Вся история россии. Блок - схема по истории России. Конспект по внешней политике россии, xvi конец xix вв
Скачать 0.63 Mb.
|
Медный бунт. 1662 г.Изнурительные войны середины XVII в. = истощение казны. 1654-1655 г. – моровая язва. 1654 г. – правительство начинает чеканить медные монеты вместо серебряных. Гиперинфляция. Медных рублей (в т.ч. фальшивых) так много, что к 1662 г. за 1 серебряный рубль дают 8 медных. НО налоги – серебром, цены основаны на серебре, жалование – медью голод восстание москвичей. Лето 1662 г. – разгромив дворы бояр и купцов, ушли в Коломенское к царю. «Держали царя за рукава, яли за пуговицы» (Григорий Котошихин «О России в царствование царя Алексея Михайловича») В то время, как царь разговаривал с толпой, бояр Хованский привел стрельцов, которые расправились с восставшими. 7.000 погибших. Правительство вынуждено пойти на прекращение чеканки медных денег, а впоследствии – заменить их серебряными. Поход Василия Уса«С Дона выдачи нет» Успешные походы против Турции и Крыма. 1658-1660 гг. – турки и крымчане перекрыли выход в Азовское и Черное моря. Укреплен Азов, т.к. все чаще Каспий = объект нападения. 1666 г. – 500 казаков (глава - Василий Ус) преприняли поход с Дона через Воронеж на Тулу. Хотели получить средства к существованию и предложить свои услуги правительству в войне России с Польшей. В отряды вливались новые беглые и посадские. 3.000 чел. С большим трудом (с помощью регулярных войск) В.Уса и K удалось отправить обратно за Дон. Поход Уса = предвестник крестьянской войны С.Разина. Церковные реформы НиконаРасширение связей с Украиной и греческим Востоком необходимость унифицирования обрядов Распространение книгопечатания необходимость унифицирования церковных книг Конец 40-х гг. XVII в. – Кружок ревнителей древнего благочестия. Царский духовник Стефан Вонифатьев (глава), настоятель Казанского собора Кремля Иоанн, царский постельничий Ф.Ртищев (и его сестра Анна!), Никон, Аввакум. Предлагали унификацию по русским богослужебным книгам (Стоглаву 1551 г.) Но – не вышло. 1652 г. – Никон – московский патриарх настоял: так как надо укрепить дисциплину, порядок, нравственые устои духовенства, надо унифицировать обряды по греческому образцу (и посвященных в это действо будет меньше, ведь не все знают греческий язык). РасколРеформы в условиях массового народного недовольства протест со стороны части бояр и иерархов церкви (боялись, что реф. подорвут доверие народа к церкви)
1654-1656 – борьба двух течений («за» старообрядцев была вначале жена Алексея Михайловича. Царица Анна Ильинична Милославская, она же поддерживала боярыню Морозову и ее сестру Урусову – обе были ученицами Аввакума ) 1656 – Собор, отлучивший старообрядцев от официальной церкви. Они - еретики Старообрядцы – горожане, крестьяне, стрельцы (ухудшение своего положения – реформа!); бегут в Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь основание старообрядческих поселений. Раскол = форма протеста. Протопоп Аввакум и единомышленники сосланы в Пустозерск; 14 лет в земляной тюрьме; сожжены заживо. «Огненное крещение» старообрядцев – самосожжение в ответ на приход «Никона-Антихриста». Между тем, Никон добивается титула «великого государя». 1658 г. – демонстративно уезжает из Москвы и требует подчинения ему светской власти. 1666 - Никон лишен сана патриараха, сослан и Феррапонтов монастырь под Вологдой. После смерти АМ возвратился из ссылки и умер в 1681 г. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре. Нов. Иерусалим = копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Никон считал, что Москва = центр православия и мирового христианства. Но раскол – продолжался. 1668-1676 г. – Соловецкий монастырь – центр старообрядчества. 1676 г. – предатель впустил через тайный ход царские войска. Живы 50 из 600. Старообрядчество продолжало преследоваться как церковными, так и государственными методами. Внешняя политика России в XVII веке. |