фрида. Общий анализ содержания
Скачать 28.54 Kb.
|
Общий анализ содержания. Русская народная песня –творчество трудового народа. Она неразрывно связана с его жизнью, выражает его думы и чаяния, помогает в труде, сопровождает важнейшие события обществ и семейной жизни. Этим объясняется наличие ряда песенных жанров: трудовые, эпические, свадебные, хороводные песни и т.п. В старину песни складывались и бытовали изустно, что вело к их видоизменениям и породило обилие вариантов. Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные (гетерофонного и других типов). Особенности богатство содержания русских народных песен, их жанровое разнообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, частушки и др.), особенности музыкального языка. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором. Общность тем, приёмов развития, сюжетов, образов. Произведение «Ах ты, душечка» является народной песней. Как известно наши предки пели о своём быте и укладе, о чувствах и переживаниях, обо всем, что их окружало и волновало больше всего. Данное произведение является одной из вершин русской народной песни. Русская лирическая свадебная песня всегда отличала пронзительностью чувств и лиричностью и «Ах, ты душечка» не является исключением. В данной песни прослеживается один образ – это своеобразное признание в любви девушке. В анализируемом нами хоре достает последнегокуплета,в котором как раз заложен главный смысл песни: Там скажу тебе про любовь свою, Что томит мое ретиво сердце. Что томит мое ретиво сердце, Что пылает в нем жарче пламени Если бы понадобилось показать все богатство смысловых оттенков, которые можно передать в русском слове с помощью суффиксов (не все языки обладают такой возможностью), лучше всего это видно на примере слова «душечка». Значение уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- соединяется в нем с многозначностью в русском языке слова «душа». «Ах ты, душечка, красна девица...» — поется в народной песне. Привет и ласка прослеживаются в этом слове. К милому, приятному человеку обращаются так в разговорной речи. Музыкально-теоретический анализ. «Ах ты, душечка» - это произведение написано куплетной форме, где куплет состоит из одной строфы (строфическая). Первый куплет – это 4х-тактный период, который состоит из двух предложений. Каждое предложение делится на две фразы, одинаковые по масштабам. Границы каждой фразы обозначены ритмической остановкой – использование крупной длительности или распева. Таким образом, куплет представляет собой малый квадратный период. Первый куплет, состоящий из (5 тактов), начинается со вступлений всех партий. Второй куплет полностью схож с первым куплетом, изменились только слова. В третьем и четвертом куплете появляется элементы полифонического склада.Имитация полифонии создает атмосферу грозности, дерзости, на людей, которые зарятся на пару. Тональность произведения Произведение написано в одной тональности е-moll остается неизменной на протяжении всего хора, исключение составляет лишь кратковременное отклонение в тональность субдоминанты, которое встречается в музыкальном материале каждого куплета. Минорная тональность помогает создать образ лирического настроения, придает сердечности, задушевности. Гармония. Вся гармония представлена основными трезвучиями и септаккордами с их обращениями: T – D6\4 – T6 – T – S6 – T – D - S Ритмический рисунок всех куплетов почти одинаковый. Особую сложность в ритме приставляет поочередное вступление партий, здесь дирижер должен показать вступление голосов очень четко. Размер в этом произведении 5\4 и 5\8 это смешанный размер, который дирижируют по четырех дольной системе с удвоением первой доли (3+2) или третьей доли (2+3). Смешанный размер образуется сочетанием двух- и трёхдольных размеров. Темп в произведение- largo (широко) не меняется на протяжение всего произведения при помощи него создается образ гуляющей пары по просторам русской земли, «по бережку Волги матушки», лишь в третьем куплете чуть увеличивается для создания образа. Вокально-хоровой анализ Произведение написано для мужского четырехголосного хора. Произведение исполняется a' cappella. Диапазоны…. Произведение написано в удобной для всех голосов тесситуре. Здесь нет не слишком высоких, ни слишком низких звуков, поэтому вокальная нагрузка распределяется равномерно. При исполнении используются разные виды дыхания: одновременное (общехоровое), дыхание по партии и цепное. Так как произведение по характеру певучее, лирическое, то используется мягкая атака звука. Голосоведение в произведении разнообразное. Встречается: поступенное волнообразное параллельное примарное голосоведение Строй хора- это система звуковысотных отношений, которые в хоровом исполнение выражаются в правильном интонировании звуков и интервалов. Прежде всего нужно достичь хорошего мелодического строя без которого невозможно добиться чистоты интонирования. При работе над произведением дирижёру нужно помочь хору, показать рабочим жестом трудные места. Особенности строя интонирование на одном звуке конец четвертого куплета. Ансамбль- это способность всех певцов петь одновременно, как один, одновременно произносить слова во время пения, брать дыхание в указанном месте. В произведении встречаются: динамический, тембровый, ритмический, агогический rit. Дыхание – берется по фразам, вдох должен быть активным в характере произведения. Звуковедение прием звуковедения во всем произведении Legato поэтому жест плавный, весомый, вязкий. Такой характер звуковедения отражает глубину, широту, раздольность. Исполнительский анализ Передача характера этой лирической песни в большей мере зависит от тщательного показа динамики и музыкальной фразировки. Равномерность вступлений хоровых голосов с различных долей такта, их неодинаковый ритмический рисунок требуют четкого дирижерского показа как правой, так и левой рукой. Фермата на слове «молодец» (четвертая доля) исполняется как неснимаемая. Группировка 2+3, в последнем такте 3+2. Для того чтобы донести содержание произведения до слушателя, хор должен чётко и ясно произносить текст. Для этого необходимо попевать все гласные звуки «а», «я», «е», «э», «о», «ё», «ы», «и», «ю», «у». Четко произносить согласные звуки в концах слов: «пойдем», «тобой», «брат». Согласную в середине слова присоединять к следующему слогу: «душе-чка», «кра-сна», «пу-скай». Шипящие и свистящие проговариваются легко и быстро: «ах», «душечка», «сестрой». Особое внимание обратить на проговаривание в данном произведении буквы «ж». Работая над произведением нужно обратить внимание на пропевание различных ступеней лада, чтобы добиться чистого интонирования. Главные ступени лада исполняются устойчиво. Вокально-хоровые трудности интонирование интервалов пение скачков в партиях. пение залигованных и выдержанных нот. нужно добиваться гибкой фразировки пение на крепком дыхании в характере произведения четко произносить слова и петь в ансамбле. Дирижерские трудности Четкий показ вступлений и снятий Создание и передача характера произведения, образа в жесте. Показ ауфтакта, снятий в характере произведения. Показ динамики, фразеровки, четкий показ кульминации. Обращение к разным партиям. |