Главная страница
Навигация по странице:

  • Искусство фотографии.

  • Архитектура.

  • Декоративно-прикладное искусство.

  • Виды изобразительного искусства. Живопись. Живопись, по меткому замечанию художника К


    Скачать 39.11 Kb.
    НазваниеЖивопись. Живопись, по меткому замечанию художника К
    Дата24.09.2022
    Размер39.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВиды изобразительного искусства.docx
    ТипДокументы
    #694377

    Живопись.

     

    Живопись, по меткому замечанию художника К. Юона, – «живое письмо или письмо о живом». На первый взгляд это может показаться парадоксальным: ведь живое письмо и письмо о живом не одно и тоже. Но в данном случае парадоксальность этого утверждения только кажущаяся. Словами «письмо о живом» художник раскрывает предмет живописи, а «живое письмо» – ее средства. В живописи передается форма предмета, его цвет, освещающий его свет, фактура материала, пространство, в котором находится изображаемый предмет. Поэтому живопись пользуется такими конкретными изобразительными средствами, как линия, цвет, светотень, воздушная и линейная перспектива и т. д. Эти изобразительные средства позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно передать ощущение объемности предметов окружающего нас мира, сохранить и умножить многокрасочность природы и т. д. «На своих холстах, – писал Паустовский о Ван-Гоге, – он изобразил землю. Он как бы промыл ее чудотворной росой, а она осветилась красками такой яркости и густоты, что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры, а каждое клеверное поле – в солнечный свет, воплощенный во множестве скромных цветочных венчиков». Это о Ван-Гоге и в то же время – о живописи вообще. Живописец воссоздает реальный мир, используя для этой цели краски, накладываемые на специально подготовленную поверхность. Объемная, трехмерная, полная дыхания жизнь как бы застывает на двухмерной плоскости. Многокрасочная, переливающаяся множеством оттенков, насыщенная игрой светотени полотно подлинного мастера рельефно передает в разнообразной цветовой палитре все богатство жизни. Не ведет к объединению действительности и плоскостная живопись.

                Накладывая краски на холст или любую другую поверхность, живописец превращает их в цвет, создающий представление и о материальных качествах (фактуре) изображаемого предмета, и об его окраске, и т. д. Введу того, что явление жизни неоднокрасочны и неодноцветны, живопись изображает не только цвет каждого отдельного предмета, но и то сложное сочетание, которое образует предметы, обладающие различным цветом, когда они расположены в определенном виде и даны в совокупности. Сочетание цветов, цветовая гармония и образуют в живописи колорит.

                Колорит имеет столь большое значение, что иные художники даже утверждают, будто вся живопись основана преимущественно на одном колорите. Они полагают, что впечатления, которые художник получает от жизни, в картине превращаются «в чисто колористические ценности». Конечно, без колорита нет живописи. Средствами колорита художник выражает содержание картины, вызывает определенное настроение при ее восприятии. И часто бывает так, что зритель еще не успевает вникнуть в сюжет, а колорит сразу же создает определенное психологическое отношение к картине, вызывает соответствующие чувства – радостные, тревожные, настороженные и т. д. Благодаря колориту живопись вызывает в зрителе определенное настроение, сопереживание понимание мыслей и чувства людей, которые изображены на картине.

                Но колорит – не самоцель в искусстве, а средство. Цветовая гамма, живописные качества картины приобретают большую или меньшую ценность в прямой зависимости от того, в какой мере они помогают раскрытию идейно-эстетического замысла.

                Такой является, например, гениальная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Богатейшая цветовая гамма картины – ее темный, густой колорит, лиловый туман, белые рубахи стрельцов, мерцающие на их фоне отсветы огней – все это не «буйство красок», а изумительное мастерство, которое ярчайше передает один из драматических моментов русской истории.

                Живописное произведение создается не одним цветом. Каркасом картины является рисунок. Рисунок передает форму предмета, его очертания. Нельзя умалять значения рисунка за счет преувеличения значения цвета. Теоретики антиреалистических течений в живописи, в частности сторонники абстрактного искусства, не только умаляют, а попросту игнорируют значение рисунка. Иные из них утверждают, будто цвет в живописи может играть такую же роль, что и звук в музыке: дело якобы заключается не в реалистическом изображении предметов окружающего нас мира, а в том, чтобы одним только цветом вызвать соответствующие ассоциации у зрителя.

                Изображая реальную действительность на двухмерной плоскости, живопись создает иллюзию трехмерности и объемности: люди и предметы кажутся находящимися на разных расстояниях от зрителя – одни ближе, другие дальше, а природа изображается ток, что небо кажется простирающимся до самого горизонта. Например, в сравнительно небольшой картине И. Левитана «Владимирка» дорога воспринимается как бесконечность.

                Впечатление глубины достигается использованием закона перспективы. Линейная перспектива дает возможность построить кажущиеся очертания предметов, а воздушное – изменение в цвете и очертаниях. Благодаря светотени создается иллюзия объема, выпуклости. Светотень образуется тонким и точным сочетанием освещенной и неосвещенной стороны изображаемых в картине предметов. Леонардо да Винчи писал: «Если ты, поэт, сумеешь рассказать и описать явления форм, то живописец сделает это так, что они покажутся оживленными благодаря светотени». Светотеневой принцип, по мнению Леонардо, определяется тем, что «тени тел не должны быть причастными иному цвету, кроме цвета тела, на котором они лежат».

                Но, конечно, изобразительная правда живописи не сводится к достижению возможно более точного, всестороннего и подробного сходства изображения с реальной действительностью. Подлинно реалистическое художественное изображение всегда в той или иной мере условно, и это не только не умаляет, а увеличивает убедительность образа. Условность живописи возрастает в одноцветной графике, линейном рисунке.

                Для того чтобы в статичных произведениях живописи как бы раздвинулись рамки картины, художник изображает интересующие его явления жизни под таким углом зрения, который позволяет обнаружить важные и существенные стороны характера изображаемых людей, ищет острый сюжет, создает глубоко осмысленную композицию.

                Живопись делится на монументальную и станковую. Монументальная живопись связана с архитектурой – это роспись фасадов зданий, стен, потолков и т. д. Это, как правило, крупные по своим размерам произведения, связанные с назначением архитектурных сооружений. Станковая складывается из тех произведений, которые имеют самостоятельное значение, безотносительно к тому, где они будут выставлены, – музеях, Домах культуры или частных квартирах. Станковая живопись с архитектурой не связана.

                Понятие – «монументальная» применяется исключительно для обозначения вида искусства, а не для выражения монументальности, т. е. Значительности выраженных ею идей и в этом отношении станковая живопись не менее монументальна. Высокими идеями и значительными художественными качествами должны в равной мере отличаться как монументальная, так и станковая живопись.

                Нам представляется искусственным противопоставление станковой и монументальной живописи с точки зрения большей или меньшей их общественной значимости и современного звучания. Монументальная живопись, как и монументальное искусство скульптуры, будет занимать в духовной жизни нашего общества все более значительное место. И это обусловлено не только характером современного градостроительства, но и всем строем общественного развития при социализме. Однако возрастание роли монументального искусства отнюдь не означает умаления значения станковой живописи, способной выражать и масштабные проблемы жизни общества, и тончайшие душевные переживания человека. Нельзя не отметить, что признание или умаление роли станковой живописи так или иначе сопряжено соответственно с утверждением или отрицанием своеобразия идейности и реализма в изобразительном искусстве.

                Основными жанрами живописи являются тематическая картина (историческая, батальная, бытовая или, иначе, жанровая), портрет, пейзаж, натюрморт и т. д. Тематическая, или сюжетная, картина занимает ведущее место в советской живописи. Портрет – жанр, в котором не только (и даже не столько) передается внешнее сходство, но раскрывается внутренняя сущность портретируемого человека. На хорошем портрете человек порой даже более похож на себя, чем в жизни, ведь художник нередко делает явным то, что для самого портретируемого было тайной. В пейзаже через изображение природы выражается определенное человеческое состояние. Это верно применительно и эпическому и к лирическому пейзажу. Каждый из них духовно обогащает, воспитывает в человеке чувство красоты. Широко охватывая явления жизни, живопись выступает в виде совокупности всех своих жанров, в том числе натюрмортного, анималистического и т. д.

     

    Графика.

     

    Графика – искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т. д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета. В графике используется также рисунок пятнами – изобразительное средство, широко примененное, например, в графических листах Мезерееля и Пророкова.

    Художники-графики могут создавать не только отдельные листы, но и целые серии рисунков, объединенных общей темой. Не прибегая к помощи цвета, графика – искусство необычайно лаконичное своими скупыми средствами может дать и действительно дает не менее значительные в идейно-эстетическом отношении картины жизни, чем живопись.

    Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика, например гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка – книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т. д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения  в изображаемое явление.

    Графика – необычайно оперативное искусство, оно идет по горячим следам событий самой жизни и с каждым днем все в большей мере входит не только в общественную жизнь, но и быт людей.

    Книжная графика – это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и конце текста и т. д.) Иллюстрация ставит задачей раскрыть идеи и образы произведений, внутренне соответствовать его глубинному содержанию. Иллюстрации, созданные Д. Шмариновым к «Войне и миру» Л. Толстого, О. О. Верейским к «Тихому Дону» М. Шолохова, Кукрыниксами к сочинениям А. П. Чехова, обогатили наше понимание и эмоциональное восприятие немеркнувших образов этих произведений. Однако книжная иллюстрация – не простая копия литературного текста, переведенного на язык графики, а самостоятельное художественное произведение, результат подлинного творчества. Необычайно интересно в этом отношении серия рисунков В. Пророкова «Маяковский. Заграница». В них художник не стремится к простой передачи образов поэта графическим языком. Пророков показывает персонажей и ситуации заграничных произведений Маяковского такими, какими их увидел бы сам поэт в наше время, прослеживает образы Маяковского в динамике, проникает в прототипы созданий поэта и представляет их зрителю в том виде, который они обрели тридцать лет спустя. Так, на одном из рисунков Пророкова громадный негр размахнулся обрывком цепи и, глядя на него, вы верите – он обретет свободу, против него старый мир колониализма и расизма не устоит. Рисунки полностью соответствуют смыслу стихов, Пророков глубоко вникает в образы Маяковского и в то же время в его рисунках – дух нашего времени.

    Особое место в искусстве графики занимает плакат – большое публицистическое, агитационное искусство, отличающееся ясностью, броскостью, яркостью, сочетанием рисунка с литературным текстом, – боевой ответ средствами изобразительного искусства на наиболее острые и значительные злободневные политические вопросы.

    Расширение круга воспроизведенных явлений жизни, большая смысловая наполненность, емкость произведения – важная тенденция современной графики. И в станковой графике, и в художественных иллюстрациях в рамке одного листа начинают вмещаться разные, хотя и сопутствующие друг другу сюжеты или разные грани одного сюжета. Так Г. Поплавский один только лист «Семья» из серии «Память» решил почти как триптих. В центре листа мужчина и женщина, приникшие друг к другу в прощальном объятии. На левой части листа – колонна партизан, уходящая из деревни, на правой – окопы. Здесь и развитие событий, и видение этих событий главными действующими лицами.

    К искусству графики относится также карикатура и примышленная графика.

    Графика включает различные виды воспроизведения рисунка: гравюру – отпечаток рисунка с гравировальной доски; литографию – отпечаток с камня или с заменяющей его металлической пластинки.

     

    Гравюра.

     

    Слово «графика» происходит от греческого «графо», что значит по-русски «пишу», «рисую». Само это название показывает, как много общего между письмом и рисунком. Действительно художник рисует на бумаге, и часто тем же самым, чем пишет, – пером, карандашом. Более того, основным выразительным средством графики является не живописное богатство цвета, а линия, штрих.

    В графике всегда ощущается плоскость листа бумаги. На нее свободно ложатся линии рисунка, послушно следуя полету мысли художника. Недаром в графике так часто говорят об индивидуальном почерке, о неповторимом своеобразии манеры выражения.

    Гравюрой и называют отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилографию и т. д. Но сама по себе доска имеет лишь подсобное значение: целью художника является отпечаток на бумаге – оттиск, или, как его иногда называют эстамп. Правда эстампом считается не каждый оттиск, а лишь тот, который напечатан под непосредственным наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить станковый характер.

    Но в чем же смысл гравюры? Почему художник-гравер выполняет сложную и трудоемкую работу по дереву, металлу, камню, а не рисует сразу на бумаге?

    Рисунок, как и картину, можно сделать только в одном экземпляре. Он по своей природе уникален. Повторить его нельзя, потому что каждая копия и репродукция всегда бывают хуже подлинника. Иначе обстоит дело с гравюрой. Главным ее качеством является тиражность – возможность сделать с одной печатной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями. На любом из листов автор может поставить свою подпись: ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой. Стоит же гравюра недорого – намного дешевле, чем рисунок, акварель и тем более картина.

    Гравюра – это оригинальное художественное произведение. Каждый авторский оттиск – такой же подлинник, как и картина маслом. В том-то и прелесть эстампа, что он дает большое количество равноценных оттисков, каждый из которых самостоятельное художественное произведение. Художник-гравер говорит на языке своего искусства, с учетом всех особенностей материала и техники, и его произведение поэтому оригинально и неповторимо. В нем живет душа художника, чувствуется трепет его руки.

    Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Многогранное, гибкое искусство гравюры привлекло к себе внимание многих выдающихся художников.

    Замечательными мастерами гравюры были такие великие живописцы, как А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя; пробовали свои силы в гравюре А. Ван Дейк, Э. Делакруа, К. Коро, Ж. –Ф. Милле. Из русских художников много занимались гравюрой О. А. Кипренский, И. И. Шишкин, В. А. Серов.

    Не нужно думать, что гравюра была просто дополнением к живописи. Это совершенно самостоятельный вид искусства.

    Существует целый ряд художников, которые посвятили свое творчество исключительно гравюре. Имена Дж. –Б. Пиранези, О. Домье, А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. А. Фаворского столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев. В их творчестве действительность отражена со всей полнотой и глубиной, во всей ее сложности и богатстве.

    Все эти художники ценили в гравюре не только ее тиражность, но и ее выразительные возможности. Устойчивость и определенность в сочетании с непосредственностью выражения, лаконизм, острота и точность передачи действительности в сочетании с прелестью самого материала – все эти особенности гравюры открывали перед художниками широкое поле деятельности.

     

    Скульптура.

     

    Скульптура воспроизводит явления жизни в объемной форме. Скульптор создает задуманный им образ из твердых материалов – камня, бронзы, мрамора, определенных пород дерева – с учетом пластических возможностей каждого из них.

    Основным объектом изображения в скульптуре всегда было лицо и тело человека. В отличие от живописи и графики, изображающих не только человека, но и среду, в которой он живет, скульптура, особенно круглая, изображением среды в прошлом не интересовалась. Представления о времени, образе эпохи скульптура в отличие от других искусств, как правило, всегда давало через непосредственное изображение человека.

    Современная скульптура расширяет свои изобразительные возможности, она обращается к прямому воспроизведению таких явлений и граней жизни, к которым в прошлом скульпторы не обращались. Не только сам человек, но и окружающая его среда становятся непосредственным объектом интересов скульптора.

    Еще совсем недавно в 1952 году, выдающийся наш скульптор В. И. Мухина утверждала, что скульптура не может изображать неодушевленные предметы, например, машины, материальные атрибуты среды и т. д. Но в наше время именно эти стороны в действительности все чаще и чаще скульпторы вводят в свои композиции. Так, например, в скульптурной группе «Восьмое Марта» Д. Метлянский показал не только трех человек, сидящих в президиуме собрания и женщину – оратора, но и саму трибуну и стол, покрытый скатертью, и даже висящий над стеной лозунг «Да здравствует Восьмое Марта!». Скульптор ввел в свою композицию и две боковые стенки, ограждающие сцену. Или еще пример: А. Пологова в композиции «Семья колхозника Чувалова» сгруппировала членов этой колхозной семьи вокруг стола во время чаепития. И стулья, и стол, и вкомпонованный в него самовар – словом, бытовая среда – все это выступает необходимым компонентом произведения.

    В скульптуре с большой силой проявляется гуманистическая природа искусства. Глубокий смысл заключен в том, что искусство скульптуры хотя и знало периоды упадка, но они всегда наблюдались в эпохи господства тирании и подавления человеческой личности. Весьма симптоматичны в этом отношении слова Микеланджело, сказанные им как бы от имени своей знаменитой скульптуры «Ночь»: «Мне отрадно спать и еще отраднее быть из мрамора. Пока длится царство пошлости и тирании, не видеть и не чувствовать – высшее для меня счастье. Поэтому не буди меня. Прошу тебя, говори тихо». Великий мастер очень верно усмотрел глубокую враждебность «царство пошлости и тирании» подлинно человеческому искусству скульптуры. В пластическом искусстве скульптуры выразительные средства подчинены задаче объемного воспроизведения человека в материале. Поэтому основными изобразительными средствами скульптуры являются объем, силуэт, пластика, ритм. Они используются таким образом, чтобы созданное художником произведение просматривалось со всех сторон, а силуэт его четко рисовался в пространстве, был органично с ним связан. Замечательными образцами такого удачного пространственного решения в искусстве советской скульптуры являются созданный И. Шадром для ЗАГЭСа памятник Ленину: фигура Ленина четко вырисовывается на фоне гор, жест его обращен к реке, покоренной человеком, памятник воспринимается как символ человеческого гения.

    Произведения скульптуры выступают в виде портрета или бюста (погрудного изображения), полуфигуры и фигуры или статуи (изображение во весь рост). Самым распространенным видом скульптуры является объемная круглая трехмерная скульптура, которую можно рассматривать со всех сторон.

    Наряду с круглой скульптурой существует еще и рельефно-выпуклое изображение на плоскости. По высоте выступающих из плоскости объемов различают высокий – горельеф, низкий – барельеф и обратный вогнутый – рельеф. Они могут служить и для оформления зданий, быть деталью памятника и т. д.

    Примером удачного сочетания круглой скульптуры и рельефа является, скажем, памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса, установленный в Москве. Фигуры Минина и Пожарского выполнены в круглой скульптуре, а рельеф на постаменте изображает отдельные эпизоды войны.

    В развитии художественной культуры особенно большое место занимает скульптура монументальная. К ней относятся памятники, установленные на площадях, парках и других общественных местах с целью увековечения выдающихся исторических деятелей, людей науки и искусства, героев труда, а также важнейших исторических событий. Монументальная скульптура связана с архитектурой или естественное средой: она должна хорошо просматриваться с любой точки и поэтому устанавливается на открытом месте. Ее очертания должны быть ясными и четкими, без чрезмерной детализации и вызывать у зрителя яркое впечатление. Монументальная скульптура в отличие от скульптурных произведений, находящихся в специальных помещениях не рассчитана на близкое рассматривание.

    Движение в скульптуре, как правило, более сдержанно, чем в живописи: статуя должна быть устойчивой, но объемность скульптуры позволяет представить динамичность очень выразительно. Эта динамичность – важнейшее средство характеристики человека. Так, в скульптурной группе В. Мухиной «Рабочий и колхозница» фигуры не только не кажутся застывшими, но они как бы движутся, и целеустремленностью движения определяется образцовое решение. Существенным элементом выразительности скульптуры является падающий на нее свет. Живописец изображает свет, а скульптор так обрабатывает материал, чтобы плоскости и грани статуи по-разному отражали свет. Он рассчитывает, как скульптура будет освещаться в различное время дня и т. д. Значение освещения как средства выразительности столь велико, что скульпторы даже считают, что свет может убить или возродить скульптуру.

    Существует скульптура малых форм. К ней относятся небольшие по размеру изделия из фарфора, керамики, статуэтки. Эти произведения нередко находятся на грани скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

     

    Искусство фотографии.

     

    Искусство фотографии завоевало прочное место в семье искусств и приносит большую эстетическую радость десяткам миллионов людей. Однако научному обоснованию природы художественной фотографии, раскрытию ее специфических видовых особенностей и место среди других видов искусства, прежде всего среди других видов изобразительного искусства в искусствоведческой литературе все еще уделяется недостаточное внимание.

    Фотография и искусство – самое сочетание этих слов даже в настоящее время еще нередко вызывает недоумение. Разве не стало традиционным употребление понятия «фотография», «фотографизм» в смысле натуралистического копирования явлений жизни? И хотя отождествление этих понятий отнюдь не является следствием анализа природы фотографического искусства и споры вокруг этих понятий имеют большую давность в среде художников и почитателей их мастерства слово «фотография» и в настоящее время нередко ошибочно рассматривается как нечто несовместимое с подлинным искусством.

    Младшая ветвь в семье изобразительных искусств художественная фотография, не имитирует ни живописи, ни графики, в тоже время ведет своим особым «языком» прекрасный, полноценный в художественном отношении «разговор» о жизни. Искусство фотографии вносит свой существенный вклад в создание художественной картины нашего времени.

    Простая протокольная фотографическая фиксация жизненного факта может вносить натуралистический характер. Но дело прежде всего заключается в том, что в самой фотографии заложены возможности преодоления простого копирования жизненных фактов, и тогда, когда она этого достигает, фотография правомерно становится искусством.

    Сопоставим в этой связи фотографию с другими видами изобразительного искусства, например, с живописью и графикой. Как часто живописец или график, любовно выписывая детали изображаемых им фактов, наносит ущерб изображению подлинной правды жизни. Весьма показательно в этом отношении творческая неудача, постигшая в некоторых картинах талантливого художника А. Лактионова, любившего до скрупулезности верно выписывать детали; например, скамейку и раскинувшееся над ней дерево, упуская из виду, что это заслоняет образ великого поэта («Вновь я посетил…»). Фотография потому и становится фотографией, что она точно фиксирует картины жизни в том виде, в каком они существуют, она всегда документальна. Но точная передача жизненных фактов не исключает участия творческой фантазии.

    В отличие от живописи фотограф-художник не прибегает к помощи деталей, созданных воображением. Во всех случаях объект изображения находится непосредственно перед глазом фотографа. Он использует те детали, те их сочетания, которые существуют в самой жизни, но это не означает бездумного перенесения фактов на пленку. Художественная фотография тоже результат творчески осуществляемого отбора, отделения главного от второстепенного, существенного от незначительного, случайного, причем главная и существенная она находит в самой действительности. «Отсечением всего лишнего» занимается и художественная фотография. Она находит в самой жизни такие ее проявления, в которых нет ничего лишнего, отбирает в самой действительности такие факты, которые вызывают глубокие чувства и серьезные раздумья, – таков путь обобщения в художественной фотографии.

    Фотограф становится художником только тогда, когда он начинает глубоко понимать и правильно оценивать явления жизни, правильно устанавливать соотношения между ними, видеть место, которое каждая из них занимает. В результате такой оценки художник, творящий средствами фотоискусства, выделяет наиболее характерные стороны действительности и тем самым воссоздает типичные полные глубокого смысла картины жизни.

    Искусство фотографии – искусство документальное. Но следует ли противопоставлять художественную фотографию хроникальной? Так, например, в кинематографии есть вид хроникально-документальный и никто его не противопоставляет кинематографу художественному. Но если в кинематографии хроника – один из видов этого искусства, то в фотографии документальность – единственно возможная и необходимая форма воспроизведения жизни. Но хроника хроники рознь; также различной бывает и документальность в фотографии.

    Есть хроника, представляющая собой простую протокольную передачу событий и фактов, которая не согреть дыханием мыслей и чувств художника, и она, конечно, стоит вне искусства.

    Художественная фотография может быть глубоко реалистичной, если художник силой своего острого видения жизни способен увидеть в самой действительности факты и отношение. Подлинный художественный фотоснимок, подобно картине или гравюре, в статичном изображении жизни позволяет ощутить всю ее прелесть, ее движения, ее прошлое и будущее.

    Искусство – это образное видение. Такому видению вовсе не противопоказано прямое и непосредственное введение тех или иных кусков жизни в художественное произведение. И это, конечно, не натурализм. Документальная кинематография не натуралистична. Не натуралистична и художественная фотография. Подлинный художественный фотоснимок, подобно картине или гравюре, в статичном изображении жизни позволяет ощутить всю ее прелесть, ее движения, ее прошлое и будущее.

    Искусство фотографии сложное. Его средства опираются на технику. Но техника в фотографии отнюдь не сводится к чисто механическому фактору: средства техники, если ими пользуется художник приобретают значение художественных изобразительно выразительных средств. Создание колорита объема изображаемых явлений, выделение главного и существенного достигаются средствами физики (оптики) и химии, но именно ими (колоритом, светом и т. д.) в значительной мере обусловлено художественное звучание снимка.

    От мастерства художника-фотографа зависит выбор ракурса, масштаба, характер кадрирования, своеобразие композиции, усиление или ослабление контрастности. Благодаря использованию различной оптики, светофильтров, изменения наводки на резкость может быть усилено влияние перспективы, объемности. Большие возможности открываются в искусстве фотографии умелым владением светом, а в цветной фотографии колористическими свойствами материалов.

    Лучшие работы советских фотомастеров наряду с картинами живописцев и эстампами графиков представляют собой художественную летопись жизни социалистического общества. «Колхозница Таня» Скурихина нам также дорога, как «Делегатка» Ряжского.

     

    Архитектура.

     

    Наряду с живописью, графикой, скульптурой архитектура относится к пространственным искусствам, зримо воспринимаются и художественно представляют действительность в статичных формах.

    В связи с этим архитектуру и декоративно-прикладное искусство по традиции рассматривают, как специфические виды изобразительного искусства.

    Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов искусства, которые принадлежат исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи; архитектура – это необычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная. В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.

    Архитектура неотделима от строительного искусства, но не тождественна ему. Строительной техникой и характером строительного материала определяется конструкция сооружения, его прочность и долговечность. Строительная техника является важнейшим фактором, влияющим на характер архитектурного решения.

    Но конструктивное решение, взятое само по себе, еще не есть архитектурное решение. Достаточно прочная интересная в техническом отношении конструкция полезного здания может оставаться за пределами архитектуры, если это здание имеет чисто техническое значение и не выразительно в художественном отношении. Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер. Однако для архитектурного сооружения или комплекса сооружений этого мало – практически полезное должно стать художественной ценностью. Таковы, к примеру, деревянные избы на Руси, Эйфелева башня в Париже, башни Шухова и Останкинская Никитина в Москве – сооружения, техническое и функциональное совершенство которых приобрело идейно-эстетический смысл.

    Гоголь характеризовал архитектуру как долговечную летопись мира – она, по словам писателя, продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания. И действительно, египетские пирамиды, античная архитектура, готика, Ренессанс, барокко, классицизм, функционализм и конструктивизм в 20 веке – этапы, свидетельствующие не только о ведущих тенденциях развития материальной среды, но и о развитии художественного мышления. Принижение человека и его растворение в обожествленной личности фараона, гармония в жизни свободного человека – гражданина столь характерное для античности, господство религиозной идеологии в средние века, торжество идей гуманизма в эпоху Возрождения, характерная для дворянства эпохи расцвета абсолютизма демонстрация роскоши и богатства, призванных поражать человека, известные черты технократического сознания и, наконец, прямое выражение новой общественной сущности человека – в лучших образцах архитектурного и градостроительного искусства явно прослеживаются во всех этих направлениях.

    Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроении времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.

    Обобщенный художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями архитектуры, новыми идейно-эстетическими решениями, которые перед ней возникают в каждую новую эпоху.

    Основой архитектурного языка является организация внутреннего пространства и тектоника, то есть пластически разработанные и художественно осмысленные функция и конструкция. В тектонике раскрываются практическое значение здания, характер удовлетворения функциональных потребностей, своеобразие художественного мышления.

    Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.

    В архитектуре, как искусстве, особенно в связи с многозначностью ее природы, весьма существенным оказывается понятие стиля. Именно стилевое решение воплощает основные принципы исторически обусловленной системы художественного мышления, закрепляет в материале художественный замысел, доведенный здесь до максимальной степени обобщения, до символа. В подъемах и спадах архитектурного стиля находит в конечном счете свое выражение общественно-культурный контекст целой эпохи, ее ведущих тенденций. Каждая культурная ситуация как бы запечатлевается в камне, дереве, ритмике света и тени, цвета, пластики и конструкции и т. д. Здесь прослеживаются и «изломы» стилей, намечающиеся отказы от одних и движение к другим стилевым течениям.

    Важной и наиболее сложной формой архитектуры является градостроительство – создание архитектурных ансамблей, органично связанных со сложными пространственными решениями. В нашем градостроительстве воплощаются ленинские идеи социалистического расселения, создания целостной системы городов и поселков с планомерным размещением магистралей и площадей, парков и зеленых массивов, жилых домов, промышленных сооружений, общественных зданий и т. д. При этом проводится и комплексная реконструкция старых районов, при которой бережно сохраняются ценные в архитектурном отношении сооружения прошлых эпох, усиливается их эстетическое воздействие путем наиболее целесообразной организации пространства вокруг них.

     

    Декоративно-прикладное искусство.

     

    Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой.

    Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с ним. Ослабление связи, а тем более разрыв с практически полезным назначением предмета чаще всего ведет к утрате его эстетических достоинств: исчезает мера, нарушаются пропорции, разрушается целесообразность. Специфика произведений декоративно-прикладного искусства и состоит в том, что их художественные качества являются не дополнением или приложением к утилитарному назначению вещи, а служат средством его выявления.

    Вместе с тем в современном декоративно-прикладном искусстве функциональное начале не всегда выступает столь явно. В жизни современного человека, в его быту, занимают немалое место и такие произведения этого искусства, которые носят чисто декоративный характер и, не обладая никаким утилитарным назначением, радуют своей эстетической значимостью.

    Декоративно-прикладное искусство делят на определенные виды либо в зависимости от материала, из которого изготовляют изделие (кость, стекло, лак, дерево и т. д.), либо в зависимости от технологии обработки материала (керамика, художественные изделия из различных сортов обожженной глины; художественная резьба, набивные и декоративные ткани, художественная вышивка и т. д.), либо, наконец, по функциональному назначению (одежда, мебель, посуда, бытовая утварь).

    Функциональный принцип представляется наиболее рациональным, хотя он и обладает определенной ограниченностью – недостаточно подчеркивается то обстоятельство, что полезный предмет приобретает значение произведения прикладного искусства только тогда, когда лежащий в его основе материал обработан в соответствии с требованиями законов красоты.

    Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор.

    Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи формирующий в человеке, по известному выражении. Горького, творческое воображение и уважение к труду их создателя, представляет собой существенное проявление предметной деятельности несущий глубокую эстетическую выразительность.

    Впечатление, производимое прикладным искусством нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.

    В современных условиях появление новых материалов выдвигает перед прикладным искусством новые задачи. Задача художника состоит не в имитации новых материалов (пластмассы, синтетические материалы, пластики, полимеры и т. д.) под старые (хрусталь, стекло, дерево), а выявление своеобразных и неповторимых выразительных свойств, присущих самим этим материалам.

    Изделии декоративно-прикладного искусства выполняются как кустарным, так и промышленным способом. Выявление фактуры современных материалов предлагает и новые способы их обработки. Машинная техника приобретает в этой связи особенно большое значение. Старыми кустарными средствами художественная обработка новых материалов часто оказывается невыполнимой.

    В прикладном искусстве форма изделия его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета так и его эстетическую выразительность.

    Формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы. В различные эпохи они характеризуются преимущественным различием мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности и т. д.

    Современная действительность порождает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, малогабаритности, экономичности.

    Декоративно-прикладное искусство имеет глубокие народные корни и широко распространено. В силу этого его значение особенно велико, так как оно непосредственно входит в быт. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.


    написать администратору сайта