Главная страница
Навигация по странице:

  • Механистическая картина мира как итог научной революции XVI – XVII веков и основание классической науки.

  • Свобода воли как философский первопринцип. «Я» как интеллектуальная интуиция. Воля и сущность бытия в противопоставлении объекта и субъекта

  • Философия ответы. Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания


    Скачать 267.32 Kb.
    НазваниеФилософия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания
    АнкорФилософия ответы.docx
    Дата03.03.2017
    Размер267.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ответы.docx
    ТипДокументы
    #3315
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    «Знание – сила» и «Cogito ergo sum». Проблема самодостоверности человеческого сознания.

    «Знание – сила»

    Трудно, может быть, даже невозможно дать чёткое определение того, что есть «знание».

    • Дело в том, что, во-первых, это понятие является одним из самых общих, а таковым всегда сложно дать однозначное определение.

    • Во-вторых, существует достаточно много различных видов знания, и их невозможно уложить в один ряд.

    Приняв это во внимание, попробуем всё же прояснить, что же такое знание.

    Обычно, когда мы говорим, что знаем нечто, мы полагаем, что имеем об этом «него» достаточно правильное и достоверное представление. Мы также убеждены в том, что наше представление не является заблуждением, иллюзией или только нашим личным мнением. Наконец, мы можем привести какие-то обоснования и аргументы, подкрепляющие это убеждение.

    Таким образом, в нашей обычной жизни мы считаем знанием такие убеждения, которые соответствуют реальному положению дел и которые имеют определённые основания.

    Фрэнсис Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству.

    Прямым виновником разрыва единства между теоретической и практической деятельностью, между философией и естествознанием Бэкон считал теологию. Разрыв науки с теологией – вот главная задача, решению которой Бэкон посвятил свою философскую деятельность. Он считал, что только решительное освобождение научного познания от оков теологии сможет вернуть наукам их действительную силу, вдохнуть в них жизнь, разжечь огонь творческого воодушевления. Наука – средство, а не цель сама по себе. Человек же – властелин природы, таков лейтмотив философии Бэкона.

    Чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить её законы и научиться использовать своё знание в реальной практике.

    Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учёности (Схоластика – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля) и духа самоуничижения человека. Бэкон ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.
    «Cogito ergo sum»

    Знаменитое «я мыслю, следовательно, я есть, я существую» рождается из огня отрицающего сомнения и в то же время становится одним из позитивных первооснований, первопринципов Декартовой философии. Следует учесть – это не житейский, а философский принцип, первооснование философии, причём философии совершенно особого типа.

    Для того чтобы это уяснить, надо прежде всего принять в расчёт объяснения, которые Декарт давал этому непростому принципу. «Сказав, что положение: я мыслю, следовательно, я существую, является первым и наиболее достоверным, представляющимся всякому, кто методически располагает свои мысли, я не отрицал тем самым надобность знать ещё до того, что такое мышление, достоверность, существование, не отрицал, что для того, чтобы мыслить, надо существовать, и тому подобное; но ввиду того, что это понятия настолько простые, что сами по себе не дают нам познания никакой существующей вещи, я и рассудил их здесь не перечислять».

    Итак, если «Я мыслю» становится одним из фундаментальных принципов новой философии, то в объяснении самого принципа исходное значение придаётся разъяснению понятия «мышление».

    «Под словом мышление, - разъясняет Декарт, - я разумею всё то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой, и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь тоже самое, что мыслить». Значит, мышление – разумеется, в определённом аспекте – отождествляется с пониманием, желанием, воображением, которые как бы становятся подвидами мысли. Без сомнения, все виды мыслительной деятельности, отмечаемые нами у себя. Могут быть отнесены к двум основным:

    • В восприятии разумом

    • В определении волей

    И хотя существование человеческого тела – предпосылка, без которой не может состояться никакое мышление, - существование, бытийствование Я удостоверяется и, следовательно, приобретает смысл для человека не иначе, чем благодаря мышлению, т.е. осознаваемому «действию» моей мысли. Отсюда и следующий строго предопределённый шаг Декартова анализа – переход от «Я мыслю» к уточнению сущности Я, т.е. сущности человека.
    В области теории познания Декарт однозначно отстаивает рационалистическую позицию. По Декарту, исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я – сознание. Оно овладевает вещами и явлениями окружающего мира при помощи своей собственной (идейной) активности.

    Декарт не отвергает чувственное познание как таковое. Однако это познание следует подвергнуть подробной (скептической) критике. Также необходимо подвергнуть критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам. Истинность познания, по Декарту, состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания – сомневающегося Я.

    Принцип сомнения и критики:

    • «Поскольку чувства иногда нас обманывают, я счёл нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется…»

    • «Поскольку есть люди, которые ошибаются даже в простейших вопросах геометрии… то я, считая себя способным ошибаться не менее других, отбросил как ложные все доводы, которые прежде принимал за доказательства.»

    • «Наконец… я решился представить себе, что всё когда-либо приходившее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов.»

    В итоге все знания, приобретаемые на основе опытных доказательств ложны.


    Механистическая картина мира как итог научной революции XVIXVII веков и основание классической науки.

    Исходным пунктом глобальной научной революции XVI – XVII вв. считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.

    Научная картина мира – система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

    Принципиальные отличия «новой» науки от античной:

    • Классическое естествознание заговорило языком математики. Античная наука тоже ценила математику, однако ограничивала сферу её применения «идеальными» небесными сферами, полагая, что описание земных явлений возможно только качественное, т.е. нематематическое. Новое естествознание сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

    • Наука нашла также мощную опору в методах экспериментального исследования явлений со строго контролируемыми условиями. Это подразумевало активное, наступательное отношение к изучаемой природе, а не просто её созерцание и умозрительное воспроизведение.

    • Классическое естествознание безжалостно разрушило античные представления о космосе как вполне завершённом и гармоничном мире, который обладает совершенством, целесообразностью и пр. На смену им пришла скучная концепция бесконечной, без цели и смысла существующей Вселенной, объединяемой лишь идентичностью законов.

    • Доминантой классического естествознания, да и всей науки Нового времени, стала механика. Возникла мощная тенденция сведения (редукции) всех знаний о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. При этом все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, были грубо изгнаны из царства научной мысли. Утвердилась чисто механическая картина природы.

    • Сформировался чёткий идеал научного знания: раз и навсегда установленная абсолютно истинная картина природы, которую можно подправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя.

    Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель – картину мира. Новые представления об устройстве мира привели к созданию Новой картины мира – механистической, в основе которой лежали представления о вселенной как замкнутой системе. Законам механики подчиняются всё и вся, входящее в состав вселенной, а, следовательно, законам этим приписывается универсальность. Как и в механических часах, в которых ход одного элемента строго подчинён ходу другого, так и во вселенной, согласно механистической картине мира, все процессы и явления строго причинно связаны между собой, нет места случайности и всё предопределено. В механистической картине мира задаются мировоззренческие ориентации и методологические принципы познания.

    «Картезианские размышления»: традиции и современность

    Картезианство – это направление в философии и естествознании в XVII – XVIII вв., теоретическим источником которого были идеи Рене Декарта. Основа картезианства – последовательный дуализм.

    Вообще в философию картезианства включается как учение самого Декарта, так и философские концепции продолжателей Декарта, объединённых, прежде всего идеей самодостоверности сознания, развитием принципа дуализма души и тела и распространением математического метода познания.

    Проблема взаимодействия духа и тела человека – двух субстанций – была решена сами Декартом с помощью «седалища души», как считают, в механистическом ключе. Дуализм (двойственность) человеческой природы, по мнению Декарта, снимает неразрешимый вопрос о первичности материального или духовного. Последователи Декарта предложили несколько вариантов интерпретации психофизического дуализма исходя из общей рационалистической позиции: окказионализм, пантеизм и другие. Обращение к картезианству оказывается плодотворным на протяжении всей последующей истории философии. Гуссерль обращается к декартовским принципам очевидности, самонаблюдения и сомнения. Аналитическая философия во многом строит новейшие концепции ментальных актов как своеобразное развитие картезианского понимания субстанции мыслящей – отличной от телесной природы, неразделимой, внепространственной, непротяжённой. Предположение о существовании нефизической обособленной субстанции, с одной стороны, не выводится непосредственно из учения Декарта, но и не противоречит ему.

    Это так называемое «остаточное картезианство» занимает достаточно прочное место в современных дебатах о природе сознания и его взаимодействии с физическим миром.

    Идеал философии Декарта – не абстрактные рассуждения, а создание практической философии, которая позволяла бы людям, зная силу и действия огня, воды, воздуха, звёзд, небес и вех других окружающих их тел, использовать их для разных целей и сделать людей хозяевами природы. Декарт пытался приспособить философию к науке, а научное мышление связывал с философскими принципами, стремясь подвести под философию рациональную основу, научно обосновать основные исходные установки философии.

    «Esse est percipi» как мировоззренческий ориентир и программа исследований. Субъект как внепространственная и вневременная опора мира

    Esse est percipi – «существовать, значит быть воспринятым» - основное положение идеалистической философии Джорджа Беркли – английского философа.

    По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ – самим Богом.

    Одно из основных положений берклианской концепции – «существовать – значит быть воспринятым» (Esse est percipi). В такой концепции Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма, последовательное проведение которого невозможно без признания существования только единичного субъекта, «Я» - доктрину так называемого солипсизма («существую только я один»).

    Согласно Беркли, формула «существовать – значит быть воспринятым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира.

    Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека.

    • Спиритуализм – течение, признающее сущностью мира духовное первоначало и рассматривающее материальное, как творение духа.

    • Субъективный идеализм – направление, представители которого отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

    • Доктрина – это философская система воззрений.


    Субъект – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей.

    Мир есть представление. А у представления есть две существенные, необходимые и неотделимые друг от друга цели – субъект и объект.

    Субъект представления есть тот, кто всё познаёт, сам непознанный никем. Как писал немецкий философ Артур Шопенгауэр:

    «Субъект – опора мира, всеобщее условие, любым феноменом, любым объектом подразумеваемый: в самом деле, всё существует не иначе, как в функции субъекта».

    Объект представления как познанное обусловлен априорными формами пространства и времени, в силу чего и есть множественность. Субъект, напротив, вне времени и пространства, он целостен и индивидуален в каждом существе, способном иметь представления. Чтобы сконструировать мир из миллиона представлений, достаточно одного субъекта. Но с исчезновением субъекта нет мира как представления.

    «Субъект и объект, следовательно, неотделимы: каждая из двух половинок осмыслена посредством другой, то есть каждая существует рядом с другой, с ней же вместе исчезает».

    Из этих убеждений и следует, что субъект в философском знании и есть внепространственная и вневременная опора мира.

    Свобода воли как философский первопринцип. «Я» как интеллектуальная интуиция. Воля и сущность бытия в противопоставлении объекта и субъекта

    Воля – сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. Идеализм ложно рассматривает волю как независимое от внешних воздействий и обстоятельств и не связанное с объективной необходимостью свойство, а действия и поступки человека – как проявления идеалистически понимаемой «свободной» воли.

    Свободна не воля, которая выбирает, исходя лишь из желаний субъекта (волюнтаризм, экзистенциализм), а воля, которая выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимостью.

    Августин Блаженный выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувствительных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи. Первенство воли перед интеллектом подчёркивал и Иоанн Дунс Скотт.

    По словам Энгельса, свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела.

    Сила воли не дана человеку исключительно от природы. Умение и способность принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца являются результатом опыта, знаний, воспитания и самовоспитания. В философии Шопенгауэра воля – космическая сила, слепой, неразумный, бесцельный и бессознательный первопринцип, от которого берут своё начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

    Волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

    Воля у Спинозы – это способность, благодаря которой душа утверждает или отрицает, определяет, что истинно, а что ложно, а желание – способность, благодаря которой душа домогается какой-либо вещи или отвращается от неё.

    Кант подверг критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и концепции механистического детерминизма. Стремясь к компромиссу между материализмом и идеализмом, Кант выдвинул тезис о двойственности человека: он является эмпирическим и умопостигательным существом. «Свободу должно предполагать как свойство воли всех разумных существ».

    По мнению Канта, мысль о свободе человеческой воли навязывается нам именно этим законом. Не будь нравственного, люди никогда бы не думали ни о какой свободе воли и не испытывали бы в ней никакой необходимости. Только следуя долгу, человек свободен в своих поступках, ибо долг как нравственный закон имеет свой источник в самой личности.

    Гегель выдвинул тезис: вне и помимо мышления воля невозможна и она не является некой особой сущностью, наличествующей в человеке наряду с мышлением.

    Свободу воли Гегель рассматривает как необходимую предпосылку практической деятельности человека. Воля у Гегеля есть деятельность человека. Произвол, по Гегелю, это низшая ступень развития воли, «отрицательная свобода».

    Фейербах считал, что воля может быть лишь у живого, чувствующего человека, «ибо что такое воля, как не желающий человек?». Он выступает против гегелевского отождествления воли и мышления, хотя и не отделяет их друг от друга.

    Противники волюнтаризма утверждали, что свобода воли означает не что иное, как возможность принимать решения со знанием дела.
    Идеальная сторона мира – это интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция – мыслительная способность человека, позволяющая проникнуть в сущность вещей. Интуиция – часть познания.

    Юм писал, что первый проблеск знания о субстанциальности «я» и даёт интеллектуальная интуиция, позволяющая усмотреть второстепенный признак субстанции. Интеллектуальная интуиция – это точка объединения множества событий и качеств.

    Асмус подчеркивал, что под «интеллектуальной интуицией» учёный понимает прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства и не усматриваемой одними лишь внешними чувствами.

    Если полагать, что интуиция относится к интеллекту и связана с отражением сущности предметов, то можно принять за исходное такое определение интеллектуальной интуиции, как способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

    По Фихте, не существует ничего вне «я», что детерминировало бы его деятельность. Сама конечность «Я» должна быть принята в качестве продукта его бесконечной деятельности.
    Субъект – это носитель материальных и духовных ценностей, источник активности направленный на объект. Объект – это противопоставление субъекту, на что направлена его деятельность. Сущность – то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. Воля – способность и умение выбора цели деятельности и внутренних усилий, которые необходимы для её осуществления.

    Шопенгауэр создаёт свою собственную метафизическую концепцию, в которой подлинное бытие мира, истинно сущее, самотождественное есть иррациональное начало – Воля, порождающая из себя мир представлений, родственный платоновскому миру чувственных вещей и кантовскому миру явлений.

    В волении субъект сливается с объектом, выступая ключом к познанию внутреннего существа всего мира. Мировая воля есть ядро и начало мира, она может объективироваться в конкретных вещах, причём воплощается в последних постепенно, проходя несколько ступеней. С каждым шагом она достигает новой ступени, превращаясь в сознательное хотение – высшую ступень объективации воли. Воля начинает себя осознавать в человеке, потому что к ней как первичному началу бытия привносится вторичное – сознание. Сознантельная воля – одна из разновидностей, а не всеобщий атрибут воли, причём разновидность, которая присуща человеку, не воля сама по себе, а воля, обусловленная интеллектом.

    На самой высшей ступени объективации воля иррациональна и её действия могут быть непредсказуемыми. Воля в метафизике Шопенгауэра стала принципом, первоосновой, началом и сущностью мира.

    Воля отлична как от идеи Платона, так и от «вещи в себе» Канта. Говоря о кантовской «вещи в себе», следует отметить, что она вообще неопределенна, ибо не может быть познана ни чувствами, ни рассудком, ни разумом. Идеи же Платона, будучи родами истинного бытия, постигаются разумом, рациональны; Воля же представляет собой иррациональное начало, подчиняющее себе разум. В этом их коренное и главное различие.

    Тёмная, таинственная, иррациональная первооснова бытия превращается у Шопенгауэра в мистически таинственную Мировую волю.

    Мир, который человек видит, наполнен многообразием и красками, Шопенгауэр объявляет представлением, «объектом познающего субъекта». Всё, что принадлежит миру, неизбежно обусловлено субъектом и существует только для последнего, т.е. мир представлений как таковой обусловлен нашей способностью представления (сознанием субъекта).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта