Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема предметного самоопределения философии, её взаимосвязь с наукой, культурой, идеологией. Сциентизм и антисциентизм в понимании предмета и сущности философии.

  • Генезис философского знания как историческая, научная и социокультурная проблема. Цивилизационные особенности становления философии.

  • Античная картина мира. Космоцентризм, его философские и научные аспекты, ценностно-познавательные ориентиры.

  • Античный диалог как форма философствования. Дискурсивная и эзотерическая формы философского знания: традиции и современность.

  • Философия ответы. Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания


    Скачать 267.32 Kb.
    НазваниеФилософия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания
    АнкорФилософия ответы.docx
    Дата03.03.2017
    Размер267.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ответы.docx
    ТипДокументы
    #3315
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.
    Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нём, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

    Различные точки зрения:

    Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания.

    Философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки.

    Философия – это не наука, это мировоззрение (определённый тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического).

    Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.

    Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

    Функции философии:

    • Познавательная (обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития).

    • Мировоззренческая (оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования).

    • Методологическая (даёт для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности).

    Философия не только даёт единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

    Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

    Задача философии: обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему.

    Назначение философии:

    • Учит человека самостоятельно и творчески мыслить

    • Понимать смысл жизни

    • Правильно оценивать свои возможности и роль в мире

    • Определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во вселенной.



    Проблема предметного самоопределения философии, её взаимосвязь с наукой, культурой, идеологией. Сциентизм и антисциентизм в понимании предмета и сущности философии.

    Термин «философия» греческого происхождения. Образован он соединением двух слов: philos – любовь и sophia – мудрость, знание, искусство, талант. Краткая этимологическая расшифровка звучит, как «любовь к мудрости» или «любомудрие».

    Первым, кто употребил это слово, был Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрец, в его понимании, - это только Бог, мудрость только у Бога. Отсюда и один из первых символов философии – мудрости – Ирида, радуга как мостик между землёй людей и небом богов.

    Философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований.

    Зарождение философии – это движение, переход от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума, т.е. логического и аргументированного рассуждения, веры человека в самого себя, в Человека с большой буквы.

    Философия возникла из мифологии, как результат борьбы между мифологической, стихийно и коллективно фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.
    Проблема «философия и наука» - это, прежде всего, вопрос о научности или истинности самой философии. Надо сказать, что ответ на вопрос «наука или философия?» зависит от того, как мы понимаем науку и как мы оцениваем саму философию.

    Философия в наше время с определённостью разделена на институты. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, - это доказательность.

    Философия, разумеется, не беспочвенна – она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли что-то доказывать в философии, если сама она никаких конкретных, частных или специальных проблем не решает? Задача у неё иная – предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры, для поиска таких решений и доказательств.

    Разумно и оправданно настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру.
    Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду философских проблем.

    Традиции философского осмысления культуры были заложены ещё в эпоху Античности. На протяжение дальнейшего развития в Средние века. Новое время (просвещение, образованность, воспитание, цивилизация) оставалась ключевой в философском осмыслении.

    В XIX в. Самостоятельной областью философской рефлексии становится философия культуры, позволившая поднять представления о культуре на высокий обобщающий уровень, сконцентрировать всё существенное, относящееся к знанию о культуре. На протяжении XIX-XX вв. в её рамках сложился ряд оригинальных школ и направлений, разрабатывавших проблематику культуры, духовной жизни, символотворчества.

    Философский анализ не только изучает культуру, но и даёт своё понимание культуры. Философское осмысление культуры нередко оказывается оригинальным, открывает новые перспективы и возможности осмысления культурной реальности человека. Только с философских позиций осмысление культуры происходит в целостности, во всём многообразии способов её бытия. Философия позволяет увидеть наиболее фундаментальные основания культуры.

    Философия ставит перед культурой ряд проблем, крайне значимых в социальном мире. Таковы, например, онтологические проблемы: вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях её существования, о структуре культуры, причинах её изменений и их общем векторе развития.

    В отношении человека философией культуры поднимается вопрос о том, в чём состоит специфика его культурной деятельности. В философии культуры исследуются и фундаментальные проблемы, соотношения культуры и природы, культуры и человека.

    Ход развития философской мысли последнего времени таков, что культура стала необходимым элементом всякой современной философии, составляя подчас сердцевину её проблематики.
    Термин «идеология» многозначен. В самом широком смысле под идеологией понимают теоретическое обоснование целей и задач долговременного (стратегического) характера. В этом смысле говорят об идеологии того или иного вида деятельности. Например, под идеологией воспитания будут пониматься цели и задачи, которые в воспитательном процессе ставятся в качестве конечных, итоговых.

    Под идеологией в узком смысле понимают теоретическое выражение и защиту интересов общественного класса или большой социальной группы.

    Потребность в сопоставлении философии с идеологией возникает, в частности, потому, что достаточно широко распространён взгляд, согласно которому философия не может не быть и даже обязана быть идеологией. С позиций этого взгляда любая философская концепция всегда так или иначе выражает и защищает интересы определённого общественного класса, чаще всего того, к которому принадлежит сам мыслитель. По этой причине он смотрит на все проблемы с позиций данного класса и является его «идеологом».
    Сциентизм – концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

    Он начал складываться в философии конца XIX – начала XX вв., когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник сциентизм и антисциентизм.

    Сциентизм в философии находит выражение в недооценке её своеобразия по сравнению с другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания, имеющим свою специфику по сравнению с другими научными знаниями.

    Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящей чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека.

    Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования.

    Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев – стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и наука.
    Генезис философского знания как историческая, научная и социокультурная проблема. Цивилизационные особенности становления философии.

    Философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира.

    Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать её научность. Философия – отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

    Также нельзя жёстко разграничивать и эстетическую и моральную ориентации философии. Они состыкуются и сосуществуют в контексте культуры. Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Её исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает культуру, но не её единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и её роли в общественной жизни.
    Цивилизация – это определённая крупная эпоха в истории человечества, ступень в развитии человека как деятеля и творца. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.

    • Цивилизация есть собственно социальная организация общества. Это означает, что организация общества по кровно-родственному принципу сменилась организацией по соседско-территориальному, т.е. законы биологические отошли на второй план, подчинившись в своём действии законам социологическим.

    • Цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

    • Целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Следствием чего стало отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т.д.

    Вывод: цивилизация есть социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.


    Античная картина мира. Космоцентризм, его философские и научные аспекты, ценностно-познавательные ориентиры.

    Античность – в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

    Картина мира – это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т.д.), которое определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры.

    Выделяют следующие черты античной картины мира:

    • Человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и божественный.

    • Античные боги – это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром. Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.

    • Законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы неотделимы, античным богам присущи все человеческие достоинства и недостатки, ведь человек – частица природы.

    • Мир вечен и абсолютен. Его никто не создал. Значит он самодостаточен и управляется своими собственными законами. И эти законы неотвратимы.

    • Неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Античному человеку свойственен фатализм.

    • Человек не знает предначертанного. Поэтому он может поступать так, как хочет. А это значит, что человек свободен. Отсюда светский культ героев.

    • Мир – наилучшее произведение искусства. А раз так, значит человеческое искусство должно подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ человеческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший его космос. Поскольку тело скульптурно, наиболее адекватное выражение греческая идея гармонии нашла в скульптуре.

    • Внимание к человеческому телу не означает интереса к личности. В древнегреческом и латинском языках нет слова, обозначающего понятие личность. Когда хотят указать на человека, говорят «тело».

    • Соответственно нет и терминов для обозначения чувств. Обозначены только чувственные ощущения.

    • Мышление человека конкретно и образно, даже абстрактное мышление.

    • Всё это происходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Человек не мог уподобить мир себе, так как не чувствовал собственной личности.

    • Развитие личностного начала было необходимо. Античный человек в конце концов почувствовал это. Развитие этого начала вплоть до абсолютизации личности дало средневековье.


    Космоцентризм – это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия.

    Основные аспекты космоцентризма:

    • Пространственно-временной, или пространственно-чувственные аспект: Космос как «единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как смертные, так и бессмертные» (Платон).

    • Метафизический аспект: Космос как «вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно потухающий» (Гераклит).

    • Социо-духовный аспект: Мифология как средство адаптации человека к космическому ритму природы, задаче превращения Хаоса мира в космос, перехода от тьмы к свету, от бесформенного к оформленному.

    • Эстетический аспект: Гармония как тождество противоположностей. Мера, симметрия, пропорция как параметры красоты. Космическая гармония как мерой определяемое существование.

    В античной философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления).

    В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат знаний, Зло – результат незнаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

    Античный диалог как форма философствования. Дискурсивная и эзотерическая формы философского знания: традиции и современность.

    V-IV века – период интенсивнейшего развития греческой философии, создания основных философских систем древности. К этому времени относится и материализм Демокрита, и идеализм Платона и, наконец, колеблющаяся между материализмом и идеализмом система Аристотеля, не говоря уже о многочисленных менее значительных мыслителях. В этот же период создаётся и специфическая форма художественного философского изложения – диалог: мыслитель излагает свои взгляды в форме спора какого-нибудь мудреца с противником или беседы его с учениками.

    Диалоги представляли собой одновременно и своеобразную форму сократовского философствования, и стиль его жизни, сознательно подчинённой поискам истины и целостности. Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знаний, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Для Сократа беседа – это диалогическая форма обсуждения соответствующего предмета и поиска истины и целостности. В целом можно сказать, что диалоги Сократа – это и есть его диалектика в действии.

    Сократ в своих беседах часто прибегал к индукции, используя её как при образовании общих определений, так и с противоположной целью – для наглядной демонстрации ошибочности тех односторонних и мнимых «общих» определений, которые опрометчиво предлагались его собеседникам на основе поверхностных и поспешных обобщений эмпирического характера. В данном отношении можно сказать, что Сократ умело использует такой приём опровержения оппонента, как противопоставление более последовательной и обстоятельной индукции – индукции случайной и непродуманной.

    Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».

    Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку «родить» истину.

    Майевтика – метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

    Диалектика Сократа: Ирония – Майевтика (познай самого себя) – Индукция (метод наведения мостов).
    Эзотерика – это учение, совокупность знаний, предназначенных только для посвящённых людей, несущих данную тайну в себе и не имеющих право распространять её за пределы своего знания. Учение содержит всё то, что собиралось, накапливалось, столетиями хранилось, передавалось из поколения в поколение и совершенствовалось в культуре разных народов. Эзотерика – это процесс познания окружающего мира и бытия, познание самого себя как части целого. Каждый человек несёт в себе тайну, и она должна принадлежать только ему – вот истинный смысл эзотерики.

    Дискурс – речь, процесс языковой деятельности; способ говорения.

    Три основных класса употребления термина:

    • Дискурс мыслится как речь, вписанная в коммуникативную ситуацию и в силу этого как категория с более отчётливо выраженным социальным содержанием по сравнению с речевой деятельностью индивида.

    • Стремление к уточнению традиционных понятий стиля и индивидуального языка.

    • Дискурсом называется особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, авторитета, коммуникативной рутины и т.п. и имеющий целью критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта