конспект. Конспект урока 1. Конспект открытого интегрированного урока по Моей Карелии, музыке, литературе 8 класс Тема урока Обряды. Плачи. Заговоры. Урок провели Кипрушова О. Н. учитель краеведения
Скачать 87 Kb.
|
Творческая группа Конспект открытого интегрированного урока по «Моей Карелии» , музыке, литературе 8 класс Тема урока «Обряды. Плачи. Заговоры.» Урок провели: Кипрушова О.Н.- учитель краеведения Мельникова И.Н.- учитель Музыки, литературы МКОУ «Михайловская ООШ» 2019 «У каждой птицы свои песни, у каждой страны свои обычаи». Карельская пословица Задачи: Образовательные: - освоение знаний об обрядах, оберегах, плачах и заговорах жителей Карелии, - формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного восприятия и осмысления социо-культурной специфики родного края; Развивающие: - развитие умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, выделять особенности культурных объектов родного края; Воспитательные: - воспитание уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины». Тип урока: Интегрированный урок «Моя Карелия - музыка» (2 урока). Методы: рассказ с элементами беседы, встреча с интересными людьми, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, презентация по теме, театрализация. Оборудование: компьютер, медиапроектор; презентация, подготовленная учителем в программе Power Point «Обряды. Плачи. Заговоры.», диск с песнями из репертуара фольклорной группы «Pitkrandaane» с. Михайловское, раздаточные карточки «Плач вдовы по мужу…», «Заговоры» и т.д.. План урока: Обрядовая поэзия. Плачи. Заговоры. Обрядовые обереги, используемые при строительстве и заселении карельского дома. ХОД УРОКА Организационный момент Плач невесты (песня №2 из репертуара фольклорной группы «Pitkrandaane» ) Карельская пословица «У каждой птицы свои песни, у каждой страны свои обычаи». Сообщение темы урока. (Презентация, слайд 1) Изучение нового материала Вступительное слово учителя. Карельский народ имеет многовековую культуру. В глубокой древности зародилось устно-поэтическое творчество народа. Из века в век, от поколения к поколению передавалось оно, претерпевая при этом определенные изменения: что-то забывалось, устаревало и, наконец, отмирало. Одновременно возникали новые виды устной поэзии, новые образы и мотивы в них. Устная поэзия играла огромную роль в народной жизни, была неотъемлемой ее частью. Каждый этнос идентифицирует себя посредством национальной культуры. Наличия исконной территории и среды проживания и экономических связей. Культурными атрибутами каждого народа являются язык, высшая школа, литература и искусство, народное и национальное творчество. Интерес к прошлому своей страны, истории своего народа, культуре в целом никогда не угасал и не угаснет в человеческом обществе. Все мы стоим на крепком, мощном фундаменте материальных и духовных ценностей, созданных многими поколениями, и не должны, да и не можем забыть это прошлое. Обрядовая поэзия(Презентация, слайд 2) Это неотъемлемая часть календарных или семейных обрядов. Семейно-обрядовая поэзия – это поэзия свадьбы и причитаний. Традиционная свадьба - большое народное действо, включающее в себя множество жанров, свадебные причитания и песни в том числе. Причитания (плачи, причети) – элегические импровизации, которые создаются и исполняются по скорбным, трагическим поводам. (Презентация, слайд 3) Особую славу Карелии, наряду с былинами, принесли именно эти жанры, и связанны они с именем Ирины Андреевны Федосовой (1827-1899г.). За ней прочно укрепилась два понятия – «сказительница» и «народная поэтесса». Однако ее исключительное дарование выразилось в совершенной и классической форме прежде всего в причитаниях (пример). Состоявшаяся в 1867 году встреча Федосовой с преподавателем логики и психологии Петрозаводской семинарии Е.В. Барсовым, а затем последовавшие три года совместной работы имели своим результатом собрание «Причитаний Северного края…» - первый в мировой фольклористике специальный сборник плачевой поэзии. В репертуаре Федосовой все виды обрядовой причети – похоронные, свадебные и рекрутские причитания. Это более 30 тысяч стихов уникальных и несопоставимых с плачами других плакальщиц. Ее «Плач вдовы по муже» - 1190 стихов – это настоящая поэма, в которой жизнь вдовы, ее детей и близких разворачивается в драму с участием не только множества людей (соседей, других вдов), но и земли, и неба. Пример: «Плач вдовы по мужу…» Ирина Федосова не имеет равных в русской плачевой традиции. Однако талантливых плакальщиц в Карелии было немало. Это и Анастасия Степановна Богданова из Заонежья, и Анна Михайловна Пашкова из Пудожья, и другие. Свадебный обряд и свадебные причитания относятся к тем жанрам, которые хорошо сохранились главным образом в народной памяти, и собиратели до последнего момента делали много записей. Пример: Кипрушова Л.Д. «Обряд сватовства», «Свадебный обряд». В прежние времена каждый деревенский житель, так или иначе, знал и исполнял различные песни, рассказывал внукам сказки, чего нельзя сказать о дне сегодняшнем. Тогда это считалось обычным делом. Например, считалось позором, если женщина не умела причитывать, когда возникала необходимость. Пример: Кипрушова Л.Д. «Плач по умершему»(когда хоронят) Пример: Кипрушова Л.Д. «На сороковой день». Пример: « Плач на сороковой день.» Записано со слов Игнашовой Маланьи Матвеевны, 1929 г.р.,уроженки деревни Михайловская. Но в каждой местности были и особенно одаренные исполнители – певцы, сказочники, причитальщицы, знахари. Это были уважаемые, почитаемые люди. Их знали не только в своей деревне, но и по всей округе. Слушая их, молодежь усваивала песни и, повзрослев, заменяла ушедших. Так и передавалась народная мудрость от одного поколения к другому. Заговоры (Презентация, слайд 4) Заговоры – это поэтические произведения в стихотворной форме (калевальская метрика), которым приписывалась магическая, чудодейственная сила. Заговоры возникли в глубокой древности. Они применялись в самых различных ситуациях, начиная от рождения человека до его кончины. Почти ежедневно возникала необходимость обращаться к тем или другим заговорам. С их помощью лечили болезни, стремились уберечь себя и своих близких от бед и напастей, от несчастий и неудач. Их произносили, отправляясь на охоту и рыбную ловлю, приступая к обработке поля и посеву зерна и овощей и т.д. Исполнение заговоров сопровождалось различными действиями, и было обусловлено тем, что люди не знали многих законов природы, не знали, например, причин возникновения болезней, происхождения многих явлений стихии. Поэтому самым верным средством борьбы с несчастьем считалось слово, сила слова. Но слово помогало далеко не во всех случаях. Каждый крестьянин знал какое-то количество заговоров и прибегал к их помощи при необходимости, но в серьезных случаях приглашали знахарей. Знахарями могли быть и мужчины, и женщины. Считалось, что они обладают особыми способностями, знают самые действенные заговоры, умеют правильно из применять в каждом конкретном случае. Они владели не только словом, но и использовали множество предметов, которым приписывалась чудодейственная, магическая сила. Это были особые камни, коренья, бечевки и нитки с узелками, особенно ценились медвежьи когти, зубы и т.д. Часто знахари применяли различные снадобья, мази. Для их изготовления использовались травы, масло, соль, вода, молоко, особенно грудное. Все эти предметы и снадобья вместе с заклинаниями, которые произносились иногда шепотом, иногда очень громко скороговоркой, и должны были избавлять от недугов или несчастий. Вопрос: Л.Д.,какие заговоры вы знаете и как они к Вам перешли? Пример: Кипрушова Л.Д. (Презентация, слайд 5)Важное место в хозяйственной жизни карел занимала охота. Большой отваги, смелости требовала охота на медведя, самого сильного и опасного зверя северных лесов. Его боялись и почитали. У некоторых народов Севера медведь считался предком человека. Но это не мешало охотиться на него. И перед охотой, и во время ее, и после исполняли специальные песни-заговоры, которые должны были обеспечить удачу. Пример №17 (Презентация, слайд 6)Использовались заговоры и при рыбной ловле. Для каждого случая, для каждой снасти (невода, мереж, сетей) имелись свои слова. Примеры № 18-19 (Презентация, слайд 7)Существовали заговоры для обращения к стихиям. У сверхъестественных воображаемых «хозяев», покровителей природных сил, просили ветра. Ветер был нужен, например, гребцам, отправляющимся в плавание на лодке, чтобы они могли поднять парус. «Вызывали» ветер и для разжигания огня на подсеке. (Презентация, слайд 8)При помощи заговоров стремились также ослабить силу мороза, отвести от себя его губительное воздействие, а направить его на неживые объекты природы: камни, болота, почву и т.д. Примеры № 20, 21, 22 (Презентация, слайд 9)Важное место в лечебной практике, как и в повседневной жизни карел, занимала баня. Она считалась почти священным местом. Поэтому, входя в баню, всегда произносили слова заговоров. Особенно необходимыми они считались, когда шли в баню с детьми или с больными членами семьи. Пример №23 Вывод:Заговоры могли быть короткими, в несколько строк, а могли быть и длинными, в несколько десятков, а то и сотен строк. Обрядовые обереги(Презентация, слайд 10) Карелия – это притягательный и заповедный край с изумительной красотой девственной природы, превосходными памятниками зодчества. Ну и, конечно радушием жителей. Но карелы всегда были очень суеверным народом, долгое время на территории Карелии сохранялось «двоеверие». В 1227 году карелы приняли христианство, но продолжали поклоняться своим языческим богам. Кроме этого большое влияние на культуру южных карел оказывало заселение Карелии славянами. Зачастую, за повседневными хлопотами суетной жизни у нас не остается времени оглянуться и посмотреть вокруг по-новому. Глядя на окружающие нас предметы, мы даже не подозреваем, что они могут иметь совершенно иное применение, чем-то, к которому мы привыкли. Поэтому изучение оберегов необходимо не только с научной точки зрения. Оно имеет большое значение и для современной жизни народов, особенно малочисленных и малоизученных, каковыми являются карелы-людики, поскольку условием их этнического выживания являются не только сохранение языка, но и знания о своем культурном наследии. Село Михайловское древнее исторически сложившееся поселение карел-людиков, одной из ветвей прибалтийско-финского племени весь, предков современных вепсов. Поэтому в обрядах и оберегах людиков и вепсов много общего. Отмечается также их общность со славянскими обрядами и оберегами. По мнению наших далеких предков, многие предметы обладали колдовской магической силой и были способны уберечь человека от порчи, дурного глаза или, наоборот, навлечь болезнь и несчастья. Эти представления уходят корнями в глубокую древность и берут начало от языческих верований в силы природы, веры в существование «хозяев» леса, поля, реки, которым поклонялись, у которых просили помощи. С постройкой дома связано множество обрядов и исполняя, их вы можете прожить в мире. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Новая жизнь – новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой – не будет тебе житья в новом доме. После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там , где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно! Считалось счастливым место, где любит отдыхать скот. (Презентация, слайд 11)С давних пор карелы строили свои дома по берегам озёр и рек. Поэтому у «хозяйки реки» «спрашивали», где дом построить: пускали по воде связку бревен, где она остановится, там и дому быть. Во всех деревнях Михайловской волости дома строили по берегам озер Долгого, Ташкенского, Лунного и рек Кирьга, Важенка. Старались не строить дом, на месте старого дома, хозяева которого рано «ушли» из жизни из-за болезни. После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. (Презентация, слайд 12)Хозяйка или хозяин становились на место постройки дома, поворачивались лицом в сторону восхода солнца, кланялись и три раз произносили слова: Пример: Кипрушова Л.Д. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетьями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома. Выбор леса то же был неслучайный. Лес для строительства дома выбирали искусные мастера. Существовало много запретов на деревья, которые нельзя было трогать. Хорошие плотники знали множество секретов. Например, не рубили деревья, выросшие на месте старой церкви или часовни. Считались негодными для строительства сухие деревья, так как жильцы вновь построенного дома будут страдать от «сухоты» (болеть, худеть, умирать). Рубили деревья в сухом боровом лесу, обязательно в феврале, когда дерево спит, а вся «лишняя вода в землю ушла». Со слов старожилов, карелы-людики прежде, чем выбрать древесину для постройки дома стучали по дереву обухом топора. Если оно скрипело, то его не «брали» для дома, а рубили на дрова. Если же дерево издавало звонкий звук (звенело»), то считали, что оно в самый раз подходило для строительства. Первое бревно, взятое для строительства дома, имело важное значение. В него нельзя было втыкать топор, иначе считалось, что люди в новом доме жить не будут. Важную роль в начале строительства играли венцы. Установка первого венца сруба имела глубокий символический смысл. Она как бы отделяла домашнее пространство от недомашнего, свое от чужого. (Презентация, слайд 13)Под первый венец «красного угла» - D΄ũmalan čup -(угол, где висела икона), закладывали на счастье косточки петуха, глухаря, принесенного в жертву перед началом строительства. Были и бескровные жертвы: деньги - для богатства, шерсть - для тепла, кусок ладана – для святости. Обычно дома перестраивали, венцы перебирали не один раз, и каждый хозяин подкладывали под угол монеты, соответствующие своему времени. Этот обычай частично сохранился до наших дней – под углы первого венца подкладывают медные монеты («пятаки»). Строителям необходимо «обмыть» первый венец дома. Для этого они употребляют водку, самогон или самодельное вино, а также поливают каждый угол, «задабривая домового» и этим несут добро и мир людям, которые будут в нем жить. Данный обычай сегодня используется также при строительстве хозяйственных построек и бань. (Презентация, слайд 14) Огромное внимание карелы-людики уделяли окнам и дверям, так как они требуют дополнительной защиты. Сквозь окна могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник. Обрамление окон обычно насыщенно языческой символикой, ведь оконный проем – это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы. Но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища и проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. (Презентация, слайд 15)Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жизнь под одной крышей – ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек». Резная доска, закрывающая выход слегка на фасад, - причелина . Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце – полуденное солнце в зените. (Презентация, слайд 16)В настоящее время в Михайловском умелые плотники используют их для украшения дома, не всегда понимая значение орнаментов. (Презентация, слайд 17)Важную роль играл фронтон дома, который был лицом строения и часто украшался балкончиком и знаками-оберегами. Он моделировал космос, освоенный мир. Сам дом гармонично вписывался в природу, ландшафт. В назначениях частей и элементов строения встречаются термины, связанные с птицами, животными и человеком. Чаще всего сопоставление происходит с петухом (курицей) и конем. Особо почитаемые места дома – порог, красный угол, печь и подпечье. Перед дверью обязательно есть порог (под ним жил домовой, это символ границы между «своими» и «чужими» мирами). Вопросы:1. Почему хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог? Ответ: Оттряхивает прах мира; Вопрос:2. Заходя в чужой дом, гости переступают через порог. Почему? Ответ: Показывают, что пришли в этот дом с добром. Вопрос: Кто из вас участвовал в заселении в новый дом или квартиру? Как это происходило? Заселение в дом. (Презентация, слайд 18) При переселении в новый дом из старого приносили икону, квашню, каравай хлеба с солью. Новый дом – неизведанное, опасное пространство – первым хозяева пускали петуха – защитника от всего вредоносного. Петух считался хозяином дома. При переходе в новый дом хозяин нёс петуха, а хозяйка – кошку. По действиям петуха определялся глава семьи: если петух шёл в красный угол, значит, хозяином будет мужчина; а если в другое место – значит, женщина. Появление петуха в красном углу или у печи сулило богатую и счастливую жизнь. Если петух запоет, значит, жизнь семьи в новом доме будет веселой [1]. Над входом в дом и в хлев втыкали челюсть щуки или прибивали подкову. Кроме подковы карелы-людики березовым дегтем рисовали над входом крест, который потом ежегодно в Егорьев день обновляли, или рисовали заново (рис.15). Хозяйка или хозяин просили разрешения у домового: (Презентация, слайд 19) Пример: Кипрушова Л.Д. Данное заклинание повторяют по три раза, кланяясь в три угла, начиная с угла на восход солнца. Также просят домовых принять каждого нового жителя дома (например, новорожденного) и животных в хлев. Вывод:Обереги для дома охраняют спокойствие жильцов, отгоняют нечистую силу, защищают от дурного глаза [7]. Это такое же духовное богатство, как фольклор, деревянное зодчество или другие памятники культуры. Закрепление материала: (Презентация, слайд 20) Определите значении символов. Ответ: Круг Символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства. Круг – это солярный символ, что обусловлено не только формой, но и круговым характером суточного и годового движения солнца. Одной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего пространства. Эта фигура связывается с защитой (магический круг, очерченный для защиты от нечистой силы, используется в различных традициях). Круг – одна из форм созидания пространства. Внешне круг символизирует целостность универсума, вписанный в него квадрат – пространство обитаемого мира, тогда как круг внутри квадрата содержит сокральный объект почитания. В силу того, что круг традиционно соотносится с солнцем и рассматривается как самая совершенная из фигур, превосходящая прочие, господствующая над ними, то верховное божество также представляется в виде круга. Крест. В различных культурах символизирует высшие сакральные ценности: жизнь, плодородие и бессмертие. Связан с символикой солнца и представляет собой изображение спиц солнечного колеса (двух перпендикулярных диаметров круга). Крест воплощает единение противоположностей: духа и материи, мужского и женского, высшего и низшего, жизни и смерти. Крест может быть рассмотрен как космический символ: его поперечная перекладина символизирует горизонт, вертикальная стойка – ось мира; концы креста олицетворяют четыре стороны света . Квадрат. Геометрический символ, значение которого связывается с числом четыре, равенством, прямотой, единообразием, порядком, землей. В системе этических представлений с квадратом связываются истина, справедливость и мудрость. В психологическом отношении он ассоциируется с прочностью и устойчивостью. С квадратом обычно соотносится мужское начало, а с кругом – женское. Ромб. Может быть уподоблен Андреевскому кресту и рассмотрен в качестве образа взаимодействия. Также он воспринимается как символ матки, женских гениталий и в этом качестве связывается с плодородием. В тоже время в христианской иконографии ромб иногда выступает как атрибут Девы Марии. В древнерусском орнаменте ромб, разделенный на четыре части, является символом вспаханного поля. Слово. Это выражение созидательной деятельности (мир создан по слову Бога) и в тоже время образ господства(так как, давая имена, определяя предметы, провозглашая действия, человек оказывает влияние на облик вещей и ход событий). Двойственные функции слова прежде всего актуализируются в ритуалах. Древнейшие формы вербальной деятельности – заговоры, заклинания, плачи, просьбы – были разновидностью магических реалий, что обусловливалось пониманием слова в качестве не столько предшественника делу, сколько собственно дела: произнесение заклятья отождествлялось с совершением соответствующего действия. Домашнее задание: (Презентация, слайд 21) Составить кроссворд по темам «Обряды. Плачи. Заговоры», «Обереги карельского дома». |