Главная страница

Мал. Кайдалова_конспект_лекций (1). Конспект лекций для студентов специальности 290100 Архитектура Н. Новгород 2003 2 удк 712


Скачать 0.7 Mb.
НазваниеКонспект лекций для студентов специальности 290100 Архитектура Н. Новгород 2003 2 удк 712
Дата21.06.2021
Размер0.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКайдалова_конспект_лекций (1).pdf
ТипКонспект лекций
#219972
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6
АРАБСКАЯ ИСПАНИЯ (VII ХIV вв.)
В VII в. образовалось могущественное государство – арабский халифат, в состав которого вошла Испания. Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы превратили Испанию в цветущий край. Здесь формируется новый тип сада – испано-мавританский. Он представляет собой небольшой замкнутый дворик атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой. Украшали их очень скромно. Водоемы и скамьи облицовывали фаянсовыми плитками, вода протекала по неглубоким каналам или поднималась вверх тонкими струйками, деревья были преимущественно одной породы.
Особенности испано-мавританского сада:
- ассимиляция культуры завоеванных народов;
- геометрическая планировка на замкнутом пространстве;
- ограниченное применение декоративных устройств;
- террасирование рельефа;
- использование фонтанов и каскадов;

14
- учет индивидуальных свойств растений.
Характерные черты испано-мавританского сада:
- простота планировки и индивидуальность решения;
- регулярность планировки, обусловленная геометрическим планом патио;
- наличие композиционного центра сада (чаще всего – это бассейн);
- нарушающее симметрию боковое расположение входа;
- устройство видовых точек, оформленных аркадами;
- наличие водных устройств, подчеркивающих ценность каждой капли;
- демонстрация достоинств каждого экземпляра растительности;
- замена газона декоративным мощением;
- сочетание сдержанной цветовой гаммы с яркими акцентами.
Самые известные произведения в испано-мавританском стиле – это сады
Гранады в резиденциях халифов – Альгамбра (Красный дом), площадью 650 х
200 м и Генералиф (Архитектурный сад), площадью 80 х 100 м, созданные в
XIII – XIV вв.
РОССИЯ ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА (до ХVIII в.)
Характерные черты и элементы русского сада допетровского времени:
- сочетание утилитарных и эстетических функций;
- наличие регулярных элементов и их свободное размещение в плане;
- отсутствие ансамблевого единства и осевого решения в планировке;
- широкое распространение рощ из искусственно посаженных деревьев;
- применение потешных сооружений;
- окружение сада высокими расписными стенами;
- устройство «висячих» садов в кремлевских и монастырских комплексах.
Центром развития русского садоводства была Москва. Из кремлевских садов Москвы наиболее известны Верхний и Нижний «висячие», или
«красные»,набережные сады. Они были устроены на сводах хозяйственных помещений на уровне 2-го этажа и примыкали к жилым помещениям.

15
Загородные усадьбы и их сады до середины XVII в. носили утилитарный характер и не рассматривались как парадные резиденции и загородные усадьбы. Как пример можно привести сад у Потешных палат.
Монастырские сады соединяли хозяйственные, парадные и общественные функции. Помимо плодовых и овощных культур в них выращивали лекарственные и декоративные растения.
ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И БАРОККО (ХV – ХVII вв.)
На рубеже XIV – XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму и искусству античности. Эпоха
Возрождения включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.),
Высокое Возрождение (II пол. XV в.), позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.
Сады и парки итальянского Возрождения
Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно композиционно- планировочное единство ансамблей. Итальянский сад гармонично сочетал природу и искусство. Ниже приведены примеры итальянских вилл эпохи
Ренессанса: Ввилла д

Эсте, арх. Пирро Лигорио, 1540-е гг.;
Вилла Капрарола, арх. Бароцци да Виньола, 1550-е гг.;
Вилла Ланте, арх. Бароцци да Виньола, 1550-е гг.;
Сады Боболи, арх. Броччини и Амманати, 1550-е гг., - XVII в.
В целом, можно выделить следующие общие черты использования природных компонентов в садах итальянского Возрождения.
Рельеф. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы с подпорными стенами облицовывали камнем, украшали нишами, скульптурой, гротами, балюстрадой. Они составляют структурную основу итальянского сада.
Лестницы и пандусы, связывающие террасы, были важным планировочным элементом, включавшимся в осевую композицию.
Вода. Водные устройства стали композиционными центрами сада. Они располагались по осям и фокусировали видовые лучи. Вода подавалась во всем ее блеске.

16
Растительность. В итальянских парках применялись аллейные посадки ширококронных деревьев; зеленые стены выполнялись из деревьев, хорошо сохраняющих форму после стрижки. В партерах используются узорчатые
бордюры – низкие узкие полосы растений, обрамляющие отдельные участки.
Появляется новый прием – боскет – это участок сада, ограниченный регуляр- ными дорогами и имеющий геометрический контур.
Планировочные элементы:
- композиционные узлы размещались на пересечении или завершении главной продольной и поперечных осей;
- дом – планировочная доминанта сада;
- основную часть сада занимали насаждения в боскетах;
- партеры размещались по главной оси, оформлялись цветниками;
- плоская часть сада часто замыкалась амфитеатром;
- типичный элемент - «секретный сад» - участок для уединенного отдыха.
Композиционные особенности итальянских садов:
- регулярность, замкнутость, построение на внутренних композициях с включением внешних;
- ярко выраженное осевое построение;
- архитектурно обработанный ландшафт;
- композиционная целостность;
- богатство и пышность во всем без перегруженности;
- продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов.
Сады и парки итальянского барокко
В 1530-е гг. в архитектуре Италии начинают формироваться два течения.
Одно из них связано с католической идеологией и вскоре привело к искусству барокко, другое – подготовило развитие классицизма в Европе. Барокко в садово-парковом искусстве утвердилось в 1580-е гг. Основой идейного содержания становится столкновение внутренних сил, характерное для искусства XVI-XVII вв. В этом стиле выполнена вилла Альдобрандини, сад которой создал Джованни Фонтана в 1598-1603 гг.

17
Принципы построения композиции регулярного сада барокко:
- нарочитая усложненность пространственных решений;
- оптические эффекты;
- утонченный эстетизм и декоративно-стилизаторская деформация форм;
- свобода композиционного формирования;
- динамическое чередование перспектив (развитие композиции в глубину);
- использование контрастов;
- украшение партера сложными узорами и арабесками;
- живописное оформление фонтанов и каскадов;
- синтез различных видов искусства.
Архитектура открытых пространств итальянских городов
эпохи Возрождения и барокко
Флоренция и Рим обладают наиболее выразительными и развитыми комплексами открытых городских пространств.
Во Флоренции многоплановая и выразительная система объединила в единую цепочку площади разных эпох, мост Веккио и комплекс самого большого в городе дворца с садом – палаццо Питти.
Другим грандиозным мероприятием, начатым в XVI в., было создание градостроительного ансамбля центральной части Рима. Ряд площадей были объединены визуальными ориентирами посредством прямых улиц (автор –
Доменико Фонтана). По проекту Микеланджело Буонарроти была произведена реконструкция Капитолия. Дж. Бернини принадлежит решение площади святого Петра в Риме и сады Бельведерского дворца.
ФРАНЦУЗСКИЙ РЕНЕССАНС, БАРОККО И
КЛАССИЦИЗМ (XVIXVII вв.)
Французский сад
В XVI в. Франция стала одним из сильнейших европейских государств.
Она пребывала под сильным влиянием культуры итальянского Ренессанса.
Однако более прохладный климат не требовал преобладания закрытых пространств, ровный рельеф исключал создание террасированных садов, а

18 спокойное течение рек затрудняло создание шумных водных устройств. С учетом этих условий во Франции формируются сады, которые до середины
XVII в. относят к стилю барокко.
Сады выходят за пределы замковых стен. Первоначально они сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями (берсо) или невысокими стенами (палисадами). Планировка была простая – в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, которые в XVII в. превратились в кружевные партеры – бродери.
Развивается тема боскета – стены из стриженых деревьев образуют зеленые залы. В пониженных частях местности устраивались каналы и изысканные водные партеры. В планировочных решениях прослеживалось стремление к развитию продольной оси, единству всех частей, увязке дома с садом и по возможности – террасирование рельефа. Предопределилось появление нового стиля в паркостроении, так называемого классического французского.
Принципы создания композиции французских парков:
- пропорциональность и четкость композиции;
- строгая иерархия главного и второстепенного;
- единство всех частей;
- максимальное раскрытие пространства.
Характерные приемы:
- применение обширных узорных партеров;
- применение зеленых залов;
- обводнение парков с помощью каналов;
- нарушение симметрии во внутренних деталях партеров и боскетов;
- высокий уровень топиарного и трельяжного искусства.
В период с 1632 по 1700 гг. королевским садовником Андре Ленотром был создан ряд наиболее знаменитых французских парковых ансамблей: Во-ле-
Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др.

19
Во-ле-Виконт. Дворцово-парковый ансамбль создан королевским садовником Андре Ленотром совместно с архитектором Лево и художником
Лебреном. Закладка сада относится к 1656-1661 гг, его площадь – около 100 га.
Версаль.Дворцово-парковый ансамбль был создан в период с 1661 по
1700 гг. А. Ленотром, совместно с архитекторами Лево и Мансаром, и художником Лебреном. Общая площадь – 1700 га. В основу легла идея организации парка как связующего звена между архитектурой и природой.
Основные принципы построения композиции Версаля:
- развитие пространства по главной продольной оси;
- создание обширных открытых пространств вокруг дворца;
- создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;
- введение диагональных лучевых дорог, сходящихся к дворцу;
- учет особенностей оптического восприятия пространства.
Влияние французского паркостроения на европейское
градостроительство
Опыт строительства Версаля Ленотр использовал при реконструкции
Парижа, что получило дальнейшее развитие во многих городах Европы.
Подобно парковой оси Версаля Ленотр создал проект Елисейских полей.
Протяженность оси, равная 3 км, становится нормативом в градостроительстве.
Протяженная магистраль Елисейских полей была расчленена круглыми площадями, оправдавшими себя в Версале. В последствии круглые площади стали неотъемлемой частью планировки городов XVIII - XIX вв.
Трехлучие, введенное Ленотром, нашло широкое применение в планировке городов Франции, Пруссии, России.
Ленотр ввел озеленение улиц рядовыми посадками формованных деревьев, придающее единообразие улице подобно ордерному оформлению. В это же время в Париже были созданы первые бульвары, а позднее они появились в других европейских городах. Их строили на местах средневековых укреплений.

20
РУССКОЕ БАРОККО (XVIII в.)
Строительство Петербурга
Громадную роль в становлении русской архитектуры сыграло основание в 1703 г. Петербурга. Он наследовал многие идеи европейского барокко, став при этом городом нового типа – с регулярным планом и без оборонительных сооружений, с принципиально новой эстетикой городских открытых пространств. В практику русской ландшафтной архитектуры с начала XVIII в. широко вошли идеи «французского» парка. Трехлучие, введенное Ленотром, нашло применение в планировке Петербурга. Невский проспект на отрезке от
Адмиралтейства до Московского вокзала имеет длину 3 км.
Обращает на себя внимание приоритет России в создании общественных садов. Общественный характер носил знаменитый Летний сад. До сих пор он сохранил в своей основе барочный план и значительное число статуй.
Характерные черты русского регулярного паркостроения:
- развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания и подчинением ему других сооружений;
- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом;
- развитие партеров, подчеркивающих архитектуру сооружений;
- учет и блестящее использование ландшафта, визуальная связь с природным окружением;
- завершение перспектив парка сооружениями: фонтанами, скульптурой, включением в ансамбль внешних видов;
- использование и развитие традиционных русских приемов ("висячих" садов, птичников, зверинцев, включение плодовых деревьев и кустарников в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов);
- использование аллейных посадок, шпалер и берсо в оформлении дорог;
- широкое распространение открытых театров;
- преобладание в ассортименте местных пород.

21
России XVIII в.
принадлежит бесспорное первенство по размаху и разнообразию садов в пригородных резиденциях царей и высшей знати.
Строительство ансамблей начали приглашенные из-за рубежа архитекторы
Леблон, Микетти, Шедель и др. Однако даже самые ранние из ансамблей существенно отличаются от французских, итальянских и немецких прототипов благодаря своеобразию окружающего ландшафта, особенностям местных строительных материалов, присутствию русских традиций в деталях. Уже в первой половине XVIII в. строительство дворцовых ансамблей продолжили русские мастера Земцов, Растрелли, Неелов и др.
Регулярные сады г. Пушкина (Царского села)
Старый сад (Екатерининский парк) был разбит в 1716 - 1726 гг. по проекту Яна Роозена. В основу планировки легла регулярная система с террасированным рельефом. Измельченность плана соответствовала масштабу дворца.
Растреллиперенес развитие парка в противоположную сторону от дворца.
Новый сад (Александровский парк) состоит из четырех боскетов, которые являются переходным модулем от Старого сада к большому квадрату зверинца
(охотничьему парку).
Садово-парковый ансамбль Царского села позволяет проследить
развитие регулярного паркостроения, основными признаками которого
являются:
- усиление продольной оси;
- доминирование главного здания;
- взаимосвязь и соподчинение планировочных элементов;
- создание целостного ансамбля.
Регулярные парки южного берега Финского залива
Вдоль Южного берега Финского залива вытянулась цепь загородных дворцов с садами. Их общей чертой было террасное построение и наличие
«верхних» и «нижних» садов, разделенных дворцами.

22
Петергоф (Петродворец). История создания парка выделяет 2 периода:
- 1714-1725 гг. (арх. Ш. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы;
- 1747-1754 гг. (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада.
Петергофский парк состоит из Нижнего (102 га) и Верхнего (15 га) садов, объединенных дворцом. Верхний сад был разбит в 1716 г. (садовый мастер
Гарнихфельт). Композиция Верхнего сада построена на статичности и замкнутости парадного партера, расположенного по оси дворца. Нижний сад обращен к морю. Он пронизан аллеями-перспективами, направленными к
Финскому заливу, струями множества фонтанов.
Стрельна. Это единственный в своем роде "водный сад". Площадь паркового комплекса 140 га, регулярного сада – 40 га. Работы по строительству парка проводились по проекту Петра I. В разработке проекта участвовали
Ж. Леблон, С. Чиприани, Н. Микетти, В. Растрелли (1717-1758 гг.)
Ораниенбаум. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума расположен в городе Ломоносов около С.-Петербурга. Общая площадь парков 170 га. На террасе перед дворцом разбит Нижний сад площадью 4,8 га. В 1740-е строительными работами руководил В. Растрелли, с 1756 г. – А. Ринальди, создавший единственные в России памятники рококо.
Регулярные сады Москвы
Кусково. Родовое поместье графов Шереметевых – Кусково находится в
10 км от центра Москвы. В 1743 г. здесь началось строительство ансамбля, которое продолжалось 30 лет.
Композиционным центром является дворец, расположенный на берегу обширного пруда с искусственным островом. Форма парка близка к квадрату, его пространство имеет трехчастное членение. Водные устройства не только украшали парк, но и были необходимы для осушения территории.
Архангельское. Строительство ансамбля развернулось 1780 – 90-е годы в период пейзажного стилевого направления. Однако парк имеет регулярную

23 планировку. Назвать этот ансамбль переходным (подобно Ораниенбауму) нельзя, в нем органично слились архитектура, парк и природный ландшафт.
Архангельское завершает этап развития русского регулярного паркостроения уже в период расцвета пейзажных парков.
1.2 ПЕЙЗАЖНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1.2.1 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Сады и парки Дальнего Востока принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией. Они относятся к пейзажному стилевому направлению, где подчеркивается красота естественной природы.
КИТАЙ
Корни развития садово-паркового искусства Китая уходят в XII в. до н.э.
В старых китайских парках стремились воспроизвести наиболее выразительные пейзажи этой страны: холмы вулканического происхождения, многочисленные озера и реки. Характерной чертой был глубокий символизм как отображение религиозных учений. В искусстве паркостроения Китая выделяются два главных направления: создание крупных императорских парков и небольших садов, расположенных при жилищах. Для украшения интерьера широко применяли карликовые деревья.
Китайские парковые пейзажи подразделялись на три типа:
- устрашающий (с драматическим содержанием);
- смеющийся (жизнерадостный, переполненный контрастами);
- идиллический(романтический, навевающий легкую грусть).
Создание различных типов пейзажей было возможно благодаря большому разнообразию композиционных приемов, умелому использованию законов воздушной перспективы и эффектов, сопровождающих смену года.
Элементы китайского сада.
Вода – обязательный компонент каждого китайского сада. Водоемы покрывали значительную часть территории (30-70%). Включение в композицию

24 водных пространств требовало строительства каменных и деревянных мостов различных размеров. Живописные по цвету и изящные по архитектуре
павильоны (иногда связанные крытыми галереями в единый комплекс) – излюбленный мотив в оформлении садов и парков Китая. Парковые участки визуально соединялись с помощью проемов в каменных стенах, так называемых
проникающих окон.
Основные принципыкитайского садово-парковогоискусства:
- действовать в зависимости от местных условий;
- максимально использовать окружающую природу;
- отделять главное от второстепенного;
- использовать контрасты;
- в малом добиваться большого;
- учитывать гармонию пропорций;
- использовать постепенное раскрытие видов;
- учитывать время восприятия пейзажей.
Характерные особенности садово-паркового строительства Китая:
- обилие водных поверхностей;
- большое количество и продуманное размещение малых форм;
- активное использование камней;
- тщательный подбор растительности для создания продуманного пейзажа.
Ниже приведены примеры китайских парков.
Парк Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов площадью около 400 га при Летнем императорском дворце в 10км от Пекина.
Начало его создания относится к XIV в. Сложная планировка парка Ихэюань сочетала в себе все типичные особенности ландшафтов и основные приемы паркового искусства Китая. Парк неоднократно подвергался разрушению и вновь восстанавливался. В настоящее время он занимает площадь 270 га.
Парк Бэйхай ("Северное море") в центре Пекина. Из 104 га площади 54 га занимают озера. Этот парк при Зимнем дворце создан в старых традициях китайского садово-паркового искусства.

25
ЯПОНИЯ
Садово-парковое искусство Японии не имеет столь давних традиций, как в Китае. Во времена проникновения буддизма в Японию (VI в.) многое было заимствовано у китайских строителей парков, но по духу японские сады отличаются от китайских. Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все ее разнообразие на незначительной площади сада. Японский сад развивался, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды:
- VI-VIII вв. – период, характеризуемый влиянием китайской культуры.
- IX-XII вв. – сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений, так и для созерцания, размышления и отдыха.
- XIII-начало XIV вв. – распространяются секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.
- XIV-XVI вв. – период сближения II и III направлений и новым расцветом культуры. Это период садового искусства Японии считается классическим.
Сады последних двух периодов опирались на положение дзен-буддизма, согласно которому красота природы – одна из форм постижения истины. Сады должны были располагать к созерцанию с определенных мест – террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута. Основным композиционным принципом было создание гармонического равновесия всех элементов сада. Его можно сформулировать как отрицание равенства.
Японские мастера XVIII в. выделяли следующие типы садов:
- по характеру рельефа – плоский и холмистый;
- по сложности композиционного построения – син, гё, со.
- по основному компоненту – сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей.
Компоненты японского сада
Камни являются основой каждой композиции, их подбирают по форме, цвету, структуре, из них образуют группы. Водаприсутствует в форме водоема, изображает спокойную реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом является водопад. В сухих садах вода изображается галькой и

26 песком. Старинный японский сад не знал газона. Плотно утрамбованную землю часто покрывали песком и украшали бороздками, иногда в виде сложных узоров. Для ходьбы использовали плоские камни, образующие дорожку.
Деревья и кустарники подбирали по контрастности расцветки, отдавая предпочтение вечнозеленым. Японцы любили сакуру и персиковые деревья за их красоту во время цветения, клен – за красочность осенней листвы.
Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Главное архитектурное сооружение располагалось в центре сада.
В японском саду особо ценится налет времени – мхи и лишайники на камне, блеклость тонов и окисленные металлы. В композиционном и цветовом
решении сад рассчитан на статическое восприятие, его пространство построено по канонам живописи.
Характерной чертой японского сада является символизм, тесно связанный с образной трактовкой природы. Художественная задача сада – показать природу, нетронутую человеком, однако не скрывается, что эта задача решается мастерством человека.
В Японии сложились следующие типы садово-парковых объектов:
- светские сады при дворцах и монастырях;
- сады при монастырях;
- в XIV в. появляется новый вид сада – сад чайной церемонии. Церемонии проводились в небольших садах, имевших чайные павильоны. Назначение сада
– способствовать сосредоточению и самоуглублению. Его основные элементы – каменная тропинка, водоем, колодец, каменный фонарь;
- устройство садов на небольшой территории отточило искусство выращивания карликовых деревьев – бонзай. С помощью специального режима выращивали деревья и кустарники нужного размера и формы, с определенным оттенком листьев. Деревья, скалы и камни, модели дворцов и храмов – все могло уместиться на блюде и украсить интерьер;

27
- в Японии шесть столетий совершенствуется искусство создания художественных композиций из цветов – икебана. Этот термин можно определить так: «сохранение цветов во второй жизни». Основу композиции составляют сочетание линий и контраст красок.
Лучшим произведением садово-паркового искусства, возникшего под влиянием идей секты дзен, является «Сад камней» при монастыре Рёандзи в
Киото (к. XV – н. XV вв.). Площадь сада – 219 м
2
(23х9 м). Создателем считается монах-художник Соами.
1.2.2 ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА
ЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАНТИЗМ И КЛАССИЦИЗМ (XVIII – нач. XX в.)
Пейзажные парки Европы XVIII – нач. XIX в
Утверждение капитализма в конце XVIII в. повлекло изменения в области материальной и духовной культуры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе оказали решающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте. В садово-парковом искусстве появилась тенденция отхода от регулярных композиций и перехода к новому пейзажному стилевому направлению. Его главной чертой было воспроизведение красоты естественного ландшафта. Существенное влияние на формирование пейзажного стилевого направления Европы оказали китайские сады. Воспроизведенные в натуре естественные пейзажи первоначально были стилизованы под Китай.
Идея создания пейзажных парков получила наиболее яркое выражение в
Англии, поэтому их иногда называют английскими. В 1740 – 1770-е гг. происходит становления пейзажного парка.
Формируются новые приемы обработки природных компонентов:
- вместо террас появляются холмы;
- вместо фонтанов и водных партеров – ручьи и пруды;
- боскеты заменяются рощами и древесными группами;
- партеры сменяют лужайки;

28
- трассировка дорог еще нарочита, рисунок их измельчен.
Наиболее характерной чертой пейзажных парков является живописность, картинность. Маршрут приобретает важнейшее значение. Парки XVIII в. тесно связан с романтизмом – художественным направлением того времени, поэтому его часто называют романтическим. Парк насыщен романтическими руинами, надгробиями, мавзолеями. Тема возврата к сельской жизни выражена пасторальными мотивами сельских хижин, мельниц, молочен. В память о героических подвигах устанавливались колонны, обелиски. Возводились павильоны в античном, китайском, турецком и др. стилях. Пейзаж передавал меланхолическое настроение или идиллический покой. Он строился на контрастной смене впечатлений.
В XIX в. парковые приемы развиваются в сторону упрощения форм:
- дороги приобретают плавные изгибы, их рисунок становится спокойнее;
- пейзажи строятся без романтических сооружений;
- поляны часто имеют большие размеры и играют роль самостоятельных композиционных узлов;
- древесные группы трактуются как монументальные объемы;
- картинность остается.
В насаждения парка активно включаются экзоты – как результат декоративного садоводства, селекции и интродукции. Вторжение новых форм и красок иногда разрушает стилевое единство. Таким образом, садовое искусство
XIX в. отразило противоречия времени.
Характерные черты пейзажного стилевого направления
Европы XVIII - нач. XIX вв.:
- новая трактовка природы и использование естественного ландшафта;
- постепенная эволюция направления и развитие своих стилей;
- сохранение регулярных элементов у дома и в отдельных узлах парка;
- использование приемов пейзажной живописи как метода построения;
- расширение функций ландшафтного искусства, направленных на эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов.

29
В числе первых ландшафтных европейских парков появился парк Стоу,
находящийся в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями – 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный архитектором Дж. Ванбергом. В 1717 г. его перестраивает архитектор Ч. Бриджмен, а в 1738 г. – У. Кент и Л. Браун.
Во второй половине XVIII в. пейзажные романтические парки создаются и в других странах Европы: Малый Трианон, Эрминонвиль – во Франции;
Верлиц, Мюскау – в Германии и др.
Ландшафтное искусство Европы II пол. XIX – нач. XX в.
Формирование и утверждение империализма сопровождалось развитием техники, промышленности и, в то же время – упадком архитектуры. КонецXIX
- начало XX вв. – период огромного по масштабу инженерного переустройства городов. С ростом городов проявились и их негативные стороны – увеличивающаяся плотность застройки, промышленные загрязнения, разрыв с природным окружением. Это привело к необходимости создания озелененных территорий.
Ярким примером включения озелененных территорий в город явилась реконструкция Парижа, проведенная префектом Османом в 1852-1871 гг. В городах начинает расширяться сеть озелененных улиц, появляются бульвары, скверы, общественные парки, места загородного отдыха.
Озеленение улиц этого периода было тесно связано с устройством бульваров. Бульвары создавались на местах бывших укреплений. Одним из первых был бульвар в Париже, созданный в 1670 г. архитектором Вобаном на месте снесенных валов. В XIX в. бульвары появляются во многих европейских городах и становятся неотъемлемой частью городского озеленения и оживленным местом отдыха горожан. Бульвары того времени представляли собой оживленные магистрали, обсаженные деревьями. Монотонность нарушалась введением акцентов: цветников, скульптур, водных устройств и малых архитектурных форм. Они стали прообразом улиц современного города.

30
Скверы.Первые скверы появились еще в XVII в. в Лондоне и рассматривались как замкнутая территория для отдыха, расположенная внутри жилой застройки. Эту функцию скверы сохраняли на всем протяжении XIX в. В дальнейшем функции сквера расширяются – он предназначается не только для кратковременного пребывания людей, но и для художественного оформления архитектурных ансамблей. Сквер активно включается в структуру города, формируя его облик.
Общественные садыи парки появились в начале XIX в. К началу ХХ в. в Европе и Америке были созданы парки, ставшие не только памятниками садово-паркового искусства, но и местами отдыха, которые активно используются и в наши дни: Сефтон парк в Ливерпуле (арх. Э.Андре, 1867 г., площадь 156 га); Бют-Шомон в Париже (арх. Э. Андре Альфан и Барилье
Дешан, 1864-1867 гг, площадь 25 га); Центральный парк в Нью-Йорке (арх.
Л.Олмстед, 1857 г., площадь 300 га).
При всем разнообразии они имеют ряд характерных черт:
- свободная сетка плана;
- многофункциональность;
- функциональное зонирование территории;
- использование полян в декоративных целях и для отдыха;
- сочетание криволинейных дорог с прямыми деловыми дорогами;
- введение кольцевых периметральных маршрутов;
- расположение насаждений в основном по периметру парка;
- упрощение пространственных композиций;
- цветочное оформление парка носит формальный характер;
- введение большого количества экзотических видов, новых форм и сортов;
- создание внутренних садов – ботанических садов и моносадов.
Стремление к натурализации с одновременным введением формализованных цветников и бессистемным включением экзотов, лишающих парки единства художественного образа, характеризует упадок садово- паркового искусства.

31
Градостроительные концепции Европы конца XVIII – нач. XX вв.
В конце XVIII появилось много градостроительных утопий, развивавших идеи основоположника утопического социализма Томаса Мора. Среди них особое место занимают работы классиков утопического социализма Фурье,
Оуэна и Сен-Симона.
В начале XIX в. были разработаны проекты идеальных городов-садов. По мнению Э. Хоуарда, в таком городе-саде соединяются положительные качества города и деревни. Он должен иметь форму круга диаметром 22 км. В центре города – общественный парк с главными зданиями и площадь-цветник с шестью расходящимися по радиусам бульварами шириной 125 м. Идея Хоуарда встретила поддержку различных слоев населения Англии.
В период с 1903 – по 1914 гг. было организовано строительство первого города-сада в 55 км от Лондона под названием Лечворс. Архитекторы Р.Эквин и Б. Паркер создали благоприятные для горожан условия жизни, однако социальные идеи остались утопией.
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ (XIX в.)
Во второй половине XVIII - начале XIX вв. в России развивается новое направление в архитектуре – русский классицизм. Новые эстетические позиции находят свое выражение в формировании пейзажных парков. Старые регулярные парки перестают стричь. Элементы регулярных садов украшают лишь небольшие по площади парадные части пейзажных парков царских загородных резиденций. Пейзажные приемы стали основой для формирования романтических. В их эволюции прослеживается много общих черт с европейскими парками.
Особенности русского паркостроенияXIX в.:
- крупномасштабность в решении пространства подчинена природе региона и отражает ее характерные черты;
- введение экзотов на отдельных территориях;
- цветочное оформление характеризуется орнаментальными клумбами и пестрыми композициями, тяготеющими к дворцу или парковым постройкам.

32
Екатерининский парк (пейзажная часть) в Царском селе (сейчас – г.
Пушкин)расположен в пригороде С.-Петербурга. Он занимает площадь 109,6 га. Имеет сложную систему прудов и протоков, знаменит обилием архитектурных сооружений, построенных в различных стилях, богат разнообразными пейзажными картинами. Центральное место в композиции парка занимает район Большого пруда.
Этапы формирования пейзажной части парка:
- 1760-1770е гг. – арх. А. Ринальди, В. Неелов, Ю. Фельтен;
- 1780-1790е гг. – арх. Ч. Камерон, Д. Кваренги, И. Неелов;
- 1810-1820е гг. – арх. Л. Руска, В. Стасов;
Благодаря Ю.Фельтену, А.Ринальди, Ч.Камерону и В.Неелову в
Александровской части в Царско-сельского парка появились модные в то время китайские стилизации – мостики, беседки, театр и деревня. В 1780 –
1790-е гг. Д. Кваренги построил Александровский дворец и завершил формирование одноименного парка.
Гатчина. Дворцово-парковый ансамбль расположен в 45 км от С.-
Петербурга. Ансамбль состоит из 3х парков, последовательно расположенных и объединенных одной водной системой. Белое озеро – главный композиционный узел (площадь 30 га, протяженность 1500 м), а дворец – архитектурная доминанта. История его развития включает три периода:
- 1766-1781гг – владения графа Орлова. Арх. А. Ринальди.
- 1783-1801гг – владение Павла I. Арх. В. Бренна.
- 1844-1857гг – арх. Р. Кузьмин.
Павловский парк. Ансамбль парка (543 га) складывается с конца
1770-х до конца 1820-х гг. Парк состоит из 6 районов, каждый из которых характеризуется своим индивидуальным обликом, однако все они подчинены общей художественной идее – созданию образа северной русской природы.
В истории парка можно выделить три периода:
- 1779-1785 гг. – заложена планировочная структура – арх. Ч.Камерон.
- 1786-1800 гг. – парк приобретает все более парадный вид – арх. В.Бренна.

33
- 1803-1820 гг. – завершение ансамбля – художник П. Гонзаго, арх. Д. Кваренги,
А. Воронихин, К. Росси, Т. де Томон.
Царицино – один из наиболее интересных подмосковных ансамблей, бывшая загородная резиденция Екатерины II с пейзажным романтическим парком. Время строительства можно разделить на два периода:
- 1776-1785гг – арх. В.Баженов создает ансамбль.
- 1790-1793гг – арх. Казаков перестраивает дворец.
Дворцово-парковый ансамбль остался незавершенным.
Софиевка.Ансамбль расположен в г.Умани, ранее принадлежал крупнейшему феодалу конца ХVIII в. Ф. Потоцкому. Площадь – 127 га, со зверинцем – 500 га. Парк состоит из 5 участков, в нем никогда не было дворца.
Композиционная ось определялась руслом р. Каменки. В истории создания парка Софиевка можно выделить два основных периода:
- 1796-1800 гг. – в этот период работали садовник Заремба и инженер Метцель.
За эти годы в целом сложился облик парка.
- 1859-1859 гг. – работали архитектор Макутин и академик архитектуры
А. Штакеншнейдер, создавшие основные сооружения и завершившие ансамбль.
1.3
ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО СССР
Революция ознаменовала коренные преобразования во всем укладе культурной и духовной жизни страны. Декретом 1917 года была национализирована земля, что позволило централизованно осваивать
территории для организации мест отдыха. Декретом «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921г) усадебные и дворцовые сады и парки были объявлены народным достоянием.Важную роль сыграл «План монументальной пропаганды» (1918г). Поэтому неслучайно одним из первых советских объектов ландшафтного искусства стал мемориальный сад на Марсовом поле.
Марсово поле (10,9га) – памятник революционным выступлениям рабочих и солдат Петрограда. Открытие памятника состоялось в1919 г. (арх. Л.Руднев).

34
Закладка сада с регулярной планировкой и четкой сетью прямоугольных дорог состоялась в 1920 г. (арх. И.Фомин).
Следующий этап ландшафтного искусства характеризуется строительством новых и реконструкцией старых городов. Их озеленение было направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутреннюю вшешнегородскую среду.
В 1930 – 1950 гг. появляются следующие типы парков:
Парки культуры и отдыха, ставшие «комбинатами культуры». Для парков культуры характерны многофункциональность, связанное с ней районирование территории и широкий перечень культурных учреждений. Примером может служить Центральный парк культуры и отдыха им. А.М. Горького в Москве.
Проект выполнен под руководством арх. А.Власова. Площадь парка –104 га.
В 30-е годы началась организация лесопарков как мест загородного отдыха. Первым таким объектом стал Невский лесопарк, созданный в 1934 г. на площади около 500га.
После Великой Отечественной войны развернулось строительство
мемориальных парков Победы, для которых характерен синтез искусств, регулярные приемы планировки и растительность, символизирующая родную природу. (Мемориальный комплекс в Трептов-парке в Берлине - арх. Я.
Белопольский и скульптор Е. Вучетич. Создан в 1946-48 гг. Ансамбль регулярного типа с ярко выраженной осью).
Вместе с парками Победы создаются парки Дружбы. Одним из первых был парк Дружбы в Москве, посвященный Международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года (арх. В. Иванов, А. Савинов).
В 60–80-е годы развивается градостроительство, а вместе с ним и все категории озелененных территорий. В этой связи парковые объекты проектируются как звенья многоступенчатой системы городского ландшафта: участки жилых массивов, сад микрорайона, сад жилого района, парк планировочного района, парк города. Функциональное содержание парков

35 городского и районного значения обусловливалось потребностями прилежащих жилых массивов и возможностями природного ландшафта.
В1950 – 1980 гг. появляются следующие типы парков:
- спортивные парки (в Минске; Лужники, спортивная зона Крылатское, гребной канал, велотрек в Москве и др.);
- парки-музеи народного быта (в Риге, Таллинне, Киеве, Львове);
- парки детского отдыха (парк в Анапе, детский городок в Ленинграде).
В 60 – 80 гг. особенно возросла тяга к загородным объектам, где можно отдохнуть в условиях природного окружения. Этот фактор заставил обратить особое внимание на благоустройство лесопарков, стало развиваться пейзажное стилевое направление.
Таким образом, ландшафтное искусство советского периода развивалось
в двух направлениях:
- сохранение природного ландшафта и формирование его образа, т.е. создание лесопарков;
- создание объектов активного отдыха – парков-праздников, где вопросы организации природного ландшафта отходят на второй план, идет поиск новых форм.
1.4 СОВРЕМЕННОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО
Основные черты современного ландшафтного искусства:
- связь паркового пространства с городской застройкой;
- расширение номенклатуры парковых сооружений;
- развитие парков различных типов – многофункциональных, специализированных, обширных загородных и мини-парков;
- появление новых садов, связанных с техническими возможностями (сады на крышах, крытые сады);
- паркостроение как способ рекультивации земель;
- большой масштаб земляных работ, применение геопластики;
- интенсивное решение транспортных задач;
- формирование новых приемов по созданию искусственного ландшафта;

36
- формирование и сохранение естественной парковой среды или создание ее облика искусственным путем.
В техническом и профессиональном отношении для парковых объектов за рубежом характерен высокий уровень освоения территории.
Особенности зарубежного паркостроения:
- ограничение площадей парковых территорий вынуждает к поиску пространственных и визуальных взаимосвязей между городскими сооружениями и парковой средой;
- удовлетворение разнообразных вкусов подразумевает создание многофункциональных парков с соответствующим территориальным зонированием и тщательной разработкой режима использования парка;
- создаются специализированные парки, дифференцированные по функциям использования (выставочные, спортивные, детские, историко- культурные – этнографические и др.);
- многофункциональный профиль парков требует размещения системы внутренних дорог (как правило, пешеходные и транспортные разделены);
- формирование парковой среды развивается в двух направлениях:
* формирование явно искусственного ландшафта с непривычными формами, что характерно для полифункциональных парков;
* формирование естественной парковой среды, близкой по характеру к природному ландшафту.
Примеры современных зарубежных парков:
Парк района Ла-Дефанс
(в Париже, площадь 25 га). В северной части парка застройка уступами спускается к границе парка. Возведение террасных домов позволяет визуально связать с пространством парка большое число квартир и как бы раздвинуть его границы.
Одер-парк во Франкфурте (Германия).Тесная связь парка с окружающей застройкой предусмотрена путем постепенного «перетекания» открытых и озелененных пространств в смежные кварталы. Этот же принцип использован при проектировании комплекса парков в Гамбург-Осдорфе(Германия).

37
Помимо основной части площадью 120 га,рассчитанной на обслуживание 60 тыс. посетителей, сюда включен ряд зеленых лент шириной 60 – 100 м и протяженностью 500 м. Они обеспечивают беспрепятственный пешеходный доступ к парку из глубины застройки.
Одновременно с многофункциональными создаются специализированные парки, дифференцированные по функциям использования.
Мюнхенский олимпийский парк (площадь – 141 га) создан на территории монотонной равнины и бывших свалок. Новый искусственный ландшафт парка органично включает комплекс спортивных полей, информационный центр, телебашню. Стадион, спортзал и плавательный бассейн объединены тентовым покрытием. Между ними располагается планировочное ядро – главная площадь. Сюда сходятся все дороги парка. Центром этой композиции является
«театрон» – место зрелищ под открытым небом. Места для зрителей расположены на склоне берега искусственного водоема. Они ориентированы на плавающую сцену, устроенную на понтонах. Пересечения пешеходных и транспортных путей даны в различных уровнях.
Концепция современного зарубежного парка нашла свое выражение в идее парка Ла-Виллет в Париже площадью 55 га (арх. Ив Чуми). Это универсальный парк, обслуживающий все возрастные группы. В задании на проектирование была сформулирована идея парка XXI в:
- слияние культурных и научных достижений – парк одновременно связан с городом и отвечает узконаправленным целям;
- выполнение функций культурного центра, места диалогов между искусством и техникой;
- выполнение роли «города-сада» и «сада-города» при единстве ландшафта, архитектуры и композиции.
К числу загородных парков относится загородный комплекс Уолт
Диснейленд во Флориде. Этот частный парк рассчитан на массовое посещение.
Он раскинулся на 11133 га, включает зоны отдыха различного профиля и заповедные территории. Его центром является парк «Волшебное королевство» -

38 городок, оборудованный по последнему слову науки и техники (его площадь –
40,5 га).
Интересным примером преобразования рельефа является спортивный молодежный парк Трамблев Париже. Ровная площадь в 75га превращена в эллиптическую чашу, уступами спускающуюся к центру. Уступы-террасы приспособлены для различных спортивных занятий.
Значительная часть парков создается на землях, вышедших из-под промышленного пользования. В этом отношении интересны польские парки в городах Кельце и Катовице. Парк в Кельце открыт в 1971г. Он создан на месте старых известняковых карьеров (площадь – 20 га). Планировочным центром является водоем со скалистым полуостровом, на котором устроены видовые площадки, альпинарий и пещеры. Главным архитектурно-планировочным узлом является открытый летний театр в виде амфитеатра на 7 тыс. зрителей.
Посадка деревьев проводилась на предварительно террасированных отвалах.
Интересный парк для детей «Детская страна»был открыт в Японии в
1971г. Площадь парка – 39,5 га. Он расположен на полуострове водохранилища. Здесь тщательно продуманы игровые, развлекательные и познавательные формы отдыха. Четкого зонирования нет, дороги связывают
«оборудованные» и «натуральные» ландшафты.
Новейшие тенденции Японской ландшафтной архитектуры
После II Мировой войны появляется новый тип сада, отличающийся от предшествующих. Такой сад впитал в себя как японский традиционализм, так и международные влияния, став при этом своего рода культурой. Эти сады не преследуют традиционного японского смысла красоты. На смену уникальности пришла рациональная форма. Появилась новая тенденция накладывать на природу отчетливый след человека, неизвестная старинному японскому саду.
Современный японский сад – это плод индивидуализма западного стиля, импортированного в Японию. В большинстве подобных садов используется обработанный камень (как главный композиционный элемент) и жесткая
геометрия (как их пространственная инфраструктура). Синтетические

39 материалы проникли в японский сад также, как они нашли путь и в другие области визуального искусства. Металл и пластмасса стали привычными в архитектуре японского сада.
Характерный пример современного ландшафтного искусства Японии – сад центра культуры в г.Фуджисава, арх. Ицуко Хасегава, 1989 г.
1.5 САДЫ И ПАРКИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Александровский сад на «Волжском откосе» был разбит в 1834–1840 гг., его площадь - 15 гектаров. План составлен садовником Пальцевым. Сад создавался в английском пейзажном стиле. Наряду с посадкой деревьев и кустарников использовались и естественные насаждения, включенные в общую планировку. Разные по форме группы и одиночные деревья чередуются с видовыми площадками. По склону устроены извилистые серпантинные дорожки, удобные для прогулок. Для транспортной связи проведены деловые дороги – Казанский и Георгиевский съезды. В 1949 г. откос украсила монументальная лестница высотой в 85 м (арх. Л.В. Руднев, В.О. Мунц и А.А.
Яковлев). Александровский сад – один из важнейших композиционных акцентов в общем ландшафте Нижнего Новгорода.
Парк Нижегородского кремля расположен на склоне у бывшего губернаторского дома в кремле. Он создавался в 1830-х – 1840-х годах. Парк размещается на двух террасах склона. Его площадь – около 25 га. Насаждения нижней террасы представляют собой остатки естественной дубравы и имеют возраст до 250 лет. В верхней части преобладают искусственные насаждения.
Парк Нижегородского кремля является объектом культурного наследия.
Сад имени 1 Мая (Выставочный сад) в Канавинском районе был заложен в 1894 г. Его создание связано с именами виднейших архитекторов того времени – А.Н. Померанцева, Л.Н. Бенуа, инженера В.Г. Шухова, занимавшихся проектированием и строительством Всероссийской торгово- промышленной и художественной выставки в Н.Новгороде. Площадь сада –

40 13 га. Он создавался как ландшафтный на месте естественного смешанного леса. Общая планировка сада сохранилась до нашего времени.
Пушкинский сад – зеленый массив между улицами Белинского и
Тимирязева. Он занимает 13,5 га. Официально он был заложен в 1900 г.
В 1959 г. сад был значительно расширен за счет засыпки оврагов.
Сад имени Свердловаэто бывший архиерейский сад.Он расположен среди застройки на улице Пискунова. Площадь сада – 3,5 га. Сохранилась его общая планировка. В 1972 г. этот сад был превращен в детский парк районного значения.
Парк имени Кулибина находится между улицами Белинского и Горького.
Его площадь – 10,2 га. Он создан на месте старинного Петропавловского кладбища, где был похоронен И.П. Кулибин (1735–1818). Около церкви Петра и Павла сохранилась его могила с надгробием в виде невысокого обелиска, установленного в 1840 г. Рядом с могилой в 1985 г. поставлена стела с горельефным портретом Кулибина. На главной дорожке парка установлена скульптура – поясное изображение Кулибина.
Парк «Швейцария» расположен по проспекту Гагарина. Его площадь –
140 га. Парк был заложен в 1958 г. и протянулся на 4 км над лесистыми
Окскими откосами. В парке устроено множество дорожек, более десяти лестниц для спуска к Оке, сооружена смотровая площадка, с которой раскрывается бесконечная по глубине перспектива.
Сквер имени Горького – это уникальное старовозрастное многопородное насаждение с удачным композиционным решением, высокими ландшафтно- эстетическими свойствами и оптимальной экологической структурой. Он был заложен в начале 1950-х годов крупным специалистом-озеленителем А.Н.
Сасиным. В сквере произрастает около 50 видов деревьев и кустарников из различных широт. Все экзотические породы успешно акклиматизировались в условиях нашего города, т.к. они сочетаются с наружной обсадкой из старовозрастных лип. Сквер создан в регулярном стиле, все его элементы связаны в единый ансамбль.

41
Кроме перечисленных, в Н. Новгороде существуют десятки других садов, парков и скверов.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта