Философия экзамен. Предмет философии, его историческая динамика
Скачать 117.55 Kb.
|
Особенности русской философии. Русская философия, как особая сфера духовной жизни общества, складывается сравнительно поздно. По словам отечественного философа Г. Шпета, история нашей философии началась с Петра. Но лишь к XVIII веку философия в России складывается как самостоятельная форма духовного освоения мира. Важная особенность философской мысли в России — это пристальное внимание философов к социальной проблематике. Практически все русские мыслители в своих философских учениях рассказывали об изменении общества, строили некую модель будущего развития страны.Вторая отличительная черта была названа Н. Бердяевым «народопоклонством». П. Лавров образно сравнивал интеллигенцию с цветком, выросшим из грязи: за получение образования и возможность заниматься творческим интеллектуальным трудом представителям интеллигенции простой народ должен был заплатить страшной ценой — своей темнотой, невежеством, забитостью. Такие настроения, широко распространенные в русском обществе, и приводили к «народопоклонству»— попыткам любую идею, мысль, систему «проверить на прочность», то есть оценить ее с точки зрения содействия делу освобождения народа.Еще одна особенность русской философской мысли — ее этицизмом. Для русских мыслителей философское творчество приобретает характер нравственной проповеди. Ярким примером тут могут быть сочинения Л. Толстого, который не только свою философию строил, пытаясь дать теоретическое обоснование моральным нормам, но и фабулу своих художественных произведений ставил в зависимость от воспитательной функции искусства.Также важным моментом развития отечественной философии стала борьба «западничества» и славянофильства в духовной жизни русского общества.Еще одной чертой, отличающей русскую философию, является пристальное внимание к религиозной проблематике. Кроме того, сам православный характер христианства в стране предполагал тесное взаимопроникновение религиозных и философских проблем. Философская мысль Беларуси, этапы ее развития, социально-философские и гуманистические идеи. Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. При этом безусловную ценность имеют философские идеи, сложившиеся с начала XVI в. по 20 – 30 годы ХХ в. Формирование философской мысли Беларуси связано со следующими этапами:Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв). Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолячич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкакя, Рогнеда.Второй этап – гуманистическое и реформационное движение (XVI-первая половинаXVII вв), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный. В этот период под влиянием европейского .Третий этап –доминирование схоластической философии (конец XVII– первая половинаXVIII вв) связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой.Четвертый этап – господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половинаXVIII– первая половинаXIX). Пятый этап – национально-демократические идеи белорусской общественной мысли (вторая половинаXIX– началоXX). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статус национальной культуры и языка (Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.).Шестой этап- доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80 гг. XX вв.), в рамках которой проводились исследования в области:-Истории философии (Г. Александров, И. Лущицкий).-Философии и методологии науки (В. Ивановский, В. Степин).-Теории диалектики (Д. Широканов, Ю. Харин).-Социальной философии (Е. Бабосов, Г. Давидюк).-Философии культуры (Н, Крюкоский).Становление собственно философии связано с именем первопечатника и гуманиста Ф. Скорины. В этот период философская и гуманистическая мысль представлена следующими именами: С. Будный, М. Гусовский, М. Смотрицкий, В. Цяпинскийи др.Поиски утраченной национальной традиции, критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания привели в Беларуси в 19 в. к возникновению мощной волны этнографических исследований. Онтология как философское учение о бытии. Категория материи. Онтология - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Термин «онтология» появился в XVII в.Учение о бытии – онтология – один из центральных разделов философии. Философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пытаясь понять сущность бытия, его основу, а потом уже расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, учение о человеке, об обществе, иные философские проблемы.Многие философы высказывались о бытии. У греческих материалистов бытие совпадало, с одушевленным вещественным Космосом. У Платона бытие – это мир бессмертных идей. Бытие у Гегеля – ступень восхождения абсолютного Духа. У Маркса и Энгельса бытие – материальная жизнь общества, природа («бытие» и «материя» совпадают). В «Философии жизни» В. Дильтея бытие является особым способом выражения жизни.Бытие – это все то, что реально существует. Вещи, жизнь растений, животных и людей, а так же наши страдания, мысли и чувства, все это реально существует, а стало быть, является частью бытия. Материя – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).Развитие философских представлений о материи прошло три этапа:1) Материя как вещь. Этот этап связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель).2) Материя как свойство. В Новое время понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. П.3) Материя как отношение. На третьем этапе (XIX–XX в.) материю стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Движение, пространство, время. Философское учение о материи требует ответа и на вопрос о том, как существует материя – находится ли она в движении или покое, что такое движение, что такое пространство, время. Материалисты античности считали, что материя всегда в движении, но движение понимали как простое перемещение в независимом от материи пространстве. В XIX веке создатели диалектического материализма – Маркс и Энгельс высказали мысль, что материя, движение, пространство и время не изолированы друг от друга, они находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение многообразно. Принято условно различать формы движения:Механическая – перемещение в пространстве;-Физическая – движение, изменения микрообъектов;-Химическая – изменение строения молекул, их качества;-Биологическая – обмен веществ в процессе самообновления, саморегуляции;-Социальная – изменения, происходящие в результате целеполагающей деятельности людей.Формами существования материи являются пространство и время. Сложилось два подхода в понимании пространства и времени – субстанциональный (понимание пространства и времени как самостоятельных сущностей) и реляционный подход наметился еще у Аристотеля, получил развитие у Декарта, Лейбница, которые считали, что пространство и время – это особые субстанции, а формы существования вещей, они – атрибут (неотъемлемое свойство) материи.С точки зрения диалектического материализма пространство – это форма бытия, которая характеризует порядок сосуществования и рядоположения материальных объектов, их структур, протяженность. Время – форма бытия, характеризующая изменения, происходящие с материальными объектами. Оно – атрибут не только неживой, но и живой материи (биологическое время) и социума.Пространство и время имеют некоторые общие и некоторые отличительные черты.Общими характеристиками для них являются: объективность, вечность, безграничность, абсолютность и относительность, прерывность и непрерывность. Для пространства характерны такие черты, как трехмерность, симметричность, изотропность. Для времени: одномерность, однонаправленность, анизотропность. Диалектика как теория развития. Системная организации бытия. Синергетика. Диалектика – это теория о закономерности и развитии всего сущего, которое связано между собой. Термин возник в античности. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы. Главная проблема диалектика – что такое развитие? Выделяются 3 базовых закона диалектики:1) закон единства и борьбы противоположностей - заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу;2) закон перехода количества в качество - качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес и т.д.). Мера – единство количества и качества.;3) закон отрицания - заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.Системная организация бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. Выявление системы структурных организаций Универсума требует разработки совокупности критериев, с помощью которых можно показать разнообразие систем в мире. Таким критерием является общность материального носителя.Синергетика – теория саморазвития неравновесных, открытых систем, то есть систем, имеющих источники и стоки энергии, вещества и информации. Основные представители синергетики – это Г. Хакен, И. Пригожин, Б. Мандельброт и др. Согласно синергетике, все виды реальности содержат в себе возможность нового типа бытия. Способность к самоорганизации – органичная черта всего существующего. Понятие природы. Эволюция отношений общества к природе. Понятие «природа» многозначно. В широком философском смысле природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, которая является объектом изучения конкретных наук, но при этом не исключает философского рассуждения о ней. Для философского взгляда на природу характерно: а) создание ее целостного, интегрального образа; б) выявление особенностей отношений «человек – природа». Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социокультурной динамике, что позволяет выделить основные модели их взаимодействия:1. Мифологическое отношение человека к природе было свойственно первобытному обществу. Первобытные люди являлись потребителями естественных природных богатств. Главная задача архаичного человека – адаптация к среде собственного обитания.2. Созерцательно-космоцентричный подход к природе присущ античности. Природа в это время выступает как объект наблюдения и созерцательного любования, но не её активного преобразования. Величие и гармония Космоса являются естественным ориентиром для разумного, рационального обустройства социального мира. 3. Теологический способ взаимодействия человека и природы характерен для средневековья. Средневековый человек живет не просто в мире, а в мире, сотворенном Богом. После Бога человек стал вторым лицом мироздания. При этом природа нередко мыслилась как источник зла, а человеческая жизнь представлялась как непрерывное борение духовного, божественного начала и греховного, природного – тела. Как видим, в недрах теоцентристского мировоззрения постепенно вызревало негативное отношение к природе: её нужно не любить, а покорять, подчинять интересам человека.4. Научно-технологическое отношение общества к природе начало формироваться в рамках капиталистического способа производства. Суть новой модели природопользования заключалась в том, чтобы сделать человека властелином природы. А для этого надо было, познать её законы, и научиться использовать их в интересах человека. Основные идеи философской антропологии. Эволюция представлений о человеке в истории философской мысли. Антропология – учение о природе и сущности чел-ка. Философская антропология является весьма влиятельным течением философской мысли в XX в., а её появление связано с немецким историком и философом Вильгельмом Дильтеем (1833-1911). В центре внимания этого течения — проблема человека, а основная идея — создание интегральной концепции человека. Учение стремится выработать нужную категорию чел-ка, которая включала бы в себя важнейшие сущности и характеристики личности. философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека (эмоции, инстинкты, влечения), что зачастую приводит к иррационализму. Основная линия этого течения — поиски антропо-биологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Антропогенез – процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода.Процесс становления человека – это трансформация антропогенеза и социогенеза (чел. начинает развиваться на основе соц. деятельности и соц. отношений).Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюционизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).Эволюция представлений о человеке в истории философской мысли:1. Древний мир (4-3 тыс лет до н э – сер 1 в н э). Ведущий принцип – космоцентризм. Осн. полож. – человек раствор. в природе, является её частью.2. Средневековье (5-15 вв). Ведущий принцип – теоцентризм. Осн. полож. - чел – творение Бога и полностью зависит от него.3. Возрождение (14-нач17 вв). Ведущий принцип - антропоцентризм. Осн. полож. - чел – свободный творец своей жизни. 4. Новое время (17 в-н вр). Ведущий принцип - рационализм. Осн. полож. - сущность чел опред его разумом. Соотношение сущности и существования человека, его свободы и ответственности. Понятие «существование» в классической философской традиции употреблялось для обозначения внешнего бытия вещи, которое (в отличие от сущности вещи) постигается не мышлением, а непосредственным чувством.Классическая философия (XVII – сер. XIX вв.) отдавала предпочтение сущности человека. Считалось, что сущность проявляет себя в существовании.Неклассическая философия (XX в.) утверждает, что познавать человека следует, исходя именно из категории «существование».Сущность присуща роду (виду); познание сущности требует обобщения (генерализации), сущность содержит главное, основное; она понимается либо как вечное и вневременное, либо как относительно устойчивая, но развивающаяся; присуща своему носителю с необходимостью, её не выбирают; сущность – это ставшее, этого итог прошлого развития.Существование уникально, единично и всегда присуще лишь данному конкретному индивидууму; оно изменчиво (ситуативно), конечно и исторично; существование предполагает свободу и проявляет себя в актах свободного выбора.Свобода – одна из основных категорий социальной философии, характеризующих сущность человека и его бытие. Она предполагает возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше.Ответственность — отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Субъект действия: несет ответственность за его последствия; субъект должен быть самостоятельным и свободным; должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий; должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества. Обращение индивида к смысложизненной проблематике связано со спецификой человеческого существования. Человек - это существо свободное, разумное, способное осознать свою смертность, что с неизбежностью приводит к размышлению над смыслом жизни.В вопросе о смысле жизни есть субъективная и объективная стороны. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально, в зависимости от мировоззренческих установок, культуры, традиций и т.д. Объективная сторона заключ в том, что в поиске смысла жизни чел не должен ограничиваться только индивидуальным опытом, а учитывать опыт человечества.Среди множества подходов к решению вопроса человеческого бытия можно выделить три главных:1) Смысл жизни находится за пределами жизни. Это характерно для религиозного истолкования жизни. Смысл жизни, согласно этой позиции за ее пределами, в высшем порядке бытия, в Боге. Единственное, что придает смысл человеческому существованию - это любовь к Богу и действенное соучастие в Богочеловеческой жизни, спасение своей души.2) Смысл жизни изначально присущ жизни, т.е. смысл жизни - в самой жизни. В рамках этого подхода существовали различные формы его проявления. Например, в древности культивировался гедонизм, который провозглашал, что жизнь должна быть направлена на получение собственных удовольствий и развлечений. В христианской философии, в философии Г.Сковороды, Л.Фейербаха, Э.Фромма и др. смысл жизни усматривается в любви, в сердечном отношении, которые и дают нам ощущение полноты жизни, ее осмысленность.3) В жизни, самой по себе, вообще нет никакого раз и навсегда заданного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно придаем ей смысл, творим свою жизнь, свою собственную сущность.Нахождение смысла жизни, обнаружение собственного предназначения связано с процессом самопознания и стремления к самореализации, которая должна быть соизмерима с нравственным, гуманистическим критерием. Степень же реализации идеалов и наполненная смыслом жизнь и есть то, что называют счастьем. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу. Сознание является одним из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, кибернетики и других наук.Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут быть объектами предметно-практической деятельности человека.В философии проблема сознания изучается в онтологии (проблема первичности материального и идеального), гносеологии (проблема соотношения объективного и субъективного моментов в структуре познавательного процесса), социальной философии (проблема взаимосвязи общественного и индивидуального сознания). Выделяют три основных подхода изучения сознания в философии: 1. Согласно субстанциональному, сознание трактуется как существующее реально (т. Е. происходит онтологизация сознания) и признается первичным по отношению к объективной действительности. Основными историческими формами этого подхода являются античный космологизм, теологическая трактовка сознания, рационализм, трансцендентализм.2. В философии Нового времени формируется функциональный подход к объяснению сознания. Он начинает рассматриваться Ф. Ламетри, Кабанисом, Гольбахом и др. Историческими формами функционального подхода к анализу феномена сознания являются механистический, вульгарный, диалектический и научный материализм.3. В современной западной философии складывается экзистенциально-феноменологический подход к проблеме сознания. Сознание рассматривается как специфический вид бытия, который нельзя описать в традиционном для гносеологии ракурсе субъект-объектных отношений. Сознание в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Представитель экзистенциального направления французский философ Ж.-П. Сартр. Эволюция форм отражения. Мышление, сознание, бессознательное. В 19 в. Дидро предположил, что в основе материи заложено св-во, в чём-то напоминающее сознание, потом это св-во назвали отражением. Отражение – спосбность одних мат-х обьектов воспроизводить в себе черты др., в результате взаимодействия с ними. Эволюция форм отражения:1) отражение в неживой природе (отпечатки на глине, песке).2) отражение в живой природе (раздражимость. Появляется избирательность).3) Чувствительность (у животных, обладающих зачатками нервной системы).4) Психическое отражение (у высших животных. Это отражение идеальное, избирательное, активное).5) Высшая форма – сознание (хар-на людям)Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, В сознании выделяются конкретно-чувственный (обеспечивается непосредственная связь сознания с внешним миром, происходит фиксация его чувственно-воспринимаемых сторон.), абстрактно-логический (совершается мыслительная обработка чувственно данного) и интуитивно-волевой (является личностным ядром сознания, местом духовно-творческой деятельности Я.) уровни. Мышление – это процесс организации различных элементов сознания, установление координационных и субординационных, статических и динамических связей между ними, превращение изначального, идеального хаоса в порядок. Наличие различных типов мышления является основанием для разделения рефлексивного сознания на рассудок и разум (Кант, Гегель и др.). Рассудок опирается на образно-ассоциативное и формально-логическое мышление, разум – на диалектическое.Исторически соответствующее нормам мышление понималось в философии как сознательная деятельность. Согласно Декарту, мыслящий человек одновременно сознает, что он мыслит. Однако уже Г. Гельмгольн высказал мысль о том, что восприятие может быть понято как бессознательное умозаключение. Между тем сегодня в когнитивной науке стало общим мнение, что на бессознательном уровне человек осуществляет множество разнообразных видов мыслительной деятельности: выдвижение и опробование гипотез, рассуждение, интерпретация и т. д. Познавательное отношение человека к миру. Основные проблемы теории познания и их интерпретация в различных философских системах. Одним из важнейших разделов философии является гносеология. Гносеология – философское учение о природе познания, его структуре и важнейших закономерностях, формах и методах поиска истины и др. Познание – это процесс получения знаний о внешнем мире, самом человеке, о допустимых и недопустимых формах взаимодействия людей с природой и друг с другом и др. Знание – это результат познания. Гносеология, как раздел философии, решает множество проблем, центральная среди них – т.н. вопрос о познаваемости мира. Познаваем ли мир, и если да, то в какой степени?В философии известны три главных подхода к его решению:1. Гносеологический оптимизм. Его радикальные сторонники считают, что на конкретном историческом этапе развития общества мы можем узнать о мире всё (Е. Дюринг и др.), или, по меньшей мере, всё о каком-то конкретном фрагменте этого мира.2. Гносеологический пессимизм. Он существует в двух формах: агностицизм и скептицизм. Последовательные агностики полагают, что мы можем знать лишь мир своих собственных ощущений и восприятий. Скептицизм можно считать мягким вариантом агностицизма. Его представители подвергают сомнению исходные позиции, как радикальных оптимистов, так и пессимистов. К этому гносеологическому направлению можно отнести и тех мыслителей, которые утверждают о невозможности познания сущности не всех, а лишь ряда явлений.3. Гносеологический реализм. Воззрения гносеологического реализма разделяет множество философов, прежде всего, объективно-идеалистической и материалистической ориентации (Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, К. Маркс и др.). Они в основном придерживаются следующих гносеологических установок: вне нас есть мир, он объективен, реален; человек вынужден познавать этот мир, иначе он не может в нём выжить; человек обладает необходимыми познавательными способностями и средствами, которые дают ему возможность раскрывать тайны мира; мир бесконечен, неисчерпаем; не надо абсолютизировать границу между знанием и незнанием или. . Многообразие типов познавательной деятельности. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.В зависимости от сферы, в которой происходит процесс познания, различают следующие виды познавательной деятельности: 1. Обыденное (житейское) познание - происходит в ходе повседневной жизни человека и основывается на фактах практической деятельности и личном опыте. К ним относятся знания: о поддержании существования; о безопасности; о материальном благополучии; о самореализации. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.2. Научное познание - это познание, направленное на изучение окружающего мира, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Научное познание может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. 3. Философское познание - теоретическое познание, которое заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть. 4. Художественное познание - это приобретение новых знаний через художественные образы и символы, знаки. В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности; оно удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.5. Социальное познание - это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.Основные элементы познания:- Ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощущения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. П.).– Восприятие – целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств.– Представление – воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними). Субъект и объект, чувственное и рациональное в структуре познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познании. Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание (осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности) и рациональное познание (представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий).Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового. Предварительное условие творческой деятельности - процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить. Творчество как процесс создания нового выражает конструктивный и преобразовательный труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, что является отражением объективного мира в сознании человека.Интуиция - процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Это своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления происходят неосознанно, а истина достигается как бы сама по себе. В истории философии на важную роль интуиции в процессе познания указывали многие мыслители – Р. Декарт, А. Бергсон, А. Пуанкаре и др.Воображение– способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Воображение связано с отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Проблема истинности познания и критериев истинности. Концепции истины. Истина - особое свойство человеческих знаний соответствовать объективной реальности (Аристотель). По форме (по носителю) истина - субъективна. По содержанию истина всегда объективна.Объективная истина может существовать как в форме относительной (обладает свойством изменения, уточнения по мере обнаружения новых, более точных способов и методов изучения мира, поэтому существуют этапы восхождения, углубления относительно истинного знания), так в форме и абсолютной истины (полное, исчерпывающе точное, не подлежащее изменению, абсолютно адекватное реальности знание об объекте). Критериями истины в классической концепции истины являются: соответствие (соответствие знаний объектам и предметам трактовалось как их адекватное воспроизведение в сознании человека) и действительность (под действительностью в данной концепции подразумевается как объективная реальность, так и субъективный мир человека). Концепции истины.1. Когерентная концепция истины — концепция, основанная на положении о том, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво.2. Прагматическая концепция истины (грсч. pragma — дело, действие) — концепция, принимающая за критерий истинны се практическую полезность. Сторонники этого понимания — Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен утверждают, что реальность внешнего мира недоступна для человека.3. Конвенционалистская концепция истины (лат. conventio —соглашение) концепция, в которой истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. Представители данной концепции истины — А. Пуанкаре, К. Айдуксвич, П. Дю- гем и др. (считали, что конвенциональный элемент в науке очевиден, но он ничуть не снижает объективный характер научных теорий).В современной философии проблема истины все более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностных и субъективно-личностных измерений сознания. Понятие науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Под наукой понимается особым образом организованная специализированная деятельность человека; результат этой деятельности – особое знание о мире.Функции науки:1. Мировоззренческая. Трансформируется мировоззренческая функция науки: религия и наука боролись за формирование социокодов в индустриальном мире; в современном обществе науку оградить от паранауки, т.е. противостояние религия – наука, сменяется противостоянием наука - паранаука.2. Производительная сила. Производительная функция: наука усовершенствует способ производства в индустриальном обществе. В середине 19 в наука примыкает к производству, и уже не просто его усовершенствует, а революционизирует, и ускоряет темпы научно-технического прогресса (зарождается электротехника, нефтехимическая промышленность и пр.). 3. Основная социальная сила (решение социальных, экологических проблем и пр.)4. Культурно-просветительная функция (генерация новых знаний и трансляция их в общество). Науку финансируют на данный момент корпорации. Идет сращивание промышленной, государственной науки в некоторых областях, которые требуют огромных капиталовложений (например, исследование космоса, нанотехнологии и пр.). Появляется наукоемкое производство (примеры: биотехнологии, радиоэлектронная промышленность и пр).Данные функции науки позволяют более детально и содержательно охарактеризовать науку не только как когнитивно-познавательный феномен, но и раскрыть ее социокультурную природу, зафиксировав роль и значение науки в цивилизационной динамике и функционировании современного общества. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы и формы научного познания. Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов.Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.Эмпирический уровень научного познания — это непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов. Основой содержания эмпирического научного познания, полученного в чувственном опыте, являются научные факты.После завершения эмпирического познания начинается теоретический уровень научного познания.Теоретический уровень научного познания— это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли. Он характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, умозаключений, идей, теорий, законов, категорий, принципов, посылок, заключений, выводов, и т. д.Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого.Методы формы научного познания.Эмпирические:Наблюдение – совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с целью зафиксировать проявление существенных свойств объекта, общих и необходимых связей, существующих в действительности.Эксперимент – метод исследования, с помощью которого заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений.Теоретические:Синтез – мыслительное суммирование различных частей целого. Анализ – разделение на части и мыслительное выделение структуры, функций и пр хар-ик.Абстрагирование – мыслительное отвлечение от конкретных свойств предмета. И др.Формы научного познания:Проблема – форма знания, содержанием кот явл то, что ещё не познано чел-ом, но необход познать.Гипотеза – это предполагаемое реш проблемы.Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний. Научная картина мира. Понятие научной революции. Научная картина мира (Степин) – целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях науки. Научная картина мира является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. Структура научной картины мира:1) концептуальный уровень (философские категории, принципы), которые конкретизируются в научной картине мира через систему общенаучных понятий, через фундаментальные понятия отдельных наук.2) чувственно-образный компонент – наглядные представления и образы. Образы выступают в виде системы и благодаря этому, обеспечивается их понимание научной картины мира широким кругом ученых, независимо от их специализации. Функции научной картины мира:1) систематизация знаний;2) обеспечение связи с опытом соответствующей эпохи;3) быть исследовательской программой, которая целенаправляет постановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств их решения.Научная революция — это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира.Научные революции различаются по глубине и широте охвата структурных элементов науки, по типу изменений её концептуальных, методологических и культурных оснований. Понятие общества. Особенности социальной действительности и ее познания. Общество— объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.Чтобы существовало общество как некоторое устойчивое социальное образование, необходимы следующие типы деятельности:1. Производство материальных благ и услуг.2. Социальная деятельность. Она выражается в производстве и в воспроизводстве непосредственно людей и человеческой жизни. Эту деятельность осуществляют семья, этносы, профессиональные группы и т. д.3. Организационно-управленческая деятельность. Ее цель – создание и оптимизация общественных связей и взаимодействия путем социального управления, политической деятельности (субъектами последней главным образом являются государство и политические партии).4. Духовная деятельность – производство и потребление разнообразной информации, необходимой для жизни, начиная с обыденной и кончая научной, включающей в себя.Кроме понятия общества употребляется понятие социальной действительности. Под социальной действительностью будем понимать общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений – жизнь человечества, социальных групп, коллективов, отдельных личностей. Социальная действительность складывается из множества многообразных актов деятельности людей и результатов их деятельности.Социальная действительность состоит из социальных объектов (напомним, что материя и материальный мир существуют в виде материальных объектов). Социальные объекты многообразны: это и сами люди, и социальные группы, общественные учреждения, созданная людьми техника, предметы быта и т. д. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.Философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений.ВДревней Греции представления об обществе складывались на основе концепций идей Платона или форм Аристотеля. Платон рассматривал общество как воплощение идеи справедливости, связывая ее с космическим началом. Аристотель, исходя из необходимости построения справедливого общества, считал справедливость сочетанием добродетелей человека.В средние века философское понимание общества основывалось на философии абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин Аврелий (Блаженный) выделяет «град небесный» и «град земной». Смысл истории он видел в движении града земного к совершенству града небесного. Необходимо подчеркнуть, что как христианство, так и другие мировые и национальные религии имеют свои модели устройства общества и государства. Если в христианстве выдвигался постулат договора народа с Богом, (так как «завет» означает договор), то в Новое время договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека.Ж.Ж. Руссо предполагал, что государство, возникшее в результате появления общественного неравенства, в свою очередь обусловило дальнейшее углубление неравенства. Сен-Симон полагал, что возможно создание рационального общественного строя как «промышленной системы», под которой он подразумевал экономическую деятельность людей и соответствующие ей формы собственности и общественные классы.Таким образом, в ходе эволюции социально-философской мысли от античности до начала XIX века постепенно происходит выделение общества в качестве специального, самостоятельного объекта исследования. Диалектика исторического процесса, его линейные и нелинейные интерпретации. В истории философии существует много различных описаний исторического процесса. Все эти описания можно свести к двум основным моделям истории, в основе которых лежит различное понимание социального времени: один из них представляет историю человечества как линейный (стадиальный) процесс, другой – как нелинейный (циклический процесс).Линейный (стадиальный) подход представляет историко-культурный процесс как непрерывное поступательное, восходящее развитие человечества, которое при этом проходит определённые стадии в своём развитии. Линейное развитие общества может происходить в двух направлениях: прогрессивном (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному); регрессивном (процесс сужения возможностей системы, упрощение и разрушение системы).Нелинейный (циклический) подход исторического процесса отрицает идею прямолинейного культурного прогресса и представляет собой осмысление истории как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам. Нелинейные интерпретации истории восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени).Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны и дополняют друг друга. В райках формационного подхода история предстает как единый, закономерный, направленный к более совершенным состояниям общества процесс социодинамики. Современная глобализация подтверждает наличие такого аспекта исторического развития. Общество как система. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь. Эти четыре главные сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства.Типы социальных структур:1. социально-этническая (род, племя, этнос): по мере развития социума кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью культуры, менталитета, одним языком, народным самосознания; 2. социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.3. социально пространственная, выступающая как форма организации общества и выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, межпоселенческие и т. п.).4. социально-классовая, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, но роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.5. профессионально образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Детерминизм и индетерминизм в учениях об обществе. Материализм утверждает, что развитие человеческого общества подчиняется объективным закономерностям, и в то же время рассматривает историю как деятельность преследующих свои интересы людей.Важным для социальной философии является определение движущих сил и субъектов исторического процесса. 1) Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: это могут быть социальные общности, организации, отдельные индивиды, выдающиеся личности. В их взаимодействии и противоборстве пробивается общая линия развития.2) Субъектами же исторического развития можно назвать только тех его участников, которые поднялись до осознания своего места в обществе, руководствуются общественно значимыми целями и участвуют в борьбе за их осуществлениеДвижущей силой общества является социальная революция. Ее роль заключается в коренном изменении сложившихся общественных отношений и создании новой общественно-экономической формации путем классовой борьбы.Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление. Ядром марксисткой концепции социального детерминизма является признание закономерного характера общественной жизни.Детерминизму противостоитиндетерминизм - это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Н а сегодняшний день существует два методологических подхода к анализу истории социума. Первый - формационный, второй - цивилизационный. Техника и технологии, их роль в жизни общества. Технологический детерминизм. В структуре общества важное место принадлежит технике и технологии, определяющим внутреннюю логику развития общественного производства в единстве его материальной и духовной сторон.Понятие «техника» означает искусство, мастерство, умение. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины, механизмы, средства управления, добычи, хранения, переработки вещества, энергии и информации; коммуникативные системы, бытовые приборы и т. п.), с другой — определенная совокупность навыков и умений в любом виде деятельности.Непременным условием возникновения и развития техники служит технология. Она неразрывно связана с техникой как ее функционально-деятельностное наполнение, способ, определенная система правил соединения человека и техники с целью получения желаемого результата. Чем менее развита техника, тем больше технологических функций выпадает на долю человека, и наоборот.Технологический детерминизм — это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, согласно которой развитие общества определяется развитием техники и технологии. Технологический детерминизм сформировался в начале XX века как отражение возрастающей роли научно-технического прогресса и признание того, что технические достижения имеют колоссальные последствия для человека и общества. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества. Доиндустриальное общество – это общество с примитивной техникой, требующей применения мускульной силы. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Уровень развития такого общества во многом определяется естественными условиями: плодородием почвы, наличием дичи в лесах, рыбы в водоемах и т.п. Индустриальное общество – это сложное общество, в котором наука превратилась в непосредственную производительную силу. Оно основано на промышленном способе хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, развитие средств массовой коммуникации, урбанизация и т.д. Уровень развития индустриального общества во многом определяется наличием полезных ископаемых: угля, нефти, руд, газа и т.п. Постиндустриальное общество – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. Понятие культуры. Культура и цивилизация. Соотношение общества и культуры. Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда. Культура является объектом изучения многих частных социально-гуманитарных дисциплин: культурологии, социологии, психологии, этнологии, социальной антропологии, истории, и др. Каждая из них исследует отдельные стороны культуры.Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии и только материальная культура.Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности. С этой точки зрения культура является внутреннимдуховным содержанием цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры. Философия и диалог культур в современном мире. Раздел философии, в котором объектом исследования является культура, называется философией культуры. Философия культуры – это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих закономерностей развития, классификации ее видов, форм и направлений, ее взаимоотношения с природой и обществом.Общеизвестно и общепринято, что предначертанная культуре задача – объединить людей в единое человечество. В связи с таким пониманием задачи культуры целесообразно уделить внимание проблеме взаимодействия или диалога культур. Это понятие используется для обозначения непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами. Культурный диалог находит осуществление в обмене хозяйственными навыками, производственными технологиями, специалистами профессионалами, в межгосударственных отношениях, политических и правовых связях, во взаимодействии художественных, религиозных и других аспектах культуры.В области диалога культур можно выделить следующие уровни:– этнический, характерный для отношений между локальными этносами (например, между Россией и Японией);– цивилизационный, основанный на диалогеразличных типов цивилизаций (например, Востока и Запада).Различают также формы и принципы взаимодействия культур, к которым относят: мирные, добровольные, нацеленные на партнерское, взаимовыгодное сотрудничество, и принудительные, реализуемые в результате колониального, военного завоевания. Глобальные проблемы и перспективы человечества. На рубеже столетий человечество столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими существованию цивилизации, да и самой жизни на Земле.Сам термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х гг. XX в. Глобальными (от лат. «глобус» — шар, земля) проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.Можно сказать, что глобальные проблемы представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших и ранее противоречий в системе «человек — общество — природа». Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса:1) с одной стороны, глобальные проблемы являются результатом совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результатом развития материальной культуры общества;2) с другой — возникновение и обострение глобальных проблем является результатом социального прогресса.Можно выделить три типа глобальных проблем.1. Общемировые глобальные проблемы. Они связаны с перестройкой международных отношений в соответствии с требованиями дальнейшего прогресса человечества.2. Общепланетарные глобальные проблемы (проблемы ресурсов). Они связаны с регулированием отношений общества к природе.3. Общечеловеческие проблемы гуманитарного плана, связанные с демократизацией отношений общества и личности:проблема ликвидации эксплуатации; проблемы здравоохранения, образования и качества жизни.Пути преодоления проблем: Прежде всего, следует перейти от потребительского подхода к природе к поиску гармонии с ней; разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов.Перспективы человечестта. Люди всегда стремились увидеть образы будущего. Прогнозируемые варианты будущего включают как пессимистические картины будущего (экологическая катастрофа, третья мировая война, нанотехнологическая катастрофа), так и оптимистическое (утопическое) будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, и даже трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни. |