДНЫХ ДОРОГ. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.

    «Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты...» - сказал Юрий Гагарин перед стартом. В песне из цикла «Созвездие Гагарина» 1971 года Николай Добронравов сравнивает полет первого советского космонавта с революцией.

    ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.

    Песня была написана в 1971 году, к тридцатилетию полета Юрия Гагарина в космос и в память о легендарном летчике.

    12 апреля, день полета Юрия Гагарина в космос, традиционно отмечается с 1962 года. Сегодня этот праздник называется Днем Космонавтики, и посвящается он важнейшему достижению человечества в космических исследованиях. С той даты прошло 58 лет.

    В честь покорения космоса было сочинено множество песен.

    «ГИМН КОСМОНАВТОВ» (Заправлены в планшеты космические карты) Музыка О. Фельцмана, слова В. Войнович.

    Песня была написана по заказу партии за год до полета Юрия Гагарина. Осенью 1960 года поэтическому сообществу было поручено написать космический гимн – и отведено на это было всего две недели. Единственным, кто не побоялся взяться за такое ответственно и срочное задание, стал молодой поэт Владимир Войнович. Причем, на написание стихотворения у него ушел всего день.

    Другая композиция, которую слушают и любят не только космонавты, была исполнена Анной Герман. Голос советской дивы действительно успокаивает настолько, что "Надежда" обрела статус чуть ли не обязательной к прослушиванию перед стартом. Кстати, изначально песню на стихи Николая Добронравова предлагали исполнить Иосифу Кобзону, но последний по неизвестной причине дал отказ.

    "ПРИТЯЖЕНЬЕ ЗЕМЛИ". Музыка Д. Тухманова, слова Р. Рождественского.

    Песня, великолепно исполненная Львом Лещенко, рождалась непросто. Композитору Давиду Тухманову не вполне нравилось, как текст стихотворения Роберта Рождественского ложится на музыку. Тухманов каждый день звонил Рождественскому в Юрмалу, требуя переделать то одну, то другую строчку. Бесспорно, усилия того стоили – произведение получилось потрясающе пронзительным.

    ДЕВУШКУ ЧАЙКОЙ ЗОВУТ. Музыка А. Долуханяна, слова М. Лисянского.

    16 июня 1963 года в космос на аппарате «Восток-6» отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. «Эй! Небо, сними шляпу» - фразу летчицы перед полетом запомнили так же, как и гагаринское «Поехали!».

    Позывной первой женщины-космонавта на время полета был «Чайка» - и именно ей в том же 1963 году Александр Долуханян и Марк Лисянский посвятили песню «Девушку Чайкой зовут».

    1.9. Тема урока: О спорт – ты мир. Московская Олимпиада 1980г. (5, 6, 7 классы).

    Олимпиада 1980 года в Москве – это знаменательное событие в истории Советского Союза. Игры проходили во время «Холодной войны», так как в январе 1980 года войска СССР вошли в Афганистан.

    Американский президент Картер заявил, его государство не будет участвовать в Московской Олимпиаде; еще 64 страны поддержали США, отказавшись участвовать в играх.

    Игры проходили в очень напряженной политической обстановке, были организованы беспрецедентные меры безопасности, были привлечены в Москву с мая по июль лучшие сотрудники МВД для проведения специальных мероприятий. На Играх была создана спокойная, безопасная обстановка, и не совершилось ни одного серьезного правонарушения.

    Талисманами Олимпиады стали медвежонок Мишка и тюлененок Вигри.

    За полгода до Олимпиады А.Н. Пахмутовой было поручено написать песню о прощании с Олимпиадой. Так родилась песня – «До свиданья, наш ласковый Миша!». Эта песня стала музыкальным памятником Московской Олимпиады и вечным хитом, и своеобразным прощальным посланием всей эпохи «застоя» в СССР.

    Одновременно с этой песней еще вспомнили про пять наиболее популярных песен того времени, которые вдохновляли спортсменов на рекорды и победы.

    Это:

    1. «Олимпиада – 80» музыка Д. Тухманова, слова Р. Рождественского.

    Реет в вышине, и зовет Олимпийский огонь золотой,

    Будет земля счастливой и молодой,

    Нужно сделать все, чтоб во век Олимпийский огонь не погас,

    Солнце стартует в небе, как в первый раз.

