Главная страница

Вернадсий - опорный конспект. Конспект работы В. И. Вернадского Научная мысль как планетное явление


Скачать 53.65 Kb.
НазваниеКонспект работы В. И. Вернадского Научная мысль как планетное явление
Дата04.06.2022
Размер53.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВернадсий - опорный конспект.docx
ТипКонспект
#569233

Опорный конспект работы В.И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление» в вопросно-ответной форме

https://bstudy.net/673146/estestvoznanie/osnovnye_polozheniya_sinergetiki

1.На какой недостаток философии указывает В.И. Вернадский, будучи натуралистом?

Философия не учитывает «функциональную за­висимость человека, как природного объекта, и человечества, как природного явления, от среды их жизни и мысли» с.13. «Философия всегда основана на разуме и теснейшим образом связана с личностью. Философская истина всегда может быть подвергнута сомнению свободной, ищущей лич­ностью» с. 77. Для философии характерно «многоразличность представлений о ре­альности» с. 95.

2. Что вкладывает Вернадский в понятие «живое вещество»?

«Живое вещество биосферы есть совокупность жи­вых организмов, в ней живущих» с. 14. «…В морских глубинах живое вещество дол­жно местами проникать глубже 11 км… В стратосфере … живое вещество зашло уже за 40 км вверх от уровня геоида и быстро подымается» с. 16. В ходе геологического времени наблюдается, по-видимому, про­цесс непрерывного расширения границ биосферы: заселение ее живым веществом» с. 16.

3. На какие особенности живого вещества указывает Вернадский?


Живое вещество «обладает своей осо­бой организованностью и может быть рассматриваемо как зако­номерно выражаемая функция биосферы»; «находится непрерывно в становлении»; обнимает весь земной шар, «имеет резко обособленные размеры…» с. 15. Между косной безжизненной частью и живыми веществами «идет непрерывный материальный и энергетический обмен» с. 15. «…Биосфера является той единственной земной оболоч­кой, в которую проникают космическая энергия,… прежде всего лучеиспускание Солнца, под­держивающее динамическое равновесие, организованность: био­сфера = живое вещество» с.16. «Чрезвычайно характерна в строении биосферы ее физико-химическая и геометрическая (§ 47) разнородность» с. 17; происходит непрерывный биогенный ток атомов из живого вещества в кос­ное вещество биосферы, и обратно. Он выражается в их не прекра­щающемся никогда дыхании, питании, размножении и т.п.» с. 17.

4.Что включает в себя разнородное строения биосферы?


«Природными телами биосферы являются не только живые ор­ганизмы, но и газы, атмосфера, горные породы, химический элемент, атом, кварц и т.д. Помимо живых и косных природных тел в биосфере огром­ную роль играют их закономерные структуры… почвы, илы, поверхностные воды и т.п… Сама биосфера есть сложное планетное биокосное природное тело» с. 18. «В действительности биосфера является единым целым, большим биокосным естественным те­лом, в среде которого идут все биогеохимические явления» с. 162.

5.Как объясняет Вернадский появление ноосферы?

Новое состояние биосферы – ноосфера - связано с геологическим значением Homo sapiens, естественной научной работой мысли и является одной из форм ее выражения с. 19. Под влияни­ем человеческого труда, социальной деятельности человечества «биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу» с. 20. «…Ноосфера-царство разума» с. 26. История научной мысли… есть одновремен­но история создания в биосфере новой геологической силы, «она не случайна, как всякое природное явление, она законо­мерна, как закономерен в ходе времени палеонтологический про­цесс, создавший мозг Homo sapiens…» с. 26. «Научная мысль… не может быть обратимым явлением,… она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени. В этом отношении ход научной мысли, например в создании машин… аналогичен ходу размножения организмов» с. 26.

6. На какие особенности эволюционного процесса обращает внимание ученый?

Вернадский обращает внимание на необратимость эволюционного процесса; на отсутствие прямых линий и ярко выраженной кривизны форм жизни; на допустимость «в пространстве, в котором мы живем, проявление геометрических свойств, отвечающих всем трем формам геометрии – Евклида, Лобачевского и Римана» с. 24.

7. Как Вернадский обосновывает понимание планетарности ноосферы?

«Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты…» с. 27. Закончен «охват всей поверхности биосферы единым соци­альным видом животного царства – человеком. Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению» с. 27. «Этот процесс – полно­го заселения биосферычеловеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан… с ус­пехами техники передвижения, с возможностью мгновенной пе­редачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете» с.28. «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и мо­жет – должен – мыслить и действовать… не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте» с. 29.

Заметки на полях – концептуальные положения

Вернадский утверждал, что создание ноосферы из биосферы «требует проявления человечества, как единого целого» с. 28. Рост и значение «культурной биогеохими­ческой энергии человечества» необходимы для формирования ноосферы. Наука в ноосфере является решающим фактором с. 99. Ноосфера связана с новой формой власти: «Реально это единство человека, его отличие от всего живо­го, новая форма власти живого организма над биосферой, боль­шая его независимость, чем всех других организмов, от ее усло­вий являются основным фактором, который в конце концов вы­явился в геологическом эволюционном процессе создания ноосфе­ры» с. 36.

8.Как Вернадский оценивает вклад философии?

Философское миропредставление «со­здает ту среду, в которой имеет место и развивается научная мысль. В определенной значительной мере она ее обусловливает, сама меняясь ее достижениями» с. 29. В философии проявляется идея единства всегочеловечества.Человек строит «свой идеальный мир неизбежно в жестоких рам­ках окружающей его природы, среды своей жизни, биосферы…» с.30. «В истории философской мысли мы находим уже за много сто­летий до нашей эры интуиции и построения, которые могут быть связаны с научными эмпирическими выводами… нашего времени» с. 30. «Реально и ясно мы видим их рост только в XVIXVII вв. в представлениях и построениях Ф. Бэкона (1561–1620), ярко выдвинувшего идею власти человека над природой как цель новой науки» с.31. «Скептические формы философского мышления исходят из примата науки в ее области над философией и религией. Они признают, что в областях, охваченных научной работой, роль фи­лософии связана главным образом с анализом научных понятий, используя многовековую работу, в ее историческом проявлении, философского мышления» с. 181. «Наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствии» с. 181. «…Должна обращать сейчас на себя внимание биологов философия холиз­ма» с. 181.

9.На чем, по мнению ученого, основываются преимущества науки?

Наука «строит и направ­ляет техническую работу человечества, переделывающую био­сферу» с.32. К процессу всемирной истории нужно подойти чисто научно, оставляя в стороне вся­кие представления, не вытекающие из научных фактов, «создавая новое научное понимание исторического процесса жизни человека» с. 33. История научного знания – одна из жизненно важнейших научных дисциплин человечества с.38. Примат научной мысли в своей области – научной работе – всегда существует…» с.46. «Действие является ха­рактерной чертой научной мысли…с. 48. «Научная мысль – научное творчество – научное знание идёт в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны, и самим существованием своим они возбуж­дают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчис­ленный крупный и мелкий источник роста научного знания» с. 48. «…Среда жизни влияет на научную мысль» с. 49. «…Научная мысль есть социальное явление, а не только создание отдельных выдающихся умов. Им должны предшествовать условия социальной жизни, в которых отдельная личность получила бы возможность приводить свою мысль в действие в социальной среде» с.55. Научная мысль выявилась, с одной стороны, «в форме логической обязательности и логи­ческой непререкаемости ее основных достижений и, во-вторых, в форме вселенскости, охвата ею всей биосферы, всего человечества, – в создании новой стадии её организованности – ноо­сферы» с. 64. «Примат науки над философскими конструкциями в XX веке не может сейчас возбуждать сомнений» с. 88.

10.Какие важные исторические сдвиги выделяет Вернадский?

«…Когда человек овладел огнем и стал делать первые орудия, он положил начало своему преимуществу перед высшими живот­ными, борьба с которыми заняла огромное место в его истории и окончательно, теоретически, кончилась несколько столетий назад с открытием огнестрельного оружия» с. 34. «Благодаря открытию огня человек смог пережить ледниковый период…» с. 34.

«…Другой сдвиг – приручение стадных животных и выработка культурных растений. Человек этим путём стал менять окружающий его живой мир и создавать для себя новую, не бывшую никогда на планете, живую природу» с.34. «…Образование больших поселений (городов и сел), а следовательно, возможность образования государственных структур, резко отли­чающихся и по существу от тех специальных форм, которые вы­зываются кровной связью» с. 34.

По мнению Вернадского, историю человечества создают три фактора. Идея «единства человека, резкого его отличия от всего живого и стремления овладеть окружающей природой проникают и созда­ют всю историю человечества» с. 36.

11. Насколько высока, по Вернадскому, зависимость от среды обитания?

«Исто­рия человечества, так же как жизнь каждой отдельной человече­ской личности, не может быть оторвана и рассматриваема от­дельно от её «среды» с.45. «Существование факторов, «от среды» незави­симых, в науке не принимается, исходя из признания единства реальности, единства космоса» с.46. Развитие науки в XX в. выяснило «три раздельных пласта реальности, в преде­лах которых замыкаются научно устанавливаемые факты. Это пласты: явления косми­ческих просторов, явления планетные, нашей близкой «при­роды», и явления микроскопические…»с. 46.

12. К каким выводам, показывающим значение научного творчества, приходит автор?

«1. Ход научного творчества является той силой, которой че­ловек меняет биосферу, в которой он живёт.

2. Это проявление изменения биосферы есть неизбежное, со­путствующее явление росту научной мысли.

3. Это изменение биосферы происходит независимо от челове­ческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.

4. А так как среда жизни есть организованная оболочка пла­неты – биосфера, то вхождение в неё, в ходе её геологически длительного существования, нового фактора её изменения – научной работы человечества – есть природный процесс перехо­да биосферы в новую фазу, в новое состояние – в ноосферу.

5. В переживаемый нами исторический момент мы видим это более ясно, чем могли видеть раньше. Здесь вскрывается перед нами «закон природы» с.51.

13. Как, по мнению Вернадского, следует оценивать разум?

Разум – это новый мощный гео­логический фактор, вносимый появлением человека в историю плане­ты, который по возможным последствиям превосходит «тектонические переме­щения…» с. 52. «Появление разума и наиболее точного его выявления – орга­низации науки – есть первостепенный факт в истории планеты, может быть, по глубине изменений превышающий всё нам изве­стное, раньше выявлявшееся в биосфере. Он подготовлен мил­лиардом лет эволюционного процесса…» с. 53. «Без образования мозга человека не было бы его научной мыс­ли в биосфере, а без научной мысли не было бы геологического эффекта – перестройки биосферы человечеством» с.53.

14. Как Вернадский описывает исторический процесс возникновения науки?

За 5–6 тыс. лет назад были сделаны «первые точные записи научных фактов в связи с астрономическими на­блюдениями за небесными светилами. Были созданы в области Месопотамии, в области одной из древнейших культур, их центры. Может быть, ещё раньше выявилась математика – как ариф­метика, алгебра, так и геометрия. Из потребностей земледелия и связанной с ним ирригации при создании культурных обществ были тогда же выработаны начала геометрии, а из потребностей сложного быта больших государств – торговли, военных и фискальных нужд – развились основы арифметики.

Археологические находки указывают, что около 3000 лет до Р.X. нуль и десятичный счёт были известны в доарийской ци­вилизации Мохенджаро в бассейне Инда, находившейся в кон­такте с Месопотамией.

Вместе с тем все указывает, что 6000–7000 лет тому назад миграции – передвижения людей тогдашних социальных образо­ваний (и связанное с этим знание – мореходство), их подвиж­ность были большими, чем это наблюдалось в последующее исто­рическое время» с. 56. Зафиксировано, «приручение стадных животных и открытие способов передви­жения по воде…»; «создание культурной приро­ды, домашних растений и животных» с. 57.

«Из эллинской науки развилась единая современная научная мысль человечества. Она прошла периоды застоя, но в конце концов развилась до мировой науки XX столетия – до вселенскости науки» с. 60. Китай оценивается Вернадским как «культура более новая, чем культура Египта и Халдеи, частью более древняя, чем эллинская. По-видимому, это незави­симый центр зарождения научного знания» с. 60.

«Столетия греческая наука работала в непосредственном контакте с халдейской и египетской наукой, с ними сливалась. Эллинская наука в эпоху своего зарождения непосредственно явилась продолжением усиленной творческой мысли доэллинской науки» с. 66.

«В Средиземноморье, из этих веками нараставших исканий поколений свободно мыслящих личностей, выросла эллинская научная мысль, которая, использовав научный опыт много­тысячелетней истории Крита, Халдеи, Египта, Малоазийских го­сударственных образований и, возможно, Индийского центра культуры, выдвинула в течение одного-двух поколений в VIVII вв. – людей, положивших начало эллинской науке. Мы с этим началом непрерывно генетически связаны в конструкции науки» с. 62. XVIXVII вв. привели «к созданию в Западной Европе, вне рамок государственных и религиозных отграничений, новой философии и новой науки» с. 63. «В XX в. мы видим новый резкий перелом в научном созна­нии человечества с. 63.

15.Что отличает научную мысль?

Правильность логических утверждений – (создание логики); поиски основных обобщающих идей в научно наблюдаемых фактах; создание математики; создание аппарата научных фактов с.61. «Основным явилось точное установление фактаи его проверка, выросшие, вероятно, из технической работы и вызванные потреб­ностями быта» с. 61. Важно подчеркнуть, что «научную мысль отличает общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений. Научные, ло­гически правильно сделанные действия, имеют такую силу только потому, что наука имеет свое определенное строение и что в ней существует область фактов и обобщений, научных, эмпирически» с.93.

«…Обще­обязательные научные истины не являются самоочевидными и должны во всех случаях непрерывно проверяться сравнением с реальностью. Эта реальная проверка составляет основную еже­дневную работу ученого» с.94.

  1. Как Вернадский характеризует перелом 20в.и состояние научной мысли?

«Философская мысль оказалась бессильной возместить связующее человечество духовное единство. Духовное единство религии оказалось утопией … Бессильной оказалась и госу­дарственная мысль создать это жизненно необходимое единство человечества в форме единой государственной организации. Мы стоим сейчас перед готовыми к взаимному истреблению мно­гочисленными государственными организациями – накануне но­вой резни.» с. 63

Резкое отличие научного движения XX в. от движения, со­здавшею эллинскую науку, ее научную организацию, заключается, во-первых, в его темпе, во-вторых, в площади, им захваченной – оно охватило всю планету, – в глубине, затронутых им изменений, в представлениях о научно доступной реальности, наконец, в мощности изменения наукой планеты и открывшихся при этом проспектах будущего»с.67. «наука одна и едина…» с. 95.

17. Каковы особенности науки нашей эпохи?

Нашу эпоху мы можем приурочить к самому концу ХIХ столетия, к 1895-1897 годам, когда были открыты явления, связанные с атомом. Она проявляется колоссальным накоплением новых научных фактов, со­здаются новые области научного знания, многочис­ленные новые науки, растет научный эмпирический материал, систематизируется и учитывается в научном аппарате все растущее количество фактов… Улучшается их систематизация и специализация науки… Научный ап­парат создан главным образом в XIX и XX столетиях Он пересматривается критически и уточняется в каждом поколении. «Научный аппарат из миллиарда миллиардов все растущих фактов, постепенно и непрерывно охватываемых эмпи­рическими обобщениями, научными теориями и гипотезами, есть основа и главная сила, главное орудие роста современной науч­ной мысли» с. 67. «Мы все больше специализи­руемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой – расширять охват его со всех точек зрения» с.67.

Заметки на полях – предпосылки расширения ноосферы в XXв.

«В XX в. одна единая научная мысль охватила всю поверхность планеты, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной мысли и научного искания. Это – первая основная предпосылка перехода биосферы и но­осферу. … Развертыва­ется взрыв научного творчества XX в., не считающийся с преде­лами и разграничениями государств. Всякий научный факт, вся­кое научное наблюдение, где бы и кем бы они ни были бы сде­ланы… становятся общим достоянием для критики, размышлений и научной работы» с. 80. «Наука одна для всего человечества…» с.81. В ХХ в. под влиянием интенсивного роста научной мысли «выдвинуто на первое место прикладное значение науки» с. 83; происходит рост новых областей научного знания; «границ исканиям научной мысли нет» с. 122.

Мы должны различать «три реальности: 1) реальности в области жизни человека, природные явления ноосферы и на­шей планеты, взятой как целое; 2) микроскопическую реальность атомных явлений, которая захватывает и микроскопическую жизнь, и жизнь организмов, даже посредством приборов не видную вооруженному глазу человека, и 3) реальность космических просторов, в которых Солнечная система и даже галаксия те­ряются, неощутимые в области ноосферического разреза мира. Это та область, которая отчасти охвачена теорией относитель­ности…» с.68. «К ранее известной области человеческой жизни (ноосферы), в которой до сих пор шло развитие науки, прибавились две новые, резко от нее отличные, – мир просторов Космоса и мир ато­мов и их ядер… » с.69.

  1. Как Вернадский отзывается о современном человеке?

«Homo sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппара­та. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое, и, несомненно, будут иметь будущее…» с. 69.

«Для натуралиста разум есть преходя­щее проявление высших форм жизни Homo sapiens в биосфере, превращающий ее в ноосферу: он не есть и не может быть ко­нечной, максимальной формой проявления жизни. Им не может явиться человеческий мозг. Человек не есть «венец творения» с. 101.

18.Каково положение науки в современном государственном строе?


Необходимы коренные изменения «положения науки и уче­ных в государственном строе» с.83; государство «не затрачивает значительных государственных средств на разрешение больших научных теоретических проблем, на задачи, далекие от современ­ной жизни, для ее будущего, в масштабе государственных потреб­ностей…» с.85. «Еще не вошло в общее сознание, что человечество может чрез­вычайно расширить свою силу и влияние в биосфере – создать для ближайших поколений сознательной государственной науч­ной работой неизмеримо лучшие условия жизни» с.85.

Ученые по своей инициативе используют для роста научного знания госу­дарственные средства «благодаря все увеличи­вающемуся признанию ее (науки) прикладного значения» с. 85. «…Требования науки не формулированы, конкретно их не­избежность и польза для человечества не осознаны; они не полу­чили выражения в социальной и государственной структуре» с.86. «Сознание основного значения науки для «блага челове­чества», ее огромной силы и для зла, и для добра, медленно и неуклонно изменяют научную среду» с.89. Начинают «вырисовывать­ся новые формы научного братства- внегосударственные орга­низованные формы мировой научной среды» с.92.

«В сущ­ности, научная мысль при правильном ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо она яв­ляется главным, основным источником народного богатства, осно­вой силы государства. Борьба с ней – болезненное, преходящее явление в государственном строе» с.98. «Государственная власть по существу идет при этой борьбе против своих интересов, по пути не поддержания силы государства, а поддержания определенного социального строя…» с. 99. «Социально-политическое давление на свободу научного иска­ния не может остановить научную мысль и научное творчество надолго…» с.99

Заметки на полях - о значении моральной стороны науки


«Вопрос о моральной стороне науки – независимо от религиоз­ного, государственного или философского проявления морали – для ученого становится на очередь дня. Он становится действенной силой, и с ним придется все боль­ше и больше считаться» с. 90. «Раз возникшее в ученой среде и неудовлетворенное чувство моральной ответственности за происходящее и убежденность ученых в своих реальных для действия возможностях не могут исчезнуть на исторической арене без попыток своего осуществ­ления» с. 91. Эта моральная неудовлетворенность ученого непрерывно ра­стет, «связана с глубочайшими проявле­ниями личности ученого, с основными побуждениями ее к науч­ной работе» с.91. Социально-политическое давление на свободу научного иска­ния не может остановить научную мысль и научное творчество надолго.

19. Как соотносятся, по мнению Вернадского, философия и наука ?


«…Философии можно и нужно учиться. Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира… Это живые человеческие документы величайшей важно­сти и поучения, но они не могут быть общеобязательны по сво­им выводам и заключениям, так как они отражают: 1) прежде всего человеческую личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество – нет двух тождественных; и отражают; во 2-х выработанное свои пони­мания реальности» с. 100.

«В основе философии лежит примат человеческого разума. Фи­лософия всегда рационалистична. Для философии разум есть вер­ховный судья; законы разума определяют ее суждения» с.101. «…Поскольку рабо­та философа направляется на размышление над реальностью во­обще, над естественными телами и над явлениями реальности в частности, ученый не может не считаться с работой философа, должен использовать его достижения, но не может придавать ей того же самого значения, какое он придает основной части своего знания» с. 102. «Философ… отстает все больше и больше от философской об­работки научного знания» с. 103. «… Философский анализ отвлеченных понятий, во множестве зарождающихся в новой науке, в ее новых пробле­мах и в научных дисциплинах, необходим для научного охвата новых областей» с.104. «Ученый должен пользоваться – быть в курсе творческой и ищущей философской работы – но не может забывать ее неиз­бежную неполноту и недостаточную точность определения естест­венных тел в области, его ведению подлежащих. Он всегда дол­жен вносить в выводы философа поправки…» с. 154.

Заметки на полях – острые вопросы

На страницах произведения встречаются проблемные вопросы: «существует ли особая область философского познания, осо­бое проявление разума – «внутренний опыт», – позволяющее философии вскрывать новые проявления реальности» с. 101; является ли «жизнь только земным, планетным явлением, или же она должна быть признана космическим выражением реальности, каким являются пространство-время, материя и энергия» с.148. Возможно, что «земная и даже планетная жизнь яв­ляется частным случаем проявления жизни…» с. 150. «Точно так же проблема единого Космоса, научно выражаемого, не может считаться научно решенной. Наша Земля входит как составная часть в Солнечную систему. Солнечная система – вме­сте с миллионами таких систем входит как неразрывная часть в определенный космический остров – определенную галаксию. Связаны ли между собою другие существующие галаксии?» с. 157.

20. Как Вернадский понимает философию науки?


«Граница между философией и наукой – по объектам их ис­следования – исчезает, когда дело идет об общих вопросах есте­ствознания. Временами даже называют эти обобщающие научные представления философией науки» с.105. «Тесная связь философии и науки в обсуждении общих вопро­сов естествознания («философия науки») является фактом, с ко­торым приходится считаться и который связан с тем, что и натуралист в своей научной работе часто выходит… за пределы точных, научно установленных фактов и эмпирических обобщений» с.105

21. Чем, по мнению ученого, наука отличается от всякого другого знания?

Наука «обще­обязательная и научно истинная. Этим она резко отличается от всякого другого знания и духовного проявления человечества – не зависит ни от эпохи, ни от общественного и государственного строя, ни от народности и языка, ни от индивидуальных раз­личий. Это: 1) Математические науки во всем их объеме.2) Логические науки почти всецело.3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом» с.117.

22. Какая форма энергии характеризует ноосферу?


«Живое вещество является носителем и создателем свободной энергии… Эта новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью чело­веческих обществ, рода Homo и близких к нему, сохраняя в себе проявление обычной биогеохимической энергии, вызывает в то же самое время нового рода миграции химических элементов, по раз­нообразию и мощности далеко оставляющие за собой обычную биогеохимическую энергию живого вещества планеты… Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культурыили культурной биогео­химической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу» с. 126.

23. Какие открытия изменили облик Земли?


Овладение энергией огня; энергией пара - прямое последст­вие открытия огня; приручение животных с. 136. «Открытие земледелия, создавшее независимую от дикой природы пищу, и открытие скотоводства, помимо его зна­чения для пищи, ускорившее передвижение [человека]» с.137. «В рабочем скоте он получил новую для него форму энергии, позволившую прокармливать большее количество населения, со­здавать большие поселения, городскую культуру, освобождаться от угроз голода, как неизбежного явления» «За две тысячи лет с лишним открыта бронза, по-видимому, одновременно в разных местах, а около 1400 лет до Р.X.– железо, которое в течение нескольких столе­тий вошло в употребление» с.144. «По мере овладения новыми источниками энергии… уменьшается количество лошадей и ослов или мулов, благодаря увеличению [количества] тракторов и автомо­билей» с.143.

Овладение «электричеством, радиоактивностью, овладение всеми хи­мическими элементами и их использование для потребностей че­ловека, создание телеграфа и радио, проникновение бурением на километры в глубь Земли и поднятие на воздушных машинах человека», кос­мические просторы с.144.

24. Что следует учитывать, характеризуя понятие жизнь»?


Понятия жизнь связано с «особым состоянием пространства – со­стоянием правизны-левизны живых естественных тел – живых веществ – и той части биокосных естественных тел, которая из них состоит» с. 164. Характеризуя жизнь следует сосредоточить внимание «на резком, энергетически-материальном отли­чии живых организмов от всех косных тел биосферы» с. 188. «…Жизнь есть планетное закономерное геологическое явление, строящее биосферу и ноосферу… и по своему энергетическому эффекту играющих в биосфере ведущую роль» с. 189.

Контрольные вопросы для самопроверки

1 Как Вернадский характеризует биосферу?

2. Что Вернадский связывает с понятием «ноосфера»?

3.На каких философов он ссылается? (Индийская философия, Конфуций, Будда, Лао-цзы, Демокрит, Пифагор, Платон, Аристотель, Бэкон, Гегель, Лейбниц, Маркс, Энгельс, Ортега-и-Гасет)

4. Как Вернадский описывает происхождение западной науки?

5. Как Вы понимаете идею «научного мозгового центра»? с. 93

6. Зачем нужна наука?

7. Какие три составляющие особенно важны в процессе исторического развития науки? (Математика, логика, научный аппарат, развитый Аристотелем и впоследствии сохраняющийся благодаря открытию книгопечатания 15 века)

8. Как соотносятся философия и наука?

9.Каково отношение государства к науке?

10.Какое определение Вы бы предложили понятию «жизнь»?( естественное тело, обладающее свойством размножения, кривизной, правизной-левизной).


написать администратору сайта