Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура социологического знания, его уровни: теоретический и эмпирический.

  • Социально-теоретические предпосылки становления социологии. Основные этапы исторического развития социологической мысли.

  • Социологические воззрения О.Конта.

  • 5. Вклад в социологию Г. Спенсера.

  • «Социологизм» Э.Дюркгейма

  • 7. Понимающая социология М.Вебера.

  • «идеальный тип».

  • ОбЪект и предмет социлогии. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. Объект и предмет социологии


    Скачать 324 Kb.
    НазваниеОбъект и предмет социологии
    АнкорОбЪект и предмет социлогии
    Дата28.04.2022
    Размер324 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.doc
    ТипЗакон
    #502096
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

    1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют… Закономерности формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии. Социология как наука м/б рассмотрена с позиций объекта и предмета социологии. Объектом являются: общество как целостная соц реальность; соц организации; соц институты; соц взаимодействия; соц явления; соц процессы; соц отношения; соц общности; соц субъекты. Предметом можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования соц явлений, соц процессов и отношений.

    В 1960-е гг. начинается современный этап развития социологии. Ее состояние характеризуют следующие особенности: сложная структура социологии как науки, включающей в себя множество направлений и теорий; в 1980-е гг. в социологии возобладало стремление найти некую синтетическую картину социальной реальности, которая стала бы общим теоретическим основанием. Потребность таких общетеоретических изысканий была обусловлена тем, что период 1970—1980-х гг. стал эпохой телекоммуникативной революции, охватившей все сферы жизни общества и заставившей исследователей по-новому взглянуть на целый ряд, казалось бы, традиционных проблем. Меняются сами принципы социальной организации: происходит переход от жестко централизованных структур власти к горизонтальному принципу ее организации. На современном этапе трансформации российского общества можно говорить о следующих особенностях развития отечественной социологии: оценке современной эпохи как переломного момента человеческой истории; неспособности описать происходящие социальные трансформации средствами классических социологических теорий и методов. В связи с этим встала проблема формирования новой парадигмы социологии, которая не замыкалась бы на исключительно социологическом инструментарии, а попыталась создать новую картину социальной реальности. Современная социологическая наука все больше обращается к истории, психологии и философии. Этот процесс характеризует общее состояние науки: в настоящее время наблюдается интеграция научного знания, которая привела к появлению междисциплинарных исследований и новых научных дисциплин, таких, как экономическая и политическая социология, политическая география и др.

    Подводя итоги, можно сказать, что социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.

    2.Структура социологического знания, его уровни: теоретический и эмпирический.

    Социология является многоуровневой и многоотраслевой наукой. Один из подходов к структурализации социологического знания имеет следующий вид:

    1 уровень – общесоциологическая теория;

    2 уровень – теории среднего уровня;

    3 уровень – эмпирическая социология.

    Два первых уровня относят к теоретической социологии. Однако на первом уровне речь идет не просто о теории, а о научных направлениях или парадигмах. Парадигма в социологии – глобальное научное направление, в рамках которого формулируются теории, уточняются понятия, отрабатываются методы. Следует отметить, что социология, в отличие от других наук (например, в отличие от физики, где долгое время господствовала одна парадигма – «Ньютоновская физика» и намного позже появилась «физика Энштейна») с момента своего появления и до настоящего времени не имела монопарадигмального статуса. Изначально социология начала развиваться по разным научным направлениям, что можно считать особенностью социологии как самостоятельной науки.

    На данном уровне можно говорить о различных подходах: историческом, демографическом, психологическом, поведенческом и культурологическом, с помощью которых социологи анализируют объект исследования – общество (социум).

    • Исторический подход позволяет анализировать явления и процессы в обществе в историческом контексте, улавливая связь времен, сравнивая «вчерашнее» и «сегодняшнее» в жизнедеятельности общества, чтобы сделать выводы о «завтрашнем».

    • Демографический подход позволяет изучать деятельность людей в связи с особенностями демографических процессов – рождаемости, смертности, миграции.

    • Психологический подход – (на стыке между социологией и психологией) позволяет анализировать поведение людей, учитывая их мотивы, ценности, установки, представления о самих себе.

    • Поведенческий подход (или бихевиористский) – позволяет анализировать способы управления социальным поведением человека, считая, что оно имеет реактивную природу: социальное поведение человека – это ответ на внешние раздражители и стимулы. При этом субъективные установки (мотивы, ценности) самого человека игнорируются.

    • Культурологический подход – позволяет анализировать поведение личности, группы, принимая во внимание общественные правила и ценности, которые, являясь элементами культуры, служат обоснованием социальных норм, регулирующих поведение людей.

    Второй уровень «преломляет» общесоциологические теории в соответствии со сферами общественной жизни. На данном уровне обобщается реальный эмпирический материал, относящийся к отдельным группам, явлениям, процессам, институтам. Это, например, теории общественного мнения, бюрократии, труда, политики, социализации и др. или частные, специальные социологические теории: социология рекламы, организационного поведения.

    Третий уровень устанавливает и обобщает социальные факты, рассматриваемые сквозь призму различных теоретических подходов. При этом могут использоваться такие методы как опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент (подробнее о методах речь пойдет в следующей главе).

    При рассмотрении социологии в горизонтальном разрезе исследователи дифференцируют науку на большое количество отраслей. Известны три типологии отраслей социологии:

    1) по субъектам социальной жизни (социология личности, семьи, поселений и т. д.);

    2) по сферам социальной жизни (социология труда, управления, общественного мнения, науки, образования и т. д.);

    3) отрасли межнаучного характера, с общей проблематикой с другими науками (экономическая, политическая социология).

    Касаясь проблемы соотношения теоретического и эмпирического уровней в социологическом знании, следует подчеркнуть, что социология представляет органическое сочетание теоретических и эмпирических (конкретных) методов. Невозможно пренебрегать теоретической составляющей. Лишь теоретическая модель способна логически объединить собранные в рамках прикладной социологии данные первичной информации, дать им смысловое объяснение, интерпретацию и за отдельными фактами увидеть социальное явление в целом.

    3.Социально-теоретические предпосылки становления социологии. Основные этапы исторического развития социологической мысли.

    Существует точка зрения, согласно которой историю социологии начинают с древней¬ших времен, с Древней Греции или Древнего Востока, а иногда даже с мифологии. Если придерживаться этой логики, то зачатки социологии следует искать уже в пещерах первобытного человека.

    Совокупность вопросов, относящихся к социо¬логии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы об¬щественной жизни всегда вызывали живой интерес у истори¬ков, философов, правоведов. Большинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было позднее названо религией, поэзией, философией, естествознание и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Многие фрагменты конфуцианских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительное к старшим, благотворительность и взаимность как квинтэссенция социальности, ритуал, церемонии, поэзия и музыка как средства социального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но определенно социологическими. То же само верно и в отношении ряда текстов даоизма, трудов других китайски социальных философов. Таким же образом многие трактаты древнеиндийских мыслителей, в особенности «Законы Ману», «Бригаспати», «Нарада» и «Установления Вишну», являются крупными социологическими исследованиями, выделяющими повторяющиеся характеристики и отношения, общие для всех или для специфических классов социокультурных явлений.

    С еще большей уверенностью можно говорить о социологическом крене в трудах греческих, римских и средневековых ученых. Даже мыслители досократовского времени в Древней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит, Пиндар и Протагор, предложили много социологических обобщений. «История Пелопоннесской войны» Фукидида содержит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны и политических режимов. «Государство» Платона, его «Законы» и некоторые диалоги, такие, например, как «Политик», так же как «Политика» Аристотеля, являются крупными произведениями по общей и специальной социологии, что подтверждается их анализом дружбы как особого типа социальности, дифференциации и стратификации.

    Римские юристы, в своих работах, позже объединенных в юстиниановском своде законов, дали непрев¬зойденный анализ и определение всех основных социальных институтов и основных форм социальных отношений: брака, семьи, государства, собственности и владений и т. д.

    Социологические исследования были продолжены Августином, Иринеем и другими отцами церкви, работы которых так же, как и работы других средневековых мыслителей, юристов и схоластиков (например, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Николая Кузанского и других), содержат ряд социологических наблюдений и обоб¬щений в различных областях социологического знания. Особо следует отметить «Исторический пролегомен» (1377) великого арабского мыслителя и государственного деятеля Ибн Халдуна (1332—1406). В этом об¬ширном труде Ибн Халдун всесторонне рассмотрел почти все основные проблемы современной общей и специальной социологии в условиях кочевых и цивилизованных обществ.

    С началом Возрождения и Реформации интерес к социологическим проблемам заметно вырос и привел к многочисленным исследованиям на протяжении XVI—XVII веков. Большая часть работ Эразма, Ма¬киавелли, Фрэнсиса Бэкона, Монтеня и Паскаля были социологическими. То же можно сказать и об утопистах Томасе Море, Кампанелле и других теоретиках общественного договора (Гоббс, Спиноза, Локк). Два научных направления XVII и частично XVIII века заслуживают особого упоминания. Прежде всего, именно в это время возникла так называемая «со¬циальная физика», имеются в виду попытки Декарта, Спинозы, Гоббса, Лейбница, Беркли и, особенно, Вейгеля построить социальную науку наподобие механистических и количественных методов ньютоновской физики. Вторым важным событием эпохи была публикация двух вариантов «Новой науки» Джанбаттиста Вико (1668—1744). Едва замеченная и ма¬ло оцененная при жизни, эта работа Вико получила должное признание лишь в XIX веке как одна из самых важных работ в истории социологии ;и социальной науки в целом. Это был первый систематический труд по социальной и культурной динамике, и он заслуженно ставит автора в ряд подлинных «отцов» социологии.

    Становление С. как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XYIII – начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни.

    Теоретическое обоснование и широкое распространение С. получила в классический период (с середины XIX века до Второй мировой войны):

    1).Ранняя классика- Школы одного фактора - поиск учеными главного фактора, определяющего соц. процессы развития общества, направления исторического процесса. Наиболее широкое распространение получили: органицизм, механицизм, социогеография, социальный дарвинизм, антропологические теории в социологии. Распространение психологических школ, общие методологические черты которых: Эволюционизм, то есть представление об изменениях в обществе, как постепенном, закономерно обусловленном процессе; Отказ от любых ненаучных объяснений явлений в соц. науках.

    2).Поздняя классика - период утверждения плюралистического подхода в С.Плюрализм – существование множество равноправных, независимых форм знаний. Продвижение соц. методологии, отказ от школ одного фактора. Становление социологизма как главного методологического принципа в изучении соц. явлений. Огромный вклад Конта (позитивизм), Спенсера(органицизм), Вебера(понимающая социология), Парето(итальянская теория элит), Морено(социометрия), Маркса(материализм). Период характеризуется развитием кафедр и факультетов в университетах, появлением самостоятельных исследовательских институтов (Международный Институт социологии в Париже, основанный в 1893 году, создание Американского журнала социологии, создание в 1916 году общества социологов имени Ковалевского.)

    Социология утвердилась в качестве самостоятельной научной дисциплины на современном этапе (с окончания Второй мировой войны по конец XX века): 1.Послевоенная С. -возникновение и быстрое развитие теорий среднего уровня Мертона-создание отраслевых С. Важность использования соц. аспектов в развитии и управлении любой отраслью человеческой деятельности. Характеризуется появлением и активной разработкой социальных технологий, таких, как кадровый менеджмент и различные методики соц. прогнозирования.

    2.Новейший период развития социологии. Произошла интеграция ученых различных стран в мировую соц. науку. Время методологического плюрализма. Научное общество подошло к пониманию того, что невозможно создать единую, универсальную соц. теорию, что каждый из существующих и доказавших свою жизненность соц. подходов решает свой круг задач применительно к определенным предметам и объектам соц. исследования. В этот период развивается отраслевое соц. сотрудничество, получают широкое распространение межнациональные исследовательские проекты.

    4. Социологические воззрения О.Конта.

    Огюст (Август) Конт (1798–1857) считается родоначальником социологии. После опубликования в 40-х гг. XIX в. его труда «Курс позитивной философии» социология была признана в качестве отдельной специальной науки. Необходимость появления нового знания О. Конт пытается объяснить поступательным развитием истории. Он считает, что общество в своем развитии прошло три стадии, кото рые характеризуют степень познаваемости человечеством окружающего мира: 1) теологическую 2) метафизическую; 3) позитивную, или научную.

    На первой стадии человек объясняет явления сверхъестественной силой; вторая характеризуется поиском абсолютного знания о мире с помощью абстрактных сущностей, которые скрыты за всеми явлениями окружающего мира. На третьей стадии человек сосредоточивает свое внимание на позитивном опыте, получаемом из частных наук. О. Конт призывает сконцентрировать свое внимание на мире явлений, который доступен эмпирическому познанию.

    О. Конт делит социологию на две части. К первой он относит общественные институты (семья, государство и т. д.), ко второй – развитие представлений человечества об окружающем мире. Его труд является первым исследованием общества с помощью научных методов.

    Конт создал философское течение – позитивизм – проблемы научного познания. Позитивисты рассматривали общество как эволюционизирующий соц. организм, законы которого имели общность с природным. С. Конта можно рассматривать как попытку понять устройство общества, его политико-динамическую структуру с помощью научных методов. На формирование такого образа общества большое влияние оказал опыт революции; прагматический проект общественного устройства утверждался на научном прогрессе. Наука должна была заменить собой произвольный авторитет королей и стать основой для разумного общественного порядка. Научное знание, согласно представлениям Конта выступает в качестве единого целого. Законы природы должны распространяться и на человеческое общество. Единство всех наук раскрывает единство законов. Контовская С. является положительной наукой, подобной естественным наукам. Две идеи, берущие начало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития С.: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

    Изначально социология трактовалась как позитивная наука. Социология, по мнению О. Конта, – наука, которая в будущем должна обеспечить знаниями и методами политические структуры, что приведет к позитивному развитию государства. Позитивизм в социологии привел к тому, что появилась социальная статистика, внимание сосредоточилось на динамике процесса, появились схемы развития общества. Позитивисты утверждали, что каждый общественный процесс подчиняется причинно-следственным связям. На рубеже XIX–XX вв. произошло разграничение естественных и гуманитарных наук. С открытием электрона под сомнение было поставлено утверждение о том, что только естественные науки являются позитивными.

    5. Вклад в социологию Г. Спенсера.

    Герберт Спенсер (1820–1903) – английский социолог. Спенсер представлял общество в виде организма, где существует определенная система взаимодействия людей. Системный характер общества нельзя свести к действиям отдельного индивида поэтому Спенсер рассматривал элементы общественной системы, составляющие ее структуру. Этим элементам он отводил роли биологического организма: например, земледелие и промышленность выполняют функцию питания, институт торговли – функцию кровообращения, армия – это своеобразный кожный покров и т. д. Эти системы находятся в сложном взаимодействии между собой. По степени влияния подсистем Г. Спенсер выделяет типы обществ.

    В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно связанных с дарвинским учением: 1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития. 2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляет собой часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду.

    Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся соц. институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых соц. институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций С. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. Он впервые ввел понятия соц. система, соц. структура, соц. институт. Он различал три типа институтов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, полит. институты, мораль и т.д.). Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространял эти идеи на все без исключение явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и, следовательно — эволюции. Он считает, что общество это организм, который состоит из поддерживающей, распределительной и регулирующей систем общества. Гл причиной развития общества явл разделение труда, формирующиеся порядок, поэтому одни люди зависят от других.

    Развитие общества Спенсер видит в борьбе В процессе борьбы происходят интеграция и новая дифференциация социальных институтов, т. е. в недрах самого общества заложено стремление к развитию, эволюции социальной жизни. Спенсер ввел в категориальный аппарат социологии такие термины как «система», «структура», выделил типы обществ и охарактеризовал их, дал оценку социальным институтам.

    Учение Г. Спенсера способствовало развитию натуралистических школ в социологии. Развитие натуралистических школ окончательно отделило религию и социологию, однако

    1. «Социологизм» Э.Дюркгейма


    Эмиль Дюркгейм – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в С., основатель французской соц. школы, автор классических трудов по социологии: "О разделении общественного труда"; "Правила социологического метода", "Самоубийство"; "Элементарные формы религиозной жизни". Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета С., структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, С. религии и др.

    Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо соц. характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида.

    Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода С., в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложившийся совокупностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.

    Соц. факты Д. подразделял на: морфологические (плотность населения); образующие материальный субстрат общественной жизни, духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

    Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы. Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.

    Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой.
    7. Понимающая социология М.Вебера.

    Макс Вебер (1864–1920) – немецкий ученый, изучавший общество и выработавший теорию идеального типа. В труде «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904) М. Вебер описал, что такое «идеальный тип». Понятие идеального типа стало использоваться в социологии как метод, который направлен на изучение социальных явлений. По сути – это моделирование, цель которого – создание модели с помощью абстрагирования от особенностей конкретных явлений. С другой стороны, это мыслительная конструкция, которая берется как идеал, т. е. признается приоритет модели; это то к чему надо стремиться. Однако природа «идеального типа» не совсем ясна. Существует ли «идеальный тип» реально или это только умственная конструкция исследователя?

    М. Вебер делит идеальный тип на исторический и социологический.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта