Конспект: Мухина В.С. Жизнь и смерть в сферах Великого идеополя общественного самосознания // Развитие личности. – 2018. – №2. – С. 26 – 57.
| 1. Библиографические данные источника
| Мухина В.С. Жизнь и смерть в сферах Великого идеополя общественного самосознания // Развитие личности. – 2018. – №2. – С. 26 – 57.
| 2. Развернутый содержательный план
| 1. Великое идеополе общественного самосознания
2.Суждения И.В. Даля о жизни и смерти
3.Понимание жизни и смерти философами
4.Идея В.М. Бехтерева о психической энергии
5.А.А. Ухтомский – закон деятельности нервной системы
6.Вклад В.И. Вернадского в Великое идеополе общественного самосознания
7.Е.Н. Трубецкой – смысл жизни
8.Абсолютный идеализм Гегеля
9.Проблема смысла жизни
10.Смысл жизни человека – в самой жизни
| 3. Основные понятия
| 1. Великое идеополе общественного самосознания – “Пространство (сферы) образов, знаковых систем, понятий, идей, знаний, концептов, которые отражают путь достижений и заблуждений человеческого познания и обусловливают дальнейшее развитие новых идей, в свою очередь определяющих достижения философии, наук, культур, морали, техники и политики.”
2.Идеологические поля – “особые идеи, концепты – порождение разума отдельных теоретиков (мыслителей) и их школ, которые, первоначально зарождаясь в рамках какого-либо философского направления, науки, этики, искусства и т.д., в определенные исторические моменты оказывают влияние на самосознание общества в целом. ”
3.Жизнь – “Жизнь – бытие, состояние особи, существование отдельной личности”
4.Смерть - «Смерть – прекращение жизни, естественный конец единичного живого существа… Поскольку человек, в отличие от других живых существ, сознает свою смертность, смерть выступает для него как конститутивный момент его жизни и мировоззрения.
5.Геном – “Геном (наследственная программа) организма может быть условно подразделен на конститутивный и факультативный. Под конститутивным геномом понимается сумма постоянно присутствующих в геноме структурных генов, кодирующих биологически активные макромолекулы (белки и ферменты, рибосомную и транспортную рибонуклеиновую кислоту – РНК и др.) и главным образом обеспечивающих консерватизм наследственности, стабильность данной конкретной наследственной программы, детерминирующей развитие и функционирование организма. Под факультативным геномом подразумевается та его часть, которая является лабильной, необязательной, и содержит так называемые подвижные генетические элементы, способные изменять свое положение в геноме, “внедряться” в него или покидать “насиженные” места, а также многочисленные типы повторяющихся последовательностей ДНК, являющиеся гипервариабельными”
6. Доминанта – “А.А. Ухтомский писал: «Под именем “доминанты” моими сотрудниками понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения»”
7.Живое вещество биосферы – “Живое вещество биосферы есть совокупность живых организмов, в ней живущих”
| 4. Предтечи и их идеи
| 1. П.П. Гайденко - «Смерть – прекращение жизни, естественный конец единичного живого существа… Поскольку человек, в отличие от других живых существ, сознает свою смертность, смерть выступает для него как конститутивный момент его жизни и мировоззрения. В этом плане – с точки зрения осознания факта и смысла смерти как завершающего момента человеческой жизни – смерть главным образом и рассматривалась философией»
2. Платон, Сократ- «…человек, который действительно посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшее благо…». Платон выразил ту же проблему по-своему: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью»
3. Л.И. Корочкин - «Жизнь – специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), то есть в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой.
4. К.Маркс - «Смерть кажется суровой победой рода над определенным индивидом и как будто противоречит их единству; но определенный индивид есть лишь некое определенное родовое существо и как таковое смертен»
5. В.М. Бехтерев - «что жизнь и психизм одно и то же, что все основные жизненные процессы обусловливаются особой скрытой энергией, которая лежит также в основе психических процессов… уже на пороге жизни мы встречаем зачаточные формы психической деятельности» ;«Во всяком случае, совокупность жизненных процессов, которую мы называем жизнью и которая предполагает самостоятельное обособленное существование живого организма или его части, без скрытой энергии невозможна»; о «основным делением индивидуальных особенностей личности должно быть относительное развитие органических или социальных психорефлексов…»
6. А.А. Ухтомский - : «Под именем “доминанты” моими сотрудниками понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения»; о «вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения»; «Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в своей власти все поле душевной жизни. Все напоминает о ней и о связанных с нею образах и реальностях. Доминанта характеризуется своей инертностью, то есть склонностью поддерживаться и повторяться по возможности во всей своей цельности при всем том, что внешняя среда изменилась и прежние поводы к реакции ушли. Доминанта оставляет за собою в центральной нервной системе прочный, иногда неизгладимый след. В душе могут жить одновременно множество потенциальных доминант – следов от прежней жизнедеятельности. Они поочередно выплывают в поле душевной работы и ясного внимания, живут здесь некоторое время, подводя свои итоги, и затем снова погружаются вглубь, уступая поле товаркам. Но и при погружении из поля ясной работы сознания они не замирают и не прекращают своей жизни. Научные искания и намечающиеся мысли продолжают обогащаться, преобразовываться, расти и там, так что, возвратившись потом в сознание, они оказываются более содержательными, созревшими и обоснованными»
7. В.И. Вернадский - «В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с биосферой* – с определенной частью планеты, на которой они живут. Они геологически закономерно связаны с ее материально-энергетической структурой»; «Человечество как живое вещество неразрывно связано с материальноэнергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту.
8. Д.Д. Дана – “в ходе геологического времени, то есть на протяжении двух миллиардов лет (а возможно, и много больше!) наблюдалось (скачками) развитие центральной нервной системы (мозга). Это явление и было названо им цефализацией.”
9. Е.Н. Трубецкой - «Попытке ответить на вопрос о смысле жизни должна предшествовать ясная и точная его постановка. Мы должны прежде всего сказать, что мы разумеем под тем “смыслом”;«Пока я только переживаю те или другие ощущения, впечатления, эмоции, – я еще не со-знаю; сознаю я только с того момента, когда мысль моя, возвышаясь над воспринимаемым, относит его к какому-либо общезначимому мысленному содержанию, утверждаемому как “смысл”»;«Под “смыслом”, таким образом, всегда подразумевается общезначимая мысль о чем-либо…»
10. Ч. Дарвин - «Человеку можно простить, если он чувствует некоторую гордость при мысли, что он поднялся, хотя и не собственными усилиями, на высшую ступень органической лестницы; и то, что он на нее поднялся, вместо того, чтобы быть поставленным здесь с самого начала, может внушать ему надежду на еще более высокую участь в отдаленном будущем»
11. И.Кант - «Моральное долженствование есть… собственное необходимое воление человека как члена интеллигибельного* мира и лишь постольку мыслится им как долженствование, поскольку он в то же время рассматривает себя как члена чувственного восприятия мира»
12. Ф. Гегель - «…Идея может быть выражена и постигнута только как процесс в ней самой (например – становление) и как движение. Ибо истинное не есть нечто покоящееся, сущее, но есть только нечто самодвижущееся и живое…»;«Жизнь – это идея в своем непосредственном существовании, вследствие чего как раз идея и вступает в область явлений, то есть изменчивого и внешне определяющего себя бытия…»
13. С.Л. Рубинштейн - «личностью человек не рождается; личностью он становится»
| 5. Сверхидея книги
| На мой взгляд, сверхидея данной статьи заключается в том, чтобы донести до читателя, насколько огромна роль Великого идеополя сознания в жизни человека, что смысл жизни трактуется для каждого человека по разному, в зависимости от его хода мыслей. Разбор понятия “жизнь” с разных точек зрения, так же показывает, что это понятие для каждого трактуется по разному и каждый видит в этом понятии что то свое. И самое главное, на мой взгляд, что хотел донести автор – это то , что смысл жизни – в самой жизни.
| 6. Основные идеи автора
| 1. “Смысл жизни человека – в самой жизни. Смысл жизни – в проживании жизни, в стремлении совершенствовать себя: физически, душевно, духовно.”
2. “Полагаю, что жизнь как самоцель – подлинно здоровое отношение к смыслу жизни, который вырастает в самосознании нормального, здорового физически и психически человека как принимаемый смысл жизни.”
3. “Безусловно, очень важно для новых поколений иметь возможность общаться с теми, кто, реально уйдя в иной мир, позволяет нам, «подымаясь на сверхвременную высоту мысли», вникать в их мысли и чувства.”
4. “Для меня особенно значимо проникать в таинство развития и бытия человека на его собственном жизненном пути и в его реальной возможности находить для себя со-беседников, со-мыслителей, со-трудников из множественного числа тех людей (будь то философы, ученые, писатели или просто разумные человеки), которые вложили в сферы Великого идеополя общественного самосознания продуктивные для личностного роста идеи и оказались способными выходить за пределы выявленных человеческих возможностей к чувствованию того, что только-только начинает прорастать будущими новыми качествами человечества. Эти возможности дарят мне надежду на позитивный потенциал развития человеческого рода.”
5. “Смысл жизни отдельного человека – в поиске позитивного для человечества в целом смысла жизни нынешнего и грядущих поколений людей.”
| 7. Цитаты и комментарии к ним
| 1. “Смысл жизни человека – в самой жизни. Смысл жизни – в проживании жизни, в стремлении совершенствовать себя: физически, душевно, духовно.” – я считаю, что этой лучший ответ на вопрос “В чем смысл жизни?”, многие в погоне за успехом думают , что смысл в карьере, деньгах и достатке, но на самом то деле, смысл жизни в том, чтобы прожить и прочувствовать каждый ее момент, чтобы она не прошла мимо тебя пока ты гонишься за успехом и достатком.”
2. “Полагаю, что жизнь как самоцель – подлинно здоровое отношение к смыслу жизни, который вырастает в самосознании нормального, здорового физически и психически человека как принимаемый смысл жизни.”
3. “Безусловно, очень важно для новых поколений иметь возможность общаться с теми, кто, реально уйдя в иной мир, позволяет нам, «подымаясь на сверхвременную высоту мысли», вникать в их мысли и чувства.”
4. “Для меня особенно значимо проникать в таинство развития и бытия человека на его собственном жизненном пути и в его реальной возможности находить для себя со-беседников, со-мыслителей, со-трудников из множественного числа тех людей (будь то философы, ученые, писатели или просто разумные человеки), которые вложили в сферы Великого идеополя общественного самосознания продуктивные для личностного роста идеи и оказались способными выходить за пределы выявленных человеческих возможностей к чувствованию того, что только-только начинает прорастать будущими новыми качествами человечества. Эти возможности дарят мне надежду на позитивный потенциал развития человеческого рода.”
5. “Смысл жизни отдельного человека – в поиске позитивного для человечества в целом смысла жизни нынешнего и грядущих поколений людей.” – смысл жизни человека заключается не только в том, чтобы удовлетворять свои блага, но и приносить пользу в общество.
| 8. Отношение к содержанию первоисточника
| Мне понравилась данная статья, во-первых, своим содержанием – в ней содержится огромное количество идей различных ученых и философов на тему жизни, смерти и смысла жизни, это позволяет читателю приобщиться к всеобщим знаниям, подметить для себя что-то и понять идеи великих людей, так же в данной статье очень интересно само отношение Валерии Сергеевны к жизни и ее смыслу, и ее идеи касательно смысла жизни оказались очень близки мне. Поэтому я считаю, что данная статья полезна к прочтению каждому.
| 9. Вопросы для обсуждения на семинаре
| 1.Идея какого из ученых вам наиболее понравилась/близка и почему?
2.Что такое Великое идеополе общественного самосознания?
3.Каков вклад Вернадского в Велкиое идеополе общественного самосознания?
4.Согалсны ли вы с суждением – “смысл жизни человека состоит в том, чтобы стать личностью”?
5.В чем смысл жизни для вас?
| |