Главная страница

Философия экзамен. Предмет философии, его историческая динамика


Скачать 117.55 Kb.
НазваниеПредмет философии, его историческая динамика
АнкорФилософия экзамен
Дата10.05.2022
Размер117.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия%20экзамен[1].docx
ТипЗанятие
#520284
страница2 из 3
1   2   3

Схоластика, номинализм, реализм.

Схола́стика (ХIII –XIХ вв.) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274). Значение схоластики в том, что своими логическими рассужде­ниями она подготовила почву и понятийный аппарат науки Нового времени. Тем не менее на ее расцвет приходится упадок философии. Святой Петр Дамиани (1007-1072 гг.) выдвигает знаменитое положе­ние, ставшее чуть ли не лозунгом эпохи схоластики: «Философия — служанка богословия». Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия - служанка богословия»).

Номинализм – одно из основных философских направлений в решении проблемы универсалий и исторически первая форма материализма. В методологическом плане, начиная с позднего средневековья, номинализм становится своего рода эмпирической философией пробуждающейся науки. Согласно номинализму, предметный мир вне мышления и сознания – это всецело эмпирический мир. Поэтому вне чувственного опыта нет никакой объективной реальности. Только конкретные вещи – индивиды – существуют в физическом смысле этого слова.  Представители - Росцелин, Д. Скот, У. Оккам.

Реализм - это учение, согласно которому реальностью обладает только общие понятия, идеи (универсалии). Реализм имеет много общего с учением Платона. Согласно реализма общие идеи (универсалии) существуют в божественном разуме. Благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, а сущность вещей и есть общие понятия - универсалии. 
Философская мысль эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения (XVIII в) - это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период происходит становление и развитие промышленного производства.В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. В эпоху Просвещения с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство природы и общества. Для многих мыслителей XVIII веканаучный прогрессначинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию.Среди философов-просветителей можно выделить следующих: Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах, Шарль Монтескье, Вольтер, Дени Дидрои некоторые др. А крупнейшим собранием просветительских идей стала многотомная «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»– грандиозное издание, осуществленное во Франции в 1750 – 1780-е гг.Среди просветителей распространился деизм - представление о том, что Бог творит мир, но миром не управляет, (т.е. Бог Творец, но не Владыка нашего мира).Некоторые просветители полностью перешли на сторону материализма и, соответственно, атеизма (безбожия), например, Дидро. Гельвеций и Гольбах.Просвещение сыграло большую роль для Великой французской революции (1789 – 1794 гг.) которая считается завершением в истории философии эпохи Просвещения.

Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм.

Философия эпохи Возрождения – феномен, характерный для Западной Европы XIV–XVII вв. Термин «Возрождение» (употребляется также итальянский вариант – Ренессанс) связан с обращением мыслителей к идеалам античности, своеобразным возрождением древнегреческой и римской философии. Главные черты философии эпохи Возрождения – стремление познать мир через естественные науки.В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. Для философов он являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир, созидающим красоту, наконец - самого себя.К числу отличительных особенностей философии Возрождения от­носятся гуманизм, пантеизм т. д. Гуманизм как философское направление сильно было развито в Италии в XIV – XV вв. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Представители этого направления особое внимание уделяли человеку, а не Богу, воспевали его ум, силу, доблести человека, их работы имели оптимистический, жизнеутверждающий характер. Известными представителями гуманизма были: Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский.Пантеизм (от греч. — всё и бог) — философское учение, согласно которому бог представляет собой безличное начало; это начало находится не за пределами природы, а тождественно с нею. Таким образом, пантеизм растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Если раньше под видом пантеизма нередко выступал по существу материалистический взгляд на природу (например, у Джордано Брунои в особенности у Спинозы), то ныне пантеизм превращён в идеалистическую теорию о существовании мира в боге. Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения.
Философия и наука в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода. Ф. Бэкон. Р. Декарт.

Европейская философия Нового времени охватывает XVII - XIX века. Основу адекватной методологической ориентации новоевропейская философия ищет или в чувственном опыте, эмпирическом индуктивном знании (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание (Декарт, Лейбниц, Спиноза). У истоков методологии опытной науки Нового времени стоял английский философ Френсис Бэкон. Стержень бэконовской методологии - постепенное индуктивное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте. Бэкон различал два вида опыта: плодоносный и светоносный. Плодоносным он называл опыт, цель которого - непосредственная польза; светоносным же - опыт, который имеет целью познание законов явлений и свойств вещей. Истолковав опыт как конечный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма. Эмпиризм— направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Рационализм— философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его; он разработал свой метод, в котором 4 правила. Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи. Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, до познания наиболее сложных. Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Философская мысль эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения (XVIII в) - это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период происходит становление и развитие промышленного производства.В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. В эпоху Просвещения с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство природы и общества. Для многих мыслителей XVIII веканаучный прогрессначинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию.Среди философов-просветителей можно выделить следующих: Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах, Шарль Монтескье, Вольтер, Дени Дидрои некоторые др. А крупнейшим собранием просветительских идей стала многотомная «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»– грандиозное издание, осуществленное во Франции в 1750 – 1780-е гг.Среди просветителей распространился деизм - представление о том, что Бог творит мир, но миром не управляет, (т.е. Бог Творец, но не Владыка нашего мира).Некоторые просветители полностью перешли на сторону материализма и, соответственно, атеизма (безбожия), например, Дидро. Гельвеций и Гольбах.Просвещение сыграло большую роль для Великой французской революции (1789 – 1794 гг.) которая считается завершением в истории философии эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель).

На рубеже XVIII – XIX вв. возник яркий феномен немецкой классической философии. Немецкая философия — это влиятельное течение мыслей мыслителей Нового времени. Именно с неё началось замена мыслей об анализе природы на мысли об исследовании человека, его мира и истории. Именно в то время мыслители пришли к выводу, чтобы люди живут не в мире природы, а культуры.Немецкая философия характеризуется следующими чертами: подчеркнутая роль науки в работе над проблемами гуманизма, а также её попытки переосмыслить жизненный путь человека; философы говорили, что данная наука должна быть голосом всей человеческой культуры; философия играла большую роль в истории человечества и развития культуры всего мира.Основоположник немецкой классической философии - Иммануил Кант (1724 – 1804). Известен благодаря своим произведения «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». И. Кант утверждал, что люди не способны познать объективную действительность, вещи такими, какими они есть независимо от наших мыслей и чувств. Наши знания о предметах зависят не столько от предметов, сколько от наших познавательных способностей. Философ сформулировал категорический императив морали.Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) разработал диалектическую логику– учение о развитии мышления и бытия. Для Гегеля мышление и бытие тождественны, они имеют одно и то же идеальное началоМировой Дух, илиАбсолютная Идея. Он признал мир разумным: «Все действительное разумно, все разумное действительно».
Истоки и основные черты философии марксизма.

Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникла в 40-х годах XIХ в. Ее создателями стали уроженцы Германии – доктор философии Карл Маркс (1818–1883) и занимавшийся самообразованием, одно время вольнослушатель Берлинского университета Фридрих Энгельс (1820–1895). Свое философское учение Маркс и Энгельс назвали диалектическим (потому что в его основе лежит принцип развития, которое осуществляется в процессе непрерывной борьбы противоположностей) и историческим материализмом (потому что фундаментом мироздания признается материальное начало). Одна из базовых идей марксистской философии – революционное преобразование действительности. Основные черты философии марксизма1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом.2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс.3. Центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждений на область материально-практической деятельности людей.4. Диалектико-материалистические взгляды связываются с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.
Критика классической философии в учениях А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Современник Г. Гегеля А. Шопенгауэр в своих работах выступал как последовательный критик идеи отождествления бытия и мышления, приводящей к философским схемам постижения мира исключительно в рационально-логических категориях. На его взгляд, мир, который дан нам в представлении, не исчерпывается образами восприятия и мышления, он не есть лишь пассивный объект изучения, но альтернативной стороной существования мира является его бытие в качестве Воли.  В несколько ином духе выстроил собственную альтернативу гегелевской рационалистической философии С. Кьеркегор которого считают предтечей экзистенциализма в философии ХХ в. В ряде своих произведений Кьеркегор критикует абстрактную гегелевскую философскую систему, которая существенным образом ограничивает жизненные проявления человека исключительно сферой абстрактно-логического мышления, в то время как человеческое существо остается сотканным из многочисленных эмоций, порывов и страстей, с разумной точки зрения зачастую вовсе необъяснимых.

Что касается Ф. Ницше (1844-1900), то основное свое внимание он сосредотачивает на вопросах анализа человеческой морали, культуры, системы ценностей. По мысли Ницше, следует оценивать не в краткосрочной перспективе преходящего и тонущего в потоке времени момента, а в интуитивном постижении того, что все происходящее подчинено закону «вечного возвращения», поэтому каждое событие, каждый поступок несет на себе отпечаток сонма веков, становится космической драмой, разыгрываемой перед лицом вечности.
Позитивизм, этапы его эволюции.

Во второй половине XIX в. Позитивизм становится одним из самых влиятельных течений западной философии. Представители этого направления объявили единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступили против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Выделяют 3 этапа в эволюции позитивизма:1. Позитивизм (30-70 гг. XIX в.) — О. Конт, Дж. Ст. Миль, Г. Спенсер. Позитивизм- философия, ориентированная на науку. Для позитивизма характерна вера в то, что все проблемы, с которыми сталкивается человечество, могут быть, в принципе решены при помощи разума, истолкованного как научный разум (а также, при помощи порожденной этим разумом техники). Распространение позитивизма было, прежде всего, связано с успехами науки в конце Х1Х-началс XX вв.2. Эмпириокритицизм (конец XIX в.) Мах, Авенариус. Эмпириокритицизм (махизм) теория критики опыта, имеющая целью – очистить опыт от метафизики. Основатель этого направления - Э. Мах (1838-1916) выдвигал идеал «чисто описательной» науки, а основным принципом познания считал принцип «экономии мышления», который «не может вести ни к чему иному, кроме субъективного идеализма», поскольку экономнее всего мыслить, что «существую только я и мои ощущения». 3. Неопозитивизм (с середины 20-х. гг. XX в.) — Шлик, Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел образовали «Венский кружок». Их целью было дать философскую интерпретацию научным открытиям, а научный подход перенести в философию. Учение неопозивистов брало за основу эмпириокритицизм, но выдвигало иное понимание научного познания, как логических конструкций на основе чувственных данных. Знание о мире дают только конкретные науки. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения. Ее задача — логический анализ и прояснение положений науки, в которых выражаются знания о мире.
Феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика.

Феноменология – одна из самых влиятельных школ в философии XX в., ее основоположником является Э. Гуссерль. Предметом философского познания в феноменологии выступают чистые сущности, которые с помощью интуиции можно ухватить в целостном потоке сознания. Способ изменения естественной установки – это особый метод, который Э. Гуссерль называет феноменологической редукцией и подробно описывает в своих текстах. В результате феноменологической редукции, сознание освобождается от эмпирического, индивидуального содержания и обращается к своим чистым вневременным структурам.

Экзстенциализм, или философия существования, сформировался в первой половине XX в.; его источниками стали философия датского философа XIX в. С. Кьеркегора, идеи философии жизни и феноменология Э. Гуссерля. Понятие «экзистенциализм» объединяет целый ряд философских учений, которые обычно различают по национальному признаку. Основная тема в экзистенциализме – это существование человека, который находится в кризисной, конфликтной ситуации, его жизнь эфемерна и иллюзорна, в ней нет никаких гарантий и никакой определенности. В последней трети XX в. Влияние экзистенциализма в философии ослабло, но его идеи до сих пор питают литературу, искусство и кинематограф.В виде методики толкования текстов герменевтика появилась еще в античности; в XIX в. В учении Фридриха Шлейермахера она сформировалась в качестве общего метода гуманитарного познания, а в XX в. Обрела статус философской теории. Но собственно философская герменевтика связана с именами Г. Гадамера, Поля Рикера и др. Основными понятиями герменевтики являются «понимание», «текст», «диалог», «интерпретация» и т.д. Герменевты считают, что культуру можно читать и понимать, как текст. Понимание – центральное герменевтическое понятие, это постижение смысла. Чтобы достичь понимания, интерпретатор, или читатель, должен вступить в диалог с автором текста. Понимание опирается не только на рациональные основания, но и на традицию, предрассудки.
Философские идеи синергетики. Философия постмодернизма.

Синергетика — междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далеких от термодинамического равновесия. Автором термина синергетика является Герман Хакен — немецкий физик-теоретик.Итак, основой синергетики являются три основные идеи: неравновесность, открытость и нелинейность.Неравновесность – состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее макроскопических параметров, то есть ее состава, структуры и поведения.Открытость – способность системы постоянно обмениваться веществом (энергией, информацией) с окружающей средой и обладать как «источниками» - зонами подпитки ее энергией окружающей среды, так и «стоками» – зонами рассеяния, «сброса» энергии.Нелинейность – свойство системы иметь в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным допустимым законам поведения этой системы.Постмодернизм в философии – это интеллектуальное явление, призванное отразить общефилософскую установку, умонастроение, современного философа, характеризующуюся радикальным пересмотром базисных, во многом толкуемых традиционно, концепций и понятий, что приводит к абсолютной плюральности, делающей возможным религию без Бога, мистику без сверхреального и т.п. Возникновение постмодерна относится к пятидесятым годам ХХ века.Важной составляющей философии постмодернизма являются конструктивизм и эпистемологический (познавательный) релятивизм. Это означает наличие в философии постмодернизма следующих ключевых «установок»:· Так называемый реальный мир по сути иллюзорен.· Истина не может быть познана и объяснена однозначно. Она многогранна.· Внешний мир не дан нам изначально. Мы сами конструируем его в той или иной степени.· А следовательно и человек не познает мир, а всего лишь интерпретирует его.
1   2   3


написать администратору сайта