Главная страница

Шпаргалки по фольклористике. 2 Основные направления и школы


Скачать 88.5 Kb.
Название2 Основные направления и школы
Дата15.03.2021
Размер88.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпаргалки по фольклористике.doc
ТипДокументы
#184791

1.Фольклор как искусство слова: объем понятия, происхождение термина; функции, синкретизм и синтетичность в фольклоре; архаические верования и двоеверие в фольклоре .

Фольклор - сложное, синтетическое искусство, соединяющее в себе особенности нескольких искусств Проявление синтетичности фольклора заключается в том, что произведения некоторых жанров исполняются под аккомпанемент музыкальных инструментов (частушки - гармонь, былины -гусли и т.д.).

Основой фольклорного произведения является слово. Слово без напева может существовать (сказка, пословица и др.), а напев без слов нет.

Фольклор, который известен нам сейчас, в основном сформировался в классовом обществе. Фольклор являлся творчеством трудовой части населения (крестьяне, ремесленники, рабочие). В его создании основное значение имела творческая деятельность талантливых людей из крестьянства, а затем и рабочего класса. Поэтому в русском народном творчестве основное место занимают крестьянский и рабочий фольклор. С появлением на Руси крестьянства (10 в.) церковь, с одной стороны, пыталась избавить народ от обрядов, с другой стороны, она пыталась приспособить к своим целям В результате христианские мотивы и образы проникли в народные обряды, возникло явление, которое получило название «двоеверия».

2 Основные направления и школы

Направление – совок-ть мировоззренческих и эстетич принципов, отражавшиеся в творчестве многих писателей.

Выделяют след направления:

Славянофильское (идеализация древнерусс быта, утверждение, что русс фольк-р в основе религиозный) – представители – Аксаков, Хомяков.

Народническое (русск народу присуще: царелюбие, религиозность и покорность, самодержавие, православие, народность) – представители – Снегирев, Сахаров.

Революц-демократическое (отражение соврем мировоззрения современных им крестьянских масс) – представители – Чернышевский, Добролюбов.

Школы:

1. Мифологическая школа (творчество искали в мифологии, ее образах и сюжетах) Вельгель и Яков Гримм.

2. Антропологическая (Теория самозарождающихся сюжетов) Веселовский, Тайлор

3 Миграционная (теория заимствования – бродячие сюжеты) Буслаев, Карский

4. Психологическая (теория архетипов - первообразования) Потебня, Вундт

5. Культурно-историческая школа (теория истории возникновения былинного эпоса) В.Миллер

3. Специфика деления фольклора на роды и жанры.

Существуют три сложившиеся формы литературного творчества: эпос, лирика, драма, которые называют родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Эпос изображает внешние по отношению к автору или исполнителю явления; лирика воспроизводит внутренний мир человека, выражает его мысли переживания; драма передает характеристику персонажей, рисует картину мира Следовательно, род -это способ изображения действительности (эпос, лирика, драма).

Жанр - тип художественной формы (сказка, песня, пословица). Также можно учитывать такое понятие как «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую группу произведений (сказки волшебные, сказки семейно-бытовые, песни любовные и др.)
4.Календарно-обрядовая поэзия: особенности циклизации.

Весь фольклор можно разделить на обрядовый (относятся произведения, которые исполняются во время совершения какого-либо обряда) и необрядовый (произведения, исполнение которых не связано ни с каким обрядом) Обряд - один из древнейших видов народной культуры, который возник в глубокой древности. В обрядах можно обнаружить такие черты мышления человека доклассового общества, как анимизм (вера в существование душ и духов, которые будто управляют всеми явлениями мира), антропоморфизм (представления, будто бы все явления природы, животные и растения обладают человеческими качествами), магизм (вера человека в то, что он может влиять на течение событий: избавиться от болезни, вызвать хороший урожай.

Многие народные праздники отмечались в строго определенные дни года. В эти праздники совершались различные обряды, которые в науке называются календарными.

Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками и др
5. Семенно-бытовая обрядовая поэзия: русская народная свадьба

Свадебные обряды – самые значительные во всей народной обрядности и по их разработанности, и по продолжительности. Свадебные обряды включали в себя такие этапы, как сватовство, сговор, девичник, день свадьбы и послесвадебные обряды Свадьба - это не только факт этнографии, но и явление народной поэзии. На свадьбах использовались произведения различных жанров фольклора. Но чаще всего в свадебных обрядах представлены причитания, песни и приговоры.

Главное содержание причитаний - тяжелые переживания, горестные размышления девушки в связи с предстоящим выходом замуж, прощанием с родной семьей, любимыми подругами, своим девичеством, молодостью.

Песни, как и причитания, сопровождали свадебную обрядность Свадебные песни имели устойчивый текст и звучали лишь в хоровом исполнении. Свадебные песни рассказывают о свадьбе, в том числе и о переживаниях невесты, включая в себя элементы повествовательности.

Приговоры - это своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определенную ритмическую организацию
6.Раннетраднционные жанры: трудовые песни.

ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ, один из самых древних жанров устной народной поэзии. Трудовые песни возникли еще в языческие времена при выполнении общественно необходимых работ (охота, вытягивание рыболовных сетей, подъем и передвижение тяжестей и др) Ритм песни соответствовал ритму трудовых усилий, воодушевлял артель и облегчал ее работу. Назначение трудовых песен определяло простоту ее формы; текст состоял из кратких предложений императивного характера, призывавших к общим дружным усилиям. Отрывистые возгласы-команды перемежались своеобразными припевами -восклицаниями-междометиями («эй!», «ух!», «ах!» и т. п.), подчеркивавшими последовательность отдельных движений Текст возникал обычно как импровизация По мере усложнения социальных отношений менялся и характер текста трудовых песен: они сближались с песнями бытовыми, в них находили отражение взаимоотношения рабочих с хозяевами, звучали жалобы, обвинения, угрозы, насмешки. Таковы некоторые варианты всемирно известной русской бурлацкой песни «Дубинушка», имеющей в разных районах много импровизационных разночтений.

Русских народных трудовых песен известно в записях очень немного Песни, записанные в XIX—XX вв., своей формой и ритмической структурой примитивного напева указывают на древнюю традицию жанра. Короткие припевки такого типа в течение столетий сопровождали усилия русского крестьянства, встречались у грузчиков, бурлаков, лесорубов Трудовые песни и доныне можно услышать, напр., на волжских пристанях и пароходах при переноске и погрузке тяжестей.

7.3аговоры и их своеобразие

Заговоры - это короткие прозаич. устно-поэтические произведения, обладающие силой магического воздействия Первоначально заговоры произносились в кач-ве сопровождения определенных обрядовых действ. С течением времени заговоры все более упрощались, а во многих случаях почти устранялись. Заговорная обрядность постепенно разрушалась и забывалась. Тематика заговоров разнообразна. Наиболее древними являются заговоры, связанные с хозяйственной деятельностью крестьян. А также тесно связаны заговоры на другие бытовые темы: свадебные обереги, заговоры от бессонницы, чтобы пчелы не кусали, на приручение собаки и т.д.

Группа лечебные заговоры ( от зубной боли, от боли в ушах, от лихорадки и др.). В особую группу выделяются любовные заговоры («присушки», «отсушки») Все образы заговоров по происхождению и содержанию делятся на четыре группы:

1 Реально-бытовые образы (предметы и явления природы, домашние животные, звери, постройки и предметы быта и т.д.). 2.Фантастические образы (морской царь, баба-яга, чудесный конь и ДР)

3.Образы Христа, божьей матери, пресвятой богородицы, апостолов и др.

4 Социальные образы: цари, князья, бояре, судьи и др

Специфика образной системы заговоров в том, что каждый образ в них употребляется в строго определенной магической функции. Все образы делятся на образы избавляющие от бед, болезней и образы причиняющие зло, вред. В основе создания заговоров лежит принцип сравнения тех или иных явлений, образов или предметов Необычно широкое употребление сравнений составляет их жанровую стилистическую специфику. Иногда сравнения в заговорах переходят в гиперболы Также отличительной особенностью стиля заговоров является частое употребление в них «сквозных эпитетов», которые служат средством усиления, подчеркивания, и выделения основной мысли. Для поэтич. стиля заговоров характерно употребление всевозможных повторов, кот. в значительной мере обусловлены стремлением к максимальной детализации и конкретизации. С особенностями синтаксиса, и прежде всего широким употреблением повторов, в заговорах связано своеобразие их ритмики. Ритмика заговоров заметно выделяет их из обыденной разговорной речи, подчеркивает интонационную образность необычность и тем самым увеличивает веру в магическое воздействие.
8Поэтическая образность русских загадок.

Загадка относится к малому жанру фольклора У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Загадка - это не просто метафорически заданный вопрос, а очень хитро составленный вопрос. В небольшом количестве загадки встречаются в произведениях древней русской литературы (летописи, житийная литература) По своему содержанию загадки могут быть очень простыми, когда они рисуют какую-нибудь одну несложную картину, и более сложными, когда эта картина приобретает форму сюжета и загадка иногда напоминает небольшой рассказ В народе было большое количество загадок о конкретных животных. Не меньше было создано загадок и о различных растениях Популярными были загадки о крестьянских постройках, отдельных частях избы и домашней утвари Также возникают загадки не только об отдельных конкретных предметах, но и о тех или иных их качествах, признаках, состояниях и положениях. В загадках, как и в других жанрах фольклора, нашло отражение мировоззрение народа: его взгляды нравственно-этические, философские, социально- исторические и др. Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все ее стилистические средства По своей ритмической организации загадки напоминают пословицы Они создаются в форме ритмизованной прозы В загадке очень широко употребляется парная рифма, как и у пословицах
9.Художественное своеобразие русских пословиц и поговорок

Пословица - малый нелирический жанр устного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкрепленное рифмой. Пословицы бытуют в живой разговорной народной речи. В пословицах ярко выражена коллективность творчества, они употребляются в речи большим числом людей, а былины, сказки и даже песни исполняются гораздо меньшим кругом лиц Своеобразной особенностью пословиц служит совмещение в них общего и конкретного. В конкретной форме передаются общие черты и признаки явлений природы, общественной жизни и личных отношений людей Благодаря конкретному выражению общего пословица может применяться ко многим однотипным явлениям Переносный смысл пословицы могли приобретать в силу расширения их значений Переносное значение возникает в пословице тогда, когда в ней используются языковые выразительные средства, имеющие в основе сравнение или связь явлений по смежности (метафора в пословице). Пословица представляет собой особую содержательную форму, структуру, основное отличие которой – внутреннее художественное единство. Для пословицы свойственны две основные формы построения; одночастная и двухчастная Обе формы обладают целостностью: первая представляет собой скрепленное по правилам связи и согласования предложение, а вторая отличается неразрывной связью двух частей сложного предложения Своеобразным отличием пословицы служит то, что она по форме полностью совпадает с употребленными в ней стилистическими средствами сравнением и антитезой Поговорки тесно связаны с пословицами, они имеют свои специфические жанровые признаки Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определенные выводы и обобщения, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать ее образной. В языковом отношении поговорки относятся к фразеологизмам. Некоторые поговорки являются идиомами, т.е. выражениями, не переводимыми на иностранные языки Поговорки - только такие фразеологизмы, которые построены на иносказательной образности. Гл. назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность В поговорках испол-ся образные средства разговорного языка: сравнения, метафоры, гиперболы.
10.Основные типы русских народных сказок: художественный мир сказок о животных, волшебные и социально-бытовые сказки

Сказки о животных – своеобразная разновидность сказочного жанра Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а некоторых и растения В Я Пропп выделяет шесть групп сказок этого вида: Сказки о диких животных, сказки о диких и домашних животных, сказки о человеке и диких животных, сказки о домашних животных, сказки о птицах, рыбах и др., сказки о прочих животных, растениях и др. Сюжеты и образы сказок о животных имеют нередко социальный сатирический аспект. Однако следует отметить, что основой смысловой аспект сказок о животных - моральный. В моральном плане можно выделить две основных идеи сказок о животных: прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злым и сильным, и прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение Волшебные сказки занимают довольно большое место. Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в социально-бытовых сказках В приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели В необычности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых предметов В особых приемах и способах композиции, повествования и стиля Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия, получили название социально-бытовых Социально- бытовые сказки очень кратки, в центре сюжета - один эпизод, действие развивается быстро, без замедлений, присущих волшебным сказкам, нет повторения эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить как смешные, странные, хотя они совершаются в правдоподобной жизни Повествование очень простое, лишенное обрядности, как в волшебных сказках. Две разновидности социально-бытовых сказок: в одной превышают социальные конфликты, в другой -бытовые
11. Лирические частые песни: содержание, обращая система и символика .

К лирическим частым песням относились: игровые, хороводные и плясовые Хороводных песен было больше, чем игровых. Они значительнее игровых по своему содержанию, разнообразнее по формам исполнения. Хороводные песни подразделяются на два вида: песни хороводно-игровые и песни собственно хороводные. Исполнение хороводно-игровых песен обязательно сопровождаются какими-либо действиями, которые обусловлены содержанием песни Собственно хороводные песни просто используются в хороводном движении. Специфика хороводных песен в освещении темы труда в том, что она неизменно преломляется через тему любви и брака. Очень большое распространение в народе имели собственно хороводные песни, т.е. песни, содержание которых не разыгрывалось Большинство всех записанных и опубликованных хороводных песен составляют собственно хороводные песни Ведущей темой собственно хороводных песен, как и хороводно-игровых является тема любви. Игры с песнями исполнялись молодежью на вечеринках, зимой в избах, а летом на открытом воздухе. Главной темой молодежных игр и сопровождающих их песен была тема любви, женитьбы или замужества. Композиционные функции песен в играх были различными Одна песня могла предвещать игру, лишь в общих чертах похожа на ее тему, давала играющим определенный настрой, а затем шла игра, совсем несвязанная с сюжетом песни Игровые песни просты по. композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют разыгрывающие. Чаще всего песню исполняет хор Исполнялись игровые песни в быстром темпе. Некоторые из них могли выступать в качестве плясовых Плясовые песни отличаются от всех других видов песен более быстрым темпом исполнения, четким ритмом. Наиболее распространенные размеры плясовых песен - четырехстопный или шестистопный хорей. По своей тематике и эмоциональному тону плясовые песни близки к игровым и хороводным песням По своей композиции плясовые песни могут быть монологами, диалогами и сюжетно-повествовательными.
12.Лирические протяжные песни: песни-повествования и песни-раздумья .

Традиционные необрядовые лирические песни - это в большинстве песни крестьян. Они отразили жизнь и психологию крестьянства, особенности его мировоззрения Традиционная крестьянская лирическая песня - это преимущественно песня бытовая. Главными героями любовных песен являются молодые люди, юноши и девушки. В народных песнях получили выражение не только нравственно- этические, но и эстетические взгляды народа Также в любовных песнях выражены его представления о прекрасном Семейно-бытовые крестьянские песни являются логическим продолжением на тему любви Одним из самых распространенных мотивов этих песен является противопоставление девичьей жизни и жизни замужней. Основная масса традиционных лирических песен была посвящена бытовой тематике, центральное место в них занимала тема семейных отношений Но это не означало, что традиционная крестьянская.- песня никак не затрагивала явлений социальной жизни. Антикрепостническая тема в крестьянских песнях получила довольно специфическую форму выражения В большинстве случаев эта тема выступает вместе с традиционной семейно-бытовой тематикой.

Песни сложенные самими бурлаками и исполняемые ими во время работы, напоминали собой скорбный стон замученных людей Бурлацкие песни в живом бытовании до нас не дошли Чумацкие песни бытовали главным образом в южных районах России и на Украине По своей тематике они очень близки к песням ямщицким В связи с постройкой железных дорог и исчезновением ямщицкого и чумацкого промыслов забылись и многие песни чумаков и ямщиков В то время избыло не мало. Большое место в народной лирике занимают песни на тему солдатчины. До солдатчины была рекрутчина, о которой в народе созданы изумительные по своему лиризму и драматическому напряжению песни Некоторые песни о рекрутчине имели и определенное соц. звучание. За рекрутскими песнями следуют солдатские песни. Солдатские песни могут быть эпическими и лирическими В эпических песнях рассказывается о важнейших военно-исторических событиях. В лирических - отразилась бытовая жизнь солдат Солдатские песни значительно обогатили народную лирику новыми темпами, мотивами и образами Основное эмоциональное содержание удалых песен – это любование и упоение обретенной волей, какое-то глубокое душевное удовлетворение, настроение праздничности.
13.Легенда как жанр:классификация. Особенности поэтики

Легенда - прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. С их тематикой связаны и особенности сюжетов, и особенности персонажей. Русские народные легенды можно разделить на следующие тематические группы:

  1. Легенды о сотворении мира

  2. Легенды о животных

  3. Легенды о боге

4. Легенды о наказании злых и прощении грешников.

5. Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные. Идейно- художественная сущность легенд состоит в том, что в них выражено народное понимание действительности, народное толкование изображенных событий и персонажей. В легендах содержатся религиозные поучения, но они имеют социальный характер. Идейная сторона легенд проявляется в том, что в них оценка событий и лиц дается с крестьянской точки зрения. Важной особенностью идейной стороны служит сатира, которая носит социальный, в том числе антицерковный, характер Легенда является произведением искусства устного слова Легенды нередко рассказываются подлинными мастерами слова В легендах очень хорошо построен сюжет пли эпизод, которые раскрывают и основную мысль произведения, и сущность характеров персонажей.
14. Предание как жанр: классификация, художественное своеобразие .

Предания сохраняют память о событиях и деталях национальной истории Для них характерна историческая тематика Предания близки к историческим песням, но имеют прозаическую форму, а не стихотворную. Предания не имеют устойчивых зачинов и концовок, определенных ходов развития сюжета Предания - эпический, те повествовательный, сюжетный жанр. Но сюжет в них обычно не развертывается в сложную цепь событий, а строится на одном эпизоде, ярком и необычном Предание не лишено внутренней структуры, принципов идейно- художественной организации произведения: скрепление всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет, и выразительные средства. Русские народные предания не однородны Самой простой классификацией была тематическая, какой придерживался С.Н. Азбелев. По его словам, предания и легенды разграничиваются тематикой исторические, топонимические, религиозные, демонологические, бытовые и др. Было очень много мнений, поэтому поводу, но мы должны придерживаться классификации, данную В.К. Соколовой, которая делит их на два типа: предания исторические и топонимические. К историческим относятся рассказы об исторических событиях и лицах. К топонимическим относятся рассказы о возникновении поселений и их названий, о местах, связанных с важнейшими событиями.
15.Особенности русского былинного эпоса: новгородский и киевский циклы .

Былины - русские народные эпические песни, которым свойственны героические сюжеты. Формирование киевского цикла былин определялось характерными историческими обстоятельствами Киевские былины группируются обычно по богатырям Но среди былин киевского цикла есть произведения героические и социально-бытовые. Значит их можно поделить на такие группы: героические - включают в себя былины, возникшие до монголо-татарского нашествия, и былины, связанные с нашествием (о гибели богатырей и т.д.). Былины социально-бытовые включают в себя песни, в.которых социальные конфликты стоят на первом месте Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трех богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), действия и судьба, которых тесно связаны Новгородский цикл былин представляет собой продолжение общерусских эпических традиций, но в силу своеобразия общественно-экономических и политических условий жизни Новгорода эти былины отличаются особого рода тематикой, сюжетами и типами героев. Для новгородского цикла былин характерны социальные темы Былины новгородского цикла ярко отразились многие особенности новгородского общественного и частного быта. Новгородский цикл былин не имеет героических сюжетов.
16.Исторические песни: особенности композиции и стиля .

Исторические песни - единый жанр, но в них есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разнотипные структурные особенности Исторические песни по объему меньше былин и больше лирических песен Эпический характер исторических песен проявляется в повествовательности - рассказе о событиях, которые изображаются объективно, без вмешательства повествователя Исторические песни – сюжетный жанр. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду Исторические песни - повествование о прошлом. Исторические песни имеют свой состав действующих лиц. Их персонажи не былинные богатыри и не простые люди бытовых лирических песен и баллад, а известные исторические деятели (Иван Грозный, Разин) Значительны идейне-художественные цели исторических песен Песни запечатлевают в сознании народа память о важнейших событиях и лицах истории, выражают народное понимание истории и дают оценку событиям и деятельности лиц. В исторических песнях есть две основные тематические линии: военная и социальная К первой относятся песни о войнах и полководцах, ко второй - песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

17. Балладные песни: специфика поэтики жанра.

Баллады, или балладные песни - произведения средней формы: они короче былин и длиннее лирических песен Это стихотворный жанр. В балладах рассказывается о событиях и отношениях людей. Психологическое содержание баллад весьма глубоко. Все это придает произведениям этого жанра большое эмоциональное напряжение.

Тематические группы балладных песен:

1 Семейные баллады
2.Любовные баллады
3 Исторические баллады
4.Социально-бытовые баллады

Русские народные баллады произведения богатого жизненного содержания, высокого художественного совершенства, замечательного искусства слова. Трагическое в сюжетах баллад проявляется не только в поступках персонажей, но и в особенностях их душевных состояний. Баллада отличается от других фольклорных жанров глубиной психологического изображения, умением раскрыть сложные и напряженные переживания, в том числе душевное состояние убийцы, его раскаяние и угрызение совести. Произведения балладного типа более реалистичны, нежели другие стихотворные жанры. Реалистичность баллад состоит в жизненности конфликтов, в бытовой типизации персонажей, в правдоподобии событий и их мотивировки, в бытовых подробностях, в объективности повествования, в отсутствии фантастического вымысла. Своеобразие баллады проявляется прежде всего в ее отличии от других жанров. Баллада стихотворный жанр, но ее стих, хотя иногда и близок былинному, отличается тем, что он короче, обычно двухударный, в то время как былинный стих трехударный
18.Объем понятия детский фольклор: жанровое многообразие.

Ученые считают, что к детскому фольклору относятся только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми Детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых. Это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети Детский фольклор - это прежде всего произведения, созданные и исполняемые самими детьми. Он отличается от фольклора взрослых, как по своему содержанию, так и по художественной форме. Следовательно, к детскому фольклору относятся произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста. В зависимости от условий бытования детский фольклор делится на игровой и внеигровой. Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки, и песенки.

Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки, которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии.

Считалка – рифмованное стихотворение, но большее по своим размерам, чем жеребьевка Отличительной особенностью считалки является использование так называемого «заумного языка». Это, прежде всего, распространяется на числительные. Игровые песенки разнообразны в жанровом отношении. К ним относятся голосянки, молчанки, песенки, песенки сказочного содержания и др. К песенкам сказочного содержания близки веселые песенки - небылицы. Во внеигровом детском фольклоре - дразнилки, скороговорки, перевертыши (песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми). Особым жанром детского внеигрового фольклора являются поддевки, которыми дети пытаются поддеть друг друга. Любимым жанром внеигрового детского фольклора являются скороговорки (выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов).
19. Частушка как жанр: особенности поэтики.

Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества. Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании каких-либо событий и фактов, а в выражении к ним определенного отношения, когда передаешь самые разнообразные мысли, чувства и настроение.

Поэтика частушки обусловлена особенностями ее содержания, а также условиями возникновения и оформления ее как жанра Своеобразие поэтического стиля частушек заключается в том, что в них можно встретить самые различные тропы и образные выражения эпитеты, сравнения, метафоры и т.д. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость В частушках, как и в традиционных песнях, употребляются вопросы и обращения. Яркое жанровое своеобразие проявляется в композиции частушек. Частушки бывают одночастными и двухчастными. Также своеобразие частушек заключается в ритмической структуре и по организации стиха в ней Стих частушек - силлабо-тонический По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под которой они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.
20. Народный театр: театр живых актеров, кукольный театр и театр картинок .

Народный театр более широкое понятие, чем народная драма. В народ. театр входят сценки, игрища, пьесы (Лодка, Царь Ирод) кукольный театр (театр марионеток) – Петрушка, вертеп и раек. Народная драма возникла в празднествах по случаю удачной охоты, рыбалки. Имели практические цели – передача опыта молодому поколению. Создана в 16-17 в, содержание – сама жизнь, истор действительность. Некоторые драмы опираются на тексты песен и явл-ся их инсценировками.

Был распространен кукольный и рисованный театры. Вертеп – разновидность кук-го театра (ящик с верхней частью (игрались драмы) и нижней (бытовые сценки). Пол имел прорези, где двигались куклы. (Наполеон и мужик, Донской казак и купец).

Раёк – театр картинок появ-ся в 18-19 вв, короб с двумя увеличительными стеклами, вдоль задней стенки двигалась полотняная лента с картинками, перекручивалась с одного ролика на другой и создав впечатление движения персонажей. Раёшник давал пояснения, темы разнообразные: военные, исторические, бытовые вопросы и проблемы, соврем мода. Явл-ся прообразом мультипликации (анимации).


написать администратору сайта