Главная страница
Навигация по странице:

  • Куда же стремится вернуться человек в эпоху романтизма

  • Романтизм. Документ (1) (2). Конспект Курс "Что такое романтизм и как он изменил мир"


    Скачать 26.13 Kb.
    НазваниеКонспект Курс "Что такое романтизм и как он изменил мир"
    АнкорРомантизм
    Дата18.02.2023
    Размер26.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент (1) (2).docx
    ТипКонспект
    #943294

    Конспект 1. Курс “Что такое романтизм и как он изменил мир”. Раздел “Искусство”.

    Лекция 1.

    Романтизм - художественное направление, возникшее в 19 веке. Романтизм это эпоха культуры, сформировавшая культуру, которое уходит в прошлое примерно после второй мировой. Романтизм способ миропонимания, восхищение сильной личности, принятия человека как оригинальной, индивидуальной личности. Основа романтического восприятия мира это оторванность от идеала к которому мы стремились, но которого никогда не сможем достигнуть.

    С одной стороны романтическое ощущение основано культуре героя, на сильной личности. С другой стороны романтизм связан с чувством ностальгии, желанием вернуться, приобщиться к чему-то.


    Куда же стремится вернуться человек в эпоху романтизма?

    Первое и наверно основное это детство. Детство - это время, когда ты еще беззаботно ко всему относишься, перед тобой открыты все возможности и ты не ограничен. Ты еще ничем не испорчен ни грехом, ни смертью, твоя душа чиста. Это в каком-то смысле является аналогом рая, откуда человек оказывается изгнан.

    Вторым важнейшим образом идеального мира, от которого человек оторван, является природа. Герои романтического искусства все время показывают идеальную гармонию между человеком и природой.

    Третий образ, связанный с любовью к экзотической природе и к природе в целом, — это тяга влиться в народ и его историю. Так например образованный городской человек начинается чувствовать свою оторванность от природы, оторванность от народа в целом. В романтическом философии народ является коллективной личностью, в которой каждый человек является только малой ее частью.

    За этим миром природы стоит ее создатель и считается, если ты оторван от своих корней, от народа, то ты грешный и потерял право на любовь Бога, потерял составляющую основу. И это переживается как трагедия человека, лишенного общения с главным создателем, источником всего главного и прекрасного на земле.

    Весь комплекс ностальгии в основном строится на ощущении потери, на ощущении, что идеальный мир это потерянный рай, что мы от него ушли, оторвались.

    Куда человек стремится войти, куда ему надо попасть. Но не менее важный вопрос как туда попасть? Что нужно сделать человеку, чтобы попасть в этот прекрасный, идеальный мир от которого он оторван?

    Главный способ вернуть утраченный рай оказывается любовь. Любящие люди чувствуют то самое чувство блаженства, идеальной полноты существовании, это чувство недоступно другим. Этот тип любви называется романтическим. Это представление об идеальной любви, соединение двух душ еще на небесах в одно целое.

    На ранних этапах романтизма за идеей идеальной любви встает образ идеальной семьи - союз двух любящий сердец. Для зрелого человека любовь, как правило, трагическая. Невозможность этой любви с земной жизнью становится очевидной, она не укладывается в рамки земного существования. Тем не менее это идеал, к которому человек стремится всю жизнь, и ради того, чтобы испытать такую любовь. Любовь в зрелом романтизме доступна только избранным, особенным душам.

    Искусство - одно из важнейших способов возвращаться в исходный рай, созданный его творцом. Потому что это особенный мир, ни с чем не сравнимое счастье.

    Последний способ, с помощью которого мы возвращаемся к полноте существования - смерть. Смерть в этом мире имеет парадоксальную роль. С одной стороны, утраченный рай не знает смерти. С другой же стороны, человека уже отпавшего от рая смерть может вернуть куда-то, например в мир, который он оставил.

    Идеальным примером была смерть Андрея Болконского в “Войне и Мире”. Когда Болконский уходит, который почти вылечился от смертельного ранения, но Наташа не в силах его вернуть. Его зовет голос другого мира, для него вечная любовь и вечная жизнь сильнее, нежели земная жизнь и любовь.

    Мироощущение сейчас знакомо почти каждому человеку, несмотря читал ли он Байрона или Лермонтова. Это то, что составляет воздух культуры, то, на чем все мы воспитаны, то, что еще живо в душе каждого из нас и на что многие из нас еще способны откликаться.

    Вместе с этим мы чувствуем, как культура уходит. Она становится все менее понятной молодым людям. Уходит представление о уникальности собственного харак­тера, уходит культ романтической любви, уходят представления о потерянном рае и мечта вернуться в него. На смену приходит новая культура, понятная пока что не всем.

    Лекция 2.

    Когда мы говорим о романтизме мы представляем себе, что это было давно, примерно конец 18 - начало 19 столетия. Легендарные имена: Новалис, Байрон, Гофман, Лермонтов - тематика, где есть мечта, любовь, свобода, воображение. Мудрецы Древней Греции не знали, что живут в эпоху Античности, так же как средневековый человек не знал, что обитает в эпоху Средневековья. Но несмотря на то, что эпоха романтизма длилась всего несколько десятилетий, ее герои прекрасно осознавала принадлежность к ней.

    Но слово “романтический" старше: его первое упоминание зафиксировано в Англии в 17 столетии. В то время оно означало “похожий на romance”, а romance - это сочинение. Как пра­вило, сочинения рассказывали о рыцар­ских подвигах, фантастических приключениях. Такие сочинения не ассоциировались ни с чем серьезным, высоким, престиж­ным, поэтому ранее употребление эпитета romantic “романтиче­ский” имел унизительный оттенок.

    Но со временем оттенок исчез, а употребление слова расширялось. и его все охотнее применяли и к культурной среде, и к природной. Например, “романтическим” могли назвать живописный, волнующий чувства ландшафт. Это разрисованный по линейке классицистический парк, а нечто в новом вкусе, с таинственными уголками для любовных свиданий, и пещерами, и водопадами, и руинами.

    Это слово вновь применяют к поэзии, но уже позднее, под конец 19 столетия. Романтическая поэзия - это не просто особый род поэзии, а синоним поэзии как таковой и перспектива ее будущего развития. Братья Шлегель считали “классическое - романтическое”. Классическое обозначало вневременной идеал прекрасного, а романтическое наоборот идеал современный. Классическое запечатлено в бессмертных образцах, предназна­ченных для повторения в вечности, а романтическое стремится реали­зовать то, чего еще никогда не было, изобрести новое здесь и сейчас на собст­вен­ный страх и риск. В итоге творческая энергия романтизма очень скоротечна. По сути, можно говорить об одном поколении - о тех, кто родился примерно в 1770–80-х годах, в 1790-х и чуть позже. А к середине 1820-х годов движение фактически сходит на нет, по крайней мере в Германии и в Англии, где оно зарождалось. Оно продолжает жить как подводное течение, оно распространяется, но уже не с таким энтузиазмом как в те времена, когда оно только зарождалось.

    Важно рассказать про еще одно любопытное открытие романтизма - иронию. Разумеется, ирония как фигура речи стара как мир. Это то, посредством чего говорящий дает понять, что имеет в виду обратное тому, что говорит. Важно то, что в иронии, между тем, что сказано, и тем, что подразумевается, удерживается игровой зазор: один смысл ставит другой под вопрос, обнажает его ограниченность, но и не отменяет тот смысл в полной мере. В роман­тизме ирония - это не просто риторический вопрос. Это способ удержания художественной незавершенности, открытости непредсказуемому изменению.

    Часто писатели романтизма пишут про одиночество, было огромное количество книг про одиночество, но не забываем, что любое романтическое повествование - это внутренний диалог. И эта беседа с самим собой зачастую сопровождается настойчивым интересом к другому. Для романтиков принцип безостановочного движения, бесконечного откры­вания себя другому - это принцип, который реализуется в интеллектуальном, художественном творчестве, в общественной и частной жизни.

    Я думаю, что нашему времени созвучен романтический культ воображения, а также романтический культ сотворчества. Созвучен и опыт дерзкого, зачастую рискованного пересмотра границ между разумом и эмоцией, между вымыслом и реальностью, между серьезным и игровым. Поэтому через драмы романтиков мы заново понимаем себя.

    Лекция 3.

    Когда появилась романтическая эпоха в музыке? Музыка это то искусство, которое исторически всегда несколько отстает от смежных областей искусств. Это могут быть 10-е, 20-е, 30-е годы XIX века, но для каждой отдельно взятой европейской страны будут свои особенности. И если приблизительно ясно, что музыкальный романтизм начинается в начале 19 века, сменив собой искусство классицизма, но до сих пор нельзя сказать закончился ли романтизм на самом деле. Дело в том, что романтизм во многом остается искусством современности, и музыкальный романтизм в первую очередь.

    Интереснее всего, что музыка, созданная на сегодняшний день, популярная, массовая музыка написана на языке романтизма с помощью его мелодических оборотов, его гармонических созвучий, к оркестру, к голосу, к отдельным инструментам. Мы продолжаем находиться в мире романтизма, в мире, казалось бы, принадлежащем даже не прош­лому, а позапрош­лому веку.

    Возникает вопрос, почему же другие эпохи не задержались, а романтизм до сих пор остается с нами. Наверно потому, что далеко не каждая художественная эпоха говорит о человеке и обращается к нему, а романтизм избрал своей темой именно человека. Потому что человеку приятно слышать про себя, это то, что ему хочется слышать. В это мы всем эгоисты, как и во многом другом. Человек хочет услышать про себя и опознать свои чувства, свои эмоции, чувства, пережитый опыт. Это ему способен дать романтизм, который целенаправленно посвятил себя раскрытию эмоционального мира человека.

    Такова сверхзадача этого художественного направления, причем достижение этой задачи обеспечено тем, что романтик говорит о самом себе, что он сам оказывается в центре своего искусства и человек неизбежно видит образ главного героя через призму авторского отношения. В результате каждый отождествляет себя с автором. Поэтому и сегодня романтизм - одно из наиболее живых и действен­ных явлений всей истории мирового искусства. Романтическая музыка до сих пор не покидает нас и по сей день.

    19 век в музыкальном искусстве - век романтизма. Бетховен, которого относят к искусству венского классицизма, но который на самом деле уже забегает вперед, в новый век, в новое искусство. Закры­вая эпоху венского классицизма, Бетховен, в сущности, открывает век европейского романтизма.

    Музыка романтизма не направлена на саму себя, она не замы­кается в себе, а активно вступает в союз искусств, в этом союзе так же оказываются и философия, и история, и литература. Задача романтизма формирование новой человеческой личности. Ее олицетворением становится автор романтизма, созидающий свой образ сам. Начинается это все с Бетховена, вместе с ним в музыку пришло “я”. Его личное оказывается поводом для создания музыки, ее внутренней темой. Материалом бетховенской художественной мифологии послужила глухота композитора и история его борьбы с судьбой за право быть музыкантом.

    В 1830 прозвучала Фантастическая симфония Берлиоза, она же стала музыкальным манифестом французского романтизма. Герой симфонии - сам композитор, героиня - его непостижимая возлюбленная. Желая покончить с собой из-за неразделенной любви, он принимает яд и погружается в наркотическое сновидение. Это симфония идеальный пример романтической музыки, в центре сюжетный мотив “любовь - смерть”. Это музыка, вырастающая их литературы и одновременно из жизни, превращенной композитором в литературу в собственных мемуарах. Любая романтическая музыка стремится перерасти искусство звуков, стать чем-то большим.

    Романтическая мифология становится опорой для создания музыкальных миров. Автор в романтизме сам создает свой образ, претендуя на абсолютную оригинальность. И несмотря на то, что музыка лишена речи от автора, на замену этому становится акцентирование индивидуальных примет собственного музыкального языка и у каждого из композиторов. Задача романтизма заключалась в том, чтобы найти абсолютную оригинальность высказывания. Как раз с Бетховена и после него легко распознать музыку романтиков. Масштаб композитора-романтика определяется степенью оригинальности его языка, так как для поколения предшественников главным требованием было идеальное соответствие нормативу.

    Некоторые общие черты присущи стилю романтизма, например, повышенная эмоциональность высказывания, или свобода мелодического высказывания, не имеет рамок, не задана структура, фантазийность форм. Помимо всего этого, еще есть обязательная узнаваемость стиля конкретного автора, к которой в своем искусстве стремился любой романтик.

    Раннее композиторы работали исключительно по заказу и не могли позволить себе свободу творчества, это начало происходить только в эпоху романтизма, когда композиторы от части перестали брать заказы от театров и выбрали свободу творчества. Композиция перестает быть службой - она становится чем-то большим.

    Лекция 4.

    Единственного романтизма в искусстве не было - были романтизмы. Потому что можно ли рядом поставить Делакруа и Фридриха? Нет, так как ничего общего они не имеют, они принадлежат к некой большой целостности. Романтизм - это как некое отрицание единых законов художества. В отношении изобразительных искусств, как и в других областях есть базовые романтические начала: о приоритете чувств над разумом, о понимании жизни, природы, об интуиции, о прозрении как основной форме познания и творчества.

    В романтизме идут непрекращающиеся попытки породить что-то новое, универсальное, именно поэтому в изобразительном искусстве уничтожение нормативности напрямую связано с расширением границ допустимого. Так как романтизм не сформировал единой поэтики, поэтому будет грубой ошибкой называть его стилем.

    Аффекты - это когда что-то вызывает восторг, если у нас есть идея неудовольствия и опасности, но сами мы в действительности не находимся в таких обстоятельствах. Это определение дал Бёрк и не просто так, это относилось к изобразительным искусствам и не только к ним, но на данный момент мы говорим о них. Примером могут быть картины на которых изображены извергающие вулканы, ущелья, снежные бури. Все это приводит в восторг и опасение, когда смотришь на картину, но сам же находишься в безопасности.

    Флаксман считалось, что чем проще линии, тем лучше, отсутствие цвета и отсутствие перспективы. Простота, которая предполагает, что чем древнее, тем лучше, чем проще, тем благороднее и нравственнее это и есть оружие Флаксмана. В конечном счете он доходит то таких изображений, когда мы видим только концентрические круги со слабым контуром человека в середине.

    По другим искусствам известно, что романтизм видит в течении жизни и истории господство интуитивного и иррационального. Наиболее просто увидеть интерес к интуитивному и иррациональному на уровне сюжетики романтических произведений.

    Наверное, ничто лучше не иллюстрирует эту мысль, чем написанная Генри Фюссли сенсационная картина 1781 года “Ночной кошмар”. Она изображает прекрасную молодую женщину, раскинувшуюся в истоме, свесив голову и руку, на ложе, на груди которой восседает жуткий демон. Демон давит ее, как камень, а в просвет полога кровати заглядывает пугающая лошадиная голова. Можно еще добавить, что на столике стоят какие-то пузырьки — очень возможно, что с лечебным опиумом.

    Понятно, что, с одной стороны, перед нами — довольно простодушное воплощение эротических вожделений. Известно, что Фюссли в своем творчестве канализировал свои вожделения, свою неудовлетворенность или свои страсти в изображения. Но, с другой стороны, это сенсация, потому что, за малыми исключениями, это первая визуализация страшного чувственного сна, почти фрейдистская по своей откровенности и точности попадания в природу сексуальности.

    Александр Козенс изобрел новый метод, изобрел так называемую кляксу. С кончика кисти или пера соскальзывала чернильная капля, которая падала на бумагу и оставляла какой-то абстрактный след. Козенс брал бумагу и складывал ее и после раскрывал, а потом он или его ученики придавали этому пятну форму, то, что они видели. В результате получались полуабстрактные пейзажи. Козенс таким методом переворачивает представление о творчестве как процесс рациональный и во главу ставит случай. Случай Козенса экстремальный и одновременно очень характерный, как обычно и бывает в романтизме.

    Но одновременно романтизм бросил вызов традиционному изобразительному нарративу - ясно разворачивающейся истории, отчетливо рассказанной с помощью человеческих фигура, объединенных неким действием.

    В романтизме так же присутствует понятие “двоемирие” - стремление уйти от несовершенного, болезненного, тягостного материального мира, в котором мы обречены существовать, в некое иное пространство, компенсирующее страдания романтика, приносящее вожделенную гармонию, которой нельзя достичь здесь. Тем не менее, для того чтобы компенсировать экзистенциальные страдания и переживания мира, в котором царит отчуждение, живопись тоже создала несколько жанров и несколько пространств. Во-первых, это история, в которую человек уходит от современного мира. Во-вторых, это экзотические края.

    Романтизм - это традиция, отошедшая в прошлое, это традиция простоты, ясности и одухотворенности. Проблема романтизма начала 19 века заключается в том, что, стремясь найти новый живописный язык, он ориентировался на прошлое: на Грецию или Рим, на готику. Именно благодаря Рубенсу Делакруа удалось выполнить одну из центральных задач французского романтизма — сломать центростре­мительную уравновешенную композицию. Но задача романтизма в целом так и не была решена. Дело в том, что одна из его проблем — это эмансипация изобразительного средства, превращение средства в нечто самодостаточное и говорящее само за себя, как в музыке. Живопись — это живопись, а не способ рассказа.

    Лекция 5.

    Идеи, которые возникли в эпоху романтизма повлияли на европейскую историю 19 века, а впоследствии - на историю других государств за пределами Европы, когда происходил процесс нациестроительства.

    В политическом смысле романтизм своего рода реакция на идеи эпохи Просвещения. Просвещение разрабатывало целый комплекс идей, к пунктам относится рационализм, культ разума, который стоял во главе угла, исключительно рациональное познание принималось как должное и как необходимое.

    Просвещение кардинально меняет модель универсализма и теперь модель состоит в том, что человечество идет от худшего к лучшему. Это была принципиальная выработанная эпохой Просвещения идея: от темного к светлому, от необразованного - к воспитанном и культурному. Просвещение - это свет, это образованность, это культура. Человек сам по себе не образован, поэтому он совершает плохие деяния, а наша задача - его образовать. Возникает идея “чистого листа” - идея того, что из дикого общества можно сразу сделать цивилизованные народы путем образования. Так же еще присутствовали политические блоки, а именно идеи естественного права, которые подразумевали наличие прав, дарованных просто принадлежностью к человеческому роду: право на жизнь, право на свободу, право на собственность, в американской традиции - даже право на счастье.

    В ответ на это выдвигаются альтернативные идеи, своего рода реакция. Переходной фигурой от классической эпохи Просвещения к раннему романтизму является Иоганн Готфрид Гердер. Для Гердера основополагающим принципом будет являться идея языка, на котором говорит народ, с одной стороны, а с другой стороны - идея народного духа.

    В идеи романтизма рациональность отвергается, и на ее место ставится иррациональность. Это говорит о том, что не все можно познать и схватить разумом и создавать культ разум тоже не вполне приемлемо, потому что есть вещи и явления, которые непостижимы с его помощью - они скорее постижимы с помощью веры и чувств.

    Кроме того, существенным для понимания романтизма в отношении исторического развития будут идеи, связанные с культом героя и некоторой идеализацией прошлого. В культе героя романтикам необходимо было представить исторического или культурного деятели, который был вел за собой. Здесь же появляется и понятие судьбы, которая ведет героя и так же важен индивидуальный характер, который герой показывает. Так же присутствует идеализация прошлого. Например в английском романтизме автор создает исторического персонажа, наделенного исключительно достоинствами, возникает герой прошлого, мы находим в прошлом то, что сейчас у нас отсутствует и это прошлое создает нам ощущение стабильности настоящего и веры в него, так же присутствует проекция будущего.

    Так же в романтизме возникает идея нации как некоего объединяющего явления. То, что ранее называлось королевским, становится национальным. Так же ранее существовало очень много различных этапов идентичности, но не было общескрепляющего. В Декларации прав человека убрали сословия. Начинает осознаваться, что язык как механизм, который скрепляет людей, живущих на данной территории. Народная масса, народная стихия, которая возникает в период революции будет романтизироваться.

    Ключевой фигурой в эпоху романтизма становится Наполеон, он восхищал всю Европу потому что олицетворял собой этого самого романтического героя. В 1804 году Наполеон возводится на престол, становится императором и символом единства французской нации. Первоначально его фигура вызывает только восторг, потому что человек несмотря на происхождение добивается высот власти. В этот же момент начинается мифологизация Наполеона, связанная с тем, что его не берут болезни, еще над ним витает чудесный орел и он чудесным образом возвращается во Францию из Египта. Ему явно благоволила фортуна, и не случайно здесь романтизация. Так же в 1804 уже начинает меняться мнение о нем, он начинает восприниматься как завоеватель, превращается из положительной в отрицательную. Наполеон начинает завоевывать европейские страны. Таким образом, происходит политизация представления о нации, и особую роль в это начинает играть государство. Постреволюционная Франция времен Наполеона служит своего рода примером того, каким образом происходит создание гражданской и исторической, а также политической субъектности нации.

    Для романтиков было важным созданием национальной, как бы единой истории. Для этого создания нужны некие фигуры, которые бы отображали это единство. Для создания единства необходимо было обрести это единство в прошлом и настоящем.

    Примером могут быть братья Гримм, которые разъезжают по Германии и начинают собирать немецкий фольклор: сказки, легенды, мифы. Они ищет общий корень и найденный смысл начинают транслировать через образование. И это станет единым рассказом, смысл которого будут понятны вне зависимости от того, живет человек на севере страны или на юге.

    Для Германии герой-немец будет Фридрих Барбаросса, который олицетворял пик расцвета империи, который не умер, а спит, и в тяжелый для родины час он проснется и спасет свое отечество. Влияние романтизма на нациестроительство: представление о нации во Франции начинает институциализироваться на уровне государственных институтов, и эти романтические настроения дадут о себе знать в политике Наполеона - Наполеон станет главным героем. В Германии же возникнет идея единого немецкого государства.


    написать администратору сайта