    2. «Птица счастья» музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравого.

    Птица счастья завтрашнего дня

    Прилетела, крыльями звеня,

    Выбери меня, выбери меня,

    Птица счастья завтрашнего дня.

    3. «Стадион моей мечты» музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравого.

    Здравствуй, самый лучший на свете

    Стадион моей мечты!

    Одержимость – путь к Победе,

    Спорта нет без красоты!

    Жажда счастья, жажда рекорда

    И борьбы прекрасный миг –

    Мастера большого спорта

    Учат рыцарству других.

    4. «Да разве сердце позабудет» музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравого.

    Над спортивной ареной капризное солнце,

    И удача не каждому будет светить,

    Вы на бой провожаете ваших «питомцев»

    Этот взгляд никогда мы не сможем забыть.

    Да разве сердце позабудет

    Того кто хочет нам добра,

    Того кто нас выводит в люди,

    Кто нас выводит в мастера.

    5. «Темп» музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравого.

    Спорт, рывок и финиш золотой,

    Ты упал за финишной чертой,

    Ты на целый миг быстрее всех,

    Мир застыв глядит на твой успех…

    Эти красивые, патриотичные песни стали также музыкальными символами яркой Олимпиады 1980 года. Они поднимали спортивный дух участников, заставляли бороться, не сдаваться и побеждать.

    1.10. Тема урока: Песни, рожденные в Афганистане (8, 9, 10, 11 классы).

    После окончания Великой Отечественной войны, самой кровопролитной и ужасной, СССР не принимал участия в крупных военных конфликтах. Война в Афганистане (1979-1989 гг.) стала первым вооруженным конфликтом, где воевали десятки тысяч советских солдат и офицеров.

    Война длилась долгих 9 лет 1 месяц 18 дней.

    За эти годы погибло 15. 052 военнослужащих,

    53. 753 - получили ранения,

    415 – остаются пропавшими без вести,

    6.000 – скончались впоследствии от ран и болезней.

    В декабре 1979 года в Афганистан вошли военнослужащие, призванные из запаса. После первого года войны руководство СССР пришло к выводу, что война будет долгой и кровопролитной.

    Главной причиной гражданской войны в Афганистане стал внутриполитический кризис – борьба за власть между местными традиционалистами и лево-радикальными модернистами, который усугубился иностранным вмешательством.

    Это были самые большие потери Советской армии времен Великой Отечественной Войны.

    Война окончилась 15 февраля 1989 года.

    Памятники войнам афганцам установлены во многих городах бывшего Советского Союза. Ученик нашей школы Александр Терновский являлся участником боевых действий в Афганистане. Он награжден Правительственной наградой, трагически погиб, выполняя свой интернациональный долг. В честь него на здании школы установлена Памятная доска, а в школьном музее есть стенд, посвященный герою нашего Городка-17.

    В этот же период песни посвящённые этой Войне. Афганские песни – это творчество военнослужащих. Авторы самых популярных песен, особо полюбившихся военным, это Юрий Кирсанов и Игорь Морозов. Вот некоторые из них:

    «Этот мир без тебя», «Кукушка», «Зорька», «Бой гремел в окрестностях Кабула», «А на войне как на войне», «Два брата», «Автомат и гитара» и так далее.

    Автомат и гитара на афганской войне:

    Кто - то скажет: «Не пара, там романтики нет!».

    Я не думаю спорить, петь о том иль не петь,

    Мне гитару настроить надо к бою успеть...

    Тематика афганских песен направлена на военно-патриотическое воспитание молодежи.

    Афганская песня - это своеобразное явление национальной песенной культуры. Она позволила осмыслить ряд принципиальных проблем:

    Зачем мы живем в этой стране?

    За что воюем?

    За что отдаем молодые жизни?

    Афганские песни – это духовный памятник мужеству, героизму, чести и достоинству российского солдата. Они доносили до людей правду о тех событиях, воспитывали должное уважение к армии и простому русскому войну.

    2. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ.

    Как мною уже было сказано в начале, музыкальные произведения и информация о них могут быть использованы как дополнительные материалы для уроков МХК, истории, литературы и музыки.

    Для проведения урока необходимо составить план, который, по моему мнению, должен выглядеть следующим образом:

    1. Тема урока.

    2. Цели, задачи.

    3. Проведение урока согласно заданной теме.

    4. Музыкальная пауза, во время которой ученики могут прослушать музыкальное произведение, соответствующее теме, проблемам и воспитательным задачам урока.

    5. Получение новых сведений о музыкальном произведении, композиторе, эпохе.

    6. Подведение итогов о новых знаниях, обмен мнениями.

    Мною совместно с педагогами: Л.В. Исмаиловой – учителем истории, Н.М. Шаповаловой – учителем русского языка и литературы, И.В. Валгиной – учителем музыки и МХК были проведены подобные уроки в нескольких классах школы – 5 в, 7а, 8в.

    Итогами работы стало привлечение внимания обучающихся к истории своего Отчества, повышение интереса к урокам и создание хорошего настроения у ребят, присутствующих на интегрированных занятиях.

    III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе работы над проектом мною были решены все поставленные задачи:

    1. Подобрать музыкальные произведения по теме.

    2. Изучить историю создания произведения, музыкальный жанр, идею и стиль композитора.

    3. Подготовить уроки, составить их план.

    4. Проведены интегрированные уроки. Подведены итоги выполненной работы.

    Проведено анкетирование обучающихся Диаграмма 2



    и созданы «Музыкальные папки памяти» (они могут пополняться).

    Был рассмотрен учебный и музыкальный материал по исторической и военной тематике, проведена его классификация в хронологической последовательности происходивших в стране событий.

    Также мною проведен анализ литературных источников с целью изучения понятия патриотизма в истории Отечества.

    Практическую значимость работы я виду в том, что приведенный в ней текстовой, наглядный и музыкальный материал, выводы и наблюдения могут быть использованы для дальнейшего изучения на уроках истории, МХК, литературы, музыки, истории искусства. Материалы, изложенные в папках, могут быть также применены и во внеклассной работе. Все это поможет разнообразить формы патриотического воспитания и пробудить в себе и своих сверстниках стремление к проявлению патриотизма в любых жизненных ситуациях.

    Проведен социологический опрос среди обучающихся для выявления отношения обучающихся школы к понятию «патриотизм».

    Я думаю, что в дальнейшем можно продолжить эту работу, ведь тема «История Отечества в музыкальных памятниках» вечна и не имеет конца.

    Музыка, которая звучит в проекте, вдохновляла на справедливую борьбу с врагом, звала к победе сил добра и гуманизма, к справедливому миру на планете.

    ДЛЯ МУЗЫКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ВРЕМЕНИ, НИ РАССТОЯНИЙ….

    БИБЛИОГРАФИЯ

    ЛИТЕРАТУРА

    1. В. Верстаков. Афганский дневник. Воениздат, 1983 г.

    2. Героика в русской и советской музыке [Текст].  – Л.С. Третьякова. – М.: Знание, 1985.

    3. «Космонавтика», энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1985.

    4. Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная культура советского периода. Для VII класса детской музыкальной школы [Текст].  – М.: Музыка, 2003.

    5. Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста. Составитель О. Очаковская [Текст].  – М.: Музыка, 1985.

    6. Розанова Ю.А. История русской музыки. Т.2, кН. 3. Вторая половина XIX века. П.И. Чайковский [Текст].  – М.: Музыка, 1981.

    7. С. Шилов. Спартакиада. Лучшие из лучших — «Великая эпоха», 20 апреля 2008 года.

    ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

    1. Вайдман П. Е. Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора [Электронный ресурс]. –  http://www.tchaikov.ru/1812.html

    2. Героика в произведениях русских композиторов [Электронный ресурс]. –  http://festival.1september.ru/articles/514453/

    3. Священная_война [Электронный ресурс]. – wikipedia.org/wiki/

    4. Михеева Л. Бородин. Опера Князь Игорь [Электронный ресурс]. – http://www.belcanto.ru/s_borodin_2.html

    5. . Музыка времён Великой Отечественной Войны[Электронный ресурс]. – http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

    6. www.wikipedia.org

    7. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/hotnews/





    написать администратору сайта