|
Конспект 5. Познавательные возможности и способности человека (Гадамер X. Истина и метод. М., 1988)
Конспект №5. Познавательные возможности и способности человека
(Гадамер X. Истина и метод. М., 1988)
| Вопрос 1. Понимание языка как способа мышления
| «Что есть язык помимо его целесообразного функционирования в качестве знака-орудия, следовательно, самоопределение языка благодаря системе искусственных, однозначно определённых символов».
Пояснение: Во-первых, язык является одновременно способом мышления человека и способом бытия реальности. В основе языка лежит способность человека осознавать бытие и выражать свое осознание. С одной стороны, мышление и речь являются свойством человека, с другой – сами определяют его суть, делают человека человеком.
Второй аспект анализа языка – рассмотрение его одновременно как результата сознательной и бессознательной деятельности человека, то есть бессознательное действие происходит посредством осуществления его существом осознанным».
| Вопрос 2. Диалог как феномен человеческого понимания
| «Всемерно поддерживать диалог, давать сказать своё слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чем душа герменевтики»
Пояснение:
Путь истины – это диалог, а не монологическая мысль. Разговор, а особенно его «наиболее глубокая форма» - диалог, есть всегда общение с другим, согласие или несогласие с ним, его возражения, его понимание и непонимание знаменуют расширение нашей индивидуальности. Диалог составляет суть человеческого понимания.
| Вопрос 3. Диалектика вопроса и ответа
| «Диалектика вопроса и ответа всегда, таким образом, предшествует диалектике истолкования. Именно она и делает понимание свершением».
Пояснение: Всякое знание, по Гадамеру, проходит через вопрос, постановка которого может быть правильной или ложной. Решение правильного вопроса есть путь к новому знанию. Понимание существует и живет в межчеловеческой общности, а последняя «по истине строится в диалоге». Вот почему, как считает Гадамер, все формы понимания нацелены, в конечном счете, на понимание, достигаемое в диалоге. Мы способны понять только то, что нам представляется ответом на вопрос. Лишь узнав, почему вопрос задан – что именно хочет узнать другой – смогу я дать ответ.
| |
|
|