Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции социальных организаций: 1)

  • 28. Социальные институты, их функции в социальной системе.

  • 29. Семья и брак. Социальные функции семьи.

  • 30. Социальный конфликт, его структура и основные подходы к исследованию.

  • 31. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.

  • 34. Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.

  • 35. Социология воспитания. Система социализации личности.

  • 36. Социология девиантного поведения.

  • 37. Образование и общество. Социальные функции образования.

  • 38. Социологическая интерпретация религии. Функции религии в обществе.

  • ОбЪект и предмет социлогии. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. Объект и предмет социологии


    Скачать 324 Kb.
    НазваниеОбъект и предмет социологии
    АнкорОбЪект и предмет социлогии
    Дата28.04.2022
    Размер324 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.doc
    ТипЗакон
    #502096
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Социальные организации – это искусственно созданные социальные общества, которые могут считаться также разновидностью социальных институтов. Они устроены на основе иерархической структуры Элементы в структуре выполняют только свою роль. Ролевые функции при этом носят обезличенный характер, по сути не человек определяет функции места, а место определяет функции человека.

    Социальные организации можно разделить на деловые и союзные, главной задачей и в том и в другом случае является выполнение определенных задач ориентированных на изменение социальной действительности. Деловыми социальными организациями считаются те, которые производят материальные и духовные ценности. Союзные направлены на организацию социальной жизни общества, например партии, фонды и т. д. Именно благодаря этому общество не только организованно, но и функционирует.Функции социальных организаций: 1) сплочение общества; 2) удовлетворение потребностей. Поэтому социальные организации выражают интересы разных групп общества; чем их больше, тем ярче выражен спектр интересов в обществе. Существование большого числа союзных социальных организаций ведет к тому, что появляется проблема их функционирования, так как возникают конфликты. Например общество рыбаков, охотников конфликтует с защитниками животных.

    Это большая группа людей, основанная на безличных отношениях и связях, объединённая для достижения определенной цели. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия её членов определённым образом скоординированы для достижения общего для неё результата во вполне определённой области человеческой деятельности. Сущность эффекта организации состоит в том, что людям, действуя совместно, могут сделать значительно больше, чем действуя по одиночке. Соц. организация, по А.И. Пригожину, имеет ряд характерных черт:

    Обладает целевой природой, т.к. создаётся для реализации определённых целей и оценивается через целедостижение. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функционального объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь.

    Ради достижения цели члены организации вынуждены распределиться по ролям и статусам. Следовательно, организация представляет собой сложную взаимосвязь систем соц. позиций и ролей, которые исполняются входящими в неё членами. Соц. организации дают человеку возможность удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются социальным статусом человека, социальными ролями, которые ему предписаны, соц. нормами и ценностими, принятыми в данной соц. организации

    Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэтому в соц. организациях имеют место различные горизонтальные структуры, однако более существенным для понимания организации является то, что они всегда строятся по вертикальному (иерархическому) признаку

    Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регуляции и контроля за деятельностью организации

    Соц. организации представляют собой целостную соц. систему.

    Деловые соц. орг. производят материальные и духовные ценности. Союзные направлены на организацию социальной жизни общества, например партии, фонды и т. д. Формальная орг и Неформ. орг-ия В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения.(религиозные, благотворительные, клубы, по интересам) Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром (тюрьмы, армия, монастыри ).

    В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.Функции социальных организаций: 1) сплочение общества; 2) удовлетворение потребностей. Поэтому социальные организации выражают интересы разных групп общества; чем их больше, тем ярче выражен спектр интересов в обществе. Существование большого числа союзных социальных организаций ведет к тому, что появляется проблема их функционирования, так как
    28. Социальные институты, их функции в социальной системе.
    Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

    Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов: 1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи); 2) потребности в безопасности и порядке (государство); 3) потребности в добывании средств существования (производство); 4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования); 5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

    Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

    1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Эти институты складываются на материальном базисе общества; 2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти; 3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи; 4) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы; 5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам.

    Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:

    1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

    2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляет репрессии по отношению к нежелательным действиям;

    3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

    4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

    29. Семья и брак. Социальные функции семьи.
    Семья – один из наиболее значимых соц институтов. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны это соц институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Семья – это малая группа основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительные признаки ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет брачная пара. Однако есть семьи характеризующиеся совместным проживанием общим ведением домашнего хозяйства, но юридически не оформленные. Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети и родители кого-либо из супругов). Сущ 3 основных вида семьи:

    - традиционная. Такой тип семьи предполагает существование под одной крышей минимум 3 поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Характерно: экономическая зависимость женщин, закрепление мужских и женских обязанностей, признание безусловного приоритета мужчины.

    - нетрадиционная в ней сохраняются лидерство мужское и разграничение обязанностей., но без достаточных на то объективных экономических оснований.

    - эгалитарная – справедливое пропорциональное разделение обязанностей, совместное обсуждение проблем, эмоциональная насыщенность отношений.

    Основные социальные функции семьи.

    1. Репродуктивная – это воспроизводство в детях численности родителей.

    2. Воспитательная – для нормального полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами и общественными учреждениями.

    3. Хозяйственно-экономическая – охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда.

    4. Рекреационная – она должна стать оазисом спокойствия, уверенности, создавать важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса


    30. Социальный конфликт, его структура и основные подходы к исследованию.
    Конфликт – это серьезное разногласие или острый спор, вызывающий борьбу интересов, взглядов, ценностей и целей. Социальный конфликт вызван объективными противоречиями в одной из подсистем общества: экономической, политической, духовной, социальной. Основными причинами конфликтов являются: социальное неравенство людей, ограниченность материальных и других жизненных благ, борьба за лучшее положение в обществе. Социальные конфликты могут быть глобальными и региональными. По сферам развития конфликты могут быть экономические, политические, межнациональные, религиозные, семейно-бытовые и т.п. По характеру: Подлинные – возникающие из-за действительно существующих противоречий, несовместимости взглядов, идей. Случайные – возникающие по недоразумению из-за недостатка информации и эмоциональной несдержанности. Мнимые – надуманные, ложные или специально сфабрикованные.

    По участникам: внутриличностные, межличностные, между личностью и -группой (обществом), межгрупповые, межгосударственные, региональные и глобальные.

    Структура конфликта: субъект (участник конфликта, оппоненты), объект (то, за что борются), повод или инцидент (пусковой механизм конфликта), позиции сторон, причины конфликта, развитие конфликта, способы его разрешения.

    Социальные конфликты выполняют в обществе разные функции: функцию «выхлопного клапана» в конфликте высказываются претензии и требования, порождающие неудовлетворенность; конфликт — источник инноваций, т.к. конфликтующие в ходе конфликта находят идею, решение, которое удовлетворяет потребности, разрешает противоречия; конфликт позволяет четче или резче размежеваться обществу, узнать специфику каждого участника конфликта.

    Конфликты играют двоякую роль. Положительная: вскрывают назревшие проблемы, стимулируют разрешение спорной ситуации, способствуют обновлению жизненной ситуации, снижают напряженность в обществе, способствуют объединению в группы. Отрицательная: создают стрессовые ситуации, неуправляемые конфликты дезорганизуют жизнь людей, могут разрушить социальные связи и отношения, могут вызвать раскол общества.

    Этапы протекания конфликта. 1. Закрытая стадия: противоречия еще не осознаются, а существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией. Формируются противоречия, выдвигаются требования, лидеры. 2. Предконфликтная ситуация. Накапливается эмоциональное напряжение, конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. Стратегии отношения к конфликтам: 1) уход (попытки уклониться от конфликта); 2) отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт) 3) вмешательство или привлечение посредничества третьих (нейтральных) сил; 4) участие в конфликте. 3. Непосредственно конфликт 4. Стадия разрешения конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Компромисс – способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. 5. Послеконфликтная стадия: должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий, ликвидирована психологическая и социальная напряженность и прекращена любая борьба.

