Главная страница
Навигация по странице:

  • Немецкая классическая философия: единство идей и движущие принципы. Универсальная проблематика как кульминационный пункт интеллектуального развития

  • Критическая философия Канта, её принципы и задачи. Проблема границ человеческого разума , синтетические априорные суждения.

  • Этические и эстетические формы критицизма. «Наукоучение» Фихте как развитие идей критической философии

  • Природа как объект натурфилософского исследования. Действительное и разумное. Единство мира и развитие как творческий процесс.

  • Философия ответы. Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания


    Скачать 267.32 Kb.
    НазваниеФилософия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания
    АнкорФилософия ответы.docx
    Дата03.03.2017
    Размер267.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ответы.docx
    ТипДокументы
    #3315
    страница4 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Скептицизм и солипсизм, их философские основания

    Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

    Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма – явление.

    Философский скептицизм – направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания. Рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак – утверждение «Философия – не наука!».

    Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней академией (Аркесилай) и поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик).

    Энесидем указывает 10 принципов (тропов) скептицизма:

    Различие:

    • Людей

    • Органов чувств

    • Состояний индивида

    • Положений

    • Расстояний

    • Мест

    • Смешанное бытие воспринимаемого объекта с другими объектами

    • Относительность вообще

    • Зависимость от количества восприятий

    • Зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.


    Солипсизм – радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм.

    Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно – это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно).Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо кроме ощущений и сознания нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.

    В различных трактовках солипсизм подразумевает:

    • Сомнение в реальности и достоверности всего сущего

    • Отрицание реальности всего, кроме собственного Я

    • Отрицание духовности всего, кроме собственного Я

    Солипсизм, как радикальный субъективный идеализм, часто подвергался критике со стороны известных философов:

    • «Солипсизм – скандал в философии» (И.Кант)

    • «Солипсизм может иметь успех только в сумасшедшем доме» (А.Шопенгауэр)

    Однако, достаточного обоснования, которое позволяло бы однозначно утверждать существование объективной реальности вне мыслящего субъекта, дано не было.

    Философ Даниель Колак считает, что открытый индивидуализм (взгляд, что мы все одна и та же личность) может быть назван просвещённым или «дружественным к независимости» солипсизмом.

    В отличии от солипсизма, согласно которому других разумов не существует и тела других людей неразумны, открытый индивидуализм утверждает, что других разумов не существует, но тела других людей разумны.

    Немецкая классическая философия: единство идей и движущие принципы. Универсальная проблематика как кульминационный пункт интеллектуального развития

    В наибольшей степени принципы классической философии были выражены в немецком идеализме, который простирается от начала XVIII до середины XIX в. Он подразделяется на

    • Критический идеализм Канта

    • Субъективный идеализм Фихте

    • Объективный идеализм Шеллинга

    • Абсолютный идеализм Гегеля

    Но при всём богатом разнообразии идей и концепций немецкую классику отличает приверженность ряду существенных идей и принципов, которые позволяют рассматривать немецкую классическую философию как единое духовное образование.

    • Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. Гегель сказал: «Философия есть… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».

    • Все представители немецкой классической философии относились к философии как специальной системе дисциплин, категорий, идей. Кант выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг – натурфилософию, онтологию. Фихте рассматривает в философии онтологический, гносеологический, социально-политический разделы. Гегель выделяет философию природы, логику, философию истории, права, морали, религии, государства и др. Итак, философия каждого из представителей немецкой классики – разветвлённая система идей, принципов, концепций, связанных с предшествующей философией и новаторски преобразующих философское наследие.

    • Диалектический метод. Благодаря немецкой классической философии прекратилось господство метафизического метода. Она разработала целостную и разветвлённую диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни. Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности «Я», взаимодействию «Я» и «Не-Я» как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг считает, что природа – становящийся, развивающийся дух. Гегель представил естественный, исторический и духовный мир в виде процесса.

    • Общие принципы в подходе к проблеме исторического развития. Несмотря на довольно существенные различия в трактовке развития истории общества Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, главное состоит в том, что к истории и её пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения – интуиции, а научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Законы истории понимались как принципы исторической «разумности».

    • В своём рассмотрении человека и истории немецкая классическая философия чётко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и уважения к человеку, а также других гуманистических ценностей. При этом она пыталась проанализировать противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов.



    Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель строят свои очень сложные и разветвлённые учения, системы, включающие универсальную философскую проблематику, проблематику весьма высокой обобщённости. Они философски рассуждают о мире – о мире в целом, о закономерностях его развития. Это так называемый онтологический аспект философии – учение о бытии. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т.е. теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т.е. философская антропология. Вместе с тем, классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии – таковы были в эпоху Канта различные области и дисциплины философии.

    Критическая философия Канта, её принципы и задачи. Проблема границ человеческого разума, синтетические априорные суждения.

    Кант видел себя продолжателем идеи Френсиса Бэкона, который в своё время, выступил с критикой схоластического разума и житейского рассудка, с требованием отбросить мёртвые догмы и укоренившиеся предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность. Разум у Канта не некая общая категория и не объект поклонения. Он, как и все, должен устоять в критическом испытании, и тогда он выступит опорой познания. Ведь без определения границ познания вступать на этот путь опасно. Свою задачу философ видит в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания – догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которому принадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков. Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счёт придерживаются чёткого («догматического») взгляда. Кант предлагает третий путь – единственно здравый, по его мнению, - путь критики. Причём речь идёт не о критике каких-либо книг и философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни было опыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его в дело.

    Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, по выражению философа, «априорный» (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное – всеобще и необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врождённых идеях:

    • Во-первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта.

    • Во-вторых, сами доопытные формы не являются врождёнными, а имеют свою историю.

    Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определёнными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объём в конечном итоге взят из расширяющегося опыта человечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыт косвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания.

    Трансцендентное и трансцендентальное – термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога как непостижимого при помощи человеческих способностей и имманентно человеческого и получившее впоследствии широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту.

    В философии Канта трансцендентальное – это всё то, что относится к априорным условиям возможности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт. Канту этот термин нужен для того, чтобы:

    • Резче очертить суть своей философии, показать, что она нацелена не на сами предметы, а на нечто, выходящее за пределы опыта, обозначая тем самым переход нового в систему знаний и конструирование нашей познавательной способностью условий возможности опыта

    • Противопоставить трансцендентальное (как имманентное) трансцендентному – такому знанию, которое переступает за границы человеческого разума и является в этом смысле недоступным теоретическому познанию, становясь исключительно предметом веры.

    Трансцендентное – это всё то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души и т.п. В ходе последующего философского развития термин «трансцендентальное» получил широкое использование в системах Фихте и Шеллинга, неокантианстве, обозначая главным образом гносеологическую направленность этих учений на поиски условий или чистых возможностей познания.
    Важнейшее значение имеет проведённое Кантом различие между аналитическими и синтетическими априорными суждениями. Вообще в аналитическом суждении субъект уже содержит предикат (предмет суждения), а в синтетическом суждении предикат приписывается чему-то внеположенному (то есть субъект не мыслится в самом предикате). Высшим основоположением, которому подчиняются аналитические суждения, является логический закон противоречия (т.е.они истинны, если не противоречат себе).

    Синтетические априорные суждения расширяют наше знание и в то же время общезначимы. Они являются идеалом всякого знания. Синтетические априорные суждения возможны, поскольку подчиняются как высшему основоположению трансцендентальному единству апперцепции («синтетическому единству многообразия созерцания в возможном опыте», чистому Я, рассудку, трансцендентальному субъекту), которым является априорное суждение «я мыслю». Оно является условием возможности подведения многообразия чувственного представления под априорные понятия единства, высшим условием единства всех понятий рассудка, вообще высшим условием всех синтезов. В результате суждение приобретает объективную значимость и становится не просто истинным, а необходимо истинным суждением.

    Этические и эстетические формы критицизма. «Наукоучение» Фихте как развитие идей критической философии

    Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум – это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императив (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические.

    Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

    • «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)».

    • «Относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству».

    В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

    • Человек как явление

    • Человек как вещь в себе

    Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй – категорическому императиву – высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворение некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и возникает «антиномия практического разума».

    В эстетике Кант различает два вида эстетических идей – прекрасное и возвышенное.

    Эстетическое – это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию.

    Прекрасное – совершенство, связанное с формой.

    Возвышенное – это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное).
    Наукоучение – термин, используемый Немецким философом Фихте для обозначения собственной системы философских взглядов, отождествляемой им с «учением о науке», «знанием знания», «наукой о сознании» и т.п. Фихте указывал на проблемную преемственность его философии по отношению к критической философии Канта, ставившей своей целью поиски предельных оснований научного знания. Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я - концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по Фихте описываются схемой

    • «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает

    • «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис)

    • «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передаёт опыт, информацию «Я»

    Главное в философии Фихте – утверждение о том, что мысль в процессе деятельности порождает объект и тем самым реализует свои возможности свободного саморазвития. Но так как свобода является принципом практического (нравственного) разума, то практическое отношение к предмету предшествует созерцательно-теоретическому. Главным побудительным мотивом деятельности индивидуального «Я» является нравственный долг как внутреннее свободное стремление к самосовершенствованию, идеалом которого является совмещение полной свободы каждого со свободой для всех.

    Природа как объект натурфилософского исследования. Действительное и разумное. Единство мира и развитие как творческий процесс.

    Мы не только мыслим природу, доказывает Шеллинг, и не только воображаем её, но и практически взаимодействуем с ней, и в результате обязательно испытываем физическое сопротивление объектов, вызванное их материальным содержанием. Но материи нет в учении Фихте, поскольку «вещь в себе» отброшена Фихте с самого начала. Таким образом, Шеллинг обнаруживает слабость не только субъективизма, но и идеализма, заключённого в наукоучении Фихте.

    У Шеллинга возникает идея всеобщей взаимосвязи в природе, которая до этого понималась как механический агрегат.

    Новейшие открытия показали, что физические явления: электричество, магнетизм, свет – невозможно истолковать механистически, что здесь имеет место принципиально иная форма движения. Тем более это относится к явлениям жизни. Живое невозможно объяснить без принципа целесообразности, который противоположен принципу механической причинности. Шеллинг был первым мыслителем, который дал развёрнутую критику механицизма, до этого безраздельно господствовавшего в естествознании.

    В противоположность механистической картине природы Шеллинг развивает принципиально иную картину. Сущность природы составляет, согласно Шеллингу, так называемая «полярность», или единство противоположных сил: полюса магнита, положительное и отрицательное электричество и т.п. Картина природы, построенная таким образом, получает у Шеллинга название натурфилософии. И это была новая для того времени форма знания. В сущности, натурфилософия представляет собой умозрительное учение о природе, где последние данные опытного естествознания дополнялись чисто зрительными, спекулятивными, как было принято в то время выражаться, понятиями. Это была попытка синтеза опытного естествознания и спекулятивной философии.

    Но природа интересовала Шеллинга не сама по себе. В конечном счёте, натурфилософия призвана решать ту же самую задачу, которую решал Фихте, а именно объяснить, как соотносятся между собой субъективное и объективное, мышление и бытие. Ведь и то и другое представляет собой крайние полюса, между которыми нет никакого плавного перехода.

    Шеллинг обнаруживает своеобразный параллелизм между развитием природы и развитием познания («сознания»). Познание природы начинается с её простейших механических свойств и продвигается дальше, к пониманию её физических, химических и биологических свойств. Человеческое познание как бы движется по ступеням развития самой природы и постигает природу в её же собственных формах. Механизм, химизм, организм – это не только формы самой природы, но и формы нашего мышления о ней, то есть категории.

    В общем природа, считает Шеллинг, устроена так же, как и мышление. Поэтому, собственно, и возможно познание. Если бы мышление имело свои собственные законы развития, а природа свои, то тогда познание было бы совершенно необъяснимо. И здесь Шеллинг стоит на общей с Фихте и всей немецкой классической точке зрения: человек познаёт природу в её же собственных формах, в категориях, которые являются одновременно и формами объективного бытия, и логическими формами. Однако остаётся вопрос об источнике и причине этого совпадения, совпадения объективного развития природы и субъективного процесса познания.

    Фихте усматривал причину такого совпадения в том, что трансцендентальный субъект деятельно порождает мир, проходя при этом ряд ступеней. Естественно, что, когда Я приступает к познанию, то оно обнаруживает в действительности свои же собственные категориальные формы. Но Шеллинга не устраивал субъективный идеализм Фихте. Поэтому он берётся осуществить противоположный ход, а именно вывести мыслящий дух из недр природы.

    Шеллинг подмечает, что природа в своём развитии, в своём «потенцировании» как бы проявляет тенденцию к появлению субъективности. На уровне механизма природа предстаёт перед нами как чистый объект. А вот на уровне живого организма природа приобретает уже некоторые черты субъекта, а именно активность, произвольное движение и даже некоторые формы мышления, ведь высшим животным не откажешь в определённой сообразительности. Шеллинг не видит возможности объяснить рождение духа из материи на пути простой эволюции. И поэтому он предлагает изменить саму суть нашего воззрения на природу.

    Механизм, химизм, организм и, наконец, дух – это, согласно Шеллингу, не различные ступени развития природы, когда до появления химизма существует один лишь механизм. Природа, доказывает он, всегда существовала и существует во всех своих «потенциях», но актуализирует их поочерёдно, то в одной, то в другой, то в третьей форме. Поэтому наше мышление, или дух, - это не что-то, впервые появившееся на Земле, а это проявление природы в её высшей потенции, которую. Она всегда в себе несёт и сохраняет. И эта потенция, конечно, не появляется и не утрачивается. Она может появляться и исчезать только здесь и теперь, но не везде и не всегда. А отсюда у Шеллинга получается, что природа в целом, а точнее, в своей основе – это не дух и не материя, не субъект и не объект, не сознание и не бытие. А она и то и другое, вместе взятое.
    Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой – диалектической логики. На вопрос, откуда взялись эти законы Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть изображение Бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа.

    Гегель считал материализм беспорядочным неправомерным направлением.

    Философская система делится на 3 части:

    • Логика

    • Философия природы

    • Философия духа

    Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.

    Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному – общий принцип развития.

    Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство, тождество диалектики, логики и теории познания.

    • Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод: всё действительное разумно, всё разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность.

    • Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считал природу. Природа есть поражение абсолютной идеи, её инобытия. Поражённая духом, природа не имеет независимо от него существования.

    • Третья ступень гегелевской системы – философия духа. Здесь абсолютная идея как бы освобождается от природных уз и находит своё выражение в абсолютном духе.

    Саморазвитие духа идёт по трём ступеням:

    • «Субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание

    • «Объективный дух» - человеческое общество, и три главные формы: право, нравственность, государство

    • «Абсолютный дух» - включает искусство, религию, философию

    Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

    С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся не вне абсолютного духа, а в нём самом. Саморазвитие мира, есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем, влекло за собой важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии – способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа.

    В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип или закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура Гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.

    Разрабатывая свою теорию диалектики Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчёркивает Гегель, есть «всеобщий способ», в котором все остальные способы сняты и заключены. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект не может оказать ему (методу) сопротивления.
    Последовательность в признании единого начала – материи или духа – называется философским монизмом. Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был Р.Декарт. Материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Б.Спиноза, французские материалисты XVIII в.

    Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались посмотреть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические «комбинации элементов» образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистически рассматривая сущность общественных явлений, русские революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить проблему материального единства мира.

    Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся её материальными носителями. Марксизм при анализе вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.

    Энгельс обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой единства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент «отпустившее» от себя природу. Однако Энгельс не обратил внимание на целостный аспект основного вопроса философии, на выраженную в нём потребность в преодолении раздвоенности мира на материю и дух. В философии XX века на первый план выходит именно этот, ценностный аспект основного вопроса, в котором выражена безусловная значимость (ценность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. «Полнота жизни» (сочетание материи и духа) – источник человеческой свободы, творчества, общения.

    Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия выражается двояко.

    Во-первых, как своеобразная дискретность строения объективной действительности. Наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем.

    Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во «включении» менее сложных систем в более сложные. Несводимости характерных закономерностей последних к первым.

    Развитие как творческий процесс.

    Развитие – основополагающая категория гуманитарных наук.

    Идеи развития формировались в человеческом сознании и научном мировоззрении на протяжении веков. Большую роль в разработке идеи развития сыграла философская мысль.

    • Античные философы-диалектики, рассматривая космос единым целым, анализировали процесс возникновения и превращения одних явлений в другие. Они создали концепцию великого круговорота. Мир признавался вечным и несотворимым, с постоянной циклической повторяемостью явлений, по образному выражению Гераклита, «воспламенений» и «угасаний».

    • В эпоху средневековья и христианской мысли на идеалистической, религиозной основе возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни.

    • В философии Просвещения, отразившей эпоху буржуазных революций, появляется идея исторического развития, непрерывного прогресса, движущими силами которого являлись духовные факторы.

    • Немецкая классическая философия представила целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма. Гегель «первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории». Гегель различал ступени неопределённого, определённого, наличного реального и действительного бытия. В этих ступенях Гегель зафиксировал изменение, новое качество. На ступени неопределённого бытия происходит становление нового как единства бытия и небытия. На ступени определённого бытия новое уже является ставшим новым в синкретическом единстве со старым. Наличное бытие символизирует отдельное бытие, но на основе старого. Ступень реального бытия показывает существование нового на собственном основании, но в условиях, доставшихся от старого. На ступени действительного бытия новое функционирует как саморазвивающаяся субстанция, продуцирующая необходимые условия бытия, достигает зрелости, самодостаточности.

    • Современная философская мысль под развитием понимает прежде всего особый тип изменения. Из огромной массы изменений выделяются такие, которые связаны с обновлением системы, её структурного и функционального содержания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его структурно-функциональной сущности. С точки зрения философии информационной цивилизации под развитием понимается процесс накопления структурной информации. Развитие рассматривается в координатах энтропии – информации, где под энтропией понимается мера беспорядка, а под информацией – мера упорядоченности в координатах организации или дезорганизации систем.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта