Философия экзамен. Предмет философии, его историческая динамика
Скачать 117.55 Kb.
|
Предмет философии, его историческая динамика. Философия возникает в VI веке до н.э. в Индии, Китае, Греции.Философия– это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его место в этом мире.Пифагор называл свое занятие (философия – любовь к мудрости), т.к. первооснову нужно искать не в мудрости, а к любви, в т.ч. и к мудрости, и эта любовь не к самому себе, а к тому что мы хотим понять, узнать, о неком «сосуде» знаний.Объект философии – мир как единое целое.Предмет философии – законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях знания и действительности. Предмет: Древняя философия – космоцентризм (человек – часть космоса, он сам микрокосм).Средневековая философия – теоцентризм (причина всего сущего – Бог).Философия эпохи Возрождения – гуманистический антропоцентризм (человек – центр вселенной).Новоевропейская философия – наукацентризм. Постклассическая философия – эклектична(соединение разнородных идей, взглядов, игнорирование логических связей и обоснований).Сегодня философия, как никогда раньше имеет выход на социальную практику, активно включается в осмысление и разрешение животрепещущих проблем, разрабатывает новые мировоззренческие ориентиры социального развития. Основные проблемы и структура философии. Философия– особая форма познания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных основах мира и человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческих отношений к природе и людей друг к другу.В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Проблема бытия - это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Отношение мышления к бытию является основным вопросом философии потому, что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.Другие проблемы: проблемы человека, отношения, познания, культуры и т.д. Основная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру: что первично? познаваем ли мир?В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:• онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;• гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;• аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;• праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;• антропология - философское учение о человеке;• социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. Роль философии в жизни человека и общества. Философия– особая форма познания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных основах мира и человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческих отношений к природе и людей друг к другу.Развитие цивилизации на исходе XX века демонстрирует возрастание динамики жизни, что проявляется в глубинных и крайне противоречивых переменах во всех областях политики, экономики, культуры. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки становятся приоритетными.В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее опытом критического размышления над важнейшими ценностями и жизненными ориентациями. Она брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, всякий раз ставя заново вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, как следует жить, на что ориентироваться.Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я. понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.Структура мировоззрения.Обыденно-практический уровень: Мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист).Мировосприятие - опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное).Рационально-теоретический уровень: · Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов. Структурные элементы мировоззрения: · Знания · Ценности · Убеждения · Чувства и эмоции · Воля к действию.Функции мировоззрения: 1. Методологическая - выражается в накоплении, систематизации, выработке разнообразных методов познания природы, общества и самого человека;2. гносеологическая - осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания;3. аксиологическая - заключается в ценностном восприятии мира и самого себя;4. социальная - способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе;5. идеологическая – строится на диалектической взаимосвязи традиций и инноваций;6. интеграционная - заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей,7. воспитательная - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение. В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.Религиозное мировоззрение.Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. В религии сверхестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.Философское мировоззрение. Философское мировоззрение основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения. С начала эпохи модерна философия определяется как деятельность, направленная на постановку и рациональное разрешение мировоззренческих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира. Специфика философской традиции древней Индии. Основные философские школы. Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Важнейшим источником по философии Древней Индии являются Веды. Веды – это сборник священных гимнов, песен, молитв, возникший на рубеже ІІ – І тысячелетий до нашей эры. Философская часть Вед называется Упанишады.На основе Упанишад сложились ортодоксальные школы древнеиндийской философии: ньяя (возник. в 3 в. до н.э. Представители данного учения изучали механизм познания и определения правила ведения дискуссии философского диалога,), вайшешика (данное учение исходило из принципиальной познаваемости мира и рассмотрении адекватного знания в качестве основной цели систематического мышления), миманса (Основные принципы школы — ритуализм, ортопраксия (установка на «правильное действие»), антиаскетизм и антимистицизм. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определённым образом), санкхья (Философия строится как перечисление основных элементов бытия в порядке их становления. Основоположником санкхьи - Капила живший в VII в. до н.э), йога (Философиеййоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Инди)и веданта (опирается всецело на Веды, но в то же время представляющая дальнейшее свободное развитие их миросозерцания). Все они признают священный авторитет Вед и более подробно и глубоко разрабатывают их отдельные положения.Позднее сформировались неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Наиболее известные из них – это буддизм (основные идеи Б.: одна истина – мир устроен так, что человек в нем – страдающее существо, следовательно, страдание является конечной реальностью существования человека), джайнизм (зародился в русле странствующих отшельников и монахов, которые развивают идею упанимад; Главная цель - освобождение души и достижение статуса совершенного человека), чарвака (локаята) (материалистическое учение Древней Индии. Школу локаята считают атеистической). Древнекитайская философия, ее рационально-практическая направленность. Древнекитайская философия носит ярко выраженный религиозныйхарактер.Специфика древнекитайской философии связана с её особой ролью в острой борьбе, которую вели государства Древнего Китая. Философия была направлена не на выработку идеала, а на поддержание существующего положения.Философия Древнего Китая не имела строгого понятийного аппарата, что связано с неразвитостью логики. Размышления поэтичны и метафоричны.Специфической чертой древнекитайской философии было рассмотрение мира как единого организма. Все его элементы взаимосвязаны и непрерывно поддерживают равновесие. Особое место в мире принадлежит Небу, которое олицетворяло высшую регулирующую силу, разуми справедливость. Основные школы древнекитайской философии:– натурфилософы – школа сторонников учения инь и ян;– конфуцианцы – школа служилых людей (жуцзя);– софисты – школа имён (минцзя);– легисты – школа законников (фацзя);– даосисты – школа Дао и Дэ.Натурфилософыразвивали учение о двух противоположных началах: инь – это тёмное, женское начало, ян– светлое, мужское. При этом каждая инь содержит в себе частичку ян, и наоборот. Всё, что существует, состоит из этих частиц. Задача философии – найти между ними гармонию.Конфуцианство. Основатель – Кун-Цзы (латинизированное его имя – Конфуций) (551 – 479 до н.э.). Для конфуцианства характерно: идеализация древности (учение о так называемом «золотом веке»), культ предков,выполнение норм сяо – сыновняя почтительность, уважение старших по возрасту и общественному положению. Конфуций разработал идеал благородного человека. Даосизм.Основатель даосизма – Лао-Цзы. Даосизм – это учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует во всём, всему даёт форму и имя. Рационально познать Дао невозможно. Смысл жизни человека состоит в следовании естественному ходу вещей и невмешательство в этот ход (принцип у-вэй). Ранняя греческая философия (милетская и элейская школы, Гераклит). Концепция атомизма. Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Элейская школа. Основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок. 540-470 гг. до нашей эры). Учение Парменида стало основой философии элеатов. Философская школа элеатов возникла в «Великой Элладе», в Элее. Учение элеатов - новый шаг в становлении древнегреческой философии, в развитии ее категорий, в том числе категории субстанции. Именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т.е. основной вопрос философии. Поэтому можно сказать, что формирование античной философии заканчивается в школе элеатов, именно там протофилософия становится философией.Известным и загадочным философом Древней Греции является Гераклит из Эфеса (ок. 540 – ок. 480 гг. до н. э.). По Гераклиту, подлинное бытие не постоянно, а непрестанно изменяется. Сам мир у Гераклита представлен образом Огня, пламя которого ни на секунду не замирает. Гераклит является основателем диалектики – учении о всеобщей обусловленности мира и утверждающей, что сущностью мира является постоянное движение и развитие. В отношении души Гераклит высказывал различные мнения. По его мнению, душа есть воздух, и в то же время часть Логоса и огонь.Атомизм - это особая философская концепция, суть которой состоит в том, что мир состоит из мельчайших частиц, уже не поддающихся делению на еще более мелкие частицы. Другими словами, данная концепция практически полностью (по крайней мере, в ее основной мысли) совладает с современными представлениями физики об устройстве мира. Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до из.).Атомизм составляет одно из величайших учений. Идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. Философия Сократа, Платона, Аристотеля. СОКРАТ. В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470/469 — 399 гг. до н. э.). Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. Существенным был вклад Сократа в развитие диалектики. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия.ПЛАТОН (428 — 347 гг. до н. э.). В качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные субстанции — “единое”, “ум”, “душу”, которые существуют объективно, независимо от сознания человека. Теория познания Платона базируется на познании, любви к идее. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.) считал себя учеником Платона. Он возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. У всякой вещи и всякого движения и изменения есть свои причины. Все многообразие причин Аристотель сводил к четырем: 1) форма, или сущность, 2) материя, или субстрат, 3) начало движения, 4) цель. Аристотель классифицировал науки и выделил следующие знания: теоретические (философия, математика и физика), практические (этика и политика) и созидательные (искусства, ремесла, прикладные науки). Государство, по Аристотелю, возникает в силу естественных причин: государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития. Философия Средневековья. Соотношение разума и веры. Философия средних веков (исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XV века) — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует. Средневековые философы отринули атомизм античных философов и единосущность Бога в истолковании Аристотеля. Платонизм же был принят в аспекте триединства Бога.Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской верыФилософы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Среди религиозных мыслителей шли дискуссии об оптимальной стратегии соединения усилий веры и разума. Еще Августин делал акцент на важности божественного озарения в познании, полагал, что в постижении мира человек опирается первоначально на авторитет, имеющий своим истоком веру, однако не может им ограничиться и использует далее потенциал разума. В традиции христианского аристотелизма Фома Аквинский провозгласил тезис о гармонии разума и веры, в рамках которой философия и богословие призваны к сотрудничеству, но одновременно несводимы всецело друг к другу. |