    В современной отечественной психологии конфликта выделяют три основных подхода к рассмотрению сущности данного явления: организационный, деятельностный и личностный. Сущность организационного подхода состоит в рассмотрении конфликта как процесса или следствия определенных рассогласований в функционировании организации, нарушении связей, обеспечивающих стабильность данной системы. Представители деятельностного подхода делают ставку на исследование проявлений в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности. Личностный подход опирается на рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия.
    31. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.
    Управление - это целенаправленный планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Специфика социологического подхода к управлению состоит в том, что оно рассматривается со стороны деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства - подчинения.

    Социология производственной организации изучает одну из их разновидностей - управленческие группы. В связи с этим процесс управления в производственной организации следует определять как взаимоориентированную деятельность соподчиненых друг другу групп работников. Эффективность управления зависит от качества применяемых решений.

    Управление социальное (управление социальными процессами) - один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и его подсистем. Содержание социального управления заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов. Управление имеет циклический характер и включает такие стадии, как социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование, социальное регулирование, непосредственное руководство социальными процессами. При осуществлении социального управления используются различные методы и средства: экономические, административные, идеологические, социально-психологические а также специфические социальные.

    Социальная сущность управленческой деятельности

    Управление является неотъемлемым атрибутом общественной деятельности, а значит, системы и механизмы управления являются составной частью систем и механизмов социальной деятельности. Социальная деятельность включает в себя совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социологическая общность. Цель социальной деятельности – поддержка в группе или общности своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими общностями и природой. С доп-ть образ. те изменения, которые имеют направленный (управленческий) характер. Необходимость осуществления управленческой деятельности обусловлена общественным разделением труда: как совместный труд людей составляет основу любого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества. Управление выступает как разновидность общественного необходимого труда.

    Когда люди начинают совместно трудиться над созданием единичного или общественного продукта, появляется необходимость в координации, субординации согласования деятельности человека для достижения поставленной цели. В ходе этого процесса формируется и обретает статус социального института особый вид человеческой деятельности – управленческая деятельность.

    Управленческая деятельность представляет собой явление, которое: 1. Объективно обусловлено вызванными жизненными закономерностями и взаимосвязями функционирования общества. 2. Непременный атрибут любой коллективной деятельности.

    3. Находится во взаимосвязи с общественными отношениями: пронизывает все их виды, координирует и интерпретирует их в рамках целостности общественной системы, вскрывает и разрешает противоречия между ними и внутри них. 4. Организовано и развивается по внутренним, присущим ему закономерностям и формулам. 5. Предполагает динамическую эффективную реализацию при умелом разумном использовании его силы и возможностей. 6. По своей природе всецело зависит от сознания, энергии, организованности людей и всего общества. Управленческая деятельность включает в себя также такие существенные признаки, как: 1. Упорядочивающее воздействие; 2. Формы регулирования и саморегулирования; 3. Целенаправленность и инертный объект.

    Управление как атрибут общественной жизни выражается в свою очередь в следующих наиболее существенных признаках: 1. Социология управления есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. 2. Социология управления своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участником совместной деятельности, придающее взаимодействию людей характер организованности. 3. Социология управления имеет в качестве главного объекта воздействия поведение участников совместной деятельности. 4. Социология управления, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают управленческие отношения между субъектом и объектом в связи с практической реализацией управления. 5. Социология управления базируется на определенной соподчиненности вам людей, так как их отношения имеют сознательно левое опосред. Отсюда властность социологии управления означает, что субъекты управления формируют и реализуют “господню волю”, а объект подчиняется ей. Так выражается гласно-волевой момент социологии управления. Социология управления нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления.

    34. Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
    Личность – это относительно устойчивая система социально-значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития, и формирующиеся в процессе социализации и являющиеся продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия посредством активной предметной деятельности и общения.

    Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества. Основными характеристиками личности являются: • самосознание • самоконтроль (т. е. способность контролировать свои поступки и нести за них ответственность) • наличие определенных жизненных ценностей и включенность в общественные отношения

    Структура личности складывается из следующих элементов: • социальная память; • культура; • деятельность; • опыт (умения, знания, навыки, привычки) • особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов – эмоций, чувств и др.); • личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы);

    • биологические характеристики (протекание нервных процессов – возбуждения, торможения и т. п.; особенности, присущие определенному полу и возрасту).

    Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов.

    Личность - это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое. лич-ть должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биол-х отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения. личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей. как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

    Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию.
    35. Социология воспитания. Система социализации личности.

    Воспитание - деятельность по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах и проявлениях, а также по развитию специфических индивидуальных способностей личности. Это наиболее широкое понятие, включающее процесс социализации и процесс самовоспитания. Основными субъектами воспитания являются общество — через окружающую личность среду; личность (сам объект воспитания выступает одновременно и как его субъект — субъект самовоспитания); а также педагог. Анализ соотношения процессов социализации и самовоспитания внутри целостной системы воспитания является центральным в социологии воспитания. Условно здесь выделяются две позиции: индивидоцентристская — личность выступает как высшая ценность и самоцель общественного развития; социоцентристская — личность существует и имеет значение прежде всего как элемент, частичка общества, значимость которой — в степени ее вклада в общество.

    Соответственно можно говорить об основных видах воспитания: в одном акцент делается на индивидуальные, в другом — на общественно значимые цели и ценности. Социология воспитания изучает вопросы последовательного прохождения этапов социализации человека, включения его в систему общественных отношений в разные периоды его жизни. При этом исследуются факторы, наиболее глубоко воздействующие на этот процесс, социальные механизмы взаимодействия личности с социальной средой, а также степень и возможности влияния самой личности на ее социальное окружение.
    В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом — все то, что включает в себя и окружает человека.) Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп. Социализация бывает первичная (родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная. Первичная социализа

    36. Социология девиантного поведения.
    Девиация (отклонение поведения) – поступок, деятельность человека, социальное явление, несоответствующее установившимся в данном обществе нормам поведения.

    Социальный конформизм – некритическое принятие и следование господствующим стереотипам, авторитетам.

    Девиация: позитивная (культурно-одобряемая) – новые стили в культуре, искусстве. Негативная (культурно-осуждаемая) – сильная (устойчивая) требует работы правоохранительных органов и слабая разрешается людьми на месте.

    Причины позитивной девиации: сверхинтеллектуальность (наука, культура), особые склонности (спортсмен), сверхмотивация.

    Сложности в определение девиации связаны с неусточивостью (однополые браки), со спорностью норм (сухой закон), с конкретной ситуацией (убийство на войне и в мирной жизни) со смешением норм.

    Причины девиантного поведения: несовершенство существующих норм и законов, несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться), биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты), социальные условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать)

    Различают следующие формы девиантного поведения: Индивидуальные отклонения от норм в пределах одной субкультуры. Групповые отклонения группы от общепринятой морали(субкультура). Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе – такое отклонение воспринимается обществом как маленькая шалость, эксцентричность или ошибка. Вторичное отклонение – отклонение, которое социально определяется как девиантное.

    Теория физических типов (Ч.Ломброзо, Э.Кретшмер, В.Шелдон) состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. По Шелдону 3 основных типа: эндоморфный (округлость форм, лишний вес), мезоморфный (мускулистость, атлетичность), эктоморфный (субтильность, худоба). В основе психоаналитических теорий (З.Фрейд, Юнг) лежит изучение конфликтов, происходящих в сознание личности. Социологические или культурные теории Индивиды становятся девиантами, так как процессы происходимой ими социализации бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Теория аномии (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон)– девиантное поведение возникает как результат большого числа конфликтных норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения(аномия). Р.Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают.

    Классификация девиаций: административные гражданские; • трудовые; • международные – войны, расовая дискриминация, геноцид, международный терроризм и др.; • финансовые; • экстравертные – во внешней среде, на работе, с друзьями и др; • минтравертные – пьянство, алкоголизм и др.

    Типы девиантного поведения: 1) конформизм – приспособленчество, слепое следование моде; 2) инновация – частые нововведения, введение в оборот новшеств; 3) ритуализм – непринятие целей и признание только средств; 4) ретритизм – одновременное неприятие средств и целей; 5) мятеж – выступление против чего-либо в вооруженной форме.

    Конформность являет собой, по сути, единственный тип поведения, не являющимся девиантным. От степени распространенности его в обществе зависит социальный порядок – стабильность и устойчивость социального развития.

    Инновация. Такая форма приспособления возникает вследствие того, что индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, разделяет их. Однако он не считает те средства достижения этих целей, которые для него доступны, эффективными, позволяющими достичь успеха.

    Ритуализм предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены. Другими словами, в тех случаях, когда содержание цели и возможности ее достижения для данного социального фактора приходят в противоречие, индивид предпочитает безусловное соблюдение институциональных норм и отказывается от цели.

    Ретритизм. Этот тип девиации можно было бы охарактеризовать как стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не приемлют ни господствующих в сознании большинства социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди «не от мира сего» – отшельники, мечтатели, поэты. Чисто статистически число таких индивидов не может быть велико в любом обществе, оно просто не в состоянии вместить в себя достаточно много таких «странных» людей.

    Мятеж как тип девиации наиболее широко распространен в обществах, находящихся в состоянии глубокого кризиса, на грани социальных переломов. Такие отклонения вряд ли можно отнести к формам «индивидуального приспособления к обществу» в полном смысле этого слова, поскольку мятеж являет собой, скорее, активный отказ от приспособления к действующим нормам социальной жизни.


    37. Образование и общество. Социальные функции образования.
    Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

    Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще одна функция— образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

    Образование - социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт ( его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества.

    Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования: стали готовить учителей специально; подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер; сама система образования становилась многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации); школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

    Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.

    Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».

    38. Социологическая интерпретация религии. Функции религии в обществе.

    Разные направления и школы в социологии религии - это разные способы решения этой задачи. При всей явной несхожести 
интерпретаций религии Марксом, Дюркгеймом, Зиммелем, Вебером, Малиновским и Рэдклифф-Брауном, а позже - Сорокиным, Парсонсом, Луманом, Бурдье и многими другими все они в важнейших концептуальных элементах принадлежат к одной и той же теоретической системе, т.е. не только сопоставимы, но и сходятся в важнейших своих выводах.

    Релгия – представления людей, основанные на вере в существование сверхестесственное и возможности связи с ними. Религия – соц. институт. Функции: регулятивная (нормы и требования), мировоззренческая (объяснение), интегративная (поддержание сплоченности общества), терапевтическая (излечивает душу) – компенсаторная.

    Социология о религии. Дюргейм давал широкое понимание религии - коллективное представление о священном. Гражданская религия – поклонение разуму, коммунизму. Совместные церемонии способствуют объединению нации. Маркс: религия – фантастическое отражение тех внешних сил, которые господствуют над людьми. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

    М.Вебер "Протестантская этика и дух капитализма" – религия – мотив социальных действий. Религия может способствовать развитию общества или консервации его.

    Этапы в развитии религии. 1. первобытные культы: Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением. Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами. Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо. Анимизм - вера в души и духов. 2. политеизм: зооморфизм (др. Греция, Египет, Рим), антропоморфизм. 3. Монотеизм - единобожие: иудаизм, христианство, ислам (самая молодая религия).

    Национальная религия – религия одного народа (евреи – иудаизм, конфуцианство) , мировая религия – религия, которая не знает национальных границ (буддизм).

    Структурные элементы религии: 1. религиозное сознание. - религиозная идеология - религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу религиозной деятельности) соборность - единение. 2. религиозная деятельность. - культовая (освещение, крещение, венчание) - внекультовая (воскресные школы, издательская деятельность, миссионерство). 3. религиозная организация и институты - 4. религиозные отношения. формы религии: церковь (церковно и священно служители, миряне) секты - отколовшаяся часть от церкви с лидером.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта