Главная страница
Навигация по странице:

  • .Перечислите сказки К.Д.Ушинского. Какими принципами руководствовался он,обрабатывая фольклорные источникиВыявите позгавательно-воститательное значение его сказок.

  • -Ритмические повторы :забывается ли старая хлеб-соль,или помница

  • 1)Кто гнался за волком 2)Кого встретил волк 3)Кто выскочил из мешка 4)Кого первым встретили мужик и волк

  • литература бердард. 1 Во второй половине 19 века в отличии от первой половины 1 преобладает прозаическая сказка


    Скачать 22.91 Kb.
    Название1 Во второй половине 19 века в отличии от первой половины 1 преобладает прозаическая сказка
    Дата28.12.2021
    Размер22.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалитература бердард.docx
    ТипСказка
    #320981

    1 Во второй половине 19 века в отличии от первой половины: 1)преобладает прозаическая сказка;

    Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1871 гг.) – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Он приложил немало сил, разработав полноценную педагогическую систему. В краткой биографии Ушинского оказалось место не только для фундаментальных научных трудов, но и для детских рассказов и сказок. «Курочка ряба», «Журавль и цапля», «Мужик и медведь», «Лиса и козёл», «Сивка бурка», «Плутишка кот» и др.

    Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) — выдающийся русский писатель, публицист, мыслитель, один из великих романистов в мировой литературе. Биография Толстого Льва Николаевича полна интересных фактов и событий, он был необыкновенной, уникальной личностью. Изучение его жизни и творчества будет полезно для учеников всех классов. «Царь и рубашка», «Награда», «Три медведя», «Липунюшка», «Царь и рубашка» «Азбуки», «Новой Азбуки» и «Русских книг для чтения».

    Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 — 1859), прозаик. «Аленький цветочек»

    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1914 гг.) – известный русский прозаик, автор великолепных детских произведений. Кроме детской литературы, писал также об уральской природе, укладе жизни и быта на заводах. Его произведениям свойственен реализм, в них отображается судьба и дух русского народа. («Алёнушкины сказки»

    2.Перечислите сказки К.Д.Ушинского. Какими принципами руководствовался он,обрабатывая фольклорные источники?Выявите позгавательно-воститательное значение его сказок.

    «Плутишка-кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и Цапля», «Как аукнется, так и откликнется», «Никита Кожемяка», «Змей и Цыган».

    Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Он опирался на идеи французских педагогов эпохи Просвещения и выделяет антропологический принцип связи общественных и частных психических явлений. Педагогика Ушинского требует полного философского осмысления. Выделяют три принципа: Народности образования. Патриотического воспитания. Трудового воспитания. Основу педагогической системы Ушинский находил в концепции народности в воспитании. Данная идея четко просматривается в его статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических работах. Важным для Ушинского было православие в русской народной культуре. По этой причине он выделил три константы, в которых показывается вся суть русского национального воспитания: Христианская духовность. Народность. Наука. Каждый народ имеет уникальную систему воспитания и находит отражение в реальном педагогическом процессе. Важную роль играет национальный язык. По этой причине Ушинский хотел, чтобы в школах больше изучали русский язык и создал для этого учебные пособия «Родное слово» и «Детский мир», которые пользуются популярностью и в наше время. В развитии личности важное место занимает трудовое воспитание. Образование является большим трудом, а педагог должен приучить к такому труду. Ушинский писал, что трудовое воспитание сможет сформировать личность в обществе и получить в нём достойное место. Залогом формирования активной и творческой личности является умственный и физический труд учащихся. Данную идею он истолковал в своей работе «Труд в его психическом и воспитательном процессе». Ушинский выделяет такие факторы нравственного воспитания: личность педагога и его пример, поощрение, предупреждение, убеждение, педагогический такт. Большую роль в воспитании ребенка играет семья и школа.

    Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер. Источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!

    3.Какие сказки Л.Н Толстого вам известны ?Какие концовки для них характерны?Чем вы их объясните? Что привлекает ребенка в сказке (Три медведя )? Какие ее особенности определены возрастом читателя? Какими сведениями она обогащает его? Каким персонажам толстовских детских рассказов она близка ?

    Три медведя", "Липунюшка", "Тетерев и лиса", "Лиса и дрозд", "Лиса и волк", "Мужик и водяной". "Лев, волк и лисица", "Лиса и журавль".

    Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки -- русские и зарубеж-ные (народные и литературные).

    Сказка «Три медведя» была написана Толстым в 1872 г. для «Новой азбуки».

    Повествование ее предельно приближено к ре-алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

    С выразительными деталями и запоминающимися повторами изображаются комнаты медведей, обстановка в их домике, сервировка стола. Кажется, будто детскими глазами неторопливо и с любопытством просматриваются все эти бытовые подробности: три чашки -- чашка большая, чашка поменьше и маленькая синенькая чашечка; три ложки -- большая, средняя ж маленькая; три стула -- большой, средний и маленький с синенькой подушечкой; три кро-вати -- большая, средняя и маленькая.

    Повествование ведется неторопливо; маленькие слушатели и читатели могут спокойно насладиться полной свободой действий маленькой героини и вообразить себя сидящими вместе с нею у чашек с похлебкой, качающимися на стульчике, лежащими на кро-ватке. Сказочная ситуация настолько насыщена динамикой и на-пряженным ожиданием развязки, что не ощущается отсутствия диалога в первых двух частях сказки. Диалог появляется в послед-ней, третьей части и, нарастая, создает кульминацию сказки: мед-веди увидели девочку: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!»

    Сразу за кульминацией следует развязка: девочка оказалась находчивой -- она не растерялась и выпрыгнула в окно.

    В сказке писатель создал реалистический образ русской де-вочки-крестьянки, храброй, любопытной и шаловливой. Сказка Толстого «Три медведя» до сих пор очень популярна среди детей дошкольного возраста.

    Л. Толстой включал в учебные книги и другие зарубежные сказ-ки, максимально приближая их к русской действительности, рус-ским характерам. Для этого он вводил новые бытовые детали, приближал язык к народно-поэтическому. Так, например, сказка «Мальчик с пальчик» в переложении писателя напоминает не столько известную сказку Перро.

    4Чем напоминают сказки Д.Н. Мамина-Сибирика сказки Андерсена? Какое место занимает в книге юмор ,лирическое начало? Что порицает и что утверждает Д.Н. Мамин –Сибиряк в своих сказках ? Какие уроки заключены в них для маленького читателя ?

    Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники «Детские тени», «Аленушкины сказки», имеют очень большой успех. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.

    Мамин Сибиряк также как и Ханс Кристиан Андерсенв в своих сказках сочетает романтику и реализм, фантазию и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре, проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором, сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего.

    Особое место в творчестве Мамина-Сиби-ряка для детей занимают сказки. Наибо-лее любимы детьми «Аленушкины сказки» (1894--1897). Назва-ние это не случайно. Писатель посвятил их своей больной дочери Аленушке. Действительно, эти сказки являются прекрасным образцом высокого искусства для детей. Они проникнуты гуманизмом, на-сыщены благородными социальными и нравственными идеями.

    Они поучительны, но мораль их умная, выражена не декларатив-но, а воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

    В сказке «Ванькины именины» изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной малень-ким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи.

    Во многих сказках Мамина-Сибиряка наряду с глупыми, жад-ными и драчливыми персонажами действуют простые и умные герои. В сказке «Ванькины именины» скромнее всех ведут себя дыря-вый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и об-виняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости. Правда, автор, учиты-вая ограниченность социального опыта детей, не придает своим образам той остроты, которая присуща произведениям для взрослых.

    Сатира многих сказок Мамина-Сибиряка связана с традиция-ми народной сказки. Особенно ярко эта связь проявилась в про-изведении, не входящем в цикл «Аленушкиных сказок», -- в «Сказке о славном царе Горохе и его прекрасных дочерях -- ца-ревне Кутафье и царевне Горошине».

    Анализ сказки

    1. Толстой Л. "Волк и мужик"

    2.Жанр: литературная сказка - басня

    Эпос род – авторский

    -сказка учит делать добро,ценить доброе отношение,уметь проявлять благодарность.Учит хитрости и изворотливости.

    3.Краткое содержание :

    -Спрятал мужик волка в мешок и спас от охотников.

    -.Хотел волк мужика съесть, но тот про старую хлеб-соль заговорил.

    -Спросили они слепую лошадь, но та не знала о благодарности.

    -Спросили собаку, и та не знала о благодарности.

    -Лиса хотела помочь мужику, и заставила волка в мешок залезть.

    -Мужик убил волка, а потом убил лису.

    4.Художественные особенности:

    а ) Особенности композиции :

    - Мужик. Жалостливый, наивный. Стал жестоким и бессердечным.

    -Волк. Злой хищник, глупый.

    -Лиса. Хитрая, но глупая.

    б)Анализ языка : гнались,набежал,спрашивают,выскочил,пойдем,принесла,подзет.


    -Ритмические повторы :забывается ли старая хлеб-соль,или помница?

    -народные слова : гумна,рушалка,кручь,току,молотишь,волочит.

    в)Зачин –нетрадиционный,

    г)кульминация- волк выскочил из мешка и бросился на мужика ,хочет его съесть.

    д)развязка - -мужик убил волка, а потом убил лису.

    5.Педагогическая ценность:

    - Сказка учит делать добро, ценить доброе отношение, уметь проявлять благодарность. Учит хитрости и изворотливости.

    6.Вопросы:


    1)Кто гнался за волком?


    2)Кого встретил волк?


    3)Кто выскочил из мешка?


    4)Кого первым встретили мужик и волк?


    5)Кого вторым встретили мужик и волк ?


    6)Кого третьим встретили мужик и волк?

    7)Кого последним встретили мужик и волк?


    написать администратору сайта