Главная страница

ОбЪект и предмет социлогии. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. Объект и предмет социологии


Скачать 324 Kb.
НазваниеОбъект и предмет социологии
АнкорОбЪект и предмет социлогии
Дата28.04.2022
Размер324 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.doc
ТипЗакон
#502096
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6

Социальные изменения — представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.

Сущность, виды концепций социальных изменений

Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.

Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.

В социологии под социальными изменениями понимают преобразования, происходящие с течением времени в организацииструктуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении.

Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения. Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.

Тема социальных изменений была одной из центральных в социологии XIX и XX вв. Социологические теории социальных изменений принято разделять на две главных ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции, которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.

Социальная эволюция

Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII — начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.

Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне. В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.

Социальные эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут протекать в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов.

1. Реформы в социальных системах — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы.

2. Социальная модернизация — прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система(подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности:

  • органическую — развитие на собственной основе;

  • неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху»).

3. Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.

Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.

Социальная революция

Вторым видом социальных изменений являются революционные.

Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путемРеволюция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. 
17. Цивилизационный подход к анализу общества.
Цивилизационный подход к изучению общества

Понятие "цивилизация" впервые было использовано французскими просветителями XV в. для характеристики общества, в котором восторжествуют принципы разума, справедливости и права. Цивилизация (от лат civilis.— гражданский, государственный) — очень многогранное понятие: оно рассматривается как синоним культуры (от лат culture — возделывание, воспитание), как уровень развития материальной и духовной культуры и т.д. Американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818 — 1881) рассматривал цивилизацию как третью эпоху в истории человечества после дикости и варварства, которая начинается с появления письменности. В XX в. сформировались различные теории цивилизации.

Цивилизация (от латинского "гражданский") - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определённом этапе их развития.

Факторы, определяющие сущность цивилизации, её неповторимость:

1) географическая (природная) среда;

2) система ведения хозяйства (экономика);

3) социальная организация;

4) духовные ценности;

5) политико-правовая система.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности присущий индивиду или группе.

Достоинства цивилизационного подхода:

1. Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всём их многообразии и специфике.

2. Ориентирует на изучение таких сторон общественной жизни как духовная жизнь, психология, национальные особенности.

3. Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Недостатки цивилизационного подхода:

1. Становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единых процесс исторического развития человечества в целом.

2. Создаёт возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ.

3. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

Две теории цивилизации:

1) теория стадиального развития - рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества

2) тория локальных цивилизаций - рассматривает всемирно-исторический процесс как совокупность исторически-сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих свои особенности социально-экономического и культурного развития.
18. Личность и общество, их взаимодействие как центральное отношение социальной жизни.
Личность – объект и продукт общественных отношений, активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания. Возникает в результате социального развития (с 3х месяцев).

Основные признаки личности:

Сознание – способность отражать и познавать объективный мир

Самосознание – способность осознавать самого себя

Саморегуляция – управление своим поведением и деятельностью

Самооценка – оценка самим собой своего потенциала, внешности, успешности.

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Развитие человека - сложный процесс, который происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил.

Факторы формирования личности: анатомо-физиологический (наследственность), географический (нормы, принятые на определенной территории), социологический (роль), тип нервной деятельности (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), деятельность, мировоззрение (интересы).

Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному и временному, по способу производства и т. д.

Факторы определяющие взаимодействие человека и общества:

1.        Человек, его свойства и качества:

  • Физич данные чел(тело, здоровье)

  • Психика

  • Интеллект, уровень интеллекта

  • Статус человека в общ

  • Личный опыт человека, образов, культура

2.        Соц группы ,организации, институты с котор взаимодействует человек

3.        Место проживания(город, село, деревня)

4.        общество в котор живет челов

5.        соотношение мира, международн отношений в мире.

Варианты взаимодействия личности в обществе:

1)_ Структуролистский подход

Общ имеет жесткую структуру элементов правил норм, возможностей и запретов.

Общ в основном и главном определяет  жизнь челов и его деятельность.

2) Каждый человек имеет сознание и волю. Он сам решает в каждый момент что ему делать и как это делать.

3) Интегральный

Человек живет в обществе, следовательно, зависит от него, но в рамках данных возможностей и ограничений, он сам принимает решения. Он сам выстраивает свою судьбу.

19. Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты.
Социальный статус – положение человека в организации, в обществе, которое выражается в его правах и обязанностях.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальная роль – это поведение, деятельность индивида в рамках конкретного статуса.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

 Ролевые конфликты

   Характеризуя личность, стремясь понять ее, прежде всего необходимо указать ее роли (возрастные, гендерные, профессиональные, семейные, внутригрупповые, межличностные и т. д.). Вместе с тем человек одновременно обладает множеством ролей (И. И. — мужчина средних лет, женат, имеет двух детей, приятель, классный руководитель, член художественной самодеятельности), и это эмансипирует его от каждой конкретной роли, создает известную автономию, независимость личности. При этом множественность ролей нередко вызывает противоречие между требованиями, которые каждая из выполняемых ролей предъявляет к личности, оставляя за ней выбор между ними. Такая ситуация может порождать ролевой конфликт.
   Под ролевым конфликтом понимается ситуация, в которой лицо, исполняющее роль или несколько ролей, сталкивается с несовместимыми или трудно совместимыми ожиданиями и требованиями. Известны три типа ролевых конфликтов:
   1. Межролевой — конфликт между ролями, предъявляющими к индивиду трудносовместимые ожидания (например, требования между профессиональной ролью — студентка — и семейной — молодая мать).
   2. Внутриролевой — это несовместимость ожиданий по отношению к одной роли со стороны разных ролевых партнеров (например, предъявление разных требований к ребенку со стороны родителей и учителей). Это конфликт между ролевым ожиданием и исполнением.
   3. Внутренний конфликт типа “роль — личность”. Он возникает в ситуациях, когда:
   а) человек понимает и исполняет свою роль иначе, чем ожидают его партнеры;
   б) противоречие между пониманием роли и ее исполнением (например, индивид предъявляет к себе завышенные требования и не может удовлетворить их);
   в) человек не принимает роль, но вынужден исполнять ее (талантливый музыкант, закончив консерваторию, вынужден преподавать в школе).
20. Культура как способ существования социального. Культура и субкультура.
Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

Социологические и функциональные определения культуры

Можно выделить социологические определения культуры, которые понимают ее как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов и социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Такой тип определений акцентирует внимание не на итогах культуры, а на процессе, в ходе которого человек и общество удовлетворяют свои потребности. Такие определения очень популярны в нашей стране. Они приводятся в рамках деятельностного подхода. Эти определения можно разделить на две группы, первая из которых делает упор на общественную деятельность людей, а вторая — на развитие и самосовершенствование человека.

Выделяют различные формы культуры.

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н.

Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества.

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.
21. Социальная стратификация, ее виды: классовая, имущественная, наследственная.

В социальной структуре общества немаловажную роль занимает разделение на страты, символизирующее социальное неравенство или стратификацию. Термин стратификация происходит от слова страты — означающего слой. Стратификация – структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы разделены по званиям, рангам в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом. Она выражает вертикальное расслоение общества, при котором социальные группы, слои выстраиваются в социальном пространстве в иерархическом порядке по какому-либо признаку. Важнейшим понятием в рассмотрении теории стратификации является термин «страта» – социальный слой, характеризующий неравенство по степени доходов, образованию, престижности работы, участию во властных структурах.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта