Главная страница
Навигация по странице:

  • Для проведения занятий по общественно-государственной подготовке 10 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Приморскому караю. Тема

  • Вид занятия

  • Литература, используемая при проведении занятия

  • Развернутый план занятия. Учебный вопрос № 1: (45 мин.)

  • Пособия и оборудование, используемые на занятии

  • Патриотизм. Конспект для проведения занятий по общественногосударственной подготовке


    Скачать 32.04 Kb.
    НазваниеКонспект для проведения занятий по общественногосударственной подготовке
    АнкорПатриотизм
    Дата17.02.2022
    Размер32.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПатриотизм.docx
    ТипКонспект
    #364676




    УТВЕРЖДАЮ

    Врио начальника 10 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС

    Главного управления МЧС России

    по Приморскому краю

    лейтенант внутренней службы

    П.А. Просянников « » _________ 2020 года










    ПЛАН - КОНСПЕКТ


    Для проведения занятий по общественно-государственной подготовке

    10 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Приморскому караю.
    Тема: Патриотизм: истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны.

    Вид занятия: теоретическое. Отводимое время: 45 минут.

    Цель занятия: Ознакомление личного состава подразделения с патриотизмом в Российской федерации, привить патриотизм у личного состава.

    Литература, используемая при проведении занятия: -

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности"(с изменениями от 22 августа 1995 г., Приказ №472 от 26.10.2017г. «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны»; конституция РФ. сайт http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka/ogp/patriotizm-istoki-traditsii-znachenie-v-dele-ukrepleniya-oboronosposobnosti-stranyi/

    Развернутый план занятия.

    Учебный вопрос № 1: (45 мин.)

    Патриотизм (от греческого patriots - соотечественник, земляк и латинского patria - родина, отечество. Буквально: любовь к отечеству, преданность ему) - одно из древнейших социальных явлений на земле. Как и всякое общественное явление, патриотизм имеет в объективной действительности, т.е. в развитии общества, свои материальные основы. Сущность патриотизма нельзя понять без выяснения его источников. Ученые М. Свердлин и П. Рогачев считают, что «первой предпосылкой патриотизма является формирование коллективизма». Я. Дзюба и Н. Губанов утверждают, что предпосылки возникновения патриотизма - в возникновении человеческих общностей, в развитии общения и связей между ними.

     Патриотизм как определенный социально-исторический продукт проходит в своем развитии ряд этапов и форм в зависимости от того, какая социальная общность держит его на своем вооружении. Долгое время патриотизм находился на уровне общественной психологии, где эмоции и чувства были преобладающими. Да и сейчас они не потеряли своего значения. Вначале чувство патриотизма складывалось стихийно и ограничивалось восприятием родной природы, условий жизни, труда, быта. Постепенно развиваясь, патриотизм все более испытывал на себе влияние идеологии. Это влияние особенно возрастает в современном обществе.

     Существует ряд концепций патриотизма. Немецкий философ Г. Гегель рассматривал патриотизм как некую мистическую силу, как «сознание абсолютности государства». Английский лорд X. Спурел объявлял патриотизм биологическим свойством людей. «Корни патриотизма, - писал он, - следует искать в том чисто животном инстинкте, простейшим проявлением которого является забота животного о своей самке и своих детенышах». Такое понимание патриотизма ничего общего с наукой не имеет, и оно не получило широкого признания.

     Наиболее часто понятие «патриотизм» рассматривается наряду с понятиями «национализм» и «шовинизм». Так, американский социолог Бойд Шейфер в своей книге «Национализм» прямо отождествляет патриотизм и национализм. Бразильский социолог Брэдфорд Бернс в книге «Национализм в Бразилии» пишет: «Быть националистом - это быть гражданином, осознающим свой долг перед родиной. Быть националистом - это просто-напросто быть бразильским патриотом». В унисон такому националистическому пониманию патриотизма американский социолог Г. Кон всячески восхваляет национализм США, утверждая, что с конца XVIII века и до сих пор путеводной звездой исторического  развития является национализм, а современную эпоху он называет веком паннационализма.

     По поводу таких антинаучных и реакционных взглядов на понимание патриотизма необходимо сказать, что патриотизм и национализм не однозначные и тем более не тождественные понятия, и это убедительно подтверждает их этимологическое сравнение. Патриотизм  - это любовь к Родине. А национализм  (от фр. nationalisme) - это идеология и политика, предназначенная выражать классовые (групповые) интересы в национальном вопросе. Национализм появился позднее патриотизма, уже только с зарождением и развитием капитализма. Шовинизм, близкое к национализму понятие, также ничего не имеет общего с патриотизмом. Определение «шовинизм» происходит от фр. chauvinisme - по имени французского солдата  Chauvin, поклонника завоевательной политики Наполеона. Шовинизм - это проповедь национальной исключительности, пренебрежительного отношения к другим народам. Говоря о несовместимости понятий патриотизма и национализма, отечественные исследователи П. Рогачев и М. Свердлин справедливо пишут: «Патриотизм - это естественное состояние сознания гражданина, понимающего свой долг перед родиной, национализм же - это искаженное отражение действительности, аномальное состояние сознания».

    В отличие от национализма в патриотизме обязательно имеет место общечеловеческое начало. Многие из декабристов подчеркивали не только свой патриотизм, но и свой демократизм, гуманизм, уважение к другим народам. П. Каховский писал: «Человек, исполненный чистотою, жертвует собой не с тем, чтобы заслужить славу, строчку в истории, он творит добро для добра без возмездия. Так думал я, так и поступал, увлеченный пламенной любовью к родине, страстью к свободе, я не видел преступления для блага общего». Подобные мысли выражал на рубеже XIX-XX  веков выдающийся грузинский мыслитель Важа Пшавела: «Каждый сын своего отечества должен служить своей родине всеми своими силами... и настолько разумным будет его труд и насколько полезна его деятельность, настолько полезным будет он и для всего человечества».

     Патриотизм, вбирая в себя прогрессивные идеи прошлого, не только противостоит национализму и шовинизму, но и имеет ярко выраженную тенденцию обогащения своего содержания общедемократическими и общечеловеческими ценностями.

     Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов. К ним относятся природно обусловленные, или естественные, связи и отношения между людьми, все многообразие социально-культурных связей и отношений, а также духовные связи и отношения.

     Национальная общность оказывает иногда решающее влияние на формирование патриотизма. Так, в России русский среди русских обычно чувствует себя дома, а это предпосылка естественного (инстинктивного) патриотического чувства. Тем не менее расовая или этническая общность редко бывает исключительным фундаментом патриотизма, несмотря на всю естественность такого отношения. Национальный характер любви к Родине - необходимая, но не достаточная основа патриотизма. В современном мире едва ли найдется монорасовое, а тем более моноэтническое государство. Российская Федерация является многонациональным, полиэтническим государством, где к тому же многие национальные и этнические группы исторически расселены отчасти смешанным образом, отчасти компактно. Национальный патриотизм, или патриотизм на национальной основе, в ней очень распространен, однако он вряд ли может претендовать на то, чтобы быть единственной формой патриотизма.

     Кроме национального патриотизма в современном российском обществе широко распространен патриотизм на интернациональной основе. Имеются в виду два вида патриотизма: во-первых, патриотизм на основе реального интернационализма; во-вторых, патриотизм как составная часть идеологии бывшего советского государства. Последний сегодня хотя и уходит в прошлое, но еще весьма действенный элемент практического сознания россиян старшего поколения. Причина его актуальности в ностальгии по СССР как «дружной семье народов», а также в глубочайшем разочаровании, которое возникло у многих граждан России после распада СССР.

     Разновидностью патриотизма на национальной основе является двойной патриотизм членов национально-этнических диаспор, существующих практически во всех государствах мира: у большинства членов диаспор две родины - историческая (страна предков) и собственно родина (страна, где они родились и постоянно живут). Например, у многих выходцев из России, живущих в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах, сохраняется эмоциональное отношение к России как исторической родине и в то же время возникает патриотическое чувство к странам проживания. По мере ассимиляции, происходящей у разных этносов в разных странах с разной скоростью, любовь к исторической родине постепенно ослабевает, но при определенных условиях она, как тлеющие угли, может вспыхнуть с новой силой.

     Патриотизм на национальной основе и национализм, питаемый патриотическими чувствами и идеями, близкие, но не идентичные феномены. У них разные объекты любви и почитания: с одной стороны, родной край, родная страна; с другой - нация, народ. Это сказывается на характере и направленности обращенных к ним эмоций. Обыкновенно патриотизм сочетается с чувством и сознанием национального достоинства, уважением к самому себе как представителю определенной национальной общности.

     История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность народа, помогавших ему преодолевать трудности и невзгоды, был патриотизм - любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.

     В битвах с врагами нашей Родины сложились и развиваются такие боевые традиции, как любовь к своему кораблю, части, верность Боевому знамени, защита командира в бою, чувство товарищества и многие-многие другие.

     В первом российском Морском уставе появилось в сравнении с западным уставом одно примечательное новшество: корабль под Андреевским флагом не имел права никогда, ни при каких обстоятельствах этот флаг спускать, то есть сдаться. Три с лишним века минуло с тех пор. Но эта традиция осталась до сих пор. Вся история России с петровских времен подтверждает силу духа русских воинов. Сам Петр I, окруженный в приднестровских степях громадной и хорошо вооруженной армией врага, в безнадежном, казалось бы, положении, даже не помышлял о сдаче. Ценой немалых потерь и уступок русские войска с честью вышли из беды. Такое бывало в нашей истории неоднократно. Например, Москва была оставлена Наполеону, но не сдалась, не принесла ему ключи на Поклонную гору, жители покинули столицу. А во время русско-турецкой войны в 1877 году небольшой русский гарнизон был осажден в крепости Баязет. Положение казалось безнадежным, по данным объективной военной науки. В любой армии мира начальника гарнизона и его офицеров, согласившихся на капитуляцию в подобных условиях, не осудили бы ни трибунал, ни общественное мнение. Но в России было не так. Комендант крепости, скромный офицер в небольшом чине, ответил врагам, выражая отнюдь не личное, а русское общеармейское мнение: «Русские берут крепости, но никогда не сдают их!»

     Выясняя основные направления формирования и повышения престижа воинской службы, формирования ценностной ориентации воинов, необходимо восстановить, разумно использовать в обучении и воспитании воинов все то, что скрепляло, цементировало единство Русской армии и флота на протяжении веков.

     К числу духовных исторических традиций Российских армии и флота следует отнести следующие:
    -  активное участие армии, русского воинства в культурном развитии страны, умножении духовного наследия поколений;
    -  традицию культурного воинского подвижничества, свидетельствующую о тесном родстве армии со своим народом;
    традицию гуманизма, бескорыстия, стремление прийти на помощь нуждающимся как внутри страны, так и за ее пределами;
    - активное участие русского воинства, армии и флота в увековечении героических страниц истории в памятниках народной и воинской славы;
    -  созидательный характер воинской деятельности, активное участие армии в свершениях своего народа;
    -  традиции военных парадов, производство салютов в честь победителей и ряд других.

    В связи с этим в условиях реформирования Вооруженных Сил, при расформировании частей и соединений, носящих заслуженные в боях почетные наименования, имеющих на Боевых знаменах многочисленные награды, важно сохранить историческую память, чтобы не растерять боевых традиций, поддержать моральный дух военнослужащих. Воинские традиции как духовная ценность, имеющие многовековую историю, сохранятся, прорастут в новых поколениях военных. Забота о традициях нужна на всех уровнях военного руководства.

    2

    Любовь к Родине, являясь нравственной основой воинской службы, способствует формированию у военнослужащих чувства ответственности, выступает тем идейным стержнем, который пронизывает всю жизнь и деятельность воинских коллективов.

          Патриотизм военнослужащих оказывает влияние на характер воинской службы, на выполнение каждым из военнослужащих своего конституционного долга. Каким же образом осуществляется это воздействие?

          1. Любовь к Родине, патриотизм позволяют ее защитникам лучше осознавать необходимость своего ратного труда как труда на благо Отечества. России чужда политика агрессии и милитаризма, но она должна быть готова дать отпор любому агрессору. Современное международное положение характеризуется ростом нестабильности международных отношений, расширением конфликтообразующей основы на глобальном, региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества, усилением тенденции милитаризации и активного использования военной силы во внешней политике государств, повышением напряженности в некоторых районах, прилегающих к границам России.

     Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, укрепляет их духовные силы, вызывает более ответственное отношение к своим служебным обязанностям.

     2. Любовь к Родине, патриотизм помогают справиться с напряженным ритмом военной службы, успешно преодолевать многочисленные трудности в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке. С одной стороны, эти трудности обусловлены характером задач, стоящих перед Вооруженными Силами, особенностями военной организации, своеобразием условий, в которых осуществляется деятельность военнослужащих. С другой - вызваны порой недостаточной материально-технической обеспеченностью учебного процесса войск, ослабленным вниманием некоторых старших начальников к нуждам и запросам своих подчиненных.

    Военная служба требует от военнослужащего особой четкости, точности, оперативности исполнения всех распоряжений. Этим она сильно отличается от других областей общественной жизни, где конкретные нормы исполнения долга не выражаются с такой четкостью и ясностью, как в Вооруженных Силах. Регламентация охватывает все стороны службы, быта и даже порой внеслужебных отношений.

     Военная служба является особым видом государственной службы, как отмечается в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Поэтому воспитание патриотизма является первостепенной задачей духовно-нравственного воспитания в воинских коллективах.

     3. Патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала Вооруженных Сил России, прежде всего духовной его составляющей. Он сплачивает воинские коллективы, повышает их ответственность за выполнение учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности войск, организованности и дисциплины.

    Сегодня быть воином-патриотом - это значит активно содействовать осуществлению военной реформы в стране, четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально-боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов.

     4. Патриотизм военнослужащих поднимает их на борьбу со всем негативным, что имеется в армейской жизни. Он заставляет бороться с равнодушием и нигилизмом, с благодушием и самоуспокоенностью, с недостатками и упущениями в службе.

    В большинстве частей и подразделений командиры правильно понимают свои задачи, в том числе и воспитательные, пользуются авторитетом и доверием подчиненных, кропотливо ведут с ними воспитательную работу. Именно они воспитывают в душах солдат такие благородные чувства, как любовь к Родине, верность воинскому долгу, побуждают их с высокой ответственностью относиться к служебным обязанностям. Эта работа станет еще более эффективной, если командиры всех степеней будут ближе к подчиненным, будут знать их настроения, хорошо представлять морально-психологическую атмосферу в коллективе, целеустремленно вести индивидуальную работу. Учитывая существенное снижение качественных характеристик призывников, прибывающих в Вооруженные Силы РФ, воспитательная роль офицеров, младших командиров еще более возрастает.

     Большие и сложные задачи, стоящие перед Вооруженными Силами, процессы, происходящие в войсках под влиянием военной реформы, требуют научного подхода к организации работы с личным составом, полного учета ее закономерностей и принципов, а также качественных изменений в личном составе армии и флота. В настоящее время объективные условия складываются таким образом, что над многими духовными ценностями, составляющими основу жизнедеятельности общества, армии и флота, нависла реальная угроза их утраты.

     Это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться интеллектуальный и культурный уровень россиян, а с другой - расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир.

     Современный переходный период развития российского общества требует дальнейшего глубокого и критического осмысления основных направлений совершенствования отечественной духовности, этапов ее развития, воссоздание эффективно функционирующей духовно-нравственной общественной атмосферы, где нет места невежеству, насилию и стяжательству. Нельзя забывать, что подлинная демократия основывается на духовности, сознательности, осмыслении происходящих процессов.

     Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что во все времена одной из важнейших задач органов государственной власти было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженное выполнение долга.

     Чувство патриотизма формируется прежде всего под влиянием объективных условий социально- экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма находятся в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Любовь можно питать к конкретной Родине, к конкретному Отечеству.

     На формирование патриотических чувств у российских воинов большое влияние оказывает служба в Вооруженных Силах, тот внутренний войсковой порядок и боевая учеба, которые организуются командирами. Патриотизм является духовным стержнем обороноспособности нашей страны.

     Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, учреждений культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет.
    Пособия и оборудование, используемые на занятии: План конспект.



    Заместитель начальника 10 ПСЧ 2 ПСО

    ФПС ГПС Главного управления МЧС России

    по Приморскому краю

    лейтенант внутренней службы П.А. Савельев

    « » ______ 2020г.




    написать администратору сайта