Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.Планирование интегрированного урока 5-7 5.Формы интегрирования 7-8

  • Преимущества интегрированного урока

  • Функции межпредметных связей

  • Планирование интегрированного урока

  • Межпредметные связи в преподавании литературы

  • Литература и изобразительное искусство

  • Список используемой литературы

  • творческая работа. 1. Понятие интегрированного урока 34 Преимущества интегрированного урока 4 Функции межпредметных связей 5


    Скачать 46.06 Kb.
    Название1. Понятие интегрированного урока 34 Преимущества интегрированного урока 4 Функции межпредметных связей 5
    Анкортворческая работа
    Дата04.01.2022
    Размер46.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатворческая работа.docx
    ТипИнтегрированный урок
    #323723

    Оглавление



    1.Понятие интегрированного урока 3-4

    2.Преимущества интегрированного урока 4

    3.Функции межпредметных связей 5

    4.Планирование интегрированного урока 5-7

    5.Формы интегрирования 7-8

    6.Межпредметные связи в преподавании литературы 8

    1) Литература и изобразительное искусство.................................................. 8-11
    2) Литература и музыка...................................................................................11-13
    3) Литература и история..................................................................................13-16
    7.Заключение........................................................................................................16
    8.Список используемой литературы................................................................17

    Понятие интегрированного урока

    Интегрированный урок - это особый тип урока, представляющий собой слияние двух или нескольких дисциплин, при изучении одного понятия, темы или явления. При этом один из предметов является ведущим, т.е. системообразующим, а другие - вспомогательными, которые дают возможность понять, углубить и расширить материал ведущего предмета.

    В современных условиях постоянного роста запросов, которые предъявляются к школе, необходимо внедрение новых методик и технологий, соответствующих требованиям жизни. Навыки анализировать, обобщать, сопоставлять, давать собственную оценку тому или иному явлению - всё это пригодится ребятам и в дальнейшем обучении, и на работе. В современной системе образовательных технологий, межпредметные связи в обучении относят к группе технологий "воспитания в процессе жизни". Такой подход к образованию позволит заменить традиционное узкое разграничение предметной структуры, на гармоничное объединение частей в целое. "Предметная структура учебного плана таит в себе опасность того, что целое будет заслонено его отдельными частями, что из-за деревьев не станет видно леса"1. Действительно, разграничение предметов по отдельным наукам упрощает процесс приобретения знаний, но при этом теряются качество и эффективность обучения. У школьников не возникает целостного представления о мире, о взаимной зависимости всех явлений друг от друга; вместо этого, у них остаются разорванные, узконаправленные понятия о различных науках. Это резко ограничивает свободное мышление и не способствует выработке личного мировоззрения. Всё это приводит к необходимости установления взаимной связи учебных предметов.

    Также, межпредметная интеграция в образовании очень актуальна в наше время, в связи с постоянно растущим уровнем развития науки и новыми требованиями к специалистам. Важно иметь универсальные знания, применимые к разным наукам, ценится умение творчески подойти к решению проблемы, критически оценить ситуацию.
    Преимущества интегрированного урока

    1) Интегрированные уроки более содержательны по сравнению с традиционными.

    2) Интеграция даёт представление о целостности мира, о взаимосвязи предметов и явлений.

    3) Интегрированный урок вносит разнообразие в процесс обучения, что немаловажно, т.к. зачастую дети быстро теряют интерес к предмету из-за однообразия.

    4) Интегрированный урок активизирует мышление учеников. Школьники учатся сопоставлять, сравнивать, находить связи между предметами и явлениями.

    5) Интеграция развивает воображение ребёнка, его образное мышление, стимулирует к творческой деятельности, даёт возможность использовать приобретённые знания в жизни.

    6) Интегрированные уроки позволяют углубить и расширить знания учеников, посмотреть на изучаемый предмет под другим углом, с разных точек зрения.

    7) Интегрированный урок мотивирует учеников к познавательной и исследовательской деятельности, расширению сферы своих знаний и умений.

    8) Интегрированные уроки развивают оценочные умения, общие интересы ученика, помогают выработать личное мировоззрение, приучают к самостоятельной работе.

    9) Также, интегрированные уроки повышают профессионализм педагога, открывают для него новые творческие возможности в преподавании.


    Функции межпредметных связей

    Функции межпредметных связей делятся на:

    Образовательные – способствуют выработке целостного представления о мире, процессах и явлениях.

    Воспитательныеповышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции. Психологической основой исследования, раскрывающих взаимодействие образовательных и воспитательных функций межпредметных связей, выступает закономерное единство сознания, чувств и действий в психической деятельности человека. Обеспечение этого единства в обучении есть одно из педагогических условий комплексного подхода, направленного на формирование мировоззрения как интегрального личностного образования.2

    Развивающие стимулируют развитие эрудиции, оценочных умений, стремление узнавать новое.

    Все функции межпредметного обучения взаимосвязаны и в совокупности повышают качество и эффективность образования, позволяя сформировать культурного и интеллектуально развитого человека.
    Планирование интегрированного урока

    Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

    Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

    Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

    • свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

    • состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;

    • форму интегрирования;

    • характер связей между соединяемым материалом;

    • структуру (последовательность) расположения материала;

    • методы и приёмы его предъявления;

    • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

    • способы увеличения наглядности учебного материала;

    • распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;

    • критерии оценивания эффективности урока;

    • форму записи подготовленного урока;

    • формы и виды контроля знаний учащихся на данном уроке.


    После постановки и формулирования цели, учитель начинает отбор нужного материала для интегрирования. Учитель может сделать это самостоятельно, либо сотрудничая с учителем того предмета, который является вспомогательным в интегрировании. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть лишь та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью задания. Таким компонентом становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения.

    Далее составляется подробный план урока. Необходимо тщательно продумать и записать каждый этап урока и время, которое понадобится на каждый из этапов. Скорее всего на уроке понадобятся какие-нибудь дополнительные материалы (раздаточные материалы или наглядные пособия, дополнительное оборудование). Если урок проводят два учителя, то ни один из них не должен оставаться в стороне, даже если его предмет является вспомогательным в интеграции. Он может помогать детям, задавать им наводящие вопросы, помогать подготовиться к следующему этапу другому учителю и т.д. Интегрированный урок по своей сути очень ёмок в информативном плане, поэтому следует избегать его перегруженности; очень важно, чтобы дети не устали от обилия новых знаний и сохраняли активное внимание и участие на протяжении всего урока. Лучше всего, если ученики по окончании урока сами определят связи каких предметов осуществлялись.

    Учителя должны постараться сделать интегрированный урок живым и интересным для детей, чтобы привлечь их внимание к предметам, усилить их интерес к познанию.
    Формы интегрирования

    Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:

    • предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;

    • понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;

    • мировоззренческая, когда производится духовно - нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;

    • деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;

    • концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.

    Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.
    Межпредметные связи в преподавании литературы

    Знания в области смежных с литературой наук и искусств содействуют более осмысленному и глубокому взгляду на литературные явления, литературный процесс. Интегрированный подход к изучению литературы помогает ученикам убедиться в сложности и богатстве родной культуры.

    Связи литературы с русским языком и историей традиционны, как и взаимодействие литературы с музыкой и изобразительным искусством. При этом необходимо понять сущность, виды и функции взаимосвязей.3

    В следующих главах приведены примеры связей урока литературы и изобразительного искусства, литературы и музыки, литературы и истории.
    Литература и изобразительное искусство

    Использование произведений искусства на уроках литературы на разных этапах обучения различно. Ученикам средних классов это необходимо, прежде всего, для пополнения багажа знаний и визуального опыта, а также для использования наглядных зрительных образов. В старших классах изобразительное искусство выполняет более сложные и глубокие задачи: проследить внутреннюю логику развития литературы и изобразительного искусства, установить причинно-следственные связи их поступательного движения, вскрыть общее, что было присуще литературе и изобразительному искусству на разных этапах развития, то особенное, что характерно для художественного слова и изображения.4

    К сожалению, в представлении большинства школьников виды искусства чётко разграничены, хотя все виды искусства находятся в тесной взаимосвязи. Интеграция литературы и изобразительного искусства даст детям представление о целостности мира искусства, разовьёт художественный вкус и творческие способности учащихся, поспособствует более тонкому и глубокому пониманию художественного образа, расширению рамок восприятия уже знакомых произведений. Чаще всего, выясняется, что знания школьников в области изобразительного искусства очень бедны, поэтому привлечение произведений знаменитых художников расширит культурный багаж детей, увеличит интерес к искусству в целом.

    Однако, важно помнить, что литературное произведение всё-таки первично, а изобразительное искусство только помогает расширить и углубить знакомство с ним; также, отнюдь не каждая тема нуждается во "внедрении" изображений. К примеру, при изучении лирических произведений важно, чтобы было задействовано воображение самого ребёнка, его собственное умение создавать зрительные образы, ассоциации, а изображения только представят готовую "подсказку", не дадут развиться творческому потенциалу школьника. Поэтому, прежде чем внести в урок литературы долю изобразительного искусства, учитель должен решить насколько оно гармонично впишется в контекст урока и насколько эффективно будет "работать" для выполнения поставленных задач. Отбор произведений искусства учитель осуществляет в зависимости от уровня художественной подготовки учащихся, своих предпочтений, наличия необходимых материалов и т.п. Вот некоторые из задач, которые учитель должен ставить перед собой, интегрируя уроки литературы и изобразительного искусства:

    1) вызвать интерес школьников к искусству и дальнейшую познавательную деятельность в расширении своих знаний;

    2) углубить понимание специфики и особенностей художественной литературы и других искусств;

    3) развить художественный вкус и творческий потенциал учащихся;

    4) развить оценочные способности школьников: умение дать отзыв на то или иное произведение, аргументировано высказывать свою точку зрения, при этом уважая мнение других детей;

    Далее приведено несколько основных направлений работы педагога по использованию произведений изобразительного искусства из статьи опытного методиста Щирякова Н.Н.:

    1. Изучение биографии писателя. можно привлечь на уроки произведения портретной живописи, графики, скульптуры, монументальные памятники.

    2. Работа над идейно-художественным содержанием литературных произведений. Важными компонентами уроков могут стать произведения изобразительного искусства, близкие по тематике, проблематике, художественным образам к произведениям литературы, "созвучные с ними".

    3. Изучение монографических (обзорных) тем ("Общественно-политическая обстановка в России первой половины ХIX века" и др.). В изложение материала включаются выдающиеся произведения изобразительного искусства, определявшие основные этапы его развития.

    4. Изучение вопросов теории литературы. понятия о классицизме, романтизме, критическом реализме, жанре, композиции и т.п. раскрываются не только на литературном материале, но и параллельно на известных произведениях изобразительного искусства.

    5. Работа над сочинением Учащиеся пишут сочинения по произведениям живописи, графики, скульптуры, а также готовят доклады, рефераты по таким темам: "Классицизм в русской литературе и изобразительном искусстве", "Образы крестьян в изображении А.С. Пушкина и А.Г. Венецианова", "Мертвые души" в творчестве Н.В. Гоголя и П.А. Федотова, "Герои Н.В. Гоголя в иллюстрациях А.А. Агина и П.М. Боклевского", "Становление и развитие реализма в русской литературе и изобразительном искусстве" и тому подобные темы.


    Гетманский М.И. в своей работе отмечает, что картина помогает найти слова, яркие и образные, содействует обогащению и улучшению устной и письменной речи учащихся, позволяет глубже раскрыть образную систему художественного произведения.5

    Привлечение произведений изобразительного искусства при изучении литературы, позволяет качественно повысить уровень обучения. Интересно построенные интегрированные уроки активизируют творческие способности детей, позволяют закрепить знания о произведениях живописи, скульптуры, графики и связать их с писателем или художественных произведением.
    Литература и музыка

    Музыка и художественная литература оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу человека. Восприятие художественного образа становится намного сложнее и глубже при привлечении музыки. Даже когда содержание произведения уже известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его частью себя, как, возможно никаким другим способом. Интеграция литературы и музыки решает важную задачу общего развития школьников и их эмоционально-эстетического воспитания.

    Каким образом можно внести вспомогательный компонент музыки на уроках литературы?6

    1. В работе над образом литературного героя можно показать роль и место музыки в его жизни, связь его художественных интересов с характером и взглядами, жизненной позицией.

    2. Включение в рассказ о жизни писателя фактов, примеров, говорящих о его отношении к музыке, прослушивание любимых музыкальных произведений данного автора расширяют представление учащихся о личности писателя, знакомят их с миром его духовных запросов и интересов. Однако, обращаясь к такого рода материалам, надо избегать натяжек, включать подобные дополнения лишь тогда, когда они существенны, характерны для обрисовки личности писателя.

    3. При изучении прозы можно обратиться к "музыкальным страницам" в художественном произведении. Например: "музыкальные страницы" в романе Л. Толстого "Война и мир", в романе Чернышевского "Что делать?", в рассказе Тургенева "Певцы", в романе Горького "Мать". Такой материал помогает анализу произведения, обостряет внимание к тексту.

    4. Анализируя лирические произведения, целесообразно обратиться к музыкальным интерпретациям, которые углубляют восприятие поэтического текста, помогают понять его идею.

    5. Музыка может служить фоном, для придания уроку нужной атмосферы и эмоционального настроя. А чтение под музыку стихов о природе сделает его ещё более выразительным.

    Таким образом, привлекая музыку в преподавание литературы, можно добиться эффективных результатов в эмоциональном восприятии художественных произведений, развитии фантазии и образного мышления у школьников.
    Литература и история

    На сегодняшний день очень актуальная проблема межпредметных связей уроков литературы и истории. Зачастую, роль исторических знаний истолковывают очень однобоко: применение исторических сведений для объяснения творчества писателя или содержания художественного произведения. Между тем, гораздо эффективнее разработать комплексный подход к интегрированию: совокупность форм, приемов, методик работы по формированию системы исторических знаний и взглядов, которые дадут возможность с достаточной глубиной разбираться в литературных явлениях, оценивать авторскую позицию и т.д. При этом на таких интегрированных уроках закрепляются и уточняются уже полученные знания на уроках истории.

    Вот некоторые из возможных приёмов интегрирования литературы и истории:7

    1. Работа над "словарём эпохи": его составление, усвоение и практическое использование в процессе изучения обзорных и монографических тем.

    2. Внимание к историческим датам и их роли в художественном произведении.

    3. Привлечение документального материала исторического значения на уроках литературы.

    4. Подготовка исторического комментария к изучаемому художественному произведению.

    5. Воссоздание картин эпохи путём словесного рисования.

    Пояснения к приведённым выше приёмам.

    С помощью такого словаря школьники лучше усваивают и используют понятия, необходимые для работы над различными темами, а также начинают более активно пользоваться специальной лексикой.

    Чтобы составить "словарь эпохи" ученики должны проанализировать лексику данной главы учебника истории, выделить в ней новые и основные понятия, распределить их по нужным рубрикам: общественно-политическое движение, философия, наука, искусство, если необходимо, проверить их значение по словарю. Ученик должен уметь объяснить, почему выбранная им лексика соответствует именно этой эпохе и является ключевой для данного периода. Такие материалы в дальнейшем могут привлекаться для анализа художественных произведений. Это поможет школьникам глубже понять позицию и идеалы писателя, убеждения и характеры героев, а также более широко и полно раскрыть содержание изображаемой эпохи.

    Особое внимание следует обратить на роль дат в художественном произведении. "Они помогают представить изображенные в книге события общественной и частной жизни в контексте времени, объяснить особенности личности, характер мировоззрения, политических убеждений, поведения героев, живущих и действующих в то или иное время. Чаще всего, ученики обращают внимание только на дату создания произведения и не замечают конкретные даты в тексте, которые встречаются в связи с развитием сюжета или изложением биографии персонажей. Учитель должен показать учащимся роль даты, как художественный приём писателя, используемый для обрисовки персонажей и раскрытия своей позиции. Разобраться в этом можно либо по ходу чтения и анализа произведения, либо посвятив часть одного из уроков специальной проблеме "Роль исторической даты в художественном произведении".

    Очень эффективна работа с документальным материалом исторического характера. К нему относятся партийно-правительственные документы, законодательные акты, выдержки из статей и выступлений выдающихся государственных и общественных деятелей, прокламации, воззвания, приказы, архивные материалы, опубликованные в печати, - т.е. документы, точно передающие содержание эпохи. Привлечение исторических документов при изучении литературы преследует следующие цели8: 1) создать портрет эпохи, необходимый для полноценного восприятия историко-литературного процесса и конкретного художественного произведения; 2) разъяснить позицию автора, его творческий замысел, раскрыть особенности его биографии; 3) сопоставить документ и его художественное истолкование в произведении в соответствии с авторским замыслом; 4) разъяснить отдельные детали текста, даты, намёки на исторические события и исторических лиц.

    Немаловажна для закрепления полученных знаний самостоятельная работа с комментарием к художественному произведению. В 9-м классе, как правило, учитель сам комментирует присутствующие в тексте события, даты, документы. В 10-м и 11-м классах к такой работе можно привлекать самих учащихся.

    Для внесения разнообразия и творческой атмосферы в урок литературы, можно попробовать обратиться к ролевой игре. Леонов С.А. предлагает в своей работе9 создать "творческую группу" по анализу текста и распределить в ней следующие роли: историк, литературовед, чтец или чтецы (если необходимо чтение по ролям), ведущий (или корреспондент литературного журнала). Для комментирования выбираются наиболее важные главы из художественного произведения. "Литературовед" вооружается по совету учителя соответствующими работами; чтец отбирает эпизоды и готовит их выразительное исполнение; "историк" поясняет упомянутые в тексте исторические даты, события, деятелей - он вместе с литературоведом пытается определить их роль в тексте. Ведущий заранее с помощью справочного материала готовит для историка и литературоведа вопросы и задаёт их, если считает комментирование недостаточно полным. Литературовед и историк могут отвечать на вопросы по-разному и даже спорить друг с другом. Каждая группа работает над одной главой художественного текста.

    Подобная ролевая игра стимулирует речевую активность детей, развивает умение самостоятельно давать оценку художественных достоинств произведения, аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантно относиться к мнению других учеников, привлекает внимание учеников к деталям в тексте, формирует исторический подход к литературе, делает литературные и исторические знания более глубокими и сложными и установить прочные связи между явлениями в обеих науках.
    Заключение

    Постепенное и систематическое "внедрение" межпредметных связей в обучение позволяет:

    1. сформировать у школьников целостное видение мира, взаимную связь всех его элементов и процессов;

    2. углубить и конкретизировать уже полученные знания и расширить сферу их применения в жизни;

    3. расширить поле для творческой инициативы учащихся, их активной самостоятельной деятельности, а также вызывать познавательные интересы;

    4. укреплять творческое взаимодействие между учителями и учащимися;

    5. решить задачу нравственно-эстетического воспитания школьников;

    Интегрирование учебных предметов значительно повышает качество и эффективность обучения, позволяя получить целостное, а не обрывочное понятие о процессах и явлениях в мире, а также о реализации полученных знаний в жизни.


    Список используемой литературы


    1. Гетманский М.И. Работа с картиной на уроках литературного чтения и литературы// Изучение художественной литературы в школе/ Под ред. Н.В. Колокольцева. - М., 1959.

    2. Леонов С.А. Исторические знания на уроках литературы в старших классах// Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Под ред. Е.Н. Колокольцева. - М., 1990.

    3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. – Л., 1984.

    4. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под. ред. Е.Н. Колокольцева. М.: Просвещение, 1990.

    5. Проблемы преподавания литературы в средней школе. - М., 1985.

    6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.

    7. Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчинской Н. А. И др. – М.:Просвещение, 1972.

    8. Щиряков Н.Н. Произведения изобразительного искусства на уроках литературы// Искусство и школа: Кн. для учителя/ Сост. А.К. Василевский. - М., 1981.


    1 Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.

    2 Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчинской Н. А. И др. – М.:Просвещение, 1972.

    3 Проблемы преподавания литературы в средней школе. М., 1985.С. 185

    4 Щиряков Н.Н. Произведения изобразительного искусства на уроках литературы// Искусство и школа: Кн. для учителя/ Сост. А.К. Василевский. - М., 1981. С. 189

    5 Гетманский М.И. Работа с картиной на уроках литературного чтения и литературы// Изучение художественной литературы в школе/ Под ред. Н.В. Колокольцева. - М., 1959. С. 140

    6 Проблемы преподавания литературы в средней школе. - М., 1985.

    7 Леонов С.А. Исторические знания на уроках литературы в старших классах// Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Под ред. Е.Н. Колокольцева. - М., 1990. С. 83

    8 Леонов С.А. Исторические знания на уроках литературы в старших классах// Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Под ред. Е.Н. Колокольцева. - М., 1990. С. 93

    9 Леонов С.А. Исторические знания на уроках литературы в старших классах// Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Под ред. Е.Н. Колокольцева. - М., 1990. С. 96


    написать администратору сайта