Средневековая философия. Средневековая философия
Скачать 19.52 Kb.
|
Средневековая философия. План: 1. Особенности средневековой философии. 2.Основные периоды развития: апологетика, патристика и схоластика. 3. Фома Аквинский. 4. Спор реалистов и номиналистов (самостоятельно). 5. Особенности Средневековой мусульманской философии (самостоятельно). Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяся в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.) Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Философия на ряд веков стала "служанкой богословия". Роль эту она исполняла уже прежде, в деятельности апологетов - защитников христианства против язычества, затем в сочинении "отцов церкви". Крупнейший из них на западе - Августин ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. Другим - для Запада - источником влияния неоплатонизма стали восточные неоплатоники. С середины XII в. сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учителя схоластики превращаются в толкователей и систематизаторов Аристотеля: догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля, отвергают все поиски нового в науке. Развитие в XIII в. средневековых городов, ремесла и торговли, торговых путей привели к некоторому подъему философии, и в частности номинализма. Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода: ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм), классическая - XII-XIII вв. ("христианский аристотелизм"), поздняя - 13-14 вв. (против томизма). В последующие века схоластика теряет былое влияние. В настоящее время объединяет различные школы католической философии. Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. 1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита от его многочисленных врагов. 2-й период - классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли. Номинализм - понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Фома Аквинский (1225-1274) - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых. Объективно-идеалитстическая философия сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к философскому вероучению. Основной принцип философии Аквинского - гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается в созданный богом иерархический порядок. Его учение об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. Основные сочинения: "Сумма против язычников" (1261-1264) , "Сумма теологии" (1265-1273). Томизм - ведущее направление в католической церкви, основанное Фомой Аквинским. Основная тенденция современного томизма - теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки "синтезировать" систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких западных философов, как Гуссерель, Хайдеггер и др. 1. Выполните тестовые задания, выбрав один правильный ответ: 1. Характерной чертой средневековой философии является:а) космоцентризм б) антропоцентризм в) теоцентризм г) скептицизм 2. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: а) Бога б) человека в) природы г) космоса 3. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к: а) богословию б) науке в) психологии г) этике 4. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога: а) теология б) монадология в) антропоцентризм г) феноменология 5. Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными» а) Хроники б) Апологии в) Евангелия г) Апокрифы 6. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества: а) аскетизм б) гедонизм в) рационализм г) эпикурейство 7. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется: а) Креационизм б) Диалектика в) Дуализм г) Монотеизм 8. Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека а) Фидеизм б) Провиденциализм в) Креационизм г) Монотеизм 9. Главная задача христианских апологетов состояла в: а) В доказательстве бытия Бога б) В обосновании преимуществ христианства перед язычеством в) В переводе Священного писания на европейские языки г) В создании целостного христианского мировоззрения 10. Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики: а) апологетика б) патристика в) схоластика г) экзегетика 11. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем» а) Климент Александрийский б) Мейстер Экхарт в) Августин г) Цицерон 12. Схоластика – это: а) философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога б) тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем в) теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе г) учение о происхождении Бога 13. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи: а) мистике б) схоластике в) рационализму г) эмпиризму 14.Представитель средневековой философии: а) Фома Аквинский б) Диоген Лаэртский в) Гераклит Эфесский г) Парменид Элейский 2. Докажите, что философия в средние века являлась «служанкой богословия». 3. Отобразите схемой теоцентризм как основной принцип схоластического видения мира